Фотографические факторы, влияющие на достоверность
Отображения на фотоснимках признаков внешности.
Как видно из выше приведенной системы факторов, влияющих на внешний облик сфотографированного лица, наиболее многочисленной группой представлены фотографические факторы.
Рассмотрим их воздействие на отображение признаков внешности на фотоснимках.
Для этого были проведены специальные эксперименты. Шесть человек (по два лица европеоидной, монголоидной и смешанной /европеоидной и монголоидной/ расы, все мужского пола в возрасте от 23 до 30 лет, /подбирались разная профилировка лица каждой расы/) были сфотографированы при различных условиях съемки и обработки фотоматериалов. В каждом конкретном случае менялся только один фотографический фактор, все остальные старались оставить без изменения. После этого фотоснимки всех шести лиц, изготовленные в адекватных условиях, с учетом воздействия одного определенного фактора, визуально сравнивались между собой и устанавливались особенности воздействия того или иного фактора на признаки внешности сфотографированных лиц.
Освещение.
Одним из основных фотографических факторов, существенно влияющих на отображение признаков внешности человека, является освещение. Образуемые им светотени позволяют судить о размере, форме и рельефе частей лица. Расположение и степень градации светов и полусветов, теней и полутеней, а также резкость перехода между ними на изображении лица зависят, главным образом, от мощности источников света, расположения последних относительно фотографируемого и главной оптической оси объектива (212, с.23).
Освещение лица может быть сильным и слабым (что зависит от яркости источника света и его расстояния от объекта съемки); простым или сложным (от одного или нескольких источников света); жестким или мягким (от точечного источника или от источника, имеющего широкую площадь изучения), а также прямым (лучи падают на поверхность объекта под углом больше 45º) и косым (под углом меньше 45º).
Существенным в портретной идентификации человека является определение рода источника света, характера освещения, направления светового потока и положения главного источника света.
По роду источников свет может быть естественным (солнечный свет), искусственным (электрический свет) и смешанным.
На фотоснимках род источника света определяется по общему фону или заднему плану, на котором снято исследуемое лицо. Отличить вид открытой местности от обстановки в квартире несложно. Если же задний фон на фотоснимках с естественным, искусственным или же смешанным освещением одинаковый, то установить по изображениям, где, какой применялся род источника света, в случае использования рассеянного освещения, бывает невозможно (приложение №3, фото 1,2,3).
На всех исследуемых фотоснимках свет равномерно высвечивает элементы лица, преобладающих каких-либо теней не наблюдается, кроме большой тени от подбородка на фотоснимке со смешанным освещением, возникшей от преобладания яркости солнечного освещения. Такие тени могут возникать и от преобладания яркостей искусственного освещения, поэтому сказать по фотоснимку, что применялось смешанное освещение, и какой род источника преобладал только по характеру отображения элементов лица и наличия светотеней на нем нельзя.
Тон лица при применении разного рода источника рассеяного света практически мало чем отличается на экспериментальных фотоснимках. Наблюдается совсем незначителъный переход от более светлого тона лица на фотоснимке с естественным освещением к менее светлому на фотоснимке со смешанным освещением.
Дифференцировать по фотоизображениям естественное солнечное освещение от искусственного электрического можно в случае применения направленного света (фото 4,6). Такие фотоснимки, во-первых, резко отличаются фоном: при искусственном освещении - светлым, при естественном - темным; во-вторых, яркостью и жесткостью света, а в связи с этим - контрастностью перехода от света к тени. Фотоснимки с направленным солнечным освещением характеризуются наличием ярких бликов света на выступающих частях элементов лица, плотных теней под бровями, носом, губами, подбородком и в области щек, а также отличной проработкой рельефа поверхности кожи. На фотоснимках же с искусственным направленным (фронтальным) освещением наблюдаются меньшие по площади тени и полутени, уплощенный рельеф лица и менее четкая проработка поверхности кожи.
По характеру освещение бывает (приложение №3):
- направленным (фото 4,6);
- рассеянным (фото 5,7);
- комбинированным (рассеянно-направленным - фото 8).
