РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИИ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
1 География в Феодальной Европе.
2 География в скандинавском мире.
3 География в странах арабского мира.
4 Развитие географии в средневековом Китае.
1 География в Феодальной Европе. С конца II в. рабовладельческое общество переживало глубокий кризис. Нашествие готских племен (III в.) и усиление христианства, ставшего с 330 г. государственной религией, ускорили упадок римско-греческой культуры и науки. В 395 г. произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную части. С этого времени в Западной Европе постепенно начинают забывать греческий язык и литературу. В 410 г. вестготы заняли Рим, а в 476 г. Западная Римская империя прекратила свое существование (26,110,126,220,260,279,363,377).
Торговые связи в этот период начали существенно сокращаться. Единственным существенным стимулом к познанию дальних стран были христианские паломничества к «святым местам»: в Палестину и Иерусалим. Согласно многим историкам географической науки, этот переходный период не внес ничего нового в развитие географических представлений (126,279). В лучшем случае сохранились старые знания, да и то в неполном и искаженном виде. В этом виде они и перешли в средневековье.
В средние века наступил длительный период упадка, когда пространственные и научные горизонты географии резко сузились. Обширные географические познания и географические представления древних греков и финикийцев были в большей части забыты. Прежние знания сохранились лишь в среде арабских ученых. Правда, в христианских монастырях продолжалось накопление знаний о мире, но в целом интеллектуальный климат того времени не благоприятствовал их новому пониманию. В конце XV в. началась эпоха Великих географических открытий, и горизонты географической науки вновь стали стремительно раздвигаться. Поток новых сведений, хлынувших в Европу, оказал чрезвычайно большое влияние на все стороны жизни и породил тот определенный ход событий, который продолжается и поныне (110, с.25).
Несмотря на то, что в христианской Европе средних веков слово «география» практически исчезло из обычного лексикона, изучение географии все же продолжалось. Постепенно любопытство и любознательность, желание выяснить, что представляют собой дальние страны и континенты, побудило искателей приключений отправиться в путешествия, сулившие новые открытия. Крестовые походы, проводившиеся под знаменем борьбы за освобождение «святой земли» из-под власти мусульман, вовлекали в свою орбиту массы людей, покинувших родные места. Возвращаясь, они рассказывали о чужеземных народах и необычной природе, которые им довелось увидеть. В XIII в. пути, проложенные миссионерами и купцами, стали столь протяженными, что достигли Китая (21).
Географические представления раннего средневековья складывались из библейских догм и некоторых выводов античной науки, очищенных от всего «языческого» (в том числе и от учения о шарообразности Земли). Согласно «Христианской топографии» Космы Индикопова (VI в.), Земля имеет вид плоского прямоугольника, омываемого океаном; Солнце ночью скрывается за горой; все большие реки берут свое начало в раю и протекают под океаном (361).
Современные географы единодушно характеризуют первые века христианского средневековья в Западной Европе как период застоя и упадка в географии (110,126,216,279). Большинство географических открытий этого периода были повторными. Страны, известные еще древним народам Средиземноморья, нередко заново «открывались» во второй, третий и даже в четвертый раз.
В истории географических открытий раннего средневековья виднейшее место принадлежит скандинавским викингам (норманнам), которые в VIII-IX вв. своими набегами опустошали Англию, Германию, Фландрию и Францию.
По русскому пути «из варяг в греки» скандинавские торговцы добирались до Византии. Около 866 г. норманны повторно открыли Исландию и прочно обосновались там, а около 983 г. Эрик Рыжий открыл Гренландию, где также возникли их постоянные поселения (21).
В первые столетия средневековья относительно широкий пространственный кругозор имели византийцы. Религиозные связи Восточной Римской империи распространялись на Балканский полуостров, позднее – на Киевскую Русь и Малую Азию. Религиозные проповедники доходили до Индии. Они занесли свою письменность в Среднюю Азию и Монголию, а оттуда проникли в западные районы Китая, где основали свои многочисленные поселения.
Пространственный кругозор славянских народов, согласно «Повести временных лет», или летописи Нестора (вторая половина XI – начало XII вв.), простирался почти на всю Европу – примерно до 600 с.ш. и до берегов Балтийского и Северного морей, а также на Кавказ, Индию, Ближний Восток и северное побережье Африки. В «Летописи» наиболее полные и достоверные сведения приводятся о Русской равнине, прежде всего о Валдайской возвышенности, откуда стекают главные славянские реки (110,126,279).
2 География в скандинавском мире. Скандинавы были отличными мореходами и отважными путешественниками. Самое большое достижение скандинавов норвежского происхождения, или так называемых викингов, заключалось в том, что им удалось пересечь Северную Атлантику и посетить Америку. В 874 г. викинги подошли к берегам Исландии и основали поселение, которое затем стало быстро развиваться и процветать. В 930 г. здесь был создан первый в мире парламент – альтинг.
