ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА
1 Пространственный кругозор и географические представления народов Классической Греции.
2 Материализм и идеализм в философии и науке Древней Греции.
3 Сократ и Платон как крупнейшие представители философии и науки Классической Греции.
4 Географические идеи и представления Аристотеля из Стагиры.
1 Пространственный кругозор и географические представления народов Классической Греции.Пространственный кругозор древних греков в V в. до н.э. существенно расширился благодаря связям со Скифией, Ближним Востоком, Египтом. Каждый крупный ученый стремился побывать в странах древней культуры и получить знания из первых рук. Много путешествовали Геродот, Демокрит, Платон и др. Такие путешествия не приводили к открытию новых земель. Однако они способствовали накоплению более полных и достоверных фактов и развитию описательно-страноведческого направления в науке (21). Существенной особенностью этого направления была его тесная связь с историей.
В античных источниках имеется много свидетельств о древнегреческих картах. О картах говорят, например, Аристогор, Аристофан, Аристотель и др. Однако ни одной древнегреческой карты не сохранилось. Надо полагать, что в V веке до н.э. они еще мало отличались от изображений Земли, принадлежавших ионическим авторам. Ведь в то время еще не существовало понятий о картографических проекциях и градусной сетке, а правильное представление о форме Земли, возникшее в результате случайных догадок, разделялось далеко не всеми учеными.
К рассматриваемому периоду относится жизнь и деятельность выдающегося древнегреческого путешественника и мореплавателя Пифея(IV в. до н.э.), который между 350 и 320 гг. до н.э. совершил плавание вдоль западных берегов Европы и сообщил грекам много ценных сведений о природе и занятиях населения Британских островов. Возможно, Пифей достиг также берегов Скандинавского полуострова.
Пифей и его дальние плавания.Выдающийся греческий путешественник Пифей открыл для своих соотечественников мир, расположенный далеко на северо-западе от Греции, а именно западные и северные земли Европы. Он совершил свое знаменитое плавание примерно между 330 и 300 гг. до н.э. К сожалению, его путевые записки не сохранились. Он стал известен историкам географии только по ссылкам на его работу, сделанным другими античными учеными.
Известно, что Пифей был родом из греческой колонии Массалии (современный Марсель), которая в то время вступила в жестокую конкуренцию с финикийцами из Карфагена за первенство в чрезвычайно выгодной торговле оловом и янтарем. Был ли Пифей послан из Массалии с тайной официальной миссией, чтобы обмануть бдительность финикийцев, или же он на свой собственный страх и риск отправился в путешествие, чтобы удовлетворить любознательность и увидеть собственными глазами то, что находится вне Греции, остается до сих пор неясным. Но как бы там ни было, отправившись из Массалии, он поплыл на корабле вдоль побережья к Геркулесовым столбам и затем ловким маневром проскользнул незамеченным мимо финикийского морского поста у Гадира (Кадис). После этого Пифей проплыл у берегов Франции, достиг Ла-Манша и обошел вокруг Британских островов.
Сообщения Пифея оказались в таком резком противоречии с накопленным древними греками багажом знаний, что ученые-географы того времени отнеслись к ним с явным недоверием и расценили его повествования как плод чистой фантазии. Однако он рассказывал об обычаях жителей Британских островов с такими подробностями, которые едва ли можно было выдумать. Он писал об употреблении меда, об использовании гумен для обмолота зерна в условиях влажного климата, о том, как меняется характер сельского хозяйства с юга на север в пределах Британских островов. Он писал также о море, забитом льдом, по которому нельзя пройти пешком, но можно проплыть на судне, что является точной характеристика того, что полярные исследователи называют салом. Пифей к тому же был первым из греков, рассказавшим об океанских приливах (приливы в Средиземном море очень незначительны и незаметны на глаз). Он же указал на связь приливов с фазами Луны.
К сожалению, практически ничего неизвестно о том, как далеко заплывал Пифей на север, хотя он в своих записях упоминает об острове Туле, находящемся в шести днях пути к северу от Британских островов. Весьма вероятно, что он проплыл вдоль восточного побережья Северного моря и, вероятно, достиг границ современной Дании. Некоторые ученые полагают, что он посетил места, где максимальная продолжительность светлого времени суток составляла семнадцать-девятнадцать часов, а это характерно для 610 с.ш., например, у самой северной оконечности Шетландских островов. Ему же приписывают сообщение о том, что в Туле Солнце в течение самого продолжительного дня года вообще не скрывается за горизонтом, что заставляет поместить этот пункт на севере Норвегии или в Исландии. Установлено, однако, что перед своим отплытием из Массалии он, пользуясь гномоном, весьма точно определил географическую широту данного пункта. Те подробности, которые Пифей сообщал в своих записях, заставили современных географов убедиться в реальности его плавания и наблюдений. В наши дни Пифей занял достойное место среди великих путешественников всех времен и народов (11, 21,110).
2 Материализм и идеализм в философии и науке Древней Греции.Для эпохи Классической Греции (500-330 гг. до н.э.) характерно определенное противостояние между материалистическим и идеалистическим направлениями в философии и науке. Такие выдающиеся мыслители древности, как Парменид (около 540-470 гг. до н.э.), Зенон (около 490-430 гг. до н.э.), Пифагор Самосский (VI в. до н.э.), Сократ (470/469- 399 гг. до н.э.) и Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.) представляли философию идеализма.
С развитием рабовладельческого общества в идеологии господствующего класса все резче стали выступать идеалистические черты. Господство идеализма, получившего наиболее полное свое выражение во взглядах Платона, отразилось в представлениях древних греков о Земле и всех природных явлениях и процессах.
Материалистическую философию в Классической Греции развивали Анаксагор из Клазомен (около 610- 547 гг. до н.э.), Диоген Синопский (около 400- 325 гг. до н.э.), Эмпедокл из Агригента (490-430 гг. до н.э.) и основатели атомистического учения Левкипп из Милета (около V в. до н.э.) и Демокрит из Абдер (около 460-370 гг. до н.э.). Позиция Аристотеля чрезвычайно сложна; в целом может быть определена как особая форма дуализма (11,17,18,255,291,316).
В науке Классической Греции существовало два различных способа объяснения причинно-следственных связей в природе и обществе. Первый способ был связан с именем Платона, второй – с именем Аристотеля. Платон полагал, что мир был создан совершенным (идеальным), но впоследствии начал все больше изменяться в худшую сторону (255). Аристотель, напротив, считал, что мир движется к совершенству, к некоторому идеальному состоянию (17,18,316).
