Чем определяется необходимость в нескольких видах диаграмм

Обзор видов диаграмм UML

Зачем строить диаграммы

Разработка модели любой системы (не только программной) всегда предшествует ее созданию или обновлению. Это необходимо для того, чтобы яснее представить себе решаемую задачу. Продуманные модели очень важны и для взаимодействия внутри команды разработчиков, и для взаимопонимания с заказчиком. В конце концов, это позволяет убедиться в "архитектурной согласованности" проекта до того, как он будет реализован в коде.

Модели сложных систем строятся потому, что невозможно описать их полностью, "окинуть одним взглядом". Поэтому необходимо выделить лишь существенные для конкретной задачи свойства системы и строим ее модель, отображающую эти свойства. Метод объектно-ориентированного анализа позволяет описывать реальные сложные системы наиболее адекватным образом. Но с увеличением сложности систем возникает потребность в хорошей технологии моделирования. В качестве такой "стандартной" технологии используется унифицированный язык моделирования (Unified Modeling Language, UML), который является графическим языком для спецификации, визуализации, проектирования и документирования систем. С помощью UML можно разработать подробную модель создаваемой системы, отображающую не только ее концепцию, но и конкретные особенности реализации.

В рамках UML-модели все представления о системе фиксируются в виде специальных графических конструкций, получивших название диаграмм

Чем определяется необходимость в нескольких видах диаграмм

Для начала определимся с терминологией. В предисловии к этой лекции мы неоднократно использовали понятия системы, модели и диаграммы. Интуитивно их смысл понятен, но, чтобы внести полную ясность, рассмотрим глоссарий и прочтем следующее:

Система - совокупность взаимосвязанных управляемых подсистем, объединенных общей целью функционирования.

Непонятно?

Системой называют набор подсистем, организованных для достижения определенной цели и описываемых с помощью совокупности моделей, возможно, с различных точек зрения.

Придется искать определение подсистемы.

Подсистема - это совокупность элементов, часть из которых задает спецификацию поведения других элементов. Ян Соммервилл объясняет это понятие таким образом:

Подсистема - это система, функционирование которой не зависит от сервисов других подсистем. Программная система структурируется в виде совокупности относительно независимых подсистем. Также определяются взаимодействия между подсистемами.

Говоря "человеческим" языком, система представляется в виде набора более простых сущностей, которые относительно самодостаточны. Это можно сравнить с тем, как в процессе разработки программы мы строим графический интерфейс из стандартных "кубиков" - визуальных компонентов, или как сам текст программы тоже разбивается на модули, которые содержат подпрограммы, объединенные по функциональному признаку, и их можно использовать повторно, в следующих программах.

В процессе проектирования система рассматривается с разных точек зрения с помощью моделей, различные представления которых предстают в форме диаграмм. Опять-таки у читателя могут возникнуть вопросы о смысле понятий модели и диаграммы.

Существует стандартное определение модели как семантически замкнутой абстракции системы. Оно не очень понятно, поэтому попробуем объяснить "своими словами".

Модель - это некий (материальный или нет) объект, отображающий лишь наиболее значимые для данной задачи характеристики системы. Модели бывают разные - материальные и нематериальные, искусственные и естественные, декоративные и математические...

Приведем несколько примеров. Знакомые всем нам пластмассовые игрушечные автомобильчики, которыми мы с таким азартом играли в детстве, это не что иное, как материальная искусственная декоративная модель реального автомобиля. Конечно, в таком "авто" нет двигателя, мы не заполняем его бак бензином, в нем не работает (более того, вообще отсутствует) коробка передач, но как модель эта игрушка свои функции вполне выполняет: она дает ребенку представление об автомобиле, поскольку отображает его характерные черты - наличие четырех колес, кузова, дверей, окон, способность ехать и т. д.

В ходе медицинских исследований опыты на животных часто предшествуют клиническим испытаниям медицинских препаратов на людях. В таком случае животное выступает в роли материальной естественной модели человека.

 

Уравнение, изображенное выше - тоже модель, но это модель математическая, и описывает она движение материальной точки под действием силы тяжести.

Осталось лишь сказать, что такое диаграмма. Диаграмма - это графическое представление множества элементов. Обычно изображается в виде графа с вершинами (сущностями) и ребрами (отношениями).

Примеров диаграмм можно привести множество. Это:

· и знакомая нам всем со школьных лет блок-схема,

· и схемы монтажа различного оборудования, которые мы можем видеть в руководствах пользователя,

· и дерево файлов и каталогов на диске, которое мы можем увидеть, выполнив в консоли Windows команду tree.

В повседневной жизни диаграммы окружают нас со всех сторон, ведь рисунок воспринимается нами легче, чем текст...

Но вернемся к проектированию ПО. В этой отрасли с помощью диаграмм можно визуализировать систему с различных точек зрения.

1. Одна из диаграмм, например, может описывать взаимодействие пользователя с системой,

2. Другая - изменение состояний системы в процессе ее работы,

3. Третья - взаимодействие между собой элементов системы и т. д.

Сложную систему можно и нужно представить в виде набора небольших и почти независимых моделей-диаграмм.

Причем ни одна из них не является достаточной для описания системы и получения полного представления о ней, поскольку каждая из них фокусируется на каком-то определенном аспекте функционирования системы и выражает разный уровень абстракции.

Другими словами, каждая модель соответствует некоторой определенной, частной точке зрения на проектируемую систему.

Делаем, что в контексте приведенных выше определений ни одна отдельная диаграмма не является моделью. Диаграммы - лишь средство визуализации модели, и эти два понятия следует различать.








Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 907;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.