ВЫСЫХАЮЩИЕ ЖИРНЫЕ МАСЛА И ПРОЦЕСС ИХ ЗАТВЕРДЕВАНИЯ

 

Масла эти получаются главным образом выжиманием семян льна и мака. Семена, подвергающиеся выжиманию, нагреваются до известной температуры или же выжимаются холодными.

Масла, получаемые горячим прессованием, т. е. с нагрева­нием «мязги» (измельченных семян), приобретают более тем­ную окраску и содержат в себе большое количество посторон­них примесей; масла же, выжатые холодным способом, значи­тельно светлее и содержат меньшее количество их. К посторон­ним веществам, встречающимся в свежевыжатых маслах, относятся: слизь, крахмалистые и белковые вещества, соли неорганического происхождения, красящие начала, целлюло­за и пр.

Все названные примеси в масле ухудшают его состав, пор­тят его цвет, способствуют его прогорканию и замедляют его высыхание. Масла в чистом виде не имеют ни вкуса, ни запаха и не способны подвергаться порче. Для целей живописи наи­более пригодными поэтому являются масла, выжатые холодным прессованием и притом из сухих семян. На практике, однако, чаще применяется прессование с нагреванием мязги. При дли­тельном отстаивании масел посторонние примеси, заключаю­щиеся в них, оседают на дно сосуда, и масла становятся сво­бодными от них. Таким образом, качество масел с годами улуч­шается.

Высыхающие жирные масла способны обращаться при соприкосновении с воздухом в твердые вещества, притом в до­статочно короткий промежуток времени, почему они и приме­няются с давних пор для целей живописи и окраски; что касается сущности названного явления, то научное объяснение его началось лишь в позднейшее время.

Процесс высыхания растительных жирных масел, таким образом, значительно отличается от высыхания клеевых раство­ров или спиртовых лаков, где сущность процесса затвердевания заключается лишь в испарении воды и спирта и представ­ляет собой очень сложный процесс, в котором принимают уча­стие и химические и физические явления.

Затвердевание жирных масел сопровождается, с одной сто­роны, образованием летучих элементов, присутствие которых в воздухе, где находится свежая масляная краска, узнается по характерному запаху некоторых из них, хорошо знакомому каждому художнику; с другой — увеличением объема, а также веса масел[52].

В первом периоде затвердевания масла прибыль в весе пре­вышает потерю, в дальнейшем же длительном периоде происхо­дит лишь уменьшение веса и объема его, вследствие чего высох­ший слой масла подвергается сжиманию и натяжению, под влиянием которых и происходит образование трещин в слоях масляной живописи.

При затвердевании масел и масляных красок на поверхности их образуется пленка, которая с трудом пропускает воздух, по­чему процесс сквозного просыхания слоя задерживается на дол­гое время.

Масляная краска во всех условиях просыхает лучше в глу­бине ее слоя, чем слой одного масла, причем многие из красок энергично содействуют процессу затвердевания масел, например краски свинцового происхождения.

Высыхание масла и масляных красок представляет весьма

длительный процесс.

Живописцы различают в нем три момента:

1) подсыхание масла, при котором на поверхности слоя образуется пленка, дающая отлип;

2) засыхание масла, когда наблюдается исчезание отлипа и образование твердой поверхности и

3) полное сквозное затвердение масляного слоя.

Так, льняное масло, например, подсыхает в 3—6 дней, засы­хает в 60 дней и затвердевает во всей толще слоя в 2 года.

По истечении двух лет от начала затвердевания краски сжатие ее хотя и не достигает еще предела, но становится почти незаметным. Уменьшение в объеме краски за 2 года, по проф. Ф. Петрушевскому, равняется от 1/20 до 1/4 прежнего объема и даже несколько больше. Краска сжимается тем значи­тельнее, чем больше в нее было введено масла. Происхождение масла имеет в данном случае также большое значение, так как степень сжимания у различных масел, как показал опыт, раз­лична.

При различных условиях процесс этот то ускоряется, то за­медляется. Опыт показал, что свет, температура, сухость и влажность воздуха оказывают большое влияние на ускорение и замедление высыхания масла, но кроме них имеются и другие факторы, действующие в таком же направлении.