Среди жителей исландской колонии был некто Эрик Рыжий, отличавшийся неистовым и бурным нравом. В 982 г. его вместе с родными и близкими изгнали из Исландии. Наслышанный о существовании земли, лежавшей где-то далеко на западе, Эрик пустился в плавание по бурным водам Северной Атлантике и спустя некоторое время оказался у южного побережья Гренландии. Возможно, наименование Гренландия, которое он дал этой новой земле, было одним из первых в мировой географии примеров произвольного имятворчества – ведь вокруг не было чего-либо сколько-нибудь зеленого. Тем не менее, основанная Эриком колония привлекла некоторых жителей Исландии. Между Гренландией, Исландией и Норвегией завязались тесные морские связи (110,126,279).
Около 1 000 г. сын Эрика Рыжего, Лейф Эйриксон, возвращаясь из Гренландии в Норвегию, попал в неистовый шторм; судно сбилось с правильного курса. Когда небо прояснилось, он обнаружил, что находится у незнакомого побережья, простирающегося к северу и югу на всем протяжении, доступном взору. Выйдя на берег, он оказался в девственном лесу, стволы деревьев которого были увиты диким виноградом. Вернувшись в Гренландию, он описал эту новую землю, лежащую далеко на западе от его родной страны (21,110).
В 1003 г. некто Карлсефни организовал экспедицию, чтобы еще раз взглянуть на эту новую землю. Вместе с ним плыло около 160 человек – мужчин и женщин, был взят большой запас продовольствия и домашний скот. Не вызывает сомнения, что им удалось достичь побережья Северной Америки. Описанный ими большой залив с исходящим из него сильным течением – это, вероятно, эстуарий реки Святого Лаврентия. Где-то здесь люди высадились на берег и остались на зимовку. Тут же родился первый на американской земле ребенок европейцев. На следующее лето все они поплыли в южном направлении, достигнув полуострова Южная Шотландия. Возможно, они побывали еще южнее, у Чесапикского залива. Им понравилась эта новая земля, но индейцы вели себя слишком воинственно по отношению к викингам. Набеги местных племен причиняли такой ущерб, что викинги, приложившие столько сил, чтобы обосноваться здесь, были вынуждены в конце концов отправиться назад, в Гренландию. Все связанные с этим событием рассказы запечатлены в передававшейся из уст в уста «Саге об Эрике Рыжем». Историки географической науки до сих пор все еще пытаются выяснить, где именно высаживались люди, приплывшие с Карлсефни. Весьма возможно, что и до XI столетия совершались плавания к берегам Северной Америки, но до европейских географов дошли лишь туманные слухи о таких путешествиях (7,21,26,110,126,279,363,377).
3 География в странах арабского мира. С VI в. в развитии мировой культуры видную роль начинают играть арабы. К началу VIII в. они создали огромное государство, охватившее всю Переднюю Азию, часть Средней Азии, северо-западную Индии, Северную Африку и большую часть Пиренейского полуострова. У арабов ремесло и торговля преобладали над натуральным хозяйством. Арабские купцы торговали с Китаем и африканскими странами. В XII в. арабы узнали о существовании Мадагаскара, а согласно некоторым другим источникам, в 1420 г. арабские мореплаватели достигли южной оконечности Африки (21,110,126).
В арабскую культуру и науку внесли свой вклад многие народы. Начавшаяся в VIII в. децентрализация Арабского халифата постепенно привела к возникновению ряда крупных культурных научных центров в Персии, Испании и Северной Африке. На арабском языке писали и ученые Средней Азии. Арабы многое восприняли у индийцев (в том числе систему письменного счета), китайцев (знание магнитной иглы, пороха, изготовление бумаги из хлопка). При халифе Харуне ар-Рашиде (786-809 гг.) в Багдаде была создана коллегия переводчиков, осуществлявшая переводы на арабский язык индийских, персидских, сирийских и греческих научных сочинений.
Особое значение для развития арабской науки имели переводы трудов греческих ученых – Платона, Аристотеля, Гиппократа, Страбона, Птолемея и др. В значительной мере под влиянием идей Аристотеля многие мыслители мусульманского мира отвергали существование сверхъестественных сил и призывали к опытному изучению природы. Среди них прежде всего необходимо отметить выдающегося таджикского философа и ученого-энциклопедиста Ибн Сину (Авиценна) 980-1037 гг.) и Муггамета Ибн-Рошда, или Авверроэса (1126-1198 гг.).
Для расширения пространственного кругозора арабов первостепенное значение имело развитие торговли. Уже в VIII в. география в арабском мире рассматривалась как «наука о почтовом сообщении» и «наука о путях и областях» (126). Описание путешествий становится популярнейшим видом арабской литературы. Из путешественников VIII в. наиболее известен купец Сулейман из Басры, который плавал в Китай и посетил Цейлон, Андаманские и Никобарские острова, а также остров Сокотра.
В сочинениях арабских авторов преобладают сведения номенклатурного и историко-политического характера; природе же уделено неоправданно мало внимания. В толковании физико-географических явлений ученые, писавшие на арабском языке, не внесли ничего существенно нового и оригинального. Основное значение арабской литературы географического содержания заключается в новых фактах, но не в теориях, которых она придерживались. Теоретические представления арабов оставались недоразвитыми. В большинстве случаев арабы просто следовали грекам, не утруждая себя разработкой новых концепций.
