Виды творчества
Виды творчества разнообразны, как и сферы деятельности. Существуют научное, техническое, художественное творчество и по различным видам деятельности, в числе которых и журналистское творчество. В свою очередь, творчество, в каком-то отдельном виде деятельности, может состоять из нескольких подвидов. Например, для журналиста необходимо говорить не только о творчестве в создании материала для СМИ, но и о творчестве в общении - под которым понимается гибкость тактик общения, адекватность тактик собственной индивидуальности, проектирование, формирование и развитие отношений, рефлексию о людях и о себе в связи с общением.
Научное творчество связано с открытием явлений и общих закономерностей развития реального мира. Основными его особенностями являются: опора на абстрактное, словесно-логическое мышление; продуктом является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей; процесс научного творчества заключается в исследовании реально существующего, но недоступного еще нашему сознанию (непознанного); процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретический характер.
Техническое творчествосвязано с практическим (технологическим) преобразованием действительности. Оно близко по своим психологическим характеристикам научному творчеству, но имеет и отличия: опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления; выражается в изобретательстве, конструировании, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам практики; его продукт не существует до его создания, хотя и опирается на уже имеющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса.
Художественное творчествосвязано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Основные особенности: главным образом опирается на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление; главный компонент — эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса; реализуется в искусстве, а продуктом является художественный образ, заключенный картине, скульптуре, литературном произведении и т. п.; рациональная сторона скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание; создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д.
Ряд видов творчества имеют между собой довольно тесные связи.
Контрольные вопросы
1. В чем исследователи видят сущность творческого процесса?
2. Какие существуют концепции об источниках творчества?
3. Что собой представляет компилятивный уровень творчества?
4. Как характеризуется проективный уровень творчества?
5. С чем связан инсайтно-креативный уровень творчества?
6. На какие виды подразделяется творчество?
Литература
Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.
Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психол. журн. 1995. № 5.
ДункерК. Психология продуктивного мышления // Психология мышления / под ред. А. М. Матюшкина. М, 1965.
Китаев-Смык Л.А. Факторы напряженности творческого процесса//Вопр. психол. 2007. С.69 – 82.
Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
Мэй Р. Мужество творить. Львов; М., 2001.
Олешко В. Ф. Психология журналистики: учеб., пособие. СПб., 2006.
Пономарев Я. А. Психология творчества. М., 1970.
Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.
Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.1994.
Роджерс Н. Творчество как усиление себя // Вопр. психол. 1990. № 1. С. 164-168.
Ушаков Д. В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарев и его научная школа // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / ред.-сост. Д. В. Ушаков. М., 2006. С. 19-143.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 3975;