Аристотель был создателем телеологической концепции, в соответствии с которой Творец спроектировал Вселенную примерно тем же способом, что и плотник, набрасывая план будущего строения. Однако задолго до Платона и Аристотеля появилась концепция Пифагора, пытавшегося объяснить упорядоченность Вселенной с помощью математических закономерностей. Еще в VI в. до н.э. Пифагор постулировал эту упорядоченность как математическую схему.
Географические идеи и представления Пифагора. Пифагореизм. Пифагор Самосский (VI в. до н.э.) – древнегреческий мыслитель, математик, религиозный и политический деятель; основатель пифагореизма.
Пифагореизм – это религиозно-философское учение в Древней Греции VI-IV вв. до н.э., исходившее из представления о числе как основе всего существующего. Числовые соотношения – источник гармонии Космоса, структура которого мыслилась как физико-геометрическое и акустическое единство. Каждая из небесных сфер, согласно Пифагору и его последователям, характеризуется некоторой комбинацией правильных геометрических тел и звучанием определенных музыкальных интервалов (гармония сфер). Пифагореизм внес значительный вклад в развитие математики, астрономии, физики, акустики. Например, согласно сторонникам этого учения, Земля имеет форму шара и вращается вокруг своей оси. Ими также были разработаны математические законы кругового движения небесных тел (Пифагор, Парменид и др.). Они учили также о переселении душ и разработали сложную систему культовых запретов («пифагорейский образ жизни»).
Основополагающие понятия и главные элементы (стихии), использовавшиеся пифагорейцами в созданной ими теории, выглядят весьма необычно по сравнению с теми, которыми пользуются современные естествоиспытатели; они лежат вне опыта и являются ненаблюдаемыми, представляя собой математические выражения.
Пифагорейцы интересовались преимущественно природными явлениями и процессами. Они рассуждали о том, каким именно образом была создана Вселенная, и, когда возникали споры о поведении и взаимодействии тех или иных объектов в ней, они всегда стремились проверить правильность своих теорий путем непосредственного наблюдения. Они также применяли специфический ряд фундаментальных посылок, предназначенных исключительно для целей теории, чтобы объяснить реалии природы.
Подобно другим древнегреческим исследователям природы, пифагорейцы признавали, что только те предметы реальны, которые могут быть опознаны путем восприятия их мира. Однако их методы научного объяснения и их основополагающие понятия открывали путь в сверхчувственные сферы, к которым их способ мышления оказывался ближе, чем к физике природы. Более того, они даже не пытались ответить на вопрос о том, каким образом можно вызвать движение и изменение, постоянно оперируя лишь такими противоположными друг другу понятиями, как «предел» и «беспредельность» или «четность» и «нечетность». Не объясняя в своих теориях движения и изменения, они не в состоянии были показать, каким образом возникает тот или иной природный процесс и, в частности, как перемещаются небесные тела относительно друг друга (110).
Пифагору приписывается также доказательство теоремы о том, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника равен сумме квадратов катетов («теорема Пифагора»).
Выдающиеся материалисты Классической Греции: Демокрит, Анаксагор, Диоген, Эмпедокл. Согласно Демокриту, в мире существуют только атомы и пустота. Атомы – это неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые сущности. Они различаются формой, положением в пустоте, величиной, двигаясь в самых разных направлениях. Из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все возможные миры. Атомы невидимы для человека, но из них происходят некоторые постоянные истечения. Истечения из атомов, действуя на органы чувств, вызывают ощущения.
В своей этике Демокрит развивал учение об атараксии, т.е. душевном спокойствии, безмятежности, представляющей высшую ценность для всякого человека.
Анаксагор учил о бесконечности миров и бесконечности Космоса. Согласно Анаксагору, все небесные тела произошли от первичной массы под действием центробежной силы и раскалились вследствие ее сильного вращения. Солнце также является раскаленным куском материи «величиной с Пелопоннес». Анаксагор, однако, не был последовательным материалистом. Он признавал некий верховный разум, а к атомизму Демокрита относился в целом отрицательно. Основой всего сущего на Земле он считал множество первичных материальных элементов.
Диоген принимал в качестве единого первоначала воздух – источник всякого движения и мысли. Все вещи и предметы, по Диогену, образовались путем сгущения или разряжения воздуха, или, иначе, охлаждения и нагревания (холодное - основа телесности вещей, теплое – основа движения).
Эмпедоклу принадлежит учение о четырех первичных элементах, к которым он относил огонь, воздух, воду и землю. Это учение получило довольно широкое распространение. Те же четыре элемента мы находим у Платона и Аристотеля.
Идея изменчивости Земли.Центральная идея древнегреческой географии – идея изменчивости Земли. Изменчивость поверхности Земли считалась в рассматриваемую эпоху общеизвестным фактом. Показательны в этом отношении соображения Геродота о происхождении долины Нила. Геродот утверждал, что в прошлые времена на месте современной дельты существовал большой морской залив «наподобие Аравийского залива» (Красного моря), но со временем этот залив был заполнен наносами реки.
Идея шарообразности Земли.Подавляющее большинство людей, живших в те далекие времена, не сомневались в том, что Земля плоская. Лишь несколько философов, исходя из чисто теоретических посылок, полагали, что Земля имеет форму шара. Все греческие мыслители были согласны в том, что симметричная форма – один из атрибутов совершенства, а наиболее полной симметрией обладает сфера. Следовательно, доказывали они, созданная совершенной по форме Земля в своем качестве дома людей должна быть сферичной. Пифагор, живший в VI в. до н.э., возможно, был первым из философов, придерживавшихся такой точки зрения. Во всяком случае, им были разработаны математические законы кругового движения небесных сфер. Ученик и последователь Пифагора Парменид применил эти законы к наблюдениям, сделанным с поверхности шарообразной Земли, теоретически обосновав ее шарообразную форму. Согласно учению пифагорейцев о «гармонии сфер», шарообразная Земля непрерывно движется подобно Солнцу и другим планетам по кругу около «центрального огня».
Платон, живший столетием позднее Парменида, по-видимому, был первым из философов, выдвинувшим гипотезу о расположенной в центре Вселенной шарообразной Земли с вращающимися вокруг нее небесными телами. Правда, не представляется возможным установить, был ли Платон автором этой гипотезы или же он заимствовал ее у Сократа, на которого ссылается.
В целом же идея шарообразности Земли ни в коей мере не вытекала из опыта. Земля, как утверждали греческие философы-идеалисты, должна иметь шарообразную форму, поскольку шар – самая «совершенная» фигура.