Действительно, арабы собрали в области физической географии много материала, но не сумели переработать его в стройную научную систему (126). Кроме того, к реальной действительности они постоянно примешивали создания своей фантазии. Тем не менее, роль арабов в истории науки весьма значительна. Благодаря арабам, в западной Европе после крестовых походов стала распространяться новая система «арабских» чисел, их арифметика, астрономия, а также арабские переводы греческих авторов, в том числе Аристотеля, Платона и Птолемея.
Труды арабов по географии, написанные в VIII-XIV вв., основывались на самых разных литературных источниках. Кроме того, арабские ученые использовали не только переводы с греческого, но и сведения, полученные от своих собственных путешественников. В результате знания арабов были гораздо более правильными и точными, чем знания христианских авторов.
Одним из самых первых арабских путешественников был Ибн Хаукаль. Последние тридцать лет своей жизни (943-973 гг.) он посвятил путешествиям в наиболее отдаленные и глухие районы Африки и Азии. Во время своего посещения восточного побережья Африки в той его точке, что находилась примерно в двадцати градусах южнее экватора, он обратил свое внимание на то, что здесь, в этих широтах, которые греки считали необитаемыми, жило большое количество людей. Однако теория о необитаемости этой зоны, которой придерживались древние греки, возрождалась снова и снова, даже в так называемые новые времена.
Арабским ученым принадлежит несколько важных наблюдений над климатом. В 921 г. Аль-Балхи обобщил сведения о климатических явлениях, собранные арабскими путешественниками, в первом климатическом атласе мира – «Kitab al-Ashkal».
Масуди (умер в 956 г.) проник на юг до современного Мозамбика и сделал очень точное описание муссонов. Уже в X в. он правильно обрисовал процесс испарения влаги с водной поверхности и ее конденсацию в форме облаков.
В 985 г. Макдиси предложил новое подразделение Земли на 14 климатических районов. Он обнаружил, что климат изменяется не только с широтой, но также в западном и восточном направлениях. Ему же принадлежит мысль о том, что большая часть южного полушария занята океаном, а основные массивы суши сосредоточены в северном полушарии (110).
Некоторые арабские географы высказывали правильные соображения об образовании форм земной поверхности. В 1030 г. Аль-Бируни написал огромную книгу по географии Индии. В ней он, в частности, говорил об округлых камнях, которые он обнаружил в аллювиальных отложениях к югу от Гималаев. Их происхождение он объяснял тем, что эти камни приобрели округлую форму из-за того, что стремительные горные реки перекатывали их по своему руслу. Он также обратил внимание на то, что аллювиальные наносы, отложенные вблизи подножия гор, имеют более грубый механический состав, и что по мере удаления от гор они слагаются все более и более мелкими частицами. Рассказывал он также и о том, что, по представлениям индусов, приливы вызываются Луной. В его книге содержится также интересное утверждение, что при продвижении к Южному полюсу ночь исчезает. Это утверждение доказывает, что еще до наступления XI столетия некоторые арабские мореплаватели проникали далеко на юг (110,126).
Авиценна, или Ибн Сина, которому довелось непосредственно наблюдать, как горные потоки вырабатывают долины в горах Центральной Азии, также способствовал углублению знаний о развитии форм земной поверхности. Ему принадлежит идея о том, что самые высокие вершины сложены твердыми горными породами, особенно устойчивыми к эрозии. Вздымаясь, горы, указывал он, тотчас же начинают подвергаться этому процессу стачивания, идущему весьма медленно, но неотступно. Авиценна отметил и присутствие в породах, слагающих высокогорья, ископаемых остатков организмов, которые он рассматривал как примеры попыток природы сотворить живые растения или животных, окончившиеся неудачей (126).
Ибн Баттута - один из величайших арабских путешественников всех времен и народов. Он родился в Танжере в 1304 г. в семье, в которой профессия судьи была потомственной. В 1325 г. в возрасте двадцати одного года он паломником отправился в Мекку, где надеялся завершить изучение законов. Однако на пути через северную Африку и Египет он понял, что его гораздо больше влечет изучение народов и стран, чем занятие юридическими премудростями. Достигнув Мекки, он решил посвятить свою жизнь путешествиям и в своих бесконечных странствиях по землям, населенными арабами, больше всего заботился о том, чтобы не пройти дважды одним и тем же путем. Ему удалось посетить те места Аравийского полуострова, где до него еще никто не бывал. Он плавал по Красному морю, посетил Эфиопию и затем, двигаясь все дальше и дальше на юг вдоль побережья Восточной Африки, достиг Килвы, лежащей почти под 100 ю.ш. Там он узнал о существовании арабской фактории в Софале (Мозамбик), располагавшейся южнее теперешнего портового города Бейры, т. е. почти в 20 градусах к югу от экватора. Ибн Баттута подтвердил то, на чем настаивал Ибн Хаукаль, а именно, что жаркая зона Восточной Африки не была испепеляюще знойной и что ее населяли местные племена, которые не противились созданию арабами торговых факторий.
