Источники творчества
В отношении того, что является источником творчества, о его роли в жизнедеятельности и развитии человечества, существуют различные концепции.
Концепция развития творческой личности. По мнению автора этой теории Г. С. Альтшуллера, способность к творчеству — не талант, а природа человека. Творчество — норма человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей». Поэтому необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специального мастерства. Главное — не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование. Роль внешней среды сводится к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы.
Мотивационный компонент сознания. Основоположник школы психоанализа 3. Фрейд считает, что творчество является одним из способов избавления индивида от сексуальной энергии. Он делает акцент на определенном мотивационном компоненте сознания как вероятностной детерминанте креативности. Таким мотивационным «вектором» является «всепоглощающее сексуальное влечение». Другим положением теории З.Фрейда является утверждение, что важнейший источник творчества – это подсознание, бессознательные психические процессы.
Творчество как усиление себя. На следующем витке развития психологической мысли этим мотивационным вектором становится самоактуализированное сознание личности Ното, творца. Представители данного направления (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Н. Роджерс) утверждают, что в каждом индивидууме имманентно имплицирована креативность как способ выражения самоактуализации. К. Роджерс пишет: «Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии». В гуманистической психологии в определении природы творчества акцентируется внимание не на новообразованиях в области вещей и идей, возникающих в итоге человеческой деятельности, а на самом процессе, его позитивной динамике. Тогда критерием будет являться не качество результата, отмечает Роджерс, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность, потому что само творчество — это «космологический процесс, духовный, центрирующий и насыщающий».
Концепция доминирующей роли рефлекса. В 1920-х годах к проблеме природы творчества обращается В. М. Бехтерев. Он рассматривает данную проблему в духе бихевиоризма, с позиции рефлексологии. Творческий процесс у него опосредован определенным раздражителем, который ученый характеризует как творческую проблему, творческую ситуацию, и является ответной реакцией на данный раздражитель. На доминирующую роль рефлекса как универсального динамического механизма, лежащего в основе всех реакций субъекта, в том числе и его творческих проявлений, вслед за Бехтеревым, указывает представитель павловской школы физиолог В. В. Савич. Следовательно, Бехтерев и Савич процесс творчества сводят к механической динамике условно-рефлекторных связей. Данные попытки решать с позиции рефлекторной теории вопросы психологии творчества заслуживают внимания тем, что дифференцировали прежний глобальный, синкретический подход к данному вопросу.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 4686;