От «технэ» - до мастерства
Представление об индивидуальности часто ассоциируется с понятием о мастерстве. А оно, в свою очередь, рассматривается как «вещь в себе», «святая святых», «промысел божий». Но история журналистики, повседневная журналистская практика демонстрируют множество примеров, когда профессионалы неплохо проявляют себя и без особого, «божьего» дара: добротно, оперативно и увлекательно выполняют своё предназначение. С другой стороны, нередки случаи, когда из «искры божьей» так и не «возгорается пламя». Человек, не обделенный от природы даром видеть, чувствовать, понимать, пасует перед напряжённой аналитической работой, не может структурировать накопленный материал, выстроить произведение. Вот тут-то и необходимо «открыть дверь» в ремесленнический цех журналистики, окунуться в атмосферу «творческой кухни». Обнаруживается целая система определённых навыков и умений, овладение которыми требует не только знаний, но и упорного тренажа. Значит ли это, что журналистом можно стать, в совершенстве овладев только технологией, ремеслом восприятия, переработки и передачи информации?
Аристотель, затем Платон и Сократ обосновали понятие о «технэ» как об очень важном этапе профессионализации человека. Он включает определенную сумму знаний, обслуживающих трудовой процесс. По определению классика герменевтики Х.-Г. Гадаме-ра, это «...знания ремесленника, умеющего создавать определённые вещи» (Гадамер, 1988, с. 372).
Как известно, гений и красота - удачное отклонение от нормы. Отклонение от «ремесленнической нормы» как дальнейшее развитие профессионального знания и опыта знаменует переход личности на более высокие уровни профессионализации. Х.-Г. Гадамер называет их «искусностью и мастерством». Эти уровни характеризуются более развитым самосознанием личности, навыками саморегулирования творческого процесса, умением прогнозировать и адекватно времени, особенностям коммуникации выражать результат деятельности. Английский философ А.Н. Уайтхэд именует эту стадию развития искусности и мастерства «...процессом непрерывного перехода интеллекта в инстинкт» (Уайтхэд, 1990, с. 454).
Эта «интеллектуальная фаза» становления личности, развития профессионального мастерства во многом регламентируется законами психологии творческого процесса, знание которых так же необходимо, как грамотное пользование правилами дорожного движения или другими жизненно важными рецептурными знаниями.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается смысл изучения психологии журналистского творчества?
2. Почему журналистику как деятельность можно назвать творческой?
3. На каких факторах базируется творческое отношение к информации в журналистике?
4. Какие факторы определяют индивидуальный стиль в журналистике?
5. Какова роль знания технологии восприятия, переработки и передачи информации в деятельности журналиста?
Литература
Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики: пер. с нем. М., 1988.
Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1986.
Кривошеев В.М. В творческой лаборатории журналиста: учеб.-практ. пособие для студентов вузов /сост. И общ. ред. В.М.Кривошеева. М.,2010.
Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский. 2003.
Мансурова В.Д. Психология журналистского творчества. От замысла к воплощению: учеб. пособие. Барнаул. 2010.
Пономарев Я. А. Психология творчества. СПб., 1997.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. Екатеринбург, 2002.
Уайтхед А. Избранные работы по философии: пер. с англ./сост. И. Т. Касавин. М., 1990.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1053;