Направленное освещение образует на объекте съемки резкое выражение светов, теней и, в некоторых случаях, бликов. Оно освещает только часть лица, обращенную к источнику света, остальная часть остается в тени.
Направленное освещение от одного источника света вызывает чрезмерный контраст изображения. Хотя фотоснимки с таким освещением на криминалистическое исследование поступают редко, влияние различных видов направленного освещения на достоверность отображения признаков внешности человека эксперту необходимо знать для того, чтобы правильно оценивать влияние рассеянного и комбинированного освещения, так как первое может, а второе обязательно представляет собой освещение несколькими источниками света, влияние каждого на которых можно проанализировать отдельно, аналогично влиянию одного направленного источника света.
По направлению освещение бывает:
- фронтальным (или передним);
- контровым (или задним);
- боковым (слева, справа);
- верхним;
- нижним.
Фронтальное (переднее) освещение (приложение №3, фото 9) определяется по наличию света или блика на всей передней поверхности лица и по общей затемненности бокового и нижнего контура лица. Свет при данном освещении перпендикулярен поверхности снимаемого объекта и поэтому тени от основных элементов лица отсутствуют, что предопределяет плоское изображение лица.
При фронтальном освещении лица человека наблюдается следующее: рельеф лба сглаживается, имеющиеся морщины, бугры не просматриваются. Родинки и родимые пятна при таком освещении наблюдаются, но степень четкости их, конечно, во много раз уступает степени четкости, например, при комбинированном освещении.
Хорошо выделяются височные кости и височные впадины. Уменьшается густота бровей, глубина глаз. Нос выглядит приплюснутым. Степень выраженности носогубного фильтра и выступания губ уменьшается. Контуры красной каймы верхней и нижней губ становятся неотчетливыми, степень выраженности скул и впалости щек увеличивается.
Боковое освещение (приложение №3, фото 11,12) определяется по резкому разграничению наличия света и бликов на одной стороне лица, теней и полутеней - на другой.
Данный вид освещения усиливает отображение вертикальных морщин (межбровных, щечных, носогубных, ротовых, губных), лобных бугров, надбровных дуг, носогубной ямки, вертикальных складок на подбородке и уменьшает степень выраженности горизонтально расположенных элементов, попадающих в сильно освещенные места (лобных, внешнеглазных, подглазных морщин). Степень выраженности межбровного рельефа усиливается. Длина, ширина и густота брови на сильно освещенной стороне лица уменьшается, а в затемненной - увеличивается. Ширина носа зрительно уменьшается, а его высота увеличивается. Выступание губ и подбородка становится более выраженным. Наиболее отчетливо отображаются элементы лица, находящиеся на границе света и тени: лобная ямка, межбровные морщины, носогубный фильтр, часть красных каемок губ, попадающая в область свето-теневой границы, подбородочная впадина, центральная часть подбородка. Особенности, находящиеся на боковых сторонах лица, вследствие, с одной стороны, большой яркости светов, а с другой - чрезвычайной плотности теней, либо совсем не отображаются на снимках, либо становятся слабо выраженными. Рельеф ушных раковин также становится менее четким.
При анализе по фотоснимкам элементов внешности лица, сфотографированного при боковом направленном освещении, необходимо помнить, что такое освещение влияет на восприятие степени симметрии лица. Освещенная часть лица и элементы, находящиеся на ней, кажутся более увеличенными, чем в затененной области лица.
Контровое (заднее) освещение (приложение №3, фото 10) определяется по общей затененности всей поверхности лица и световому обрамлению по контуру. При таком достаточно жестком освещении лицо выглядит серым, уплощенным, так как менее выраженными становятся рельеф лба, область глабеллы (межбровья), степень выступания носа, губ, подбородка. Нечетко просматривается контур свободного края подбородка, в связи, с чем почти сливается изображение лица и шеи. Мелкий рельеф и особенности поверхности кожи лица прорабатываются на фотоснимках неплохо. При сильном и жестком заднем освещении ушные раковины могут "просвечиваться'', поэтому мелкие их элементы становятся невидимыми.