Вернувшись в Мекку, он вскоре вновь пускается в путь, посещает Багдад, путешествует по Персии и землям, прилегающим к Черному морю. Следуя через русские степи, он в итоге достиг Бухары и Самарканда, а оттуда через горы Афганистана попал в Индию. В течение нескольких лет Ибн Баттута находился на службе у делийского султана, что дало ему возможность беспрепятственно путешествовать по стране. Султан назначил его своим послом в Китай. Однако прошло много лет, прежде чем Ибн Баттута прибыл туда. За это время он успел побывать на Мальдивских островах, на Цейлоне и Суматре и только после этого он оказался в Китае. В 1350 г. он возвратился в Фес – столицу Марокко. Однако его путешествия на этом не закончились. После поездки в Испанию он вернулся в Африку и, двигаясь через Сахару, достиг реки Нигер, где ему удалось собрать важные сведения о негритянских исламизированных племенах, живших в этом районе. В 1353 г. он поселяется в Фесе, где по распоряжению султана диктует длинное повествование о своих путешествиях. За время около тридцати лет Ибн Баттура покрыл расстояние около 120 тыс. км, что для XIV столетия было абсолютным рекордом. К сожалению, его книга, написанная на арабском языке, не оказала сколько-нибудь значительного влияния на образ мыслей европейских ученых (110).
4 Развитие географии в средневековом Китае. Начиная примерно со II в. до н.э. и вплоть до XV в., у китайского народа был самый высокий среди других народов Земли уровень знаний. Китайские математики стали пользоваться нулем и создали десятичную систему исчисления, которая была намного более удобной шестидесятеричной, бытовавшей в Месопотамии и Египте. Десятичное исчисление заимствовали у индусов арабы около 800 г., но полагают, что в Индию оно проникло из Китая (110).
Китайские философы отличались от древнегреческих мыслителей в основном тем, что первостепенное значение придавали миру природы. Согласно их учению, индивидуумы не должны отделяться от природы, поскольку они являются ее органической частью. Китайцы отрицали божественную силу, предписывающую законы и создающую Вселенную для человека по определенному замыслу. В Китае не считали, например, что после смерти жизнь продолжается в райских садах Эдема или на кругах ада. Китайцы верили, что умершие поглощаются всепроницающим мирозданием, нераздельной частью которого и являются все индивиды (126,158).
Конфуцианство учило такому образу жизни, при котором трения между членами общества сводились к минимуму. Однако это учение оставалось сравнительно безразличным к развитию научного знания об окружающей природе.
Деятельность китайцев в области географических исследований выглядит весьма внушительной, хотя она в большей мере характеризуется достижениями созерцательного плана, чем выработкой научной теории (110).
В Китае географические исследования в первую очередь были связаны с созданием методов, позволявших производить точные измерения и наблюдения с последующим их использованием в разных полезных изобретениях. Начиная с XIII в. до н.э., китайцы вели систематические наблюдения за состоянием погоды.
Содержание самых древних географических описаний представляет обзор природных ресурсов и производимой продукции девяти провинций, на которые была разделена территория Китая еще в V в. до н.э. В этих трудах описываются почвы, производимые продукты и водные пути сообщения каждой из этих провинций.
Уже во II в. до н.э. китайские инженеры делали точные замеры количества илистых наносов, переносимых реками. Во 2 г. н.э. в Китае была проведена первая в мире перепись населения. Среди технических изобретений Китаю принадлежат производство бумаги, печатание книг, использование дождемеров и снегомеров для измерения количества осадков, а также компаса для нужд мореходов.
Географические описания китайских авторов можно подразделить на следующие восемь групп: 1) труды, посвященные изучению людей (география человека); 2) описания внутренних районов Китая; 3) описания зарубежных стран; 4) рассказы о путешествиях; 5) книги о реках Китая; 6) описания побережий Китая, особенно тех из них, которые важны для судоходства; 7) краеведческие работы, включающие описания районов, подчиненных городам-крепостям и управляемых ими, знаменитых горных хребтов, или определенных городов и дворцов; 8) географические энциклопедии (110, с.96). Очень большое внимание уделялось также происхождению географических названий (110).
Самым ранним свидетельством китайских путешествий является книга, написанная, вероятно, между V и III вв. до н.э. Ее обнаружили в гробнице человека, который управлял около 245 г. до н.э. территорией, занимавшей часть долины Вэй Хэ. Книги, найденные в этом погребении, были написаны на полосах белого шелка, наклеенного на черенки бамбука. Для лучшей сохранности книгу переписали в конце III в. до н.э. В мировой географии оба варианта этой книги известны под названием «Путешествия императора Му».
Правление императора Му приходилось на 1001-945 гг. до н.э. Император Му, говорится в этих работах, возжелал объехать вокруг всего света и оставить следы от своей кареты в каждой стране. История его странствий полна удивительных приключений и приукрашена художественным вымыслом. Однако описания странствий содержат такие детали, которые вряд ли могли быть плодом фантазии. Император побывал в поросших лесом горах, видел снег, много охотился. На обратном пути он пересек обширную пустыню, настолько безводную, что ему приходилось пить даже лошадиную кровь. Можно не сомневаться в том, что в очень древние времена китайские путешественники удалялись на значительные расстояния от долины Вэй Хэ – центра развития их культуры.