Свет играет весьма важную роль в процессе высыхания ма­сел, причем при отсутствии света высыхание почти приостанавли­вается. Так, масло, сохнувшее на свету 6 дней, высохло в тем­ноте в 66 дней. Особенно энергично действуют в этом случае прямые солнечные лучи, так как здесь имеет большое значение и теплота их. Действительно, для высыхания масляной окраски на солнечном свету требуется от половины до одной трети того времени, которое необходимо для высыхания ее же в тени. Наи­более активными лучами солнца являются ультрафиолетовые лучи, которые оказывают на ускорение высыхания масел не меньшее действие, чем действие так называемых «сикати­вов».

При длительном просыхании масляных красок под дей­ствием прямых солнечных лучей масляный слой может по­страдать.

Как велико значение температуры воздуха для высыхания масел, об этом можно судить по следующим данным. Льняное масло при 25—28° высыхает уже скорее, чем при 15—18°; со значительным же повышением температуры процесс высыхания особенно ускоряется. Так, по Вегеру, масло, высыхавшее зимой при комнатной температуре в 5—7 дней и летом в 3—4 дня, высыхало при 50° в темном сушильном шкафу в течение 12 ча­сов, при температуре в 95° — приблизительно в течение 1 часа, а при 120°—в 30 минут. Масло, содержавшее марганцовый сиккатив и высыхавшее при комнатной температуре в течение 14 часов, при 95° высыхало в 30—40 минут, а при 120° — в 15—20 минут.

Холод задерживает высыхание масел, равно как и большой процент влаги, содержащейся в воздухе (в дождливое время и в сыром помещении); нормальная же влажность воздуха благо­приятно отзывается на процессе, так как масло одновременно с кислородом поглощает из воздуха и некоторое количество воды, необходимое для нормального хода высыхания, действие кото­рой в процессе высыхания идет рука об руку с действием кис­лорода. Из сказанного следует, что высыхание масла в слишком сухом воздухе хотя и протекает быстро, но идет ненормально, так как в этом случае наблюдается большая потеря в веществе масла вследствие образования большого количества газообраз­ных продуктов расщепления масла. При высыхании же масла в воздухе, насыщенном водяными парами, получается набухшая Пленка с большим содержанием воды, которая при полном вы­сыхании покрывается трещинами.

К веществам, ускоряющим высыхание масел, принадлежат известного состава краски, а также специальные препараты, име­нующиеся сиккативами, которые содействуют поглощению мас­лом кислорода. Задерживают и замедляют процесс высыхания главным образом вода и слизь, содержащиеся в маслах, и не­которые эфирные масла, вводимые в жирные масла, так как эти последние сами нуждаются в кислороде для своего высыхания и таким образом препятствуют. поглощению его жирным мас­лом. Кроме того, определенного состава краски также имеют свойство замедлять процесс высыхания. На ускорение и заме­дление процесса высыхания влияет также и материал, который покрывается маслом или масляной краской. Так, на поверхно­сти свинца масло и масляная краска сохнут скорее, нежели на других металлах; на дереве сохнут медленней, чем на металлах. Позднейшие изучения растительных жирных масел выяс­нили, что и масла, относящиеся к разряду масел невысыхаю­щих, будучи поставлены в особые условия, также затвердевают. Оливковое масло, например, будучи нанесенным на свинцовую пластинку, получает способность высыхать, на что, однако, требуется несколько месяцев.

Затвердевшее масло, представляющее собой гибкое, эластич­ное вещество, названное линоксином, постепенно (по мере уменьшения в весе и объеме) теряет свою эластичность, вслед­ствие чего старая масляная живопись делается хрупкой и ломкой.

Засохшее масло при полном отвердении нерастворимо в воде, с трудом растворимо в эфире, бензине и других эфирных маслах. Свежезасохшее масло представляет собой не сухое ве­щество, а жидко-твердое. По своему составу и строению оно может частично размываться водой, если краска, с которой масло стерто, не содействует ее закреплению.

Так теряются масляные покраски на открытом воздухе. Это происходит не только вследствие отхода улетучивающихся продуктов высыхания масла, но также благодаря унесению рас­творимых продуктов водою.

Затвердевшие пленки масла иногда вновь становятся мяг­кими и дают отлип. Подобное размягчение слоя после высыха­ния масла наблюдается главным образом у макового, орехового, подсолнечного масел и очень редко у льняного масла. На свету и в сухом воздухе пленки вновь становятся твердыми и теряют отлип.