Верхнее освещение (приложение №3, фото 13) характеризуется большим наличием светов и бликов на верхних элементах лица, затененности нижней части и направлению теней и полутеней вниз.
При верхнем освещении лицо удлиняется. Степень выраженности горизонтально расположенных элементов, обычно особенностей лица, увеличивается, а вертикальных - уменьшается.
В зависимости от яркости освещения и положения лба относительно вертикали, при данном направлении потока света, рельеф лба может, как усиливаться, так и скрадываться. Степень выраженности лобно-носового угла увеличивается. При ярком освещении может увеличиться ширина бровей и уменьшиться расстояние между ними. За счет падающих от бровей теней уменьшается высота верхних век. Положение глубоких и средне-расположенных глазных яблок в орбитах еще более углубляется, выступание «мелкосидящих» и глаз «навыкате» увеличивается. Усиливается степень выраженности подглазных мешков и морщин. Длина спинки носа увеличивается, ширина переносья и основания носа несколько уменьшается. Кончик носа выглядит более опущенным и заостренным, чем в действительности. Степень выступания скул и губ, подбородка и западания щек увеличивается. Степень же оттопыренности ушных раковин уменьшается.
Нижнее освещение (приложение №3, фото 14) устанавливается по сильной освещенности нижней части лица: шеи, подбородка, основания носа, а также области верхних век и затененности лба, спинки носа, верхней губы и верхней части подбородка.
При нижнем освещении общая высота лица выглядит уменьшенной. Лоб по высоте уменьшается, а степень выраженности его рельефа увеличивается. Брови, как бы, приподнимаются и сужаются, глаза углубляются, степень выраженности нижнего века уменьшается. Нос укорачивается, а ширина переносья и спинки носа увеличивается. Основание носа выглядит приподнятым, а кончик носа более закругленным. Усиливается выступание верхней губы, а четкость линии контура ее красной каймы уменьшается. Степень оттопыренности ушных раковин при нижнем освежении увеличивается. Сглаживается какой-либо рельеф поверхности передней части шеи.
Рассеянное освещение (приложение №3, фото 5-7) равномерно и одинаково распределяется по всей поверхности лица, вследствие чего на ней отсутствуют тени, блики и рефлексы. Из-за отсутствия теней и полутеней объект на снимке кажется почти плоским. Рассеянный свет создает слишком мягкое освещение. Снимки получаются малоконтрастными.
Рассеянный свет устанавливается по отсутствию глубоких теней и ярких светов и бликов на лице изображенного. На всем лице наблюдается полусвет или полутень. Элементы лица при таком освещении выглядят менее отчетливыми по сравнению с действительным видом. Степень выраженности некоторых мелких элементов лица (морщин, родинок различных пятен, следов оспы), неглубоких впадин (щечных и подбородочных ямок), слабо выступающих элементов (лобных бугров, надбровных дуг) уменьшается, иногда, в значительной степени, что приводит к их утрате. Уменьшая степень выраженности элементов лица, рассеянное освещение почти не искажает на фотоснимке их размеры, контуры и относительное положение.
Комбинированное освещение (приложение №3, фото 6) - это сочетание направленного и рассеянного света или двух источников направленного света. Оно обладает значительным преимуществом по сравнению с направленным и рассеянным, так как образует полутени, создающие впечатление объема объекта съемки.
Комбинированное освещение благоприятно изменяет соотношение яркостей объекта: яркость светов убывает быстрее, чем теней, за счет рассеянного света. Таким образом, получается нормальный контраст изображения (142, с.164).
При комбинированном освещении наиболее точно и полно отображаются признаки внешности снимаемого лица. Для криминалистических портретных исследований такое освещение самое благоприятное. Так как комбинированное освещение создается благодаря использованию нескольких источников света, то один на них является основным. По его действию и изучается комбинированное освещение, используя приемы анализа направленного света.