Материалисты Демокрит и Анаксагор в своих представлениях о Земле в целом следовали ионийцам. Демокрит склонялся к точке зрения Анаксимандра о том, что Земля похожа на барабан (или на шаровой пояс) с двумя вогнутыми основаниями, которые в прошлом были заполнены водой; вода постепенно высыхает и в итоге полностью исчезнет. По Диогену, Земля первоначально представляла собой мягкую жидкую массу, но затем под влиянием солнечных лучей она постепенно высохла; от прежнего ее состояния остались лишь только современные моря.
Рассматривая историю развития идей о форме Земли, известный современный ученый А.Г. Исаченко пишет: «Может показаться парадоксальным, что прогрессивную идею о шарообразности Земли отстаивали идеалисты, тогда как материалисты придерживались отсталого взгляда. Но следует иметь в виду, что первоначальная идея шарообразной Земли имела чисто отвлеченный, умозрительный характер. Более того, она являлась лишь случайным «продуктом» многих философских предпосылок. Ни элиаты, ни пифагорейцы не считали нужным искать каких-либо эмпирических доказательств правильности своих взглядов и вряд ли они подозревали, что в будущем представление о шарообразности Земли будет отстаиваться материалистами и оспариваться реакционерами и мракобесами» (126, с.32).
Теория шарообразности Земли приобретает научный характер только во второй половине IV века до н.э., после того как Аристотель привел ее первые доказательства (17,18).
Теория климатических зон. Современник Платона Евдокс Книдский (400-347 гг. до н.э.) создал теорию климатических зон, исходя из представления о возрастающем наклоне (klima) солнечных лучей относительно сферической поверхности Земли. Эти выводы были продуктом дедуктивных заключений из теории, согласно которой все доступные наблюдению вещи и явления созданы как образцы совершенной формы, а самой совершенной формой обладает сфера.
Учение о зонах.К рассматриваемому периоду относится и возникновение учения о зонах, или поясах Земли, согласно которому, поверхность Земли делится на пять зон: тропическую, две полярные и две умеренные, причем только две последние, по мнению авторов, пригодны для жизни человека. Одним из авторов этого учения был Эвдокс Книдский(около 406 –около 355 гг. до н.э.). Он также дал первую теорию пропорций, представил движение планет как комбинацию равномерно вращающихся вокруг Земли 27 концентрических сфер. К сожалению, работы Эвдокса до нас не дошли (11, 110).
Вопрос о размерах и очертаниях ойкумены.В этот период широко дискуссировались вопросы о соотношении суши и океана, о размерах и очертаниях ойкумены. Так, Демокрит и Эвдокс полагали, что ойкумена имеет вид овального острова, вытянутого с запада на восток и омываемого единым океаном. Геродот, опираясь на достоверные факты, утверждал, что Средиземное море, Атлантический океан и Индийский океан (Эритрейское море) составляет единый водный бассейн. При этом Геродот высмеивал тех, кто изображал Землю круглым диском, «как бы циркулем сделанным» (81). Платон полагал, что обитаемые земли занимают лишь небольшую часть поверхности Земли.
Идея зависимости человека от природы. Ученые классической Греции впервые обратили внимание на зависимость человека от природной среды (главным образом от климата). Так, Геродот отмечал, что род занятий населения зависит от природных условий (например, скотоводство у скифов), и связывал характер людей с климатом (81). Этими же вопросами занимался и Демокрит (11,291). Однако наиболее подробно взгляд о влиянии климата на психику и характер человека изложен основателем медицины Гиппократом (11,291,377).
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) в труде «О воздухах, водах и местностях», по существу, сформулировал целостную концепцию «географического детерминизма» и высказал идеи, которые можно рассматривать как начало медицинской географии. В этом произведении Гиппократ раскрыл связь быта, здоровья и характера народов с окружающей их средой. Сама по себе идея зависимости здоровья и психики людей от условий окружающей среды заслуживает положительной оценки и с ней следует согласиться (126). Однако, с точки зрения современной науки, у Гиппократа есть много наивного в установлении прямых непосредственных зависимостей быта и характера народа от особенностей окружающей природной среды.
Гиппократ делил ойкумену на три полосы по условиям жизни людей: холодную северную (Скифию), умеренную, наиболее благоприятную среднюю (куда входит Греция) и жаркую сухую южную (Ливия, Египет, большая часть Азии). Сравнивая жителей этих полос, Гиппократ приходил к выводу о том, что тело и дух жителей различных полос определяются климатом. Так, у населения жарких стран «более живой и цветущий вид; у них голос чище, характер мягче, ум проницательнее, чем у жителей северных областей… Однако в такой температуре душа не испытывает живых толчков, тело тоже не подвергается резким изменениям, собственно сообщающим человеку более дикий, неукротимый характер... Ибо быстрые переходы от одного состояния к другому будят дух человека и вырывают его из состояния бездействия» (11, с.48).
Конечно, не со всеми утверждениями Гиппократа можно согласиться. Но стоит задуматься над тем, что 2 500 лет назад связь между человеком и природой была значительно более простой и определенной, чем в наши дни, что «наслоения», через которые происходит опосредствованная связь быта, здоровья и характера народов с окружающей средой были значительно меньше, чем теперь, более «проницаемы». Геродот также в некоторых случаях устанавливал зависимость жизни, быта и характера разных народов от условий окружающей природной среды, вовсе не придавая ей решающей роли в истории (279, с. 37).
Историки Фукидид (V в. до н.э.) и Ксенофонт (V-IV вв. до н.э.) объясняли могущество Афин благоприятными природными условиями и выгодным географическим положением.
Аристотель в своей «Политике» утверждал, что жители холодных стран храбры, но лишены выдумки и технической изобретательности. И именно поэтому они дольше других народов сохраняют свободу, но не способны управлять своими соседями и нуждаются в политическом руководстве. Южные (азиатские) народы, напротив, глубокомысленны и изобретательны, но не энергичны, вследствие чего подчинение и рабство являются их естественным состоянием. Греки же, живущие в промежуточной области, разумеется, сочетают в себе лучшие качества как тех, так и других. Данные идеи и утверждения положили начало географическому детерминизму, который с самого начала представлял собой не столько естественнонаучное направление, сколько политическую доктрину (126). Подобные доктрины встречаются у многих авторов на всем протяжении истории географической науки (11,126,377).
Геродот из Галикарнаса как крупнейший представитель истории и географии Древней Греции. Виднейшим ученым Классической Греции был «отец истории и демографии» Геродот из Галикарнаса (485-425 гг. до н.э.). Геродоту принадлежит идея о том, что история должна трактоваться географически, а география – исторически. Геродот оставил нам несколько превосходных примеров исследования в исторической географии, занимающейся ныне воссозданием прошлой географической реальности и прослеживанием географических изменений во времени. Геродот известен также и как «отец этнографии». Его называют так потому, что он ярко и убедительно описал традиции и быт незнакомых древним грекам народов (81).