Как долго длится процесс высыхания масляных красок с теми весовыми и объемными изменениями, которые наблю­даются при нем, в слоях живописи? Наступает ли в конце кон­цов момент полного его затишья или же он идет беспрерывно,

Приводя в конечном результате слой масляной живописи в пол­ное разрушение? Вот вопросы, разрешение которых представляет особый интерес для живописца, так как они непосредственно связаны с вопросом долговечности масляной живописи.

Разбирая их, проф. Ф. Петрушевский склонялся к тому же мнению, которого придерживались на этот счет и другие уче­ные, его современники, а именно, что химические процессы, про­текающие в слоях масляной живописи и ведущие к ее разруше­нию, продолжаются беспрерывно. «Совершенно высохшая на вид масляная картина, — говорит Ф. Петрушевский, — продол­жает окисляться до тех пор, пока не сделается рассыпчатой»[53].

Позднейшие исследования процесса затвердевания жирных масел не подтверждают, однако, этой теории. Не подтверждает ее и хорошая сохранность многих старинных живописных про­изведений, исполненных на одном масле. Современные иссле­дователи вопроса полагают, что химические процессы, происхо­дящие при высыхании в слоях масла и масляных красок, имеют место лишь в периоде затвердевания названных слоев; в даль­нейшем же процессе наблюдаются лишь физические явления. Хрупкость и дряблость слоя живописи является следствием этих физических процессов.

Попутно с затвердеванием масла и изменением его химиче­ского состава наступает помутнение его прозрачного слоя, мед­ленное пожелтение и потемнение, сначала лишь поверхностное, переходящее позднее, через большой промежуток времени, в по­темнение во всей толще масляного слоя. Это изменение цвета масла происходит при различных условиях и различных маслах в различной степени.

Лучшими маслами для живописи считаются льняное, мако­вое и ореховое; наибольшей популярностью из них пользуются льняное и маковое.

Льняное масло

 

Льняное масло добывается из семян льна, причем качество получаемого продукта в значительной мере зависит от места возделывания семян, зрелости и чистоты их. Так, масло, полу­ченное из сорных семян, содержит в себе примесь сурепного, рапсового и других масел.

Масло, выжатое без нагревания семян, светло и обладает золотисто-желтым цветом; при горячем же прессовании полу­чается значительно более окрашенное масло, нередко коричне­вого цвета с характерным запахом и довольно едким вкусом, лишенное прозрачности вследствие содержащихся в нем посторонних примесей. Свежее масло, полученное холодным прессо­ванием, лишено всякого запаха, который появляется в нем позд­нее, вероятно, вследствие частичного разложения масла.

Льняное масло, подобно прочим жирам, состоит из угле­рода, водорода и кислорода. Твердыми жирными кислотами его являются главным образом пальмитиновая и стеариновая, об­щее содержание которых в одном из образцов голландского масла согласно анализу, произведенному Эйбнером и Шмидин­гером, равнялось 8,3%. Жидкие кислоты льняного масла со­стояли из олеиновой, находящейся в нем в количестве 4,5%, линолевых кислот в количестве 58,8 %, линоленовой — 20,1 % и изолиноленовой — 2,7 %.

Состав льняного масла, как и других растительных масел, отнюдь не является величиной постоянной, как полагали срав­нительно еще недавно, а находится в полной зависимости от климата, в котором произрастает растение и из семян кото­рого получено масло.

Это высокой важности открытие принадлежит проф. С. Ива­нову.

Позднейшие анализы льняного масла как нельзя лучше под­тверждают истинность заключения проф. Иванова. Так, най­дено, что в северных широтах в составе льняного масла вместо двух видов линоленовых кислот имеется всего лишь один.

Высыхание льняного масла, равно как и прочих жирных масел, обязано присутствию в них трех названных кислот: ли­нолевой, линоленовой и изолиноленовой. Общее количество этих кислот в льняном масле, как видно из приведенных цифр, достигает 81,6%. Этим преобладанием названных кислот в со­ставе льняного масла и объясняется его способность к быстрому высыханию.

