Дидактика и лингводидактика. Основные теоретические положения.
По своему происхождению термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didaktikos» означает поучающий, а «didasko» - изучающий. Впервые ввел его в научный оборот немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635), в курсе лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия» («Kurzer Bericht von der Didactica, oder Lehrkunst Wolfgangi Ratichii»).
В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования н обучения.
Дидактика - теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука.
Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики.
Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии, и др. Все это черты нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики.
Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: «воспитание», «педагогическая деятельность», «образование», «педагогическое сознание» и др. Но как теория образования и обучения дидактика имеет свои специфические понятия. К ним относятся обучение, преподавание, учение, содержание образования, метод обучения и т.д.
Дидактика высшей школы - наука о высшем образовании и обучении в высшей школе - интенсивно развивающаяся отрасль педагогического знания.
Необходимость дидактических исследований в области высшего образования вызвана теми проблемами, которые накопила современная высшая школа, а именно:
• дидактическое исследование явления высшей школы;
• выявление закономерностей процесса обучения в высшей школе;
• дальнейшая разработка теории высшего образования;
• конструирование (модернизация) образовательных технологий;
• совершенствование педагогического инструментария и многие другие.
Лингводидактика- общая теория обучения языку. Термин «лингводидактика» был введён в научный обиход в 1969 Н. М. Шанским, и с 1975 признан МАПРЯЛ в качестве международного.
Занятие 1.
Тема: «Исследование Петербурга Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание».
Цели занятий литературного кружка:
1. Расширить сведения изобразительно-выразительной роли пейзажа в произведениях русской литературы в XIX в.; способствовать более глубокому пониманию произведения через эстетическое воздействие иллюстраций известных художников.
2. Развитие образного восприятия; формирование интереса к произведению через глубокий анализ художественных деталей; углублять навыки самостоятельного анализа художественного произведения, совершенствовать мыслительные способности учащихся; работать над культурой речи.
3. Воспитание любви к искусству через литературное произведение.
Оборудование для литературного кружка:
1. Образы Ф.М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова. – М., 1986.
2. Две презентации.
3. Музыкальное сопровождение – П.И. Чайковский.
Методические приемы:
1. Основной прием – беседа с включением сообщений членов кружка.
2. Выборочная работа с текстом.
3. Элементы творческой работы.
«…Словно в миг, попала в мир иной:
Темный, пыльный, жуткий, пьяненький
Петербург предстал передо мной.
И, как будто из романа Достоевского…»
А. Черкашина «Двуликий Петербург»
Слово ведущего:
Каждая эпоха в истории русского общества знает свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов XVIII века: Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как «преславный град», «Северный Рим», «Северная Пальмира».
Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование. Лишь писатели XIX века придали образу города трагические черты. Откуда они возникли и почему так укоренились в сознании Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского?
Несомненно, одну из главных ролей в этом сыграла петербургская легенда, появившаяся в эпоху петербургских реформ: «Петербургу быть пусту!»
«Еще во времена Петра I дьячок из Троицкой церкви спустясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору – худую бабу и простоволосую, - сильно испугался и затем кричал в кабаке: «Петербургу, мол, быть пусту», за что и был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно. Так с тех пор, должно быть, и повелось думать, что с Петербургом нечисто. То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду, сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец – мертвый чиновник. Много таких россказней ходило по городу. С унынием и страхом внимали русские люди бреду столицы. Люди говорили, что город, построенный на костях сотен тысяч людей – греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города».
Изучая роман Достоевского «Преступление и наказание», мы не раз обращали внимание на то, что события в этом произведении разворачиваются в Петербурге. Изображение Петербурга в романе несет значительную идейно-художественную нагрузку.
Сегодня мы проведем с вами небольшое исследование «Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание»», где на примере анализа пейзажей покажем механизм перехода от восприятия художественных образов произведения к системе понятийных обобщений; чтобы вернуться к изображаемой автором действительности на новом, более высоком уровне восприятия и попытаемся доказать, что, чем шире наши сведения по литературе, тем совершеннее становится процесс познания произведения.