В своей «Истории в девяти книгах» (81), дошедшей до нас, он дал подробное описание мира, известного грекам во второй половине V века до н.э. В четвертой книге этого труда имеются первые достоверные сведения о Скифии, в частности перечислены все реки от Истра (Дуная) до Танаиса (Дона). Геродот полагал, что все эти реки вытекают из озер. В своих работах Геродот сообщает, что «земля у скифов ровная, изобилует травой и хорошо орошена» (81). Суровость климата Скифии Геродот явно преувеличивал, утверждая, что к северу от Скифии постоянно идет снег и поэтому эти страны совершенно необитаемы. Геродот впервые довольно точно определил положение Каспийского моря, которое он описал как замкнутый водоем, т. е. как озеро.
О западной, северной и восточной окраинах Европы, в т. ч. об Оловянных островах и загадочной реке Эридан, с берегов которой поступал янтарь, Геродот не мог сообщить ничего достоверного. Восточным пределом известного ему мира была река Инд, за которой простирается огромная пустыня, свойства которой никому не известны. Область Нила была ему известна примерно до тропика. В его «Истории» впервые упоминается столица и главный город Эфиопии – Мероэ. Геродот говорит, что он пытался в Египте разузнать об истоках Нила, но ничего вразумительного ему сообщить не смогли. Сам же он предполагал, что Нил течет симметрично Истру, т.е. сначала с Запада на Восток, а затем поворачивает на Север.
Описывая Египет, Геродот выразил свое несогласие с традиционно проводимой границей между Азией (восточное побережье Средиземного моря) и Ливией (южное побережье) по реке Нил, как это было у Гекатея. Долина Нила, убеждал он, сложена илом, принесенным рекой из Эфиопии. Этот ил имеет темный цвет и легко подвергается обработке плугом. Все это делает его совсем непохожим на светлые глины Сирии или красные пески Ливии. Далее он говорит, что Египет населен египтянами, которые не становятся азиатами или ливийцами оттого, что живут на разных берегах Нила. Ливия, утверждал Геродот, располагается к западу от Египта.
Геродот много путешествовал и был хорошо осведомлен о многих природных процессах, происходящих на Земле. Чтобы поддержать гипотезу о том, что нильский ил, отлагаясь в Средиземном море, создал дельту этой реки, он использовал метод исторической географии. Реконструировав древнюю береговую линию, он показал, что многие города, бывшие ранее портовыми, теперь располагаются далеко от побережья. Процесс образования дельты, говорил Геродот, можно наблюдать во многих местах, например, в пойме реки Меандр у Милета. Он также указывал, что ветры всегда дуют из холодных мест в места более теплые. Таким образом, еще в V в. до н.э. Геродот был в состоянии объяснить процесс образования дельты и установить связь между температурой воздуха и направлением ветра.
Что касается страноведческого описания у Геродота, то в нем большое место занимают чисто топографические данные: перечисление рек, гор, городов, а также различных достопримечательностей – храмов, дворцов, памятников и т.д.
Особое внимание Геродот уделял нравам и обычаям разных народов и племен. За это Геродота часто называют «отцом этнографии». Из природных особенностей тех или иных стран описаны лишь те, которые более всего бросались в глаза: характерные черты рельефа и климата, диковинные растения и животные и т.д. Но в ряде случаев очень удачно подмечены специфические черты природы: например, Египта, Скифии, Ливии и др. Так, Геродот отметил, что в Ливии нет ни дождей, ни снега и в эту жаркую страну улетают, спасаясь от Скифской стужи, журавли. В другом месте дается довольно меткое сравнение почв: «Почва в Египте черноземная, рыхлая, т.к. она состоит из ила и наносов, отбрасываемых рекою из Эфиопии. Ливия же, напротив, имеет почву красноватую, песчаную, а Аравия и Сирия – глинистую и каменистую» (81).
Геродоту принадлежит одна из первых (а возможно и первая!!!) попытка географического районирования. Так, территорию Ливии он подразделил на четыре широтные полосы: к морю примыкает населенная зона, южнее располагается «зона диких зверей», далее следует «песчаная полоса – страшно безводная, голая пустыня», которую снова сменяет населенная зона.
Геродот критически подходил к старым литературным источникам и стремился излагать только достоверные факты, хотя ему и не удалось полностью избежать некоторых традиционных заблуждений. Он, например, рассказывал об одноглазых людях, а также об огромных грифах, стерегущих золото.
Значительный вклад в развитие географических идей и представлений внесли такие историки, как Ксенофонт из Афин(конец V – начало IV в. до н.э.), описавший поход греческих наемников Кира Младшего (IV в.), а также Ктесий Книдский(конец V – начало IV в. до н.э.), давший в своих работах тщательное описание Индии.
Феофрастиз Эреса (372-287 до н.э.) в значительной степени отошел от умозрительных построений и обратился к опытному познанию природы. Основной его заслугой является разработка основ ботаники как самостоятельной науки. Среди ботанических сочинений Феофраста центральное место занимает «Исследование о растениях» в девяти книгах. В этой работе Феофраст описал около 500 видов (групп) растений, в т. ч. около 50 неизвестных в Греции (из Индии, Египта, Сирии, Аравии и т.д.). При описании разных растений Феофраст уделял большое внимание их экологии, т.е. их зависимости от тепла, влажности, освещенности, влияния ветра, почв и т.д. «Своеобразие растительности, - говорил он, - создается различиями в месте их произрастания». Большой интерес представляют сравнения растительности гор и долин, характеристики различных экологических групп водных растений – морских, речных, озерных, болотных, а также указания на своеобразие флоры Египта, Индии, Междуречья и т.д. Однако в работах Феофраста иногда встречаются и наивные толкования. Так, он полагал, что возможно самопроизвольное зарождение растений и животных. В частности, он утверждал, что осы заводятся от зернышек плодов дикой смоковницы. Феофрасту принадлежат также сочинения, касающиеся ряда других вопросов естествознания: например, труд «О приметах погоды», основное содержание которого составляет сводка народных метеорологических примет. Интересны также взгляды Феофраста на почву. Феофраст, как и Аристотель, полагал, что земля» – источник жизни и сравнивал ее с женским началом, дающим жизнь; «ее оплодотворяют дожди и плуг земледельца» (11,110).
3 Сократ и Платон как крупнейшие представители философии и науки Классической Греции.Крупнейшим представителем идеалистического направления в философии и этике Классической Греции был Сократ. Сократ(470/469 – 399 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократовского метода. В последние годы жизни Сократ был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и казнен (принял яд цикуты). Он излагал свое учение устно и не оставил каких-либо письменных трудов. Главную цель философии Сократ видел в самопознании как пути к постижению истинного блага. Согласно Сократу, добродетель есть знание, или мудрость. Для всех последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Вместе с тем он отрицал возможность объективного познания природы.