Положение главного источника света. Дня производства криминалистических портретных экспертиз на исследование в большинстве своем поступают профессиональные фотоснимки, изготовленные в специализированном ателье, где применяется только комбинированное освещение. А так как оно предполагает обязательно наличие нескольких источников света, то эксперт для правильной оценки освещения должен установить положение главного источника света. Он является наиболее сильным, устанавливается перед фотокамерой и "рисует" рельеф лица, создавая тени и полутени на его элементах. Другие источники света являются дополнительными и используются для подсветки теневых частей лица и фона. При том положение главного источника света определяется как вертикальное, так и горизонтальное. Но вертикали главный источник света может находится над головой, на уровне верхней части лица (лба), на уровне средней части лица (носа), на уровне нижней части лица (рта и подбородка) и ниже головы. В горизонтальной плоскости источник света может находиться на тех же уровнях, но бить расположенным справа, слева на оси лица.
В литературе не описаны признаки положения главного источника света на выше указанных уровнях. Поэтому были проведены специальные эксперименты, в которых лица европеоидной и монголоидной рас фотографировались с разным положением главного источника света как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. Затем полученные изображения сравнивались и выявлялись признаки определения положения главного источника света. Положение главного источника света прямо над головой (приложение №3, фото 15), создает больше тени и полутени, расположенные по боковому и нижнему контуру лица. Освещенные поверхности не яркие, тон лица сероватый. Высота лица увеличивается по сравнению с действительным размером. Верхняя часть лица расширяется, нижняя – сужается. Большая часть волос на голове "бликует", то есть отсвечивается и поэтому волосы выглядят на фотоснимках более светлыми по сравнению с действительным тоном волос. Виски, наоборот, затемняются. Зато контур линии роста волос на висках четко просматривается. Неплохо видна область глабеллы, имеющиеся там межбровные морщины, складки на переносице на фотоснимке хорошо выражены. От бровей падают тени, и, естественно, чем глубже положение глазных яблок в орбитах (например, у европеоидов), тем тени больше. У монголоидов групповым признаком являются "мелкосидящие" глава, поэтому теней от бровей у них наблюдается намного меньше. При применении указанного положения главного источника света хорошо становятся выраженными контур глазного яблока на верхнем веке и подглазные валики - на нижнем. Степень выраженности складок подглазных мешков уменьшается.
Увеличивается степень выраженности скул. Это обуславливается наличием бликов на них и больших теней и полутеней на щеках.
Нос удлиняется. Наблюдается большая тень под его основанием, которая в точности передает его контур. Более четко отображается рельеф кончика коса. За счет наличия подносовой тени уменьшается высота верхней губы. Отчетливо просматривается носогубная впадина, мелкий рельеф верхней губы. На фотоснимках хорошо видна тень от верхней губы, за счет которой увеличивается размер рта, а также ширина красной каймы верхней губы и уменьшается ширина красной каймы нижней губы. Тень от нижней губы увеличивает впечатление о степени ее выступания.
Приверхнем положении главного источника света наблюдается очень большая тень под подбородком, за счет чего уменьшается его высота и ширина, сглаживается рельеф шеи, в частности, уменьшается степень выраженности кадыка и шейных морщин. При осмотре ушных раковин наблюдаются значительные тени от завитка.
Исследуя положения главного источника света, следует заметить, что при верхнем его положении довольно хорошо прорабатывается рельеф кожи, вследствие чего все мелкие особенности лица отчетливо просматривается на фотоснимке.
Положение главного источника света прямо на уровне верхней части лица (лба) (приложение №3, фото 16). При таком положении почти на всей поверхности лица наблюдаются света и блики, тон лица значительно светлее, чем при положении главного источника света сверху. Тени и полутени расположены только по контуру лица. Рельеф лица уплощается.
Волосы при указанном освещении также "бликуют", размер и плотность теней на висках увеличивается. При жестком освещении становится плохо просматриваемым контур линии роста волос на висках в той их части, где тень наибольшая. Становится меньше выраженной область межбровья.
