Риторические структуры

Риторические стратегии (например, фигуры речи) сами по себе не ведут к построению семантического представления; но помогают этому процессу.Фигурыречи могут привлекать внимание к важным понятиям, выступать в качестве стимулов локальной и глобальной связности, способствовать приемлемым прагматическим интерпретациям (например, обещание, а не угроза) и придавать элементам семантического представления структурную организованность, что облегчает поиск. Если структурирование по принципу релевантности отражает наиболее важное в тексте, указывает на него, то риторические фигуры направлены на придание тексту большей убедительности. Хорошо известны приемы фонологического уровня, такие, как ассонанс или рифма; синтаксического уровня, например параллелизм; семантические приемы, такие, как сравнения или метафоры. То же наблюдается в новостях, где могут быть использованы слова, выполняющие функции гиперболы или размышления, или где слова и предложения употребляются в значениях, способствующих созданию эффекта контраста или кульминации. Эти структуры содействуют более компактному представлению информации и тем самым они способствуют ее лучшему запоминанию, а следовательно, усиливают воздействие. Они также могут ввести в действие особые сценарии или установки (например, в тех случаях, когда демонстрация риторически изображается с точки зрения насилия) с помощью использования сравнений и метафор, заимствованных из сценариев военных действий (наступление, оборона и т.д.). Сообщения-новости изобилуют также и цифровыми данными (и верными, и неверными), чтобы обозначить точность сообщения итакимобразом его объективность. Систему описания новостей как дискурсаТ. ванДейк представляет в кратком виде так: ЛОКАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ (микроструктуры) – структуры предложения (грамматика – морфология, синтаксис), семантика и лексика; структуры последовательностей (грамматикатекста);реляционный синтаксис (анализ когезии); реляционная семантика (анализ когерентности).

ГЛОБАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ (операции): семантические макроструктуры (топики,темы), формальные суперструктуры (схемы).

Параллельно с собственно вербальной коммуникацией пользователи языка стратегически перерабатывают невербальную информацию: жесты, мимику, фонацию и др. Жесты и выражения лица указывают на то, какой из речевых актов используется, какие семантические импликации должны быть выведены из локальных пропозиций, они могут указывать и на референты дейктических выражений, и нато,какие понятия требуют специального внимания и могутбытьмаркерами возможных макроструктур.

Мы назвали лишь некоторые модели репрезентации знания в мышлении человека. О том, как происходит переход единиц «промежуточного языка мысли», т.е. единиц преимущественно невербальной природы,в языковые знаки, вы можете узнать, познакомившись с трудами когнитологов Ч.Филмора, Т. ван Дейка, С.Г. Воркачева, В.И. Карасика, М.В. Пименовой, И.А.Стернина, В.И.Теркулова и др..

ЛИТЕРАТУРА

1. Т. ван Дейк. Стратегии понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.23.-М.: Прогресс, 1983.

2. Т. ван Дейк. Анализ новостей как дискурса. // Коммуникативные стратегии культуры. Современные дискурсивные практики. - Новосибирск: Международная летняя школа; 1999.

3. Филмор Ч. Фреймы и семантика понимания//Новое в зарубежной лингвистике. Вып.23. – М.: Прогресс. 1983.

Вопросы по теме

1. Что изучает когнитология?

2. Что представляет собой база знаний носителей языка? Прокомментируйте ее состав.

3. Назовете основные модели репрезентации знаний. Что представляют собой сценарии (Шенк) и фреймы (Минский) как структуры представления семантических данных в сознании носителя языка?

4. Как связаны между собой фреймы и речевые акты?

5. Что такое "модель ситуации" Т.ван Дейка и чем она отличается от фреймов (сценариев)?

Задания по теме

1. Создайте новые тексты, опираясь на «модельситуации», представленную в данных ниже текстах.

 

1) -Ты не боишься утонуть?- спросила у Волны Щепка.

- Утонуть? - встревожилась Волна. - Ты сказала - утонуть? И Волне впервые захотелось на берег.

Она прибежала как раз вовремя, чтобы захватить на берегу местечко получше, и осела на мягком песке, собираясь начать новую жизнь - без тревог и волнений.

И тут она почувствовала, что почва уходит у нее из-под ног.

-Тону! - всхлипнула Волна и ушла под землю. (Ф.Кривин)

 

2) Синий свет небес. Синий дым над горами. Перетомленная в летнем зное, дышит миротворно земля спелостью трав и лесов, дышит, будто сдобный каравай, вынутый из русской печи. Но прохладнее ночи. Обильнее росы. Крупнее ночные звезды.

Лето ушло за середину. (В.Астафьев)

 

3. Объясните природу комического эффекта в следующих анекдотах.

1) -Я хотел бы купить книгу.

- Какого содержания?

-Для больного.

- Так может, Библию?

-Нет, он болен не до такой степени.

2) Настоящий джентльмен - это тот, кто кошку всегда называет кошкой, даже если он об нее споткнулся и упал.

3) Из ресторана выходит веселая дама.

- Такси?

-Да.

- Свободен?

-Да.

- Потанцуем?

4) - Извините, но вы уже в восьмой раз за последние полчаса покупаете билет на этот фильм,—говорит кассир кинотеатра зрителю.

- Да там у вас на входе стоит какой-то дурак и каждый раз разрывает мой билет,

5) . В грузинском суде. Судья — обвиняемому:

- Ваше последнее слово.

- Пятнадцать тысяч - и ни копейки больше!

 

 








Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 694;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.