Память и… плагиат
Когда же мы можем говорить о памяти в собственном смысле этого слова? Тогда, когда возникает образ того, что имело место в прошлом опыте, хотя бы и без отнесения к прошлому, т. е. образ возникает без актуального воздействия. Конечно, если мы представляем себе образ, то, безусловно, созданный когда-то в прошлом, но не обязательно относимый к прошлому. Образ уже сам по себе. И он может использоваться различно. Значит, вот такой образ — это, конечно, элементарная предпосылка памяти.
Но для человеческой памяти этого недостаточно. И об этом свидетельствуют хотя и редкие, но многоговорящие случаи так называемой криптомнезии. Это такое явление, когда человек точно воспроизводит то, что имело место в его прошлом опыте, но обычно воспроизводит это как продукт личного творчества, как то, что он сам выдумал.
Случаи криптомнезии неоднократно выявлялись на судебных процессах по обвинению в плагиате. Например, молодой писатель выпустил книжку сказок. Кто-то обнаружил, что в этой книжке есть буквальное повторение текста из произведения другого писателя. Так начался судебный процесс по обвинению в плагиате. Но на суде выяснялось, что автор действительно всё сочинил сам, а не списал у кого-то. Начинали разбираться, как же так произошло. И оказывалось, что эти сказки он слышал в раннем детстве, а потом забыл. Став взрослым человеком, он занялся писательской деятельностью, стал сочинять свои сказки. Однако его сочинение сводилось к тому, что он воспроизводил в памяти давно услышанное и хорошо забытое. Так вот криптомнезия — это воспроизведение с большими творческими усилиями образов прошлого. Но человек не может определить, являются ли эти образы продуктом его личного творчества.
Узнавание. Первичным процессом восстановления представлений в сознании человека является узнавание. Когда перед индивидом вновь появляется предмет, ранее уже воспринимавшийся, он признает в нем уже бывшее в его опыте или относящиеся к известной категории знакомых ему вещей. Это воспризнание прошлого при непосредственном восприятии предметов, ранее наблюдавшихся, и есть узнавание. Следовательно, узнавание возможно как при повторном восприятии того, что было воспринято в прошлом, являясь как бы составной частью нового восприятия, так и при встрече с объектами новыми, но относящимися к уже известной категории вещей (так называемое категориальное узнавание).
Узнавание может происходить в различных формах, которые отличаются друг от друга прежде всего степенью определенности. Одна из них связана с чувством знакомости, без возможности отождествления узнанного предмета с содержанием предшествующего опыта. Так, например, человек может испытывать некоторое смутное, нерасчлененное чувство знакомости объекта, но затрудняемся отождествить этот объект с чем-либо определенным в своей памяти.
Другая форма узнавания характеризуется полной отождествленностью: мы сразу признаем в человеке определенное лицо, относим его к действительным обстоятельствам, в которых его ранее воспринимали. Это более или менее полное узнавание, что весьма важно, осуществляется не только в отношении объектов, представления о которых возникли на основе нашего собственного чувственного опыта, но и в еще большей мере в отношении объектов, представления которых возникли на основании описания (узнавание по описанию).
Воспроизведение. Воспроизведением в полном смысле этого слова является намеренное воспроизведение представлений, закрепленных как посредством запоминания, так и посредством запечатления. Намереваясь что-либо воспроизвести, например, известные раньше факты, фамилии, стихотворение, событие собственной жизни, технические характеристики увиденного автомобиля человек ставит перед собой соответствующую цель, организует соответствующую деятельность (усилие, произвольное внимание, рабочую установку, позу и т.д.). Таким образом, намеренное воспроизведение не случайный акт, а сознательно организованная деятельность, направленная на восстановление нашего прошлого опыта и знаний.
В процессе воспроизведения мы как бы перебираем все, что может быть связано с предметом нашего воспроизведения, пользуясь при этом всеми связями как формальными, так и смысловыми в этих поисках.
С.Л.Рубинштейн отмечал, что в процессе воспроизведения воспроизводимое не только воспроизводится, но в известной мере и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Поэтому в самом существе воспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого — в результате мыслительной его переработки — как существеный аспект воспроизведения.
Припоминание. Припоминание представляет собой наиболее сложное выражение намеренного воспроизведения, выражающееся в воспроизведении каких-либо образов не прямо, а опосредственно — через воспроизведение различных связей этого образа и с употреблением специальных приемов. Процесс припоминания является как бы активной формой борьбы с забыванием, формой активного преодоления забывания.
Продуктивным приемом является намеренное вызывание таких ассоциаций, которые косвенным путем могут привести к припоминанию необходимого материала. В чеховской «Лошадиной фамилии» мастерски изображен анекдотический случай припоминания посредством «перебирания» в памяти всего сходного или связанного с фамилией, которую пытался вспомнить незадачливый герой рассказа.
Различают три вида ассоциаций.
- Ассоциация по смежности- элементарный вид связи без существенной переработки информации.
- Ассоциация по контрасту- связь двух противоположных явлений. Этот вид связи основан уже на логическом приеме противопоставления.