Тень от бровей не падает, за счет чего увеличивается их высота, уменьшается степень выраженности подглазных валиков, а степень выраженности складок подглазных мешков увеличивается. За счет наличия менее интенсивных теней на щеках уменьшается выступание скул. Тень под основанием носа незначительная, рельеф кончика носа менее выражен, уменьшается зрительное восприятие степени выступания носа. Наряду с этим, при расположении источника света на уровне лба, появляется тень от боковых краев крыльев носа. Уменьшается степень выраженности носогубного фильтра, степень выступания губ. Тень от верхней губы почти не падает, поэтому ширина каймы верхней и нижней губы отображается достоверно, без искажений. Под нижней губой тень незначительная. На всем протяжении контура подбородка наблюдается тень, но значительно меньшая по размеру, чем при положении главного источника света над головой, поэтому размеры подбородка отображаются на фотоснимках объективно. Тени от завитков ушей незначительны, степень выраженности мелких особенностей лица уменьшается.
Положение главного источника света прямо на уровне средней части лица (носа) (приложение №3, фото 17). Тон лица при указанном положении главного источника света становится еще более ярким, чем при его положении на уровне лба. Полутени почти полностью отсутствуют. Рельеф лица вследствие перпендикулярного направления потока света еще более уплощается. Волосы полностью отсвечиваются, только на боковых сторонах лица остаются тени за счет которых может не четко просматриваться контур линии роста волос на висках. Тени от бровей не падают, контур глазного яблока на верхнем веке не просматривается, в связи с чем высота бровей зрительно увеличивается.
Уменьшается степень выраженности подглазных валиков, складок под-глазных мешков, степень выступания скул. Тень под основанием носа отсутствует, кончик носа уплощается. Степень выраженности носогубного фильтра и носогубных складок наименьшая. Тени от губ и нижней части подбородка отсутствуют. В нижней части лица тени падают только от боковых сторон подбородка. Рельеф ушных раковин в освещенной части фотоснимка сглаживается, а в теневой - не просматривается. "Забиваются" при таком освещении мелкие особенности лица: морщины, родинки, оспинки и тому подобное, наиболее ценные элементы для идентификации.
Положение главного источника света на уровне нижней части лица (подбородка) (приложение №3, фото 18), дает тон лица аналогичный тону при положении главного источника света на уровне верхней части лица, но световой рисунок при этом меняется. Больше теней и полутеней наблюдается в верхней части лица и меньше - в нижней. Блик на волосах уменьшается по размеру. Усиливается плотность тени на висках. В некоторых случаях при исследуемом освещении невозможным становится объективное определение контура линии роста волос на висках. По сравнению с фотоснимком, изготовленным при положении осветительной лампы на уровне средней части лица, при указанном освещении увеличивается степень выраженности контура выпуклого века и складки подглазных мешков и уменьшается степень выраженности подглазных валиков. Нос по длине уменьшается. Основание приподнимается. Тень под ним, естественно отсутствует, зато она появляется в верхней части бокового контура крыльев носа. Усиливается степень выраженности носогубного фильтра и носогубных складок. Тень от подбородка совсем незначительная и наблюдается только в области углов нижней челюсти. Особенности отображается неплохо.
Положение главного источника света сбоку выше головы (приложение №3, фото 20), определяется по наличию светов на одной половине лица и косых большое теней и полутеней - на другой. Волосы, естественно, при таком освещении "бликуют" только со стороны расположения источника света. Тени от бровей резко различается между собой по размеру. Так, тень от брови, расположенной в освещенной стороне лица, но размеру не превышает глазную щель и наиболее плотный участок имеет в области внутреннего угла глаза. У "мелкосидящих" глаз тень от брови, как правило, на исследуемой половине лица расположена только под выступающей ее частью и на область глазной щели не падает. В противоположной стороне лица у глубокосидящих глаз тень от брови занимает почти всю область глазного яблока и сливается с большой тенью, расположенной на неосвещенной боковой стороне лица. У мелкосидящих глаз тень занимает всю область под бровями, расширяется к виску и также сливается с большой боковой тенью лица. При таком освещении глубокосидящие глаза кажутся еще более впалыми, а мелкосидящие, наоборот, более выпуклыми.