Льняное масло, нанесенное тонким слоем на стеклянную пла­стинку, через некоторое время затвердевает во всей своей толще. Если же масло взято в толстом слое, то затвердевание его происходит сначала лишь на поверхности, которая покры­вается кожицей, принимающей быстро морщинистый и волни­стый вид, так как затвердевшая часть масла под действием кислорода увеличивается в объеме. Это явление особенно характерно для льняного масла. Свежевыжатое холодным путем льняное масло высыхает зимой в 11 дней, летом в 3—6 дней.

Сырое, свежевыжатое льняное масло, как и другие масла, содержит в себе обычно в большем или меньшем количестве слизь, воду и другие посторонние примеси, поступившие в масло при выжимании. Слизистые примеси, состоящие из бел­ковых веществ, могут находиться в совершенно прозрачном масле, мутность масла отнюдь не указывает на присутствие в нем слизи. Вода в свежевыжатом масле может содержаться в количестве до 0,3%, причем прозрачность масла не является также признаком отсутствия ее в масле. Присутствие слизи и воды в масле понижает его качества, и потому они должны быть удаляемы из масла. Очищенное от слизи и воды масло носит название лакового масла.

Льняное масло растворяется легко в эфирных маслах и очень мало в спирту: 1 часть его растворяется в 5 частях ки­пящего и в 40 частях холодного алкоголя. Масло, долго хра­нившееся в открытом сосуде и загустевшее, приобретает большую способность растворяться в спирту. Этим раствором поль­зуются для придачи эластичности спиртовым лакам. При тем­пературе в — 6° масло становится мутным, при — 16° очень густым, а при — 20° застывает вполне; при более сильном охлаждении становится совершенно твердым.

Красильное начало, придающее цвет льняному маслу, со­стоит из четырех пигментов, в химическом отношении сходных между собою: желтого ксантофилла, желтого и синего хлорофилла и красного эритрофилла. Не все они, однако, присутствуют в масле одновременно. Масло обладает коричневым цветом, если содержит эритрофилл и смесь желтого и синего хлорофилла, и светло-желтым, если в нем преобладает ксантофилл. Все эти кра­сящие начала несветопостоянны и потому более или менее бы­стро разрушаются светом, особенно в присутствии кислорода воздуха. Нагревание масла также сильно обесцвечивает их. Наиболее прочной окраской обладает балтийское масло, кото­рое обесцвечивается с трудом. Сорное льняное семя дает мутное масло с зеленоватым оттенком и слабой способностью к высы­ханию.

Прибыль и убыль в весе, обычно наблюдающиеся у жирных масел при процессе высыхания, не так велики у льняного масла, как, например, у орехового и макового. Это весьма благопри­ятно отражается на прочности высохшего слоя льняного масла, которое поэтому менее способно к растрескиванию, чем слои ма­кового и орехового масел.

Льняное масло как связующее вещество красок превосходит по своим качествам все прочие масла.

Масляная живопись прошедших времен исполнена главным образом на льняном масле, и этим в значительной мере объ­ясняется ее прекрасная сохранность. Серьезным недостатком льняного масла является его способность желтеть и темнеть. Высохшая в темноте льняная олифа приобретает красно-корич­невый цвет. Отбеленное льняное масло также желтеет, крас­неет и темнеет при долгом хранении в темноте. То же происходит и с живописью, исполненной на льняном масле и храня­щейся в первом периоде ее высыхания в темноте и в сырости. Под действием прямых солнечных лучей снова возвращается живописи прежний тон, который в тени снова может быть уте­рян. Старые мастера, писавшие на льняном масле, просуши­вали всю свежую живопись, во избежание пожелтения и потем­нения ее, на солнечном свету.

Позднейшее изучение вопроса пожелтения, наблюдающегося у льняного масла при вышеуказанных условиях, убедило, что причиной пожелтения является одна из составных частей масла, а именно линоленовая кислота, в том случае, если она находится в масле в свободном состоянии. Факт тот, что все масла, содержащие в своем составе названную кислоту, обыкно­венно желтеют. Перилловое масло желтеет особенно сильно, так как содержит наибольший процент ее. Эйбнер указывает и средство, как устранить этот недостаток, о чем будет сказано ниже.

Маковое масло

 

Маковое масло добывается прессованием семян мака. Сорта и цвет семян отражаются на сортах масла, получаемых из них. Белые семена мака считаются более ценными, так как дают большее количество масла, притом лучшего сорта. При холод­ном прессовании получается почти бесцветное масло, приятного вкуса и лишенное запаха. Масло, получаемое из других сортов семян, имеет темную окраску и представляет низший сорт ма­кового масла.

