ОЧИСТКА, ОТБЕЛКА И СГУЩЕНИЕ ЖИРНЫХ МАСЕЛ

 

Масла в неочищенном виде, кроме присущей им окраски, влияющей на цвет смешиваемых с ними красок, всегда имеют посторонние примеси, которые в значительной мере уменьшают быстроту высыхания и влияют, так или иначе, на прочность масляного слоя.

К числу посторонних веществ, обычно находящихся в масле, относятся вода и растительная слизь, принадлежащая к белко­вым веществам. Вода и слизь могут присутствовать в совер­шенно чистом на вид прозрачном масле и при продолжитель­ном стоянии масла оседают на дно сосуда. Прозрачность масла и его внешняя чистота, таким образом, далеко еще не свиде­тельствуют о его действительной чистоте, чего художнику не следует упускать из виду.

Простейшими и безвредными способами очистки масел являются следующие.

1) Отстаивание масел на солнечном свету в закрытых пробкою сосудах; в этом случае вещества, чуждые маслам, оса­ждаются на дно сосуда, и масла одновременно выбеливаются. Чем дольше выдерживается масло, тем лучшим оно становится по своим качествам. Во всяком случае, отстаивание должно про­должаться не менее двух лет.

Масло, налитое очень тонким слоем в плоские сосуды и предоставленное действию света и воздуха, в 2—3 летних дня становится бесцветным, как вода; масло в этом случае не только выбеливается, но и сгущается. В толстом слое его полезно про­дувать теплым воздухом.

2) Масло промывается горячей и холодной водой, которая более или менее часто меняется. Операция эта производится в бутылях, где масло взбалтывается с водой и выставляется на солнце, причем вода извлекает из масла слизь и другие посто­ронние вещества. Для лучшего отделения масла от воды к по­следней примешивается поваренная соль.

Тех же результатов достигают вымораживанием масла на сильном холоду; в этом случае все водные примеси в масле за­мерзают и удаляются фильтрованием масла при температуре не выше точки замерзания. Иногда масло обрабатывается сне­гом вместо воды.

3) Поваренная соль, будучи примешанной к маслу, извле­кает из него воду, вследствие чего все слизистые и другие вещества, содержащиеся в масле, при посредстве воды выде­ляются и осаждаются на дно. Хорошо действует сухая соль, взятая в количестве 2—3% масла, предварительно растертая в ступке с небольшим количеством его и введенная затем в масло.

Вместо одной поваренной соли рекомендуется брать смесь, состоящую из 1 части соли и 10 частей жженого гипса, которые растираются в кашицу с маслом и присоединяются к осталь­ному маслу. В последнем случае масло отстаивается в теплом месте несколько суток и не нуждается в фильтровании, так как становится совершенно чистым и без него.

4) Масла выбеливаются процеживанием через костяной уголь.

5) Недавно предложено выбеливать и очищать масла с по­мощью так называемого отбельного порошка, носящего назва­ние также флоридской, или фуллеровой, земли и представляю­щей природный алюминевомагниевый гидросиликат[55].

Отбельным порошком пользуются различно. Масло или фильтруется через толстый слой грубо измельченной флорид­ской земли, или же смешивается с тонко измельченным отбель­ным порошком и пропускается через фильтропресс. В послед­нем случае на 100 частей масла берется 5—8 частей отбельного порошка, который смешивается с нагретым до 80° маслом; тем­пературу последнего затем поднимают до 100°. Масло постоян­но помешивается и затем пропускается через фильтр. С по­мощью флоридской земли масло не только отбеливается, но из него, кроме того, извлекаются слизь и вода.

6) Так как масла, применяющиеся в живописи, не должны содержать в себе не только слизи, но и воды, т. е. должны быть «сухими», то можно рекомендовать простейший способ очистки их от названных примесей, который состоит в быстром нагревании их до 150—300°. В этом случае вода испаряется из масла, слизь же и белковые вещества (при 300°) свертываются, обращаясь в хлопьевидную массу, осаждающуюся на дно со­суда и увлекающую с собой другие посторонние вещества. Масла после этой операции приобретают способность высыхать более скоро, а также б значительной степени выбеливаются, так как при этом разрушаются и красящие вещества масла. Этот простой способ очистки масел не требует особых приспособле­ний и материалов и вместе с тем является в высшей степени действительным; не следует, однако, подвергать масло слишком высокой температуре и притом продолжительное время. Масло снимается с огня тотчас же, как только перестанут выделяться на его поверхности пузырьки и оно начнет сильно дымить.

7) К новейшим способам отбелки масел принадлежит обра­ботка их с помощью ультрафиолетовых лучей, получаемых от ртутной лампы. Свет этот носит название «увиолевого света»[56].

При длительном хранении растительных жиров (равно как и животных) с доступом воздуха, например в бутыле без проб­ки, во время операции выбеливания масла и т. п. наблюдается, как известно, частичное химическое изменение их состава, име­нующееся в общежитии прогорканием масла, причем прогорк­шее масло приобретает характерный запах и вкус. Объяснение этого явления находится в частичном разложении масла, с осво­бождением некоторых жирных кислот глицеридов, главным об­разом масляной кислоты, сообщающей маслам запах, и вкус и придающей им кислую реакцию.

Прогоркшие масла нейтрализуются высушенной нагреванием двууглекислой содой, которой берется для этого в количестве 5% по весу масла.

Производя очистку и отбелку масел, необходимо иметь в виду, что ценность этих операций для получаемого продукта далеко не равнозначна. Очистка масел имеет гораздо более важное значение для качества масел, нежели их отбелка. Дело в том, что плохо очищенное масло, имеющее посторонние при­меси: воду, слизь и пр., лишается способности быстро высыхать, не дает прочного нормального слоя и, следовательно, ста­новится малопригодным. Наоборот, очищенное, но имеющее окраску масло изменяет лишь цвет красок и притом главным образом белых и синих, что не представляет серьезного недо­статка, так как красильное начало растительного происхожде­ния, окрашивающее масло, в момент полного высыхания масла разрушается кислородом воздуха, причем все краски приобре­тают свойственный им оттенок, не исключая белил, которые становятся совершенно белыми.

Таким образом, отбелку масел можно и не доводить до полного совершенства, не нанося тем никакого ущерба для жи­вописи.

 








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 1042;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.