Наиболее крупным представителем идеализма эпохи Классической Греции является, несомненно, Платон (428/427 – 348/347 гг. до н.э.). Согласно его воззрениям, первичным является мир идей, а окружающие нас объекты природы – лишь слабые тени идей, существующих объективно и независимо от человеческого сознания.
Платон – один из наиболее известных учеников Сократа. В 383 г. он основал в Афинах свою собственную школу (Академия Платоновская). Учение Платона – первая классическая форма объективного идеализма. Согласно философии Платона, все идеи (высшая среди них – идея блага) – это вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; а сами вещи – это подобие и отражение идей. Познание есть анамнезис, то есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до воссоединения с телом. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство – иерархия трех сословий: 1) правители-мудрецы, 2) воины и чиновники, 3) крестьяне и ремесленники.
Сочинения Платона представляют собой высокохудожественные диалоги, наиболее известными среди которых являются: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Федр» (учение об идеях), «Государство», «Теэтет» (теория познания), «Парменид», «Софист» (диалектика категорий), «Тимей» (натурфилософия).
Платон, будучи основоположником дедуктивного метода, превосходно владел мастерством дедуктивных умозаключений, исходя из которых, он утверждал, что все наблюдаемые на Земле вещи и явления суть лишь бледные копии идей, или совершенных (абсолютных) префекатов, поскольку они представляют собой ущербный продукт преобразования последних или находятся в процессе такого преобразования. В былые времена, рассуждал Платон, Аттика (территория в пределах Древней Греции, главным городом которой были Афины) обладала очень плодородными почвами, обеспечивавшими безбедное существование ее жителей. В те далекие годы горы были покрыты лесами, которые не только кормили обитавших в них людей и зверей, но и задерживали под своей сенью дождевые воды, не давая им бесполезно стекать по склонам в реки. «Вода не исчезала, как теперь, скатываясь в море по оголенной земле… То, что сохранилось, если это сравнить с тем, что существовало раньше, похоже на истощенное тело больного человека; все плодородные, мягкие земли растратились и исчезли, оставив лишь остов суши» (255).
Объясняя с позиций своей общей теории частную ситуацию в Аттике, Платон использует эту страну как пример упадка, или перерождения, вещей и явлений по сравнению с их исходным совершенным состоянием. Если бы рассуждения Платона шли от частного к общему, то он мог бы прийти к выводу о том, что именно люди изменили облик той земли, на которой они поселились, и что эрозия почвы и разрушение природных ландшафтов сопровождают историю человеческой цивилизации, повторно обнаруживая себя во многих местах Земли. Но мысль о человеке как факторе преобразования природы и земной поверхности и тысячи лет спустя после Платона еще оставалась не сформулированной. Платон упустил возможность изменить всю историю развития представлений о взаимоотношениях человека и природы, не увидел в человеке ее разрушителя (110, с. 49).
Имя Платона связано с преданием об Атлантиде. Греческий мир, сообщал он, чуть было не оказался завоеванным в IX тыс. до н.э. людьми, обладавшими высокой цивилизацией и жившими где-то на западе. Но греческое войско вышло победителем в жестокой битве. Более того, сразу же после поражения завоевателей их отечество было разрушено катастрофическим землетрясением и погрузилось в морскую пучину. Можно даже проплыть над затопленным городом Атлантидой, утверждал Платон, если только быть очень внимательным и не сесть на мель. С тех пор исследователи и популяризаторы ищут Атлантиду. Некоторые из них вообразили даже существование сухопутного моста между Африкой и Америкой, на котором якобы и находилась легендарная Атлантида.
4 Географические идеи и представления Аристотеля из Стагиры. Наука классической Греции нашла свое высшее воплощение в трудах Аристотеля из Стагиры(384-322 гг. до н.э.), основавшего в 335 г. до н.э. философскую школу – Ликей – в Афинах (17,18). В то время как Платон интуитивно создавал теоретический конструкт и размышлял, следуя от общего к частному, Аристотель в процессе теоретизирования шел от частного к общему. Два этих подхода соответственно называются дедукцией и индукцией (291).
Аристотель настойчиво указывал на важность непосредственного наблюдения явлений природы и общества. Вместо построения логических дедуктивных построений, выводимых из теории, он призывал своих учеников – «иди и смотри».
Аристотель обнаружил, что наблюдения, ставшие нашим достоянием при помощи чувств, сами по себе не способны что-либо объяснить. Наши чувства, говорил он, могут сказать нам, что огонь горячий, но не могут сказать, почему он горячий.
Аристотель вывел четыре основных принципа научного познания, которые даются в форме ответов на вопрос: «Что это за предмет и почему он существует?».
Первый принцип состоит в описании сущности рассматриваемого предмета, что позволяет выявить его главные особенности. Второй – в определении характера, вида вещества, из которого он состоит. Третий рекомендует установить, что вызывает процесс, в результате которого предмет становится тем, что он есть. Четвертый, дополняющий третий, должен раскрыть цель осуществления предмета. Указанная модель научного объяснения представляет собой первую в мире парадигму, которой следовало руководствоваться всем ученым.
В противоположность Платону Аристотель полагал, что вещи и явления находятся в процессе постоянного физического изменения, ведущего к их совершенному состоянию.
Аристотель указывал, что каждый материальный объект на Земле или вне ее создается в результате некоего процесса изменения. В самом начале было пустое пространство. Необходимо подчеркнуть, что философы того времени постулировали существование двух видов пространства – небесного и земного, или пространства земной поверхности. Существовало также несколько умозрительных заключений о внутриземном пространстве, но знаний в этой области было слишком мало.
Аристотель предложил теорию естественных (натуральных) мест. Во Вселенной, по Аристотелю, у каждого тела есть свое естественное место. При удалении тела с его натурального места оно неизбежно будет стремиться к возвращению. Земное пространство – это естественное место для земли и воды, и если поднять их над этой поверхностью, то они сами и вещества, слагающие их, будут падать на нее. У воздуха и огня естественные места находятся в небесном пространстве. Именно поэтому они всегда стремятся вверх. Естественное место эфира – небесные тела, расположенные далеко от Земли.