Тень от носа очень большая, может доходить до красной каймы верхней губы. Располагается она наискось от носового крыла к углу рта, находящимся на противоположной стороне от главного источника света. На исследуемых фотоснимках наблюдается большие тени под верхней, нижней губами и подбородком, увеличивающиеся по размеру в стороне, противоположной источнику света. Если свет очень жесткий, то рельеф ушных раковин прорабатываются недостаточно, с одной стороны за счет чрезмерного освещения, с другой - за счет глубокой тени. Особенности, не попадающие в область границы света и тени, на фотоснимке почти не отображаются.
Положение главного источника света сбоку на уровнях верхней, средней и нижней частей лица (приложение №3, фото 21,22,23). Точное определение на фотоснимках указанных положений источника света затруднительно, так как яркость светов на освещенной половине лица, а также размер и место расположения теней и полутеней на противоположной половине лица меняется очень незначительно.
Самыми лучшими ориентирами в определении источника света на вышеуказанных уровнях будут являться положения теней относительно горизонтали от основания носа и подбородка. В случае нахождения главного источника света на уровне лба тень от основания носа, и приподнятого, и опущенного – все равно, располагается горизонтально. От подбородка же тень опускается вниз. При расположении источника света на уровне средней части лица тень от основания носа немного приподнимается, а от подбородкп становится горизонтальной. При положении источника света на уровне нижней части лица, линия контура тени от основания носа располагается под большим углом к горизонтали (около 45градусов), а линия контура тени от подбородка поднята незначительно.
Положение главного источника света сбоку, ниже головы (приложение №3, фото 24).
При таком освещении наиболее яркие света расположены на щеке и части подбородка, обращенных к источнику. Угол между линией контура тени от основания носа и подбородка к горизонтали еще более увеличивается. Шире становится тень от носа. И чем ниже будет располагаться источник света, тем тень будет больше расти . В отличие от предыдущих положений главного источника света, тень от подбородка при положении источника света ниже головы начинается не у самой нижней точки подбородка, а выше – от точки его бокового контура.
Положение головы при съемке. К основным фотографическим факторам, влияющим на объективность передаваемой на фотоснимках информации о признаках внешности лица человека, относится и положение его головы при съемке, которое в значительной степени меняет отображение признаков внешности на фотоснимках. Это объясняется тем, что голова представляет неровную эллипсовидную сферическую поверхность. Естественно, при изменении положения головы существенно меняется и отображение ее элементов на фотоснимке. Для правильной оценки таких отображений эксперт-криминалист должен знать все закономерности изменения признаков внешности в зависимости от разных положений головы. Оно может быть самым разнообразным, наклон вперед, в сторону, одновременный наклон и поворот головы влево, вправо и т. д. Отсюда все положения головы могут быть сведены к простым и сложным.
К простым положениям относятся боковой наклон влево и вправо, прямой наклон вперед и назад, поворот головы влево и вправо.
К сложным положениям относится сочетание простых положений, одновременный боковой и прямой наклон, боковой наклон и поворот головы, прямой наклон и поворот головы, боковой наклон с прямым наклоном и одновременным поворотом головы (202, с.28).
Под наклоном головы следует понимать вращение головы вокруг горизонтальных осей: поперечной, расположенной поперек головы (от уха до уха) при прямом наклоне головы вперед и назад и продольной, расположенной вдоль головы (от носа до затылка) при боковых наклонах головы.
Под поворотом головы понимается вращение Гловы вокруг ее вертикальной оси.
Боковой наклон головы. Под боковым наклоном головы понимается отклонение головы вправо или влево в вертикальной плоскости, параллельной плоскости матового стекла фотоаппарата. Угол такого наклона определяется углом, заключенным между условной вертикалью и медиальной линией лица. Измерения при этом могут быть произведены с помощью школьного транспортира. Каких-либо изменений в признаках внешности сфотографированного лица при боковом наклоне не происходит, так как голова движется в плоскости параллельной плоскости объектива фотоаппарата.