Известные описания путешествий эпохи средневековья принадлежат китайским паломникам, посетившим Индию, а также прилегающие к ней области (Фа Сянь, Сюань Цзан, И. Цзин и др.). К VIII в. относится трактат Цзя Даня «Описание девяти стран», представляющий собой путеводитель по странам Юго-Восточной Азии. В 1221 г. даосский монах Чан Чунь (XII-XIII вв.) совершил путешествие в Самарканд ко двору Чингисхана и собрал довольно точные сведения о населении, климате, растительности Средней Азии.
В средневековом Китае существовали многочисленные официальные описания страны, которые составлялись для каждой новой династии. В этих трудах содержались разнообразные сведения по истории, природным условиям, населению, хозяйству и разным достопримечательностям. Географические знания народов Южной и Восточной Азии практически не оказали влияния на географический кругозор европейцев. С другой стороны, географические представления средневековой Европы оставались почти неизвестными в Индии и Китае, если не считать некоторых сведений, полученных через арабские источники (110,126,158,279,283,300).
Позднее средневековье в Европе (XII-XIV вв.).В XII в. феодальный застой в экономическом развитии стран Западной Европы сменился некоторым подъемом: развивались ремесло, торговля, товарно-денежные отношения, возникали новые города. Основными экономическими и культурными центрами в Европе XII в. были города Средиземноморья, через которые проходили торговые пути на Восток, а также Фландрия, где процветали различные ремесла и развивались товарно-денежные отношения. В XIV в. сферой оживленных торговых связей становится также область Балтийского и Северного морей, где образовался Ганзейский союз торговых городов. В XIV в. в Европе появляются бумага и порох.
В XIII в. парусно-гребные суда постепенно вытесняются каравеллами, входит в употребление компас, создаются первые морские карты – портуланы, совершенствуются способы определения широты места (путем наблюдения за высотой Солнца над горизонтом и применения таблиц склонения Солнца). Все это позволило перейти от каботажного плавания к плаванию в открытом море.
В XIII в. итальянские купцы начали плавать через Гибралтарский пролив к устью Рейна. Известно, что в то время торговые пути на Восток находились в руках итальянских городов-республик Венеции и Генуи. Флоренция же была крупнейшим промышленным и банковским центром. Именно поэтому города Северной Италии в середине XIV в. явились центром Ренессанса, очагами возрождения античной культуры, философии, науки и искусства. Идеология формировавшейся в то время городской буржуазии нашла свое выражение в философии гуманизма (110,126).
Гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) – это признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле гуманизм - это светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви и связанное с изучением вновь открытых произведений классической древности (291).
Величайшим гуманистом эпохи итальянского Возрождения и мировой истории в целом был Франциск Азисский (1182-1226 гг.) – выдающийся проповедник, автор религиозно-поэтических произведений, гуманистический потенциал которых сопоставим с учением Иисуса Христа. В 1207-1209 гг. он основал орден францисканцев.
Из среды францисканцев вышли наиболее передовые философы средневековья – Роджер Бэкон (1212-1294 гг.) и Уильям Оккам (около 1300 - около 1350 гг.), выступившие против схоластического начетничества и призывавшие к опытному изучению природы. Именно они положили начало разложению официальной схоластики.
В те годы интенсивно возрождался интерес к античной культуре, изучению древних языков, переводам античных авторов. Первыми виднейшими представителями итальянского Возрождения были Петрарка (1304-1374 гг.) и Бокаччо (1313 –1375 гг.), хотя, несомненно, именно Данте (1265-1321 гг.) явился провозвестником эпохи итальянского Возрождения.
Наука католических стран Европы в XIII-XIV вв. находилась в твердых руках церкви. Однако уже в XII в. были созданы первые университеты в Болонье и Париже; в XIV в. их насчитывалось более 40. Все они находились в руках церкви, а в преподавании главное место занимало богословие. Церковные соборы 1209 и 1215 гг. постановили запретить преподавание физики и математики Аристотеля. В XIII в. виднейший представитель доминиканцев Фома Аквинский (1225-1276 гг.) сформулировал официальное учение католицизма, используя некоторые реакционные стороны учения Аристотеля, Ибн-Сины и др., придавая им свой религиозно-мистический характер.
Несомненно, Фома Аквинский был выдающимся философом и теологом, систематизатором схоластики на методологической основе христианского аристотелизма (учение об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции и т.д.). Он сформулировал пять доказательств бытия бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего и т.п. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума (концепция естественного права и др.), Фома Аквинский утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере, философское познание и естественная теология, основанные на аналогии сущего, - в сверхъестественном откровении. Основными сочинениями Фомы Аквинского являются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Учение Аквинского лежит в основе таких философско-религиозных концепций, как томизм и неотомизм.