- Ассоциации по сходству.Воспринимая одну ситуацию, человек по ассоциации вспоминает другую, сходную ситуацию. Ассоциации по сходству требуют сложной переработки полученной информации, выделения существенных признаков воспринимаемого объекта, его обобщения и сопоставления с тем, что хранится в памяти. Объектами ассоциации по сходству могут быть не только наглядные образы, но и понятия, суждения, умозаключения. Ассоциации по сходству - один из существенных механизмов мышления, основа логической памяти.
Воспоминание — это воспроизведенный образ, снабженный временным знаком, это датированное представление, отнесенное более или менее точно к определенному моменту времени в истории нашей жизни.
Воспоминание предполагает относительно высокий уровень сознания. Оно возможно только там, где личность выделяет себя из своего прошлого и осознает его как прошлое. Воспоминание включает осознание отношения воспроизведенного образа к тому прошлому, которое оно воспроизводит.
С.Л.Рубинштейн считал, что эта сторона памяти неразрывно связана со всем процессом формирования личности. Лишь благодаря ей мы не оказываемся каждый раз отчужденными от самих себя, от того, чем мы сами были в предшествующий момент нашей жизни. Эта историческая память — основа единства нашего личного сознания.
Продуктивность воспоминания зависит от первоначальной его осмысленности, ассоциативной соотнесенности, смысловой значимости и эмоциональной насыщенности, от использования мнемонических приемов запоминания.
Сохранение и забывание. Сохранение- процесс памяти, состоящий в удержании воспринятой информации и проявляющийся в воспроизведении и узнавании.
Сохранение является сложным динамическим процессом, который совершается в условиях определенным образом организованного усвоения, и включает в себя многообразные способы переработки материала. На процесс сохранения очень влияет система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций. Например, известный прием заучивания числа 3,1415926536 , выражающего величину « p» с помощью двустишия «кто и шутя и скоро пожелает пи узнать, число уже знает», где число букв в словах соответствует цифрам этого числа. Различается активное и пассивное сохранение. При активном сохранении материал запоминания подвергается личностной реконструкции, включается в новые семантические связи. Сохранение зависит от системы мер, предупреждающих забывание (устранение ретроактивного и проактивного торможения, систематическая актуализация и др.).
Табл. 1. Ход забывания логически не связанного, не осмысленного материала по исследованию Эббингауза
После | 30 мин. | 1 часа | 9 часов | 1 дня | 2 дней | 3 дней | 31 дня |
Сохранилось (в %) | 59,2 | 44,2 | 35,8 | 33,7 | 27,8 | 25,4 | 21,1 |
Выучив некоторый материал, Эббингауз по прошествии определенного времени, в течение которого этот материал частично забывался, приступал к его доучиванию. Величина сохранившегося определялась следующим образом: бралась разница в продолжительности первоначального и вторичного выучивания и вычислялось процентное отношение этой разности к продолжительности первоначального заучивания. Как видно из таблицы, главная потеря падает на первые 1—2 суток и особенно на первые полчаса — час; при этом общая утрата очень значительна: по истечении 2 суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть (27,8%).
Оборотной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание - процесс памяти, проявляющийся в неспособности припомнить или узнать либо в ошибочном упоминании и узнавании. Основная закономерность его состоит в быстром ходе забывания непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. Забывание зависит от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения, места в структуре деятельности.Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Из этих закономерностей нужно заключить, что особенно важно обращать внимание на процесс закрепления сразу же после заучивания, как можно шире и разнообразнее применяя с этой целью воспроизведение и самоконтроль. Чтобы сделать показания памяти достоверными необходимо воспитание у человека самоконтроля в отношении воспроизведения и воспитание навыков длительного сохранения знаний.
Важнейшее значение в этом отношении имеет целевая установка и намерение что-либо вспомнить или что-нибудь забыть (устаревшее, ненужное, неприятное и т.д.).
Большое значение для борьбы с непроизвольным забыванием имеет правильная логическая организация запоминаемого материала, особенно его систематизация, объединение известной общей идеей, воплощение его в соответствующую содержанию речевую форму, использование технических приемов (схематизация и фиксация материала).