Аристотель был согласен с той частью учения Пифагора и Платона, в которой говорилось о том, что все тела подчиняются закону чисел, и основные законы Вселенной – это законы геометрии и алгебры (математики). Вместе с тем Аристотель выражал недовольство, замечая, что «теперь все люди думают, что наука – это математика и что для того, чтобы понять абсолютно все, необходимо только изучить математику» (17,18). Аристотель утверждал, что математику можно использовать для объяснения процесса изменения, который делает вещи такими, какие они есть, но с ее помощью нельзя ответить на четвертый вопрос – о целях или идеальных состояниях. Аристотель был первым теологом в том отношении, что был убежденным сторонником положения о том, что все в мире изменяется в соответствии с заранее предписанной схемой или планом. В противоположность Платону, Аристотель говорил, что все вещи не удаляются от идеального своего состояния, наоборот, они развиваются в направлении идеала.
Философские воззрения Аристотеля во многом противоречивы, дуалистичны. Субстанция (материя) у Аристотеля сама по себе неподвижна; ее делает активной лишь «форма», то есть некое духовное начало. С другой стороны, Аристотель отвергает теорию «объективных идей» Платона, взгляды элеатов о неподвижности бытия и мистическое учение пифагорейцев о числах. Он утверждал, что сущность вещей заключается в них самих, что источником восприятия являются ощущения и чувственный опыт.
Подход Аристотеля к познанию природы также отличался определенной двойственностью. Он полагал, что истину можно познать простым рассуждением, но в одной из своих работ («О возникновении животных», 343-342 гг. до н.э.) советует доверять больше чувствам, нежели рассуждению. Рассуждениям же следует доверять только в том случае, если они окажутся в согласии с наблюдаемыми явлениями. В своих сочинениях он нередко ссылается на практический опыт и экспериментальные данные. Несмотря на то, что Аристотелю принадлежит немало точных наблюдений, в своих объяснениях явлений природы он остается натурфилософом.
Согласно Аристотелю, существует четыре свойства (качества) материи: горючее, сухое, холодное и влажное. Комбинируясь, они образуют четыре же естественных «тела»: огонь (горячее и сухое), воздух (горячее и влажное), воду (холодное и влажное) и землю (холодное и сухое), из которых состоит все существующее на Земле. Источником же всякого движения является пятый элемент – эфир, слагающий небо. Все пять элементов располагаются концентрическими сферами: сначала внешняя небесная сфера, затем сфера огня (внешняя атмосфера), воздуха (нижняя атмосфера), воды и земли (в центре). Между внутренними сферами нет резких границ, ибо земные элементы проникают друг в друга.
Аристотель придерживался идеи шарообразности Земли. В доказательство этой идеи Аристотель указывал на круглую форму земной тени при лунных затмениях и на изменение вида звездного неба при передвижении с севера на юг. Причину шарообразной формы Земли Аристотель видел в естественном движении частиц материи к центру Вселенной и, следовательно, допускал, что наша планета возникла из скопления отдельных материальных частиц. Опираясь на данные положения, Аристотель делал вывод о том, что Земля неподвижно находится в центре Вселенной. Благодаря авторитету Аристотеля, геоцентрическая система мироздания господствовала в течение двух тысячелетий. Из античных ученых геоцентрической системе следовали Эратосфен, Гиппарх, Птолемей и многие другие.
Аристотель уделял большое внимание собственно географическим исследованиям. В известной степени Аристотель - родоначальник гидрологии, океанологии, метеорологии. Он, по существу, положил начало динамической геоморфологии, предложив исторический метод изучения взаимодействия суши и моря.
В многочисленных трудах Аристотеля энциклопедически изложена вся наука Древней Греции классического периода. Практически все, что было известно о географических явлениях, обобщено в его «Метеорологике» (17, 8). Изложение материала в этой книге ведется по сферам, но без строгой логической последовательности. Нижнюю атмосферу Аристотель рассматривает как сферу не только воздуха, но и воды. В нижней атмосфере влага, испаряющаяся с земной поверхности, поднимается, снова охлаждается, конденсируется и выпадает в виде дождя. Так осуществляется круговорот воды в природе, причем, как утверждает Аристотель, испарение происходит летом, а выпадение дождей – зимой. Попытки же объяснить происхождение росы, инея и града носят чисто умозрительный характер.
Аристотель по праву считается также «отцом зоологии». Он усердно занимался изучением органического мира, точнее, животных, которым он посвятил несколько своих книг. Он дал первую классификацию животных, описав около 500 видов («История животных»), разработал основы сравнительной анатомии («О частях животных») и эмбриологии («О возникновении животных»). Ему принадлежит также идея постепенного перехода тел неодушевленных к растениям, а от растений – к животным («лестница существ»). В более поздние времена эта идея будет тщательно разрабатываться выдающимся французским биологом Ламарком и другими известными учеными (166).
В целом же живые организмы оставались для Аристотеля объектом чисто умозрительных заключений. Однако в его трудах обобщен и систематизирован огромный эмпирический материал, и он по праву считается основателем зоологии.
Таким образом, Аристотель положил начало разработке многих естественных наук. «Метеорологика» – это начала общей физической географии (общего землеведения), которые впервые были выделены и обобщены им из нерасчлененной древнегреческой системы научных знаний о природе Земли (17,18).
Великий синтетик - философ и естествоиспытатель – волей судьбы оказался в центре такого «перекрестка дорог», от которого начались многочисленные отрасли естествознания и натурфилософский синтез начал сменяться подлинно научным анализом, углублением специализации отдельных естественных наук.
Наконец, Аристотель интересовался возможностями математического анализа и выражения реальной действительности, причинности явлений, самого процесса развития природы математическими средствами (11,17,18,110,126,279,377).
С Аристотелем завершается период классицизма и начинается эллинизм – широкое распространение идей Древней Греции по всем уголкам недолговечного огромного государства, созданного учеником Аристотеля Александром Македонским (356-323 гг. до н.э.) на завоеванных его армией разноязычных землях (11,21,26,110,126,279,377).
Александр Македонский и его роль в расширении пространственного кругозора народов Классической Греции.У Аристотеля было много учеников и последователей, самым выдающимся и известным из которых был Александр Македонский, ставший царем Македонии в двадцатилетнем возрасте. Александр Македонский учился у Аристотеля только три года, с тринадцати до шестнадцати лет. Однако он весьма успешно применил на практике наставления своего Учителя.
Завоевания Александра Македонского продвинули вперед греческие знания о землях, лежавших далеко к востоку от Греции. После покорения варварских племен, живших севернее Истра (Дунай), он в 334 г. до н.э. пересек Геллеспонт и вступил в Азию.
Вначале Александр Македонский продвигался вдоль морского побережья, что позволило ему по мере необходимости брать с кораблей необходимые припасы. Однако затем он осмелел и углубился в центральные районы современной Турции, бывшие в те времена частью Персидского царства. Оттуда он направился к югу вдоль восточного побережья Средиземного моря, достигнув Египта, где установил свое правление. В 332 г. до н.э. он основал город Александрию (Египет), который должен быть стать по его замыслу одним из крупнейших торговых и интеллектуальных центров древнего мира (11,21).