Прежде чем исследовать Петербург Достоевского, давайте с вами вспомним, уважаемые участники, как другие русские писатели XIX века изображали Петербург в своих произведениях.
Некоторые члены кружка получили заранее задание подготовить небольшое сообщение «Петербург в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова».
По ходу этих сообщений остальные участники кружка составляют сравнительную таблицу: «Петербург в описании А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского».
Сравнительная таблица (образец):
А.С.Пушкин - Город трагической красоты и безумия.
Н.В.Гоголь Город - призрак.
Н.А.Некрасов - Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков.
Ф.М.Достоевский - ?
Итак, давайте подведем итоги нашим сообщения; во-первых, петербургская тема, поднятая еще русскими литераторами в XVIII веке, в XIX веке стала темой первостепенной важности, который нередко так и называли «петербургским». Во-вторых, писатели 19 века придали образу Петербурга новые трагические черты, возникшие на основе легенды.
Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».
Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них – дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 9 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский.
В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову. И в этом мы сегодня убедимся.
Роман Достоевского «Преступление и наказание» многие критики называют «петербургским романом». И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах «Преступления и наказания» автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия. Города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.
Для того, чтобы выяснить какую роль играет в произведении изображение Петербурга, мы, прежде всего, должны дать понятие слову «пейзаж».
- Как, по-вашему, что такое пейзаж? Как вы считаете, какова роль пейзажа в художественном произведении?
Роль пейзажа:
- Выражение авторского отношения к природе;
- Изображение характерных черт местности, области, страны (создание местного колорита). (Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»);
- Дополнительное средство для более выразительного изображения действующих лиц: путем контраста, путем соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа. (Пушкин «Повести Белкина», «Выстрел», «Метель»);
- Символическое значение.
А теперь давайте выясним, какова же роль пейзажа в романе «Преступление и наказание». Во время чтения романа много ли вы заметили описаний природы? Какие функции, по-вашему, выполняет пейзаж в романе писателя - реалиста?
Чтобы постичь художественное мастерство писателя, проникнуть в неповторимый мир его образов, индивидуальность стиля, необходимо знать текст литературного произведения. К нему-то мы и обратимся.
Но сначала, давайте подберем определения к слову «пейзаж», характеризующие его по отношению к времени года, суток, месту действия.
Время года:
· зимний
· летний
· весенний
· осенний
Время суток:
· вечерний
· полуденный
· ночной
· утренний
Место действия:
· морской
· горный
· сельский
· городской
- Как вы считаете, какой пейзаж наиболее часто встречается у Достоевского?
Примеры:
· Жара страшная; летняя вонь; нестерпимая вонь; отвратительный, грустный колорит; глубочайшее омерзение.
· Время серенькое; день удушливый; дорога пыльная; пыль черная.
· Духота прежняя; вонючий, пыльный, зараженный городом воздух.
· Розовый отблеск заката; последний луч; темневшие, сгущавшиеся сумерки, темневшая вода канавы, дикое, безобразное видение.
· Молочный, густой туман: скользкая, грязная мостовая; мокрые дорожки.
- Какие картины рисуются в нашем воображении при чтении этих пейзажей?
- Как эти удручающие мрачные картины связаны с темой романа, и помогают ли они глубже проникнуть в авторский замысел?
Рассмотрим иллюстрации художников из серии «Петербург Достоевского».
- На ваш взгляд, все ли изображенные в романе пейзажи представляют собой реальные картины?
В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастические очертания. Реальное кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. Реальность и бред, явь и кошмары – все сплелось в Петербурге, неслучайно Свидригайлов назвал «городом полусумасшедших».
В ночь после убийства Раскольников очнулся после забытья – это реальность. Так же реально рисуется и его бред. В бреду чудится безобразная сцена избиения его хозяйки. Реалистически точно и конкретно описан болезненный сон Раскольникова. Живые, впечатляющие детали. Все это не похоже на сон.
