Механизм рождения идеи Г.Селье
В последней четверти ХХ века интересное описание процесса творчества в целом дал канадский медик и биолог Ганс Селье.Он сравнил научное творчество с воспроизведением потомства и выделил семь стадий творчества:
1. Любовь или желание. Первой предпосылкой для научного открытия является пылкий энтузиазм, страстная жажда познания, которая должна быть удовлетворена. (Селье Г., 1987, с. 75).
2. Оплодотворение. Разум оплодотворен фактами, собранными посредством наблюдений и изучения. (Там же, с.76).
Очень актуально для журналиста: как бы ни был велик творческий потенциал сотрудника СМИ, его ум останется стерильным, если он не оплодотворен знанием конкретных фактов, приобретенным в ходе обучения, наблюдений и других методов получения сведений.
3. Созревание. На этой стадии творец вынашивает идею. В начале этапа он может даже не сознавать этого. (Там же, с. 76).
В течение этой стадии журналист вынашивает идею. Какое-то время это может не осознаваться. Однако рано или поздно рождается напряжение.
4. Предродовые схватки. Ощущение, что в вас есть что-то, требующее выхода, хотя вы не знаете, как помочь этому. По мнению Г. Селье, это ощущение можно сравнить с желанием и невозможностью произнести слово, когда оно «вертится на кончике языка» (Там же, с. 78).
Когда идея выношена и созрела, журналист чувствует себя дискомфортно. Это своеобразное чувство «близости решения» знакомо лишь подлинным творцам.
5. Роды. Это случается совершенно неожиданно и значительно позже, обычно непосредственно перед засыпанием или пробуждением» (Там же, 79).
В отличие от настоящих родов рождение новой идеи не только не причиняет боли журналисту, а всегда доставляет радость и удовольствие. Начинается процесс создания произведения.
6.Обследование. Как только новорожденная идея возникает из подсознания, она должна быть обследована и проверена путем сознательного рассуждения и логически спланированного эксперимента. (Там же, с. 81).
7.Жизнь. Все открытия, заслуживающие этого названия, имеют теоретическое приложение, но определенное внимание всегда должно уделяться и возможным практическим приложениям. (Там же, с. 81).
Журналистское произведение как материал СМИ живет недолго, зато в качестве социального эффекта может жить в веках.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1094;