Десять стадий творчества А.Л. Галина
Основываясь на описании процесса творчества, данного Г. Селье, А. Л. Галин в своей книге «Психологические особенности творческого поведения» (Новосибирск, 2001, с. 9-22) дает психологическую характеристику десяти стадий творчества:
1.ИНТЕРЕС, наблюдения осмысление.
На этой стадии доминирует интерес (размером букв здесь и далее в описании процесса творчества А.Л. Галиным выделяется то, что доминирует). На стадии интереса между наблюдением явления и его пониманием существует рассогласование, одно другому не соответствует
2.Интерес, НАБЛЮДЕНИЯ, осмысление (доминирует наблюдение).
В обычном решении задач наблюдения часто заменены припоминанием информации, имеющей отношение к интересующему явлению. Размышления в момент наблюдений в основном заторможены, хотя наблюдения строятся от идеи (или идей) и влияют на возникновение идей.
3.Наблюдения, ОСМЫСЛЕНИЕ, кристаллизация.
Когда накапливается достаточно данных, человек все больше и больше старается их осмыслить, «определить», классифицировать, «привести в порядок» соображения, связанные с ними, старается понять общие закономерности и связи, скрывающиеся за явлениями.
При этом осмысление независимо от того, осознает это человек или нет, перегруппировывает данные наблюдений, что-то выдвигает вперед, что-то отодвигает, т. е. расставляет «метки» значимости образов, подготавливает кристаллизацию нового представления. «Внезапные вдохновения приходят лишь после нескольких дней сознательных усилий.» (Пуанкаре А., цит. по кн.: Адамар Ж., 1970,с.III).
Во время осмысления явлений возникает состояние, противоположное состоянию во время наблюдений, человек отрешается от окружающего, «уходит в себя». Поведение «наблюдателя» тормозится, человек превращается в «мыслителя».
В зависимости от типологических особенностей конкретного человека, от степени знакомства с изучаемым им явлением вторая и третья стадии творчества могут меняться местами: определенные логические выводы и соображения могут вызывать внимательное отношение к тому или иному явлению, человек может обращаться к наблюдениям после размышлений.
4.Осмысление, КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ, свобода.
«Когда в жизни своей мы подходим к необходимости решения трудного вопроса, некоторые (большинство) обращаются к книгам или ищут совета. А некоторые поступают так: не решают трудного вопроса, а терпеливо доживают до решения.
Теперь, когда у меня что-нибудь не выходит, я откладываю работу в полной уверенности, что через какое-то время за ней придут, и тогда я спокойно доделаю.
Мало-помалу приходит счастливое время, когда смотришь в себя, как в природу, и понимаешь, что мысли твои растут в тебе самом, как все растет в природе, выходя из темной утробы семени на солнечный свет» (Пришвин М.М, 1985, с. 386 - 387).
Если речь идет о познании сложного явления, осмысление рано или поздно исчерпывает себя. Мысли повторяются, человек легко пробегает в уме ходы умственных действий, часто многочисленные, однако это ни к чему не приводит. В таких случаях возникает чувство, что «идея должна созреть», что усилия стоит на некоторое время оставить и вернуться к ним позже.
Наступает стадия вынашивания решения или кристаллизации нового представления в подсознании.
Процесс кристаллизации нового представления скрыт от сознания.<…>
Со временем наступает момент, когда человек чувствует, что в тайниках его души что-то созрело, его что-то беспокоит, что-то привлекает к себе его внимание.
5.Кристаллизация, СВОБОДА, грезы.
Завершение кристаллизации нового представления в подсознании создает стремление к свободе: необходимо освободиться от контактов, от дел, от повседневных забот, чтобы «уйти в себя», уделить внимание себе, тому, что происходит в душе (в подсознании).
«Постепенно захватывая душу мою в течение суток, обняла меня тоска и, мало того - чего со мной никогда не бывало - скука. Вероятно, это сделала непрерывная жизнь на людях.