Развитие международных отношений и мореплавания, стремительный рост городов способствовали расширению пространственного кругозора, возбуждали острый интерес европейцев к географическим знаниям и открытиям. В мировой истории весь XII в. и первая половина XIII в. представляют собой период выхода Западной Европы из многовековой спячки и пробуждения в ней бурной интеллектуальной жизни.
В это время главным фактором расширения географических представлений европейских народов были крестовые походы, предпринятые между 1096 и 1270 гг. под предлогом освобождения Святой Земли. Общение европейцев с сирийцами, персами и арабами значительно обогатило их христианскую культуру.
В те годы много путешествовали и представители восточных славян. Даниил из Киева, например, совершил паломничество в Иерусалим, а Вениамин из Туделы путешествовал по разным странам Востока.
Заметный перелом в развитии географических представлений наступил приблизительно в середине XIII в., одной из причин которого явилась монгольская экспансия, достигшая к 1242 г. своего крайнего западного предела. С 1245 г. папа римский и многие христианские короны начинают отправлять к монгольским ханам свои посольства и миссии с дипломатическими и разведывательными целями и в надежде обратить монгольских правителей в христианство. Вслед за дипломатами и миссионерами на восток устремились купцы. Большая доступность стран, находившихся под монгольским владычеством, в сравнении с мусульманскими странами, а также наличие хорошо налаженной системы связей и путей сообщения открывали европейцам путь в Центральную и Восточную Азию.
В XIII в., а именно с 1271 по 1295 гг., Марко Поло совершил путешествие по Китаю, посетил Индию, Цейлон, Южный Вьетнам, Бирму, Малайский архипелаг, Аравию и Восточную Африку. После путешествия Марко Поло из многих стран Западной Европы часто снаряжались купеческие караваны в Китай и Индию (146).
Изучение северной окраины Европы успешно продолжали русские новгородцы. После того как ими в XII-XIII вв. были открыты все крупные реки Европейского Севера, они проложили путь в бассейн Оби через Сухону, Печору и Северный Урал. Первый поход на Нижнюю Обь (до Обской губы), о котором имеются указания в летописях, был предпринят в 1364-1365 гг. Одновременно русские мореходы продвигались на Восток вдоль северных берегов Евразии. К концу XV в. они обследовали юго-западное побережье Карского моря, Обскую и Тазовскую губы. В начале XV в. русские плавали к Груманту (архипелаг Шпицберген). Однако не исключено, что эти плавания начались значительно раньше (2,13,14,21,28,31,85,119,126,191,192,279).
В отличие от Азии, Африка оставалась для европейцев XIII-XV вв. почти неизученным материком, за исключением ее северной окраины.
С развитием мореплавания связано возникновение нового типа карт – портуланов, или комплексных карт, которые имели прямое практическое значение. Они появились в Италии и Каталонии около 1275-1280 гг. Ранние портуланы представляли собой изображения берегов Средиземного и Черного морей, выполненные нередко с очень большой точностью. Особенно тщательно на этих чертежах обозначались бухты, мелкие острова, мели и т.д. Позднее появились портуланы западных побережий Европы. Все портуланы были ориентированы на север, в ряде точек на них были нанесены компасные направления, впервые был дан линейный масштаб. Портуланы были в употреблении до XVII в., когда их стали вытеснять морские карты в проекции Меркатора.
Наряду с необычайно точными для своего времени портуланами, в позднем средневековье существовали также «монастырские карты», которые долгое время сохраняли свой примитивный характер. Позднее они увеличились по формату и стали более подробными и точными.
Несмотря на значительное расширение пространственного кругозора, XIII и XIV вв. дали очень мало нового в области научных географических идей и представлений. Даже описательно-страноведческое направление не проявляло большого движения вперед. Сам термин «география» в то время, по-видимому, не употреблялся вообще, хотя литературные источники содержат обширные сведения, относящиеся к области географии. Эти сведения в XIII-XV вв., конечно, стали еще более многочисленными. Главное место среди географических описаний того времени занимают рассказы крестоносцев о чудесах Востока, а также сочинения о путешествиях и самих путешественниках. Конечно, эти сведения не равноценны как по объему, так и по объективности.
Самую большую ценность среди всех географических трудов того периода представляет «Книга» Марко Поло (146). К ее содержанию современники отнеслись весьма скептически и с большим недоверием. Лишь во второй половине XIV в. и в более позднее время книгу Марко Поло стали ценить как источник разнообразных сведений о странах Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Этой работой пользовался, например, Христофор Колумб во время своих странствий к берегам Америки. Вплоть до XVI в. книга Марко Поло служила важным источником разнообразных сведений для составления карт Азии (146).
Особой популярностью в XIV в. пользовались описания вымышленных путешествий, полные легенд и рассказов о чудесах.
В целом можно сказать, что средневековье отмечено почти полным вырождением общей физической географии. Средние века практически не дали новых идей в области географии и лишь сохранили для потомков некоторые идеи античных авторов, тем самым, подготовив первые теоретические предпосылки для перехода к Великим географическим открытиям (110,126,279).