Прямой наклон головы. Под прямым наклоном головы следует понимать отклонение головы от вертикали вперед или назад в вертикальной плоскости, параллельной плоскости матового стекла, или вращение головы вокруг своей поперечной горизонтальной оси.
Наклон головы вперед (приложение №3, фото 25-29). При небольшом наклоне головы вперед (не превышающим угол наклона лба и носа, чаще всего -15 градусов) в значительной степени меняются как размерные, так и описательные характеристики лица человека. Высота и ширина нижней части лица, особенно лба, увеличивается, а нижней, ротоподбородочной – уменьшается. Причем высота изменяется в большей степени, чем ширина. При наклоне головы вперед лицо удлиняется. Линия роста волос изменяется с прямолинейной – на дугообразно-вогнутую (дугой направленной вниз), с дугообразно-выпуклой на прямую, а при большом наклоне и на дугообразно-вогнутую, с извилистой на дугообразно-извилистую. Дугообразно-вогнутая линия роста волос при наклоне вперед не меняется, увеличивается только кривизна ее дуги. Если линия роста волос представляет собой «мысок», а на голове имеются лобные, височные залысины, то при указанном положении головы они увеличиваются, степень выраженности рельефа межбровной области лица, так называемой «глабеллы», также увеличивается. По многим характеристикам описания меняются и брови. Дугообразные и угловатые выпрямляются, высокие и среднерасставленные по положению становятся средними или даже низкими близкорасположенными. Горизонтальные – косо-внутренними. Косо-наружные – горизонтальными. Увеличивается нависание верхних век, раскрытие глазной щели. Изменяется контур глазной щели: миндалевидный может быть представлен сегментовидным, косо-параллельным, треугольным.
Увеличивается степень выраженности подглазных мешков, скул. Нос по размеру удлиняется, основание носа опускается, кончик заостряется. За счет изменения положения основания носа уменьшается высота верхней губы и ширина ее каймы. Контур же ее выпрямляется. Лучше становится выражен носогубный фильтр. Аналогично линии роста волос изменяется линия смыкания губ: с прямой – на дугообразно- выпуклую, с извилистой – на дугообразно-извилистую и т. д. Увеличивается ширина каймы нижней губы. Высота и ширина подбородка уменьшается. Подбородок заостряется. Уменьшается длина шеи. Уши по высоте увеличиваются. Пир этом изменяется степень их оттопыренности: в верхней части они становятся более оттопыренными, а в нижней – более прилегающими. Таким образом, общие по характеру оттопыренности уши при наклоне головы вперед могут стать верхнее оттопыренными.
При наклоне головы назад (приложение №3, фото 30-34) изменения в отображении частей лица происходят в обратном направлении. Общая величина головы выглядит уменьшенной. Ближняя к матовому стеклу фотоаппарата ротоподбородочная часть лица увеличивается, а лобная уменьшается. Меняются линия роста волос и контур бровей, например: с прямолинейных на дугообразно – выпуклы. Увеличивается высота бровей, меняется их положение и взаиморасположение. Например, горизонтальные и средне-расставленные брови становятся косо-наружными и далеко расположенными. Степень нависания верхних век уменьшается. Существенно меняется и вид нависания неподвижной части верхнего века над подвижной. У монголоидов при наклоне головы назад исчезает ЭПИКАНТУС, а складка неподвижной части становится параллельной верхнему веку глазной щели. Раскрытие глаз уменьшается. По контуру глаза становятся щелевидными. Косо-внутренние по положению глаза (а такое положение глаз у лиц монголоидной расы преобладает) при наклоне головы назад становятся горизонтальными. Степень выраженности рельефа межбровья, подглазных мешков и скул уменьшается. Нос укорачивается, основание носа приподнимается, кончик «затупляется». Степень выраженности носогубного фильтра и ширина каймы верхней губы увеличивается, а нижней уменьшается. Меняются контуры красной каймы обеих губ: кривизна дуги красной каймы верхней губы увеличивается, а нижней – уменьшается. Увеличивается подбородок как по высоте, так и по ширине. Контуры его становятся более округлыми. Длина и ширина шеи увеличивается. Высота ушной раковины уменьшается. Наоборот, чем при наклоне головы вперед, меняется характер оттопыренности ушных раковин , верхнее части уха становятся более прилегающими, чем в действительности, а нижние – более оттопыренными.