Мое состояние было такое, будто я накануне тяжелого заболевания. Каким счастьем казалась мне жизнь где-нибудь в Дунине, у себя в доме, без людей!» (Пришвин М. М., 1985, с. 311)
Обычное общение блокирует переход в состояние грез и потому часто мешает самовыражению, постижению нового.
Свобода в этих случаях включает и нечто большее: свободу от прежних знаний (чтобы прорваться к новым), свободу от влияния авторитетов и даже свободу от простых образов - воспоминаний, от логических рассуждении. Это необходимо для того, чтобы обратиться к чему-то новому в душе, более объемному, чем случайные образы или мысль аналитическая.
Уход в себя напоминает состояние грез.
6.Свобода, ГРЕЗЫ, постижение.
М. Микалко (2001, с. 26) удачно сравнивает то, что находится в подсознании, со звездами, которые при дневном освещении не видны. Подобным образом «свет сознания» (сосредоточенное, активное мышление) делает содержание подсознания не доступным.
Чтобы добраться до того, что находится в подсознании, необходимо «притушить» свет сознания, расслабиться, перейти в состояние грез.
Один из субъективных признаков состояния грез - усиление воображения. Воображение работает не так, как в обычном состоянии: «И в сладкой тишине я сладко усыплен моим воображеньем» (Пушкин А. С.).
«Бывают мгновения такой рассеянности, что близкий у самого носа комарик примешь за дальний самолет, а бывает, наоборот, далекий самолет примешь за близкого комарика.
И так бывает с каждым из нас, и каждый знает это по себе: мы что-то утрачиваем, когда нам кажется комарик самолетом, а самолет комариком. И в то же время, за счет утраченной точности восприятия, обретаем образ убедительный и точный» (Пришвин М. М., 1985, с. 481).
Некоторым ученым подобные состояния хорошо знакомы. Например, А. Пуанкаре часто чувствовал в себе «сосуществование сознательного и подсознательного Я» (Адамар Ж., 1970, с. 19).
Грезы не могут существовать без свободы. В любом случае хотя бы мимолетно они прикасаются к тому, что в глубине души волнует человека, приближают к постижению нового.
7. Грезы, ПОСТИЖЕНИЕ, радость.
Если человек, управляемый подсознанием, погружается в мир грез (образов, интонаций, звуков, ощущений), он обычно не сразу выходит к «прозрению», постижению нового. В начале наблюдаются скачки, переключения от образа к образу по соположению. Через некоторое время значимый образ все же улавливается, поскольку на него «отзывается» и левое, логически мыслящее полушарие, возникает миг или в некоторых случаях даже некоторый период перевода информации из подсознания в сознание. При этом иногда замечают, что результат получается как бы сам собой: «Слова мудрости, как осенние листья, падают без всяких усилий» (Пришвин М. М„ 1985,с. 189).
Это состояние вызывает чувство радости: наконец-то! То, что хотелось, достигается, нечто проясняется и понимается!
8. Постижение, РАДОСТЬ, проверка.
«Думать о себе, что я написал хорошо, - это естественно и необходимо для каждого в первый момент, после того как он написал. Это показывает, что он целиком отдавался своему делу, что он честный человек и отвечает за себя» (Пришвин М. М., 1985, с. 489).
Можно вспомнить слова Г. Селье (1987, с. 80) и привести их полнее: «После интуитивного озарения обычно наступает ощущение полного счастья, радости и облегчения. Вся накопившаяся усталость и фрустрация предыдущего периода - периода собирания фактов и их вынашивания - сразу исчезает. На смену приходит чувство совершенного благополучия и наполненности энергией, которое создает у нас - по крайней мере, на время - впечатление, что нам и в будущем любая задача по плечу».
Состояние радости в творчестве превосходит чувство радости в его обычном понимании. Это не просто получение нового результата, более-менее частного или более-менее значительного, но момент (или иногда даже период) согласия, согласования подсознания и сознания, нового представления и его всестороннего понимания, момент согласованной работы правого и левого полушарий мозга, то, что переживается как момент внутренней целостности, согласия с самим собой, иногда - высшего счастья.