Марко Поло и его «Книга». Наиболее известными путешественниками эпохи Средневековья были венецианские купцы братья Поло и сын одного из них – Марко. В 1271 г., когда Марко Поло исполнилось семнадцать лет, он вместе с отцом и дядей отправился в продолжительное путешествие в Китай. Братья Поло до этого момента уже посещали Китай, затратив на путь туда и обратно девять лет – с 1260 по 1269 год. Великий хан монголов и император Китая пригласил их посетить его страну еще раз. Повторное путешествие в Китай длилось четыре года; еще семнадцать лет трое венецианских купцов оставались в этой стране.
Марко служил у хана, который посылал его с официальными поручениями в различные районы Китая, что и позволило ему приобрести глубокие знания о культуре и природе этой страны. Деятельность Марко Поло была настолько полезной для хана, что хан с большим неудовольствием согласился на отъезд Поло.
В 1292 г. хан предоставил всем Поло флотилию из тринадцати кораблей. Некоторые из них были столь велики, что численность их команды превышала сотню человек. Всего вместе с купцами Поло на всех этих судах разместились около 600 пассажиров. Флотилия вышла из порта, находившегося в Южном Китае, примерно из того места, где находится современный город Цюаньчжоу. Через три месяца корабли достигли островов Ява и Суматра, где задержались на пять месяцев, после чего плавание продолжилось.
Путешественники посетили остров Цейлон и Южную Индию, а затем, следуя вдоль его западного побережья, вышли в Персидский залив, бросив якоря в древнем порту Ормуз. К концу плавания из 600 пассажиров в живых осталось только 18, погибла и большая часть кораблей. Но все трое Поло в 1295 году невредимыми вернулись в Венецию после двадцатипятилетнего отсутствия.
Во время морского сражения 1298 г. в войне между Генуей и Венецией Марко Поло был пленен и вплоть до 1299 г. содержался в генуэзской тюрьме. Находясь в тюрьме, он продиктовал рассказы о своих путешествиях одному из узников. Его описания жизни в Китае и полных опасностей приключений по дороге туда и обратно отличались такой яркостью и живостью, что их часто воспринимали как порождение пылкого воображения. Помимо рассказов о тех местах, где он непосредственно побывал, Марко Поло упоминал также о Чипанго, или Японии, и об острове Мадагаскар, который, по его словам, находился у южного предела обитаемой земли. Поскольку Мадагаскар располагался намного южнее экватора, то становилось очевидным, что испепеляющая, знойная зона вовсе не является таковой и принадлежит к обитаемым землям.
Следует, однако, отметить, что Марко Поло не был профессиональным географом и даже не догадывался о существовании такой области знания, как география. Не был он осведомлен и о горячих дискуссиях между теми, кто верил в необитаемость жаркой зоны, и теми, кто оспаривал это представление. Он также ничего не слышал о спорах между теми, кто полагал правильной преуменьшенную величину земной окружности, следуя в этом за Посидонием, Марином Тирским и Птолемеем, и теми, кто отдавал предпочтение вычислениям Эратосфена. Ничего не знал Марко Поло и о предположениях древних греков о том, что восточная оконечность Ойкумены располагается вблизи устья Ганга, как и не слышал и об утверждении Птолемея, что Индийский океан «замыкается» с юга сушей. Сомнительно, чтобы Марко Поло когда-либо пытался определить широту, не говоря уж о долготе, тех мест, в которых он побывал. Однако он сообщает, сколько нужно затратить дней и в каком направлении следует двигаться, чтобы достичь того или иного пункта. Он ничего не говорит о своем отношении к географическим представлениям предшествующих времен. Вместе с тем, его книга принадлежит к числу тех, в которых рассказывается о великих географических открытиях. Но в средневековой Европе она воспринималась как одна из многочисленных и заурядных книг того времени, заполненных самыми невероятными, но весьма интересными историями. Общеизвестно, что у Колумба был личный экземпляр книги Марко Поло с его собственными пометками (110,146).
Принц Генрих Мореплаватель и морские походы португальцев. Принц Генрих, прозванный Мореплавателем, был организатором крупных экспедиций португальцев. В 1415 г. португальское войско под командованием принца Генриха атаковало и взяло штурмом мусульманскую твердыню на южном берегу Гибралтарского пролива в Сеуте. Так впервые европейская держава вступила во владение территорией, лежащей за пределами Европы. С оккупации этой части Африки начался период колонизации европейцами заморских территорий.
В 1418 г. в Сагрише принц Генрих основал первый в мире географический исследовательский институт. В Сагрише принц Генрих построил дворец, церковь, астрономическую обсерваторию, здание для хранения карт и рукописей, а также дома для проживания сотрудников этого института. Он пригласил сюда ученых разных вероисповеданий (христиан, иудеев, мусульман) со всего Средиземноморья. Среди них были географы, картографы, математики, астрономы и специалисты-переводчики, способные читать рукописи, написанные на разных языках.