Подумайте:
- Есть ли какая-то закономерность в смене времени суток, после какого события появляется вечерний пейзаж?
- Какой персонаж действует на фоне ночного пейзажа?
- С какой целью бродит Свидригайлов по ночному Петербургу в грязь, в туман?
Обратим внимание на такую деталь:
Свидригайлов хочет покончить счеты с жизнью и бродит в тумане (причем густом, молочном, из-за которого ничего не видно впереди) по скользкой, грязной мостовой.
- Как вы думаете, случайно ли употреблены Достоевским эпитеты «густой», «скользкая», «грязная»?
- Изображен ли где-нибудь Раскольников на фоне ночного пейзажа? Как вы думаете, почему?
- Какие краски преобладают в них, какие эпитеты использует автор?
- Эти пейзажи видят герои в реальной жизни?
Да, действительно, открывшаяся с этой точки обзора картина не только будила историческую память, но и писала важную информацию. На одном берегу Академия художеств, Университет, Академия наук напоминали о веке русского Просвещения и надеждах просветителей совершенствовать общественно-политическую жизнь России, воспитывая разум и души своих современников. Но перспектива набережной замыкалась видневшимся вдали шпилем Петропавловской крепости, в которой побывали лучшие умы России.
На противоположном берегу, словно по контрасту, сосредоточились Зимний дворец, Исаакиевский собор, Сенат и Синод. В описании Достоевского особо выделен собор. Сияющий купол притягивал взгляд героя не только к самому зданию, но и к Сенатской площади перед Собором, связанной с воспоминаниями о декабристском восстании. Раскольников, пристально вглядываясь в этот архитектурный пейзаж, «дивился…каждый раз своему угрюмому и загадочному выводу, что деятель, стремится повлиять на ход истории, непременно должен быть готов к тому, чтобы бестрепетно переступить через пролитую кровь».
- С какой целью автор использует прием контраста в этом эпизоде и встречаем ли мы этот прием в других пейзажных зарисовках?
Итак, давайте еще раз посмотрим на иллюстрации, изображающие реальные пейзажи, на фоне которых, разворачивается действие романа и попытаемся словами «нарисовать» картину, которая возникает в воображении героя.
- Но в романе есть утренний пейзаж. Где и с какой целью использует его автор, какую роль играет этот пейзаж? (эпилог)
- Какой вывод можем сделать из этого отрывка?
Подведем итоги.
Пейзаж в романе Достоевского используется:
· для создания местного колорита;
· выступает в качестве фона, на котором разворачиваются события и подчеркивает внутреннее состояние героя, отражая его чувства и переживания;
· служит дополнительным средством для более выразительного изображения действующих лиц (прием контраста или соответствия природных явлений чувствам и мыслям персонажа).
С помощью пейзажа автор более ярко и достоверно отражает состояние безысходности, одиночества «маленького человека» в большом и бездушном городе, подчеркивает, что, живя в таких условиях, люди дичают, озлобляются, теряют человеческую сущность, доброту, милосердие, поэтому в их умах зарождаются жестокие бесчеловечные идеи. Но наступает утро, когда зараженная душным зловонным городским воздухом душа очищается через страдания, открывшиеся навстречу любви, надежде, поворачиваются к людям. И в этом символичное значение пейзажа.
Таким образом, Петербург в романе «Преступление и наказание» не просто город, фон всего происходящего, а даже в какой-то степени действующее лицо.
Петербург Достоевского – трагический и фантастический город. Его город живет отдельно самостоятельной жизнью и влияет на чувства, помыслы, поступки людей. Порою он представляется какой-то грезою, сном, который исчезает после пробуждения, словно подтверждение пророчеству: «Петербургу быть пусту!» на его улицах наравне с князем Христом блуждают преступники и убийцы, обдумывая свои планы в «самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре».