Маковое масло по своему химическому составу, подобно про­чим жирным маслам, на основании теории проф. Иванова, в различных образцах может быть различным. В общем оно значительно отличается от льняного. Твердых жирных кислот насчитывают в нем около 5% всего количества жирных кис­лот, причем между ними находится лауриновая кислота. Олеино­вой кислоты здесь значительно больше, чем в льняном масле, а именно 30%, линолевой около 60%, прочих льняно-масляных кислот обыкновенно насчитывается 5%, однако Эйбнер пола­гает, что маковое масло не содержит вовсе последних, сравни­тельная же быстрота высыхания его обязана строению глице­ридов масла. Вследствие присутствия в маковом масле боль­шого количества олеиновой кислоты его способность к высыха­нию значительно ниже льняного. Так, если для просыхания слоя льняного масла требуется 3—4 дня, то для слоя макового масла необходимо 6—8 дней, причем и за этот промежуток вре­мени маковое масло не успевает высыхать в той мере, как льняное. Кроме того, линоксин макового масла уступает зна­чительно по качествам линоксину льняного масла.

В процессе высыхания маковое масло вначале весьма увели­чивается в весе, но затем значительно теряет в нем, образуя большой процент улетучивающихся веществ. Эта особенность макового масла, свойственная маслам этого типа, дурно отра­жается на прочности красочного слоя, построенного на нем, так как слой этот легко покрывается трещинами. Лучшим приемом живописи на маковом масле является, поэтому однослойная живопись, к которой наиболее располагает это масло, так как оно позволяет писать по-сырому 5—8 дней, и притом придает масляным краскам, тертым на нем, приятную пастозность, а не текучесть, как льняное масло. Многослойная живопись на ма­ковом масле, на основании сказанного, требует большой осто­рожности и внимательной просушки каждого слоя, особенно опасны в этом случае цинковые белила. Имеются, однако, про­тивники макового масла и в живописи алла прима[54]. Масляная краска на маковом масле десятилетней давности при пробе ватой, смоченной скипидаром, оставалась на вате. Тот же опыт с льняным маслом не дал следов краски на вате. При высыхании макового масла поверхность его пленки не сморщивается, что так характерно для льняного масла, зато пленка эта, достаточно просохшая, часто размягчается в тени и дает отлип.

Это масло при долгом хранении с доступом воздуха легче прогоркает, чем льняное масло, причем приобретает особый за­пах и вкус.

Маковое масло застывает на холоде при более высокой тем­пературе (—15°), нежели льняное масло.

Ореховое масло

 

Ореховое масло получается из орехов различных пород де­ревьев, но главным образом из лесных орехов, зерна которых содержат до 65% масла, относящегося к невысыхающим мас­лам. Кедровые орехи наших сибирских лесов обильны маслом, применимость которого для живописных целей еще недоста­точно исследована. Применение в живописи находит лишь масло грецких (волошских) орехов, но применение это ограни­чено ввиду дороговизны и сравнительной редкости этого вида масла.

Грецкие орехи выдерживают в течение нескольких месяцев, и только тогда приступают к прессованию их, так как из свежих орехов хорошие сорта масла не получаются. Холодное прес­сование дает слабо окрашенное масло, не имеющее запаха; го­рячее прессование, которому подвергаются ореховые жмыхи, дает очень низкий сорт масла.

Маслом из грецких орехов, ценившимся за свою белизну и другие качества, пользовались в живописи уже в старину. Леонардо да Винчи в своем известном трактате о живописи так описывает добывание его.

Свежие грецкие орехи очищались сначала от скорлупы и по­гружались в чистую воду, где покрывающая их кожица намо­кала и легко снималась с орехов. Затем они переносились в свежую воду, которая менялась несколько раз по замутнении. Через небольшой промежуток времени орехи настолько размяг­чались, что при помешивании обращались в молоко, которое затем разливалось в плоские сосуды и выставлялось на солнце. Под влиянием теплоты солнечных лучей чистое светлое масло отстаивалось на поверхности жидкости и собиралось при по­мощи ваты, впитывавшей в себя масло.

