Основные вехи истории Литвы
Обобщенная модель литовской истории выглядит следу- ющим образом: в третьем-втором тысячелетии до н. э. среди доистори- ческих археологических культур лесистой Восточной Европы появилась балтская культура. С I в. н. э. она уже попадает в поле зрения римской и других цивилизаций. Обычно считается, что такие культурные ценно- сти, как литовский язык, народное прикладное искусство и фольклор, а также литовское язычество пришли к нам именно из этих доисториче- ских глубин, хотя современные ученые чаще всего относят окончатель- ное формирование литовской языческой религии к периоду основания государства. Само государство – Великое княжество Литовское – было основано в середине XIII в., его первый правитель Миндовг (Миндаугас) даже успел принять крещение, а в 1253 г. – короноваться. Тем не менее, это осталось историческим эпизодом, хотя языческое государство посте- пенно становилось региональной державой или империей, завладевшей огромными просторами православных земель бывшей Киевской Руси. В 1387 г. Литва приняла католическое крещение, а ее часть – Жемайтия (Жмудь) – стала последним европейским регионом, принявшим христи- анство. Эти события завершили формирование христианской Европы.
В связи с опасностью, исходившей от Тевтонского ордена, Великое княжество Литовское постепенно укрепляло свои связи с Польшей, а в XV–XVI вв. переняло и христианскую западную культуру. В середи-
Герб ВКЛ «Витис» из гербовника
«Stemmata Polonica», серед. XVI в. (хранится в Париже)
не XVI в. ВКЛ заключило с Королевством Польским унию, на основании которой было сформировано объединенное госу- дарство – Речь Посполитая (Республика) Обоих Народов. В науке обычно считает- ся, что в XVII–XVIII вв. это государство дало европейской и всей мировой ци- вилизации весьма значимые феномены, которые могут быть выражены одной лаконичной формулой: хлеб, толерант- ность, демократия, конституция, барокко. Таким образом, Речь Посполитая Обоих Народов:
• обеспечила Запад зерном для выпечки хлеба (через Гданьск в Амстердам);
• создала почти неизвестную тогда на Западе традицию веротерпи- мости и шляхетской демократии;
• в XVI–XVIII вв. сделала Вильнюс, стоявший на рубеже двух ми- ров, единственной европейской столицей, где мирно уживались десять различных конфессий (а для иудейского мира он стал го- родом Виленского Гаона и «Северным иерусалимом»);
• основала Виленский университет – авторитетнейший по сво- ему влиянию и один из старейших университетов во всей Центральной Европе, давший миру известнейших миссионеров, святых и мучеников, поэтов, риторов и логиков;
• выпестовала признанную во всей Европе виленскую школу барокко;
• создала правовую традицию, которая в XVI в. дала Европе са- мые систематизированные на тот момент правовые кодексы – Литовские статуты, а в 1791 г. – самую первую в Европе письмен- ную конституцию.
Речь Посполитая Обоих Народов была уничтожена в конце XVIII в. в результате трех разделов ее территории между Россией, Австрией и Пруссией. Однако и в этих сложных условиях смогла зародиться вилен- ская школа романтизма, великими представителями которой стали Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий, а Виленский университет в то время смог удержать свои позиции в первой сотне европейских университетов. Это был целый мир традиций Речи Посполитой Обоих Народов, ко- торый так и не стал частью культуры Российской империи. Наоборот – его представители были объявлены великими предвестниками поль-
«Гедиминовы столпы» (вверху) и «Ягеллонов крест» (внизу)
из гербовника «Stemmata Polonica», серед. XVI в. (хранится в Париже)
ской культурной традиции, что позволило позднее назвать современ- ный им Вильнюс столицей польской культуры за пределами этнической Польши. Тем не менее, в результате уничтожения традиций Вильнюса, Литвы и Речи Посполитой Обоих Народов Россия смогла перенять та- кие возникшие на просторах ВКЛ явления, как баня и «горилка», или
«водка». Понятно, что этот вопрос пока слишком мало исследовался, но, например, известный во всем мире феномен «русских евреев» объ- ясняется очень просто – в Российской империи евреи могли жить толь- ко к западу от «черты оседлости», которая полностью совпадала с вос- точной границей бывшего ВКЛ или Речи Посполитой Обоих Народов. После раздела Речи Посполитой в 1791 г. российская императрица Екатерина II провела эту черту оседлости и перечислила конкретные губернии, в которых разрешалось жить евреям. Все эти территории были не чем иным, как территорией бывших ВКЛ и РПОН и, следова- тельно, «русские евреи» – это евреи Великого княжества Литовского, то есть Литвы, Белоруссии, Украины и Польши.
Самое восточное (500 км от Вильнюса) творение школы виленского барокко и ее известнейшего архитектора И. К. Глаубица – костел ордена кармелитов босых в Мстиславле. Фото А. Бумблаускаса
Как бы там ни было, но именно на этих просторах родились четыре со- временных государства Новейшего времени: Польша, Литва, Белоруссия и Украина. А кое-кто может добавить к этому списку и… израиль, по- скольку одну из существеннейших ролей в основании этого государства сыграли евреи здешнего происхождения, так называемые литваки.
После присоединения к России в 1795 г. Литва смогла восстановить независимость только в 1918–1919 гг., когда было основано государство, опиравшееся на новые национальные и демократические принципы – Литовская Республика. У ее истоков стоят и величайший литовский ху- дожник и композитор М. К. Чюрлёнис, и певец национального возрож- дения поэт Майронис, и патриарх литовской нации Й. Басанавичюс. А за ними идет целая плеяда современных художников, писателей, ар- хитекторов, которые всего за двадцать лет смогли коренным образом изменить облик и ландшафт Литвы.
Сегодня молодые историки характеризуют цивилизационные до- стижения той Литовской Республики весьма лаконично – сливочное
Одна из самых известных картин М. К. Чюрлёниса «Сказка королей», 1909 г.
масло, самолеты ANBO и баскетбол, имея в виду прогресс сельского хо- зяйства, проектирование и производство самолетов в Каунасе, а также две золотые медали литовской мужской сборной по баскетболу, заво- еванные на чемпионатах Европы в 1937 и 1939 г. именно эти ценности и воспоминания перечеркнул Советский Союз оккупацией Литвы в 1940 г. и ее повторной оккупацией в 1944 г. Однако даже понеся огром- ные потери, пережив Холокост литовских евреев, массовую высылку местного населения в Сибирь советскими властями, эмиграцию 1944 г. на Запад, Литва смогла подняться на многолетнюю «войну после вой- ны». Вооруженное сопротивление литовских партизан Советскому Союзу, продолжавшееся почти целое десятилетие после окончания Второй мировой войны (1945–1953), иногда считается самым крупным вкладом Литвы в европейскую историю XX в. Тем не менее, сегодня на роль творцов новой истории Литвы могут претендовать и основатели литовского движения «Саюдис», и вдохновители Балтийского пути, идейные лидеры борьбы за независимость (1988–1990), и герои 13 ян- варя 1991 г., которые смогли преодолеть пятьдесят лет аннексии своей
страны Советским Союзом, перестройку и в условиях нового нацио- нального возрождения восстановить независимость.
Еще одно знаменательное событие произошло в 2004 г. – Литва стала членом ЕС и НАТО.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1650;