А теперь я предлагаю вам небольшую творческую работу – написать миниэссе «Петербург Достоевского». Лучшие работы будут оформлены в газете «Литературная гостиная».
Итак, миф города, появившийся в эпоху реализма, может продолжать свое существование в дальнейшей литературе, либо исчезать, или же вовсе меняться, как, например, изменился миф Петербурга – теперь это «бандитский город», центр преступного мира России и антипод этому город, претендующий на звание столицы России.
Литературное занятие заканчивается чтением стихотворения
«Двуликий Петербург».
В северной столице первый раз я
Красотою каменной пьяна,
Этот город вечный, гордый, властный,
Смотрит взглядом, обжигая, на меня.
И собор Казанский и Исаакиевский,
Эрмитаж, Фонтанка, Летний сад.
Свою историю, как будто в сказке,
Своим видом о прекрасном говорят.
Вдруг, свернув, я в переулок узенький,
Словно в миг попала в мир иной:
Темный, пыльный, жуткий, пьяненький
Петербург предстал передо мной.
И, как будто из романа Достоевского
«удрученный бедностью» народ,
Не такой, как на проспекте Невского,
Молча, хмуро в темноту бредет.
Я иду по Петербургу Достоевского,
Словно здесь была уже не раз:
Узкий переулок темно-серенький,
Сырость, мерзость, уличная грязь.
Все привыкли воспевать наш город северный,
Наш красивый, гордый «царский град»,
Но никто не знает об «униженных»,
Или знать об этом не хотят?! А. Черкашина
Занятие 2.
Тема: «Свобода личности и власть в «Легенде о Великом Инквизиторе» (Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»)»
Цели занятий литературного кружка:
1. Выявить сущность понятия «антиномия» на примере «Легенды о Великом Инквизиторе»;
2. Продолжить формирование навыков анализа прозаического текста;
3. Совершенствовать в участниках кружка сознательное отношение к проблеме выбора, к этическим и моральным нормам.
Слово ведущего:
Сегодня, продолжая разговор о творчестве и философско-религиозных взглядах Ф.М. Достоевского, мы обратимся к ключевой, по мнению многих исследователей, главе романа «Братья Карамазовы» (1878-1880) – «Легенде о Великом Инквизиторе», «самому символичному и глубокому откровению, из когда-либо снизошедших на человека». Наша цель – попытаться найти ответ на вопрос: «Почему в «Легенде…» рассматривается антиномия нравственной свободы и власти? По каким критериям выстраиваются антиномические отношения? Что выбирает писатель, а что выбираем для себя мы, более столетия спустя?
В рамках простого интеллектуального состязания мы, разумеется, не в силах найти ответы на вечные вопросы бытия: для чего и как живет человек, какой путь избрать, как относится к идее Бога и бессмертия и др., но приблизиться к постижению тайн, приобщиться к сокровенному знанию попробуем.
«Стало быть не как мальчик же я Верую во Христа и его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла...»
(из письма Ф.М.Достоевского К.Д. Кавелину)
(Запись сделана писателем по поводу глав романа «Братья Карамазовы» «Легенда…» и «Русский инок»). При необходимости напоминаем ученикам, что такое антиномия. (Антиномия – противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых доказуемо логическим путем).
Ход литературного занятия в рамках состязания команд.
Ведущий: Кто и кому рассказывает эту легенду? Охарактеризуйте героев.
Участники: Сомневающийся и неверящий Иван Карамазов глубоко верующему брату Алеше.
Ведущий: Итак, начнем с того, что разведем по разным полюсам идею нравственной свободы и власти. Что значит нравственная свобода? Чем она отличается от свободы вообще?
Участники: Нравственная свобода основана на вечных моральных принципах добра и справедливости.
Ведущий: Две идеи. За каждой – идеолог, вдохновитель, Учитель. Кто они?
Участники: Христос и Великий Инквизитор.