После нескольких ознакомительных вылазок в оазисы Ливийской пустыни, расположенные к западу от Нила, он вновь направился на восток, пройдя по пути от Вавилона до Персеполя через центральные области Персидского царства (современный Иран). Продвигаясь дальше на север, он достиг Самарканда, от которого направился на восток. В итоге он дошел до берегов реки Инд и переправился через нее. Будучи уверенным, что достиг восточного предела Ойкумены, Александр Македонский планировал двигаться дальше. Однако его войско взбунтовалось и потребовало возвратиться в Грецию. В 323 г. до н.э. в Вавилоне Александр Македонский умер, а его империя, на создание и управление которой он употребил столько сил и стараний, распалась на части в междоусобной борьбе (11,21,26).
В войске Александра Македонского всегда были писцы, занимавшиеся описанием земель, которые он посещал, и астрономы, наблюдавшие за высотой и положением звездного неба, чтобы определять географическую широту, или расстояние от экватора. Были в его войске и специально тренированные люди, способные определить на марше расстояние по числу пройденных шагов. Александр Македонский обогатил греческий мир массой новых сведений о дальних странах, а также о том, в каком направлении нужно следовать, чтобы попасть в эти страны. Незадолго до своей смерти он намеревался снарядить еще две дополнительные экспедиции, чтобы решить несколько важных географических вопросов. Одна экспедиция, по его замыслу, должна была проследовать вдоль берегов Каспийского моря, чтобы установить, соединяется ли оно с открытым океаном, как это показывалось на некоторых древних картах. Другой экспедиции следовало плыть на юг от Египта по Красному морю, чтобы выяснить, омывается Ливия с юга водами океана или нет, а также проверить, может ли человек выжить в чрезвычайно жарких условиях экваториальных районов. Однако со смертью Александра Македонского эти планы на долгое время были забыты (11,110).
Рассматривая развитие географических идей и представлений в эпоху Классической Греции, можно сделать следующий вывод. Хотя в V-IV вв. до н.э. география еще не определилась как самостоятельная наука, но основные ее направления, наметившиеся еще у ионийцев, оформились достаточно четко. Общеземлеведческие представления, натурфилософские по своему характеру, были обобщены и сформулированы Аристотелем, у которого мы находим зачатки идей о взаимопроникновении земных оболочек, о круговороте воды и воздуха и т.д.
Второе, страноведческое направление, крупнейшим представителем которого был Геродот, в этот период тесно связывалось с историей и имело описательно-эмпирический характер (110,126, 279,377).
Развитие географии и картографии в эпоху эллинизма. Эпоха эллинизма в истории Древней Греции охватывает период с 330 г. до н.э. по 146 г. до н.э. В 146 г. до н.э. произошло падение Карфагена. Это событие ознаменовало политическое, экономическое и культурное возвышение Древнего Рима. Существенными характеристиками эпохи эллинизма является распространение греков на восток в результате походов Александра Македонского, развитие торговых отношений с Индией, взаимопроникновение греческой и многих восточных культур, значительное расширение пространственного кругозора древних греков.
В IV в. до н.э. научным центром эллинистического мира оставались Афины, где работали многочисленные последователи Аристотеля. Однако с начала III века до н.э. ведущая роль в науке переходит к Александрии (Египет), где был основан знаменитый «Мусейон» с огромной библиотекой. Крупнейшими географами этой эпохи были Эратосфен, Страбон и Птолемей.
Шарообразность Земли в IV-II вв. до н.э. становится общепризнанным фактом. Пожалуй, только философ Эпикур был единственным крупным ученым того времени, отрицавшим эту идею.
В середине II в. до н.э. картограф Кратес из Маллы изготовил глобус с целью демонстрации скитаний гомеровских героев Одиссея и Менелая.
Пифагореец Гикет Сиракузский (371-286 гг. до н.э.) и ученик Платона Гераклит Понтийский (390-310 гг. до н.э.) высказали идею о вращении Земли вокруг своей оси. Древнегреческий астроном Аристарх Самосский (около 320-250 гг. до н.э.) выдвинул гелиоцентрическую систему мироздания. Однако эти правильные и прогрессивные взгляды в то время не получили широкого признания (11,21,110,126,377).
В эпоху эллинизма греческая наука и культура соединяются с наукой и культурой Востока, в том числе Египта, стран Ближнего Востока, Средней Азии, Индии и др. Географический кругозор ученых Древней Греции в те годы значительно расширился. Обильный фактический материал, собранный древними учеными и путешественниками, привел к пересмотру прежних географических представлений. Все это усилило дифференциацию науки и углубило специализацию научных исследований (11,21,126).
Во III-II вв. до н.э. появилась необходимость в синтезе результатов научного познания и обобщения фактического материала на более высоком теоретическом уровне. Этот синтез провел выдающийся греческий ученый Эратосфен (273-194 гг. до н.э), которого часто называют истинным «отцом географии» (110,126,279). По-видимому, сам термин «география» принадлежит Эратосфену.
Эратосфен в течение ряда лет был главой самой крупной в античную эпоху библиотеки в Александрии, имел в своем распоряжении богатый фактический материал и предпринял труд по его обобщению, написав знаменитые «Географические записки», а также несколько других сочинений, о которых нам мало известно.
Сохранились предания, что современники Эратосфена называли его «пятиборцем», имея ввиду, что ни в одной узкой области науки он не был первым, но завоевал первенство в их совокупности, проявив достаточные познания в каждой из наук (110).
Эратосфен сделал географию точной наукой. Он довольно точно определил длину окружности Земли по меридиану (путем сравнения величин угла падения лучей полуденного Солнца в Александрии и в Сиене). Эратосфен получил длину окружности земного шара равную 40 000 км. Согласно Эратосфену, протяженность ойкумены с запада на восток составляет несколько более1/3 окружности земного шара. В целом же убеждение в необитаемости полярных зон и тропиков сохранялось, хотя Эратосфен значительно раздвинул границы обитаемой ойкумены – до полярного круга на севере (в чем он опирался на данные Пифея) и примерно до 12 градусов северной широты на юге. Эратосфен предполагал, что вдоль экватора узкой полосой также протягивается обитаемая зона (110).
Эратосфен соединил в географии данные математики, физики, истории и естествознания. Долгое время картографические и географические представления Эратосфена были основой для последующих поколений ученых. Эратосфен составил карту с градусной сеткой (параллелями и меридианами) и от него пошли дальше как правильные картографические представления, так и многочисленные неточности и ошибки. Именно Эратосфен первым утверждал, что если плыть от Пиренейского полуострова на запад, то можно достичь Индии. Как известно, этой идеей руководствовался через 1 700 лет Колумб.