«Начинать нужно не с запоминания, а с осмысления…»
( Из лекции известного психолога П.Я.Гальперина)
… Если вы имеете текст, который хотите выучить наизусть, что вы должны сделать? Например, вам нужно знать квинтэссенцию учения Маркса, которая дана в предисловии к его «Критике политической экономии» (1859). Эта страница начинается словами: «Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью во всех моих дальнейших исследованиях, нужно формулировать следующим образом...» — и далее идет формулировка марксовой философии истории. Эта страница написана сплошным убористым текстом, без красных строк. Если вы будете его просто прочитывать и даже повторять, то большой материал так не одолеете. Нужно рационально обработать материал, чтобы воспроизвести его не только по смыслу, но и по буквальной форме, т. е. если вы заучиваете страницу, то не для того, чтобы по смыслу помнить, а для того, чтобы точно воспроизвести и потом опираться на эти слова.. Начинать нужно не с запоминания, а с осмысления. А осмысление с чего начинать? Это тоже не простая вещь, так как смысл ведь не всегда явно выступает. А какой смысл в этой знаменитой странице, где дана основная модель философии истории, по крайней мере, той истории, которая охватывает предысторию человеческого общества? А смысл вот в чем. Ведь во времена Маркса и ранее была масса попыток перестройки, изменения общественного строя, и они все исходили из ложных представлений, все кончались неудачами и громадными жертвами. У Маркса есть одно положение, что человек, который берет на себя право указывать другим путь, не имеет права ничего делать, не разобравшись, так как это может привести к большим жертвам. Надо знать, ради чего приносить жертвы. Ведь цели могут оказаться ложными. Так вот, там есть замечательные слова, что человечество ставит себе такие задачи, какие оно может решить, потому, что материальные средства для их разрешения или уже существуют, или находятся в процессе становления.
Чтобы запомнить что бы то ни было, нужно, чтобы в этом была потребность. Но есть специфика потребности. Если вы хотите что-то запомнить для того только, чтобы получить на экзамене пятерку, то этот стимулятор на память действует плохо. Память должна быть заинтересована в предмете. Предмет, взятый для запоминания, должен быть такой, чтобы ради него стоило работать. Если такая потребность создана, после этого нужно структурировать материал, хотя он вам уже дан. Очень интересно, что эта знаменитая марксовская страница написана сплошным текстом, даже без красных строк, а между тем в ней четко выделяется очень жесткая смысловая схема. Вначале он указывает на то, что составляет экономическую структуру общества, его базис, потом говорит, что эта структура не остается постоянной, а на определенной ступени развития общества производительные силы вступают в противоречие с производственными отношениями. Вот почему общество не стоит на месте, вот почему возникают внутренние противоречия.
Потом следует целый абзац о социальной революции, о том, как следует анализировать такие эпохи. Приведены знаменитые слова: как нельзя об отдельном человеке судить даже по тому, что он о себе думает, а не только по тому, что' он о себе говорит, так нельзя и об эпохе судить по ее сознанию, наоборот, ее сознание можно объяснить материальными противоречиями, реальным конфликтом. Затем — знаменитое указание на то, что общество ставит себе только те задачи,/для решения которых есть материальные условия. Затем — очень краткое перечисление всех существовавших способов производства. Затем — характеристика буржуазного способа производства как последней эпохи антагонистических производственных отношений, указание на то, что это не личностный, а общественный антагонизм.
После того как вы провели подобное смысловое разделение, вы должны переписать эту страницу заново, выделить красными строками абзацы. И вот когда вы эту задачу структурирования материала выполните, можно переходить к основной задаче — буквальному воспроизведению. Вы делаете это таким образом, что, имея перед собой схему, ориентировочную основу действия воспроизведения, вы затем пытаетесь воспроизвести сначала маленький отрезок, не глядя на текст, потом смотрите, так ли вы воспроизвели или не так. И если не так выразили ту же мысль, но другими словами, вы не должны просто отбросить эту ошибку, а должны установить, в чем же детальная разница между тем, что вы сказали, и тем, что сказано в оригинальном тексте, т. е. ошибки нельзя отбрасывать, их нужно использовать для более тонкой дифференциации оттенков смысла. Тогда вы уже повторяете фразу с учетом этого особенного оттенка, который вы выделили и подчеркнули при исправлении своей прежней ошибки. Так вы и действуете: постепенно, абзац за абзацем восстанавливаете всю тончайшую ткань произведения. Любого произведения — словесного или музыкального.
Таким образом вы проводите анализ этого произведения до мельчайших оттенков любого выражения: почему у автора сказано так, а не иначе, хотя иногда кажется, что иначе сказать было бы лучше. Но это вы так думаете, а автор думал иначе. Все здесь идет по той же схеме. Ведь вы имеете текст и схему текста. Вы восстанавливаете текст вначале по схеме, затем вы схему закрываете, но отчетливо имеете ее в виду. И так до тех пор, пока восстановление не начнет идти быстро, и вы уже не думаете о схеме, но действуете по ней же; т. е. здесь мы видим ту же самую процедуру поэтапного формирования, в конце которого ориентировочная основа, созданная как самостоятельный момент, из вашего сознания исчезает, и у вас происходит свободное, как бы автоматическое воспроизведение основного текста, т. е. в конце получается то, чего мы ошибочно хотим добиться в самом начале.
(П.Я.Гальперин. Лекции по психологии. М.,2007. С.367 – 369.)
Было бы неправильно, однако, думать, что всякое забывание имеет отрицательное значение; наоборот, необходимо забывать то, что отжило, устарело, неправильно, тормозит настоящее знание; полезно «разгружать» память от мелочей, лишних незначительных фактов и т.д.; полезно, наконец, временно «забывать» и нужный материал, «перекладывая» его из головы в тетрадь или записную книжку, и запоминать новый материал. Практически такое забывание полезно и имеет большое значение для общего развития памяти.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 912;