Ведущий: Учитель и верный ученик. В обоих присутствует человеческое начало. Но в чем коренная разница натур? Почему они противостоят друг другу? Вернее один противостоит, а Другой не препятствует?
Участники: Христос – Богочеловек, спаситель человечества. Воплощение добра и милосердия, во имя высшей любви пострадавший за человечество. Антихрист – Человекобог. Он стремится к власти, ставит себя на место бога, он порабощает, а не спасает.
Ведущий: Какие черты высвечивает Достоевский в том и другом образе? Почему? Докажите свою точку зрения.
Участники: В облике Инквизитора подчеркивается страсть, фанатизм. Портрета Христа нет. Противостоят монолог инквизитора и молчание Христа.
Ведущий: Что сильнее по степени воздействия?
Участники: Молчание Христа более глубоко. В нем отражение вечного. Достоевский ничего не добавляет к сказанному в Евангелии. Читатель может лишь догадываться об ответе Христа.
Ведущий: Какие цели преследует инквизитор, страстно обличая Христа? И что было заповедано Христом, когда он «пятнадцать веков назад жил меж людей».
Участники: Христос заповедовал любовь, он пришел дать людям свободу выбора пути (совести). Инквизитор хочет исправить подвиг Христа, дать счастье всем, счастье рабов.
Ведущий: Какая из целей более достижима? Почему теоретически так легко дать счастье всем? Что для этого необходимо? Каким видит всеобщее счастье Инквизитор? Какие принципы стали краеугольным камнем будущего земного рая? (Можно выстроить параллель с лозунгом «Свобода, равенство и братство»).
Участники: Эти принципы – чудо, тайна, авторитет.
Ведущий: А что этому может противопоставить идея нравственной свободы?
Участники: Добро, Истину, Красоту.
Ведущий: Что, по-вашему, действенней? А что сложнее воплотить в жизнь? Почему Добро, Истина, Красота – для всех, а чудо, тайна и авторитет – для немногих, для избранных?
Участники: Второе доступнее тем, кто любит власть, кто правит миром, кто руководит и считает себя вправе решать жизни других. То, о чем мечтал Раскольников.
Ведущий: Великий инквизитор апеллирует к евангельским текстам, повествующим о трех искушениях Христа. Почему именно это так важно в споре, столкновении идей?
Участники: Здесь противопоставлены свобода выбора и выбор свободы.
Ведущий: Первое искушение – предложение купить свободу и любовь человечества «хлебом земным» в противовес «хлебу небесному». Что есть тот и другой хлеб? На что рассчитывает дьявол, а вслед за ним Инквизитор?
Участники: Расчет на низость человеческой природы. Важно оказывается телесное, а не духовное.
Ведущий: К чему взывает Христос?
Участники: К силе духа, к возвышенным идеалам, к духовному.
(Возникает оппозиция небо-земля, легкость, полет – тяжесть земного притяжения).
Ведущий: Второе искушение – жажда чуда. Почему человеку так необходимо чудо? И почему Христос преодолел и это искушение? Что кроется за тайной?
Участники: Это упрощение бытия, жизнь без смысла, ради жизни. Человек слаб, и его вера нуждается в подтверждении, чуде, и вследствие этого перестает быть верой, становится доверием. Настоящая вера безусловна.
Ведущий: Что, по-вашему, выше, труднее? Почему?
Участники: Большего духовного напряжения требует вера. Когда приходит понимание правды.
Ведущий: Третье испытание – испытание властью, авторитетом. Почему Христос отказывается? От какой власти?
Участники: Христос во имя небесного отказывается от земной власти человека над людьми.
Ведущий: Христос дал свободу, инквизитор обещает счастье, обещает взамен на свободу. Появляются три условия.
Участники: Инквизитор обвиняет Христа в том, что он увеличил свободу людей вместо того, чтобы овладеть ею. Чем больше свободы у человека, тем ему беспокойней. Поэтому модель счастья такова: «люди могут быть счастливы только отыскав, перед кем преклониться, кому вручить совесть, каким образом соединиться, наконец, всем в бесспорный общий и согласный муравейник».