В момент согласования двух сторон отражения мира, вследствие восхищения полученным результатом и состоянием внутренней гармонии, эмоции как бы выталкивают новое представление «вверх».
Естественно, что, постигая новое, переживая радость и особое внутреннее состояние в целом, человек уже помышляет о проверке, возникает вопрос, правильно ли то, что у него получилось?
9.Радость, ПРОВЕРКА, внедрение.
Проверка предполагает восприятие со стороны того, что создано, анализ «вдоль и поперек», она ведет к полному сознательному принятию нового результата. Она осуществляется не только с позиций логики или оценки соответствия созданного реальности, но и с позиций интуитивной оценки целого.
Если в изложение нового представления внесены необходимые поправки или все оказалось правильным, появляется желание рассказать другим о том, что получилось, внедрить новое в жизнь.
10. Проверка, ВНЕДРЕНИЕ, интерес к новому явлению.
«Почему это, когда географ открывает новую страну, то ему страстно хочется, чтобы после него в эту страну все ехали? Так и у писателя художественная выдумка новой страны нашей жизни сопровождается безудержным устремлением с этим открытием в гущу людей с пропагандой небывалого и в то же время утверждающего его авторское лицо» (Пришвин М. М, 1985, с. 461).
Ганс Селье (1987, с. 80) о состоянии после озарения: «Возникает желание - у меня во всяком случае, - с криком Эврика! броситься рассказывать всем о своем успехе».
После проверки человек принимает новое всем своим существом, в нем все согласно с новым. В этом - одна из причин желания нести новые результаты в жизнь.
Внедрение нового в жизнь обычно связано с преодолением инерции среды, тех или иных трудностей, препятствий, недопонимания.
Полученный результат и пережитое состояние радости способствуют возникновению интереса к новому творчеству.
Контрольные вопросы
1. Какие стадии чаще всего выделяются в классификациях этапов творческого процесса различных авторов?
2. Какова сущность и роль стадии инкубации в классификации этапов творческого процесса Г.Уоллеса?
3. В чем актуальность для журналистского творчества механизма рождения идеи Г.Селье?
4. Каковы стадии творческого процесса в описании А.Л.Галина и их значение в журналистском творчестве?
Литература
Адамар Ж. Исследование психологии изобретения в области математики. М., 1970.
Аллахвердов В.М. Психология искусства: Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб., 2001.
Блох А.М. Творчество в науке и технике. Пг., 1920.
Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. Новосибирск, 2001.
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.
Левинсон-Лессинг Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве. Пг., 1923.
Мансурова В.Д. Психология журналистского творчества. От замысла к воплощению. Барнаул. 2010.
Микалко М. Тренинг интуиции. СПб., 2001.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Екатеринбург. 2002.
Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса: Исследование проблем психологии творчества. М.,1983.
Пономарев Я.А. Психология творчества: Тенденции развития психологической науки. М., 1988.
Пришвин М.М. Зеркало человека /Сост. и послесл. Т.Н.Бедняковой: коммент. . Т.Н.Бедняковой, В.В.Круглевской: илл. и оформл. Б.А.Школьника. М.,1985.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2006.
Селье Г. От мечты к открытию: как ствть ученым: Пер. с англ./Общ. ред. М.Н.Кондрашовой, И.С.Хорола; послесл. М.Г.Ярошевскоого, И.С.Хорола. М.1987.
Сергеенко А.А. Психология творчества// Коммуникатор. 2006. Ч.1. С.97-130.
Человек как субъект и объект медиапсихологии. М., 2011.
Шестерина А.М. Психология журналистики: учебное пособие. В 2 ч. Воронеж. 2011.
Энгельмейер П.К. Теория творчества. СПб., 1910.
Якобсон П.М. Процесс творческой работы изобретателя. М.;Л., 1934.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 2113;