Еще одним источником права являлись различные постановления ханской власти, ярлыки, грамоты управителям и другие документы, сведения о которых частично дошли до нашего времени.
В архаичном монголо-татарском раннефеодальном праве правовые нормы не отличались от норм нравственных, религиозных. Так, по Ясе под страхом наказания запрещалось перепрыгивать через огонь, обмакивать руку в текущую воду, стирать одежду и т.д.
Из гражданско-правовых норм известен ряд правил о наследовании и семейно-брачных отношениях. При разделе имущества старший сын получал больше имущества, чем другие. Однако родительский очаг, будь то бедная юрта или даже целый улус, после смерти отца оставались младшему сыну.
Пока сыновья не становились взрослыми, имуществом управляла после смерти мужа старшая жена. Вообще в кочевом хозяйстве роль женщины была значительной – на ней лежало все домашнее хозяйство, на время похода мужа она оставалась управительницей хозяйства. При заключении браков невесты приносили приданое по достатку своего рода, а жених давал выкуп. Сыновья от старших и от младших жен, от законных жен и наложниц пользовались примерно одинаковыми правами лишь с некоторыми преимуществами сыновей от старших жен. Видимо это было связано с многоженством и особой заботой об увеличении числа воинов.
Положение детей характеризовалось безусловным повиновением родителям, прежде всего, отцу. Известны случаи продажи детей для спасения семьи от голода. Дочери правом наследования не пользовались, они получали лишь свою долю приданого.
Уголовные нормы не разграничивали преступления и гражданские правонарушения. За все предусматривались суровые наказания. Уголовное право отличалось исключительной жестокостью. Смертная казнь полагалась за измену, неповиновение хану и другим феодалам, самовольный переход из одного военного подразделения в другое, неоказание помощи в бою, ложь перед старшими в суде. За бегство с поля боя одного воина казнили весь десяток. Известны были и такие преступления, как убийство, грабеж, воровство. Во всех этих случаях виновные, как правило, подлежали смертной казни. За украденную лошадь потерпевшему надо было отдать 10 лошадей. Если у него их не было, то он расплачивался своими детьми, а при отсутствии детей повелевалось «зарезать его как овцу». Смертная казнь применялась также за преднамеренную ложь, колдовство, порчу. Смертная казнь, как правило, производилась публично, способами, характерными для кочевого образа жизни: посредством удавливания на веревке, привязывания к коням и разрывания на части и т.д.
Заключение
Дата добавления: 2014-12-30; просмотров: 1132;