Ореховое масло при температуре —15° густеет, но твердеет только при —30°. Из твердых жирных кислот оно содержит миристиновую и лауриновую; что касается жидких жирных кислот, то их процентное содержание в масле, по Hazura, та­ково: олеиновой — 7%, линолевой — 80% и линоленовой — 13%.

Высыхающая способность орехового масла ниже льняного, но превышает таковую же способность макового. Масло холод­ного прессования легко отбеливается и делается совершенно бесцветным.

Ореховое масло, как и маковое, не желтеет и не темнеет в той степени, как льняное, но легко прогоркает и размягчается после высыхания подобно маковому маслу; что касается до образования трещин, то в этом отношении оно уступает льня­ному, но безусловно надежнее макового масла, так как слой его просыхает одновременно во всей толще. Сморщивания масля­ного слоя при ореховом масле почти не наблюдается, и в этом отношении оно превосходит льняное масло. Не без основания считают, что маковое масло должно быть заменяемо в живопи­си ореховым.

Подсолнечное масло

Подсолнечное масло добывается из семян подсолнечника. Производство его очень обширно в СССР, в Западной же Европе мало знакомы с ним, и потому в живописи оно не имело еще большого применения. На подсолнечное масло как на материал, пригодный для живописи, указал впервые проф. Ф. Петрушевский.

Сырое подсолнечное масло, выжатое холодным способом, имеет светло-желтый цвет, который более или менее легко исчезает на свету и при нагревании. Химический состав его еще мало изучен. Фарион относит подсолнечное масло к полувысыхающим маслам. Масло это представляет большой интерес для русских живописцев, так как добывается оно главным образом в СССР, притом в большом количестве, и отличается дешевизной. В последнее время, однако, им заинтересовались и на Западе, где также производятся испытания его пригодности в живописи. Подсолнечное масло содержит 46% линолевых кислот, 39% олеиновой кислоты и 9% твердых жирных кислот. Эти данные о составе масла, по-видимому, близки к истине, так как подтвер­ждаются медленным высыханием подсолнечного масла. Но пока не имеется твердо установленных данных, необходимо, конечно, дальнейшее исследование состава подсолнечного масла. Смеше­ния красок с подсолнечным маслом дали, безусловно, удовлетво­рительные результаты.

Из личных опытов мне известно, что слой подсолнечного масла не морщится при высыхании даже при значительной его толщине; высыхает масло в тонком слое в виде кобальтовой олифы приблизительно в 12 часов. При введении в него смол и эфирных масел оно дает нормальный слой живописи; кроме того, может служить в качестве связующего вещества красок в комбинации с льняным маслом, чем умеряются отрицатель­ные стороны льняного масла.

Суровый приговор, произнесенный Таубером по адресу макового масла, должен относиться и к подсолнечному, если принять во внимание состав последнего. Не следует, однако, упускать из виду того, что маковое масло в XVII столетии с успехом, по-видимому, применялось в живописи у голландцев и что со второй половины XIX столетия царил бессистемный метод живописи; при таких условиях маковое масло дало, ко­нечно, худшие результаты, чем оно могло дать. При изменив­шихся взглядах на состав связующих веществ масляной живо­писи, когда в них стали вводить смолы и эфирные масла, а также начали пользоваться смесями различных масел, вопрос применения тех или иных из вышеописанных масел в качестве связующих веществ красок остается до сих пор открытым, так как длительного опыта с такими комбинированными связую­щими веществами в живописи мы еще не имеем.

Краски, тертые на одном сыром подсолнечном сгущенном масле, сохнут очень медленно, особенно цинковые белила, что затрудняет многослойную живопись на нем и не гарантирует прочности.

Для полноты знакомства с различными видами жирных вы­сыхающих масел необходимо сказать еще несколько слов о нижеследующих маслах.

Конопляное масло по своим свойствам пригодно лишь в малярном деле, но не в живописи.

Масла сосновых и еловых семян (особенно первое) являются прекрасными заменителями льняного масла. Они желтеют меньше последнего. Солнечным светом выбеливаются легко и вполне. С красками дают хорошую пасту, похожую на пасту, получаемую с маковым маслом. К сожалению, масла эти добы­ваются с трудом, почему и цена их высока, особенно масла из елового семени.

Китайские и японские масла — древесное (тунговое) и пе­рилловое — обладают хорошими высыхающими способностями, но в живописи пока применения не имеют и не исследовались в этом направлении.

 








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 2706;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.