Ведущий: А каково счастье по Христу? Для кого оно, как строиться?
Участники: Христос дал свободу выбора, совести.
Ведущий: А что же вместо муравейника?
Участники: Объединение людей на основе высших заповедей.
Ведущий: То есть, соборность – светлое единение во имя Христа.
Ведущий: Какие же принципы будут положены в основу того и другого строительства? По какому пути идти человечеству? Какой мир выбирать: нравственной свободы или власти? Если на стороне Учителя правда, то на стороне его самых прилежных учеников? Ложь? Если свобода – удел сильных духом, то что остается слабым?
Участники: На стороне Христа правда, сила духа, божественное начало. Инквизитор лжет миллионам, основывается на слабости человека, его человеколюбие ущербно, неправильно. Он прежде всего любит себя на месте Бога.
Ведущий: Таким образом, власть – это идея факта бытия, это выбор позиции Иметь, а нравственная свобода – это идея смысла бытия, это значить Быть.
Ведущий: Доказано ли наличие антиномии? Как соотносится эпиграф урока с уроком? Что и как выбирает жизнью своей и творчеством Ф.М. Достоевский, как решает эту антиномию? Каков его ответ Инквизитору?
Участники: Он вдруг молча приближается к старику и тихо целует его в его бескровные девяностолетние уста. Вот и весь ответ. В этом ответе может быть понимание, прощение, любовь.
Ведущий: Почему дрогнул Инквизитор?
Участники: Возможно, это сомнение. Неуверенность в своей правоте. Потому он и отпускает Христа. А через сомнение можно прийти к вере. Но Инквизитор в своем фанатизме слишком неколебим. Как говорит Алеша Карамазов брату Ивану: «Инквизитор твой не верует в Бога, вот и весь его секрет»!
Ведущий: Великий русский философ Н.А. Бердяев в рассуждении о «Легенде…» заметил, что во всемирной истории есть два начала: «Свобода выше счастья; боголюбие выше человеколюбия, и последнее лишь из первого выводится, свобода совести выше самого факта бытия, и последний из первого выводится».
И каждый из нас оказывается перед выбором: Быть или Иметь. И здесь не бывает компромиссов.
А что выбираете вы?
Самостоятельные размышления участников к интеллектуальной игры о себе, своей жизненной позиции, и это может быть не озвучено на занятии. Попытка перевести беседу во внутренний диалог с писателем, с самим собой, способствовать нравственному самоуглублению, осознанию причин и следствий выбора человеком пути.
Нравственная свобода | Власть | |
Учитель, идеолог | Христос (Богочеловек) | Великий Инквизитор (Человекобог) |
Цель | Дать людям свободу (выбора, совести) | Исправить подвиг Христа |
Опора, основы | Добро, Истина, Красота | Чудо, тайна, авторитет |
1 искушение | Хлеб небесный | Хлеб земной |
2 искушение | Вера | Доверие |
3 искушение | Небесная власть духовного | Земная власть одного над миллионами |
Счастье для кого | Свободный человек | Послушное стадо |
Счастье как | Свобода выбора, Свобода совести, Соборность | Преклонение, Порабощение (вручить совесть), Муравейник |
Принципы | Правда, Сила духа, Боголюбие | Ложь, Слабость человеческой природы Человеколюбие (в значении “человек на месте Бога) |
Итог | Смысл бытия (наличие идеала) БЫТЬ | Факт бытия (жизнь ради жизни) ИМЕТЬ |
Выводы:
Дидактика как педагогическая дисциплина оперирует общими понятиями педагогики: «воспитание», «педагогическая деятельность», «образование», «педагогическое сознание», но как теория образования и обучения дидактика имеет свои специфические понятия. К ним относятся обучение, преподавание, учение, содержание образования, метод обучения и т.д.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Анализ результатов прямого и двойственного решения | | | Фенотипическая изменчивость. |
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 2307;