Его обширный труд «Географические записки», в отличие от прежних «периодов», содержал не только внешнее описание ойкумены, но включал в себя также вопросы математической и общей физической географии. По словам Страбона, Эратосфен внес в географию основы математики и физики. В сущности именно Эратосфен положил начало географии как самостоятельной науки (126).
В 1-й книге своего труда Эратосфен дал критический обзор истории географии, начиная от Гомера. Для Эратосфена было характерно стремление избавить географию от мифологических выдумок; поэтому он резко выступал с резкой критикой сочинений Гомера. Первыми географами он называет Анаксимандра и Гекатея. Далее он излагает теорию шарообразности Земли и рассматривает изменения ее поверхности, происходящие под влиянием деятельности рек, морских трансгрессий, землетрясений, извержения вулканов и т.д. Он также касается вопроса о происхождении морских течений, приливов и отливов.
Во 2-й и 3-й книгах Эратосфен пытался «исправить древнюю карту» Страбона и дать более точную и объективную картину лика ойкумены, основанную на точных определениях расстояний между различными пунктами. Он впервые достаточно точно определил истинные размеры ойкумены и грамотно использовал сетку меридианов и параллелей. Однако Эратосфену не удалось избежать многих грубых ошибок в определении взаимного расположения мест в разных частях известного ему мира.
Эратосфену принадлежит одна из первых попыток географического районирования. Так, он подразделил всю сушу на так называемые сфрагиды, но о принципах выделения этих регионов он практически ничего не сказал. Описание сфрагид начиналось с характеристики границ и данных об их протяженности. При этом Эратосфен старался приурочить эти границы к естественным рубежам – горным хребтам, морям, рекам. Значительное место в описаниях отводилось номенклатурно-топографическим сведениям и расстояниям. Данные о природе ограничивались чаще всего указаниями на некоторые, наиболее характерные ее черты.
«Географические записки» Эратосфена охватывают, таким образом, математическую географию, элементы общей физической географии и региональную географию (страноведение). Он впервые предпринял попытку объединить эти направления античной географии в рамках единой отрасли знания (110,126,220).
Развитие картографии в эпоху эллинизма. Гиппарх как выдающийся картограф эпохи эллинизма.Практические потребности, с одной стороны, и развитие астрономии и геометрии – с другой, создавали новые предпосылки для разработки картографии. Дикеарх (4-3 вв. до н.э.) ввел первые элементы градусной сетки. Эратосфен установил 11 меридианов и 10 параллелей и провел их не через равные промежутки, а на разных расстояниях друг от друга, через некоторые известные ему пункты. Сетка, составленная из этих меридианов и параллелей, образовала не что иное, как цилиндрическую равнопромежуточную проекцию.
Древнегреческий астроном Гиппарх (около 180-190 – 125 гг. до н.э.) ввел понятия «широта» и «долгота» и предложил способы определения географических координат по карте. Кроме того, Гиппарх улучшил методику расчета видимого движения Солнца и Луны, продолжительность года, составил каталог положений 850 звезд, в котором разделил их по блеску на 6 классов. Можно сказать, что Дикеарх, Эратосфен и Гиппарх (ученые александрийской школы) положили начало той отрасли науки, которая в Новое Время получила название математической географии. В ее задачи входило определение размеров земного шара, географических координат и разработка методов изображения земной поверхности на плоскости (т.е. теория картографических проекций). Физическая география развивалась в эпоху эллинизма медленнее, чем математическая география (11,110).
Гиппарх после смерти Эратосфена занимал должность главного хранителя Александрийского музея. Точные даты рождения и смерти Гиппарха неизвестны, но точно установлено, что в 140 г. до н.э. он работал в Александрийской библиотеке. Гиппарх в большей степени был математиком и астрономом, чем географом. Но именно он показал, по крайней мере в теории, каким образом можно определить местоположение любого пункта на земной поверхности. Он же первым разделил круг на 360 градусов, исходя из арифметических познаний ассирийцев. Гиппарх разработал широтно-долготную сетку для поверхности Земли, образцом для которой послужила сетка, сделанная Евдоксом для звездного неба. Экватор, указывал он, это большой круг, который делит Землю на равные части, так же, как и меридианы, проводимые через полюса. В то же время параллели по мере приближения к полюсам все более и более укорачиваются. Поскольку Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за 24 часа, а через экватор и полюса проведены 360 меридианов, то за один час Земля поворачивается на пятнадцать градусов долготы.
Гиппарх возлагал большие надежды на то, что география станет более точной, если ученые будут пользоваться разработанной им сеткой параллелей и меридианов при размещении на карте населенных пунктов.
Греки умели неплохо определять широту места при помощи гномона, но в действительности делали они это крайне редко. Гиппарх изобрел более простой в обращении инструмент, чем гномон. Это была астролябия. Она представляла собой круг, разделенный на 360 частей, в центре которого была закреплена способная к вращению стрелка. Подвешенная на снастях корабля астролябия предназначалась для определения широты в открытом море посредством измерения угла стояния звезды над горизонтом.
О долготе же места приходилось в те годы только гадать, так как не было возможности измерить время, особенно в плавании по морю. Гиппарх указал на то, что если сравнивать местное время начала затмения в различных пунктах, то разница во времени между этими пунктами покажет долготу. Но и спустя тысячелетие после него не было даже попыток создать систему сопоставления подобных наблюдений (110,126,279).
Гиппарху же пришлось первым столкнуться и с проблемой изображения выпуклой поверхности Земли на плоскости. Сделать это непросто, так как сферическая поверхность не ложится на плоскую поверхность листа бумаги или пергамента без искажений: необходимо разрезать ее или вытянуть в разных направлениях. Тем не менее, ему удалось создать два вида проекций, обосновав их математически. Он показал, как сделать стереографическую проекцию, развертывая земную поверхность на плоском листе пергамента по касательной к нему и восстанавливая параллели и меридианы из точки, диаметрально противоположной точке касания. Ортографическая проекция создавалась по тому же принципу, но линии долгот и широт восстанавливались из исходной точки в бесконечность. Однако при использовании стереографической проекции центральные части изображения оказывались слишком мелкими по сравнению с периферийными, тогда как в ортографической проекции они получались чрезмерно крупными. Нужно отметить и то, что обе эти проекции были пригодны для показа лишь одного полушария, а не всей Земли (11,110,126,377).
ТЕМА 6
Дата добавления: 2014-12-20; просмотров: 2191;