Некто Хакоме из Майорки был назначен главным географом. Перед ним была поставлена задача усовершенствовать способы навигации и затем преподать их португальским капитанам, а также научить их десятичной системе исчислений. Нужно было к тому же выяснить на основании документов и карт возможность доплыть до Пряных островов, следуя вначале на юг вдоль африканского побережья. В связи с этим возник целый ряд весьма важных и сложных вопросов. Обитаемы ли эти земли у экватора? Чернеет ли кожа у людей, попавших туда, или это вымысел? Каковы размеры Земли? Так ли велики размеры Земли, как полагал Марин Тирский? Или же она такова, какой ее представляли арабские географы, проведя свои измерения в окрестностях Багдада?
Принц Генрих занимался разработкой кораблей нового типа. Новые португальские каравеллы имели две или три мачты и латинское парусное вооружение. Они были довольно тихоходными, но отличались устойчивостью и способностью к далеким плаваниям.
Капитаны принца Генриха приобретали опыт и уверенность в своих силах, совершая плавания к Канарским и Азорским островам. В то же время принц Генрих посылал своих более опытных капитанов в далекие плавания вдоль африканских берегов.
Первое разведывательное плавание португальцев было предпринято в 1418 г. Но вскоре корабли повернули назад, так как их команды побоялись приблизиться к неведомому экватору. Несмотря на многократные попытки, потребовалось 16 лет для того, чтобы португальские корабли миновали в своем продвижении на юг 2607’ с.ш. На этой широте, лежащей чуть южнее Канарских островов, на африканском побережье вдается в океан низкий песчаный мыс под названием Бохадор. Вдоль него проходит сильное океанское течение, направленное на юг. У подножия мыса оно образует водовороты, обозначенное пенящимися гребнями волн. Всякий раз, когда корабли приближались к этому месту, команды требовали прекратить плавание. Конечно же, здесь была кипящая вода, о чем писали еще древнегреческие ученые!!! Именно в этом месте люди должны становиться чернокожими!!! Более того, на арабской карте этого побережья сразу же к югу от Бохадора была изображена рука дьявола, поднимающаяся из воды. Однако на портулане 1351 г. около Бохадора не было показано ничего необычного, да и сам он был лишь небольшим мысом. Кроме того, в Сагрише имелся отчет о путешествиях финикийцев под предводительством Ганнона, в незапамятные времена плававших далеко к югу от Бохадора.
В 1433 г. капитан принца Генриха Жил Еаниш попытался обогнуть мыс Бохадор, но его команда взбунтовалась, и он был вынужден вернуться в Сагриш.
В 1434 г. капитан Жил Еаниш прибег к маневру, подсказанному принцем Генрихом. От Канарских островов он смело повернул в открытый океан так далеко, что земля скрылась из глаз. А южнее широты Бохадора он направил свой корабль на восток и, подойдя к берегу, убедился, что вода там не вскипает и никто не превращается в негра. Барьер Бохадора был взят. На следующий же год португальские корабли проникли далеко на юг от мыса Бохадор.
Около 1441 г. корабли принца Генриха заплывали так далеко на юг, что уже достигали зоны, переходной между пустынным и влажным климатом, и даже стран, лежащих за ее пределами. Южнее мыса Кап-Блан, на территории современной Мавритании, португальцы пленили сначала мужчину и женщину, а затем еще десять человек. Они нашли также немного золота. В Португалии это произвело сенсацию, тотчас же появились сотни добровольцев, желавших плыть на юг.
Между 1444 и 1448 гг. почти сорок португальских кораблей побывало у африканских берегов. В результате этих плаваний было пленено 900 африканцев для продажи в рабство. Открытия как таковые были забыты в погоне за прибылью, получаемой от работорговли.
Принц Генрих, однако, сумел вернуть выпестованных им капитанов на праведный путь исследований и открытий. Но произошло это по прошествии десяти лет. Теперь принц понимал, что его ждет гораздо более ценная награда, если удастся проплыть вокруг Африки и достичь Индии.
Побережье Гвинеи было исследовано португальцами в 1455-1456 гг. Моряки принца Генриха побывали и на островах Зеленого Мыса. Принц Генрих Мореплаватель умер в 1460 г., но дело, которое он начал, продолжилось. От берегов Португалии на юг уходили все новые и новые экспедиции. В 1473 г. португальский корабль пересек экватор и не воспламенился. Несколько лет спустя португальцы высадились на берег и установили там свои каменные монументы (падраны) – свидетельства их притязаний на африканское побережье. Поставленные близ устья реки Конго, эти монументы, по сообщениям очевидцев, еще сохранялись в прошлом столетии.
К числу славных капитанов принца Генриха принадлежал Бартоломеу Диаш. Диаш, плывя вдоль африканского побережья к югу от экватора, попал в зону встречного ветра и течения, направленного на север. Чтобы уклониться от шторма, он резко повернул на запад, уходя от берегов континента, и, лишь когда погода улучшилась, вновь поплыл на восток. Однако, пройдя, по его расчетам, в этом направлении больше времени, чем нужно было, чтобы достичь берегов, он повернул на север в надежде обнаружить землю. Так, он приплыл к берегам Южной Африки у бухты Алгоа (Порт-Элизабет). На обратном пути он прошел мимо мыса Игольного и мыса Доброй Надежды. Это отважное плавание совершилось в 1486-1487 гг. (110)
ТЕМА 8
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 3598;