Повесть временных лет»: вторая половина XI – начало XII веков
Второй период – Киевский период – середина XI – первая треть XIII веков.
Киевский, или Киевско-Новгородский, период – время бурного развития оригинальной русской литературы.
Оригинальные жанры: исторические (предание, сказание, историческая повесть), религиозно-дидактический (торжественное слово, поучение, житие, хождение; иногда это был сплав византийских источников с национальными материалами). Особое место с точки зрения жанра занимает «Слово о полку Игореве».
Ведущим жанром этого времени является историческая повесть, которая основывалась на предельно достоверном изображении событий, но с использованием фольклорных элементов. Характерно, что исторические жанры бытуют в это время не отдельно, а входят в состав летописи. Поэтому летопись сама по себе не является только жанром, а становится соединением разных жанров. Одновременно это и жанр (летопись – то есть запись событий по годам), и форма бытования других преимущественно светских жанров. В то же время летопись включала в себя и церковные легенды, элементы жития, сказания-жития, юридические документы (договоры) и пр.
Повесть временных лет»: вторая половина XI – начало XII веков
Д.С. Лихачев назвал «ПВЛ» цельной литературно изложенной историей Руси.
В византийских хрониках исторический процесс членится по царствованиям, а в ПВЛ летописец фиксирует прежде всего события, для него важна последовательность событий.
Летопись дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени: в составе первой Новгородской летописи (30-е годы XIV века), Лаврентьевской летописи (70-е годы XIV века), Ипатьевской летописи (20-е годы XV века). Все эти летописи начинаются ПВЛ, а затем следуют летописи княжества, в котором она велась. Таким образом, ПВЛ, созданная в Киеве, считалась самой важной, значительной, и таким образом утверждалась Киевская история как начальная история Руси.
Значение ПВЛ состоит в том, что в ней дается национальная концепция русской земли так, как она представлялась в те времена. ПВЛ писалась на древнерусском, а не на книжном или старославянском языках. В то время, как западно-европейские хроники писались на латыни, то есть на книжном языке.
Сначала считалось, что автором ПВЛ был летописец Нестор, но потом Карамзин, изучая ее состав, усомнился в этом, он считал, что ПВЛ – создание многих авторов. Во второй половине XIX века Карамзина поддержал Пыпин и далее другие ученые XIX и XX веков.
Значение ПВЛ состоит в том, что она включает в себя различные жанры литературы, , по ней мы можем судить о характерных жанров тех лет (воинские повести, жития, сказания и пр.). Это дало основание Бестужеву-Рюмину сделать вывод о том, что летопись – это архив недошедших до нас произведений (так, Поучение Владимира Мономаха сохранилось только в составе ПВЛ).
ПВЛ вызывала интерес разных ученых, которые изучали ее с разных точек зрения. Буслаев – как отражение фольклора, Сухомлинов – как памятник литературы, Шахматов – как систематическое изучение истории летописания, он определили ее состав, изучал разные ее редакции, то, как складывалась история ПВЛ, Шахматов предложил свой метод – сравнительно-историческое сопоставление всех списков летописи (их около 200), кроме того, он предлагал по ПВЛ изучать историю монастырей, составил списки всех князей, митрополитов, игуменов для соотнесения материала ПВЛ с определенным временем и местом; выделил в составе ПВЛ более древние своды, слои, которые писались разными лицами в разное время и разным стилем. Шахматов же выявил, что форма изложения в ПВЛ различна. В начале нет изложения событий по годам, первая дата в ПВЛ – 6360 год от сотворения мира, то есть 852 год – эта дата заимствована из греческого летописания – когда впервые упомянута русская земля в греческой летописи. Шахматов обратил внимание на то, что многие даты в ПВЛ не заполнены событиями, следовательно, летописцы уже осознавали важность хронологического принципа. С конца XI века даты в ПВЛ идут сплошные. Шахматов заметил фактические разночтения, противоречия в трактовке, из этого следует, что ПВЛ писали разные авторы (например, противоречия в описании похорон княгини Ольги, разные сообщения о крещении князя Владимира). С учетом всего этого Шахматов показал, что в основе ПВЛ лежат более древние летописи; применив свой метод, он выявил, что ПВЛ писалась не сразу, не одним автором, а многими, которые опирались на известные только им материалы.
Первая редакция ПВЛ – начало XI века: по Шахматову 1037 – 1039 гг., по Лихачеву 1030-е – 1040-е годы. Создана в Киеве при дворе митрополита, когда была учреждена митрополия (церковный орган). В это время Русь вела борьбу с Византией за свою политическую и религиозную самостоятельность. Это время княжения Ярослава Мудрого, который добился учреждения митрополии в 1039 году, а в 1051 году вместо митрополита грека поставил на этот пост русского митрополита Иллариона. Ярослав Мудрый добился канонизации своих братьев Бориса и Глеба, их почитание стало национальным культом, что было важно для борьбы с Византией и для осуждения братоубийственной войны. Он утвреждал идею единства Русской земли.
Основные пласты ПВЛ:
· Древнейший Киевский свод – ранний (1037 – 1039 гг.)
· Древний Новгородский свод (1050 г.)
· Первый Киево-Печерский свод (это Киевский свод, переписанный и дополненный Никоном в 1073 году)
· Второй Киево-Печерский свод (создается на основании первого Киево-Печерского свода и древнего Новгородского свода в 1095 г.)
· Несторовский свод, или первая редакция ПВЛ (монахом Киево-Печерского монастыря в 1113 году был завершен)
· В 1116 году ПВЛ как единая летопись была еще раз переписана и переделана игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром по поручению князя Владимира Мономаха; это Сильвестровская редакция, которая дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи, в ней на первом плане – фигура Владимира Мономаха и его заслуги (усиленная борьба с половцами, большие усилия для установления мира между князьями)
· В 1118 году – третья редакция ПВЛ в Выдубицком монастыре по велению князя Мстислава Владимировича (брат Ярослава Мудрого); сюда включены все материалы ранних летописей.
Фиксация событий в ПВЛ заканчивается 1117 годом, после этого года начинаются местные летописи.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 819;