Поворот головы (приложение №3, фото 35-46) можно установить по ломанной конфигурации медиальной линии лица и асимметрии элементов лица.
При вращении головы вправо и влево вокруг вертикальной оси значительно изменяются горизонтальные проекции частей лица, вертикальные же не подвергаются существенным изменениям. Например, при повороте головы влево на 10 градусов уменьшаются: ширина лба, длина правой брови и глаза, размер левого носового отверстия. Увеличивается степень оттопыренности правого уха, левое ухо просматривается на половину своей ширины. Мелкие детали внешности (родинки, оспинки), естественно, просматриваются более отчетливо на той стороне лица, которая ближе к фокальной плоскости объектива.
Аналогичные изменения, только в большей степени, происходят при дальнейших поворотах головы влево.
При повороте на 15 градусов еще более уменьшается отображение левой ушной раковины, при повороте на 20 градусов рассматривается только самый край мочки.
На фотоснимках же, где лицо сфотографировано с 25 градусным поворотом, исследуемая ушная раковина уже не видна. За приближенные ориентиры определения поворота головы можно взять соотношения отрезков, заключенных между внешним углом правого глаза и контуром линии роста волос на правом виске с одной стороны, и между внешним углом левого глаза и контуром линии роста волос на левом виске – с другой стороны. При значительных поворотах головы линии роста волос на виске не будут просматриваться, в таком случае расстояние будет измеряться от соответствующего угла глаза до точки бокового контура лица, находящейся на уровне внешних точек глаз.
Вторым ориентиром определения поворота головы может быть соотношение расстояний между точкой бокового контура лица, находящейся на уровне основания носа и крайней точкой крыльев носа, измеренное на противоположной и соответствующей повороту сторонах лица. В случаях «закрытия» при больших поворотах крайней точки крыльев носа измерение может производиться от наиболее выступающей точки контура спинки носа.
При поворотах головы, например, влево, выше указанные соотношения отрезков будут изменяться следующим образом:
Поворот головы влево | Отношение отрезка, заключенного между точкой внешнего угла правого глаза и контуром линии роста волос на правом виске, к аналогичному отрезку в левой половине лица. | Отношение отрезка, заключенного между точкой бокового контура лица, находящейся на уровне основания носа, с правой стороны лица, к аналогичному отрезку с левой стороны лица. |
На 10 | 1,5 : 1 | 4 : 3 |
На 20 | 3 : 1 | 2 : 1 |
На 30 | 4 : 1 | 3 : 1 |
На 40 | 5 : 1 | 3,5 : 1 |
На 50 | 6 : 1 | 4 : 1 |
Прямой и боковой наклон головы (приложение №3, фото 47 – 48) образуется двумя вращениями, одной из которых совершается в горизонтальной плоскости (прямой наклон), другое – в вертикальной (боковой наклон).
Прямой и боковой наклон Гловы можно свести к одному прямому, так как боковой наклон не влияет на изображение признаков внешности.
Поворот и боковой наклон головы (приложение №3, фото 49 – 50) образуется вращением головы вокруг вертикальной оси в горизонтальной плоскости (поворот головы) и горизонтальной продольной оси объектива (боковой наклон).
Указанное положение головы также может быть сведено к одному повороту головы вправо или влево.
Поворот и прямой наклон головы (приложение №3, фото 51 – 52) образуется вращением головы вокруг вертикальной оси в горизонтальной плоскости.
Одновременный поворот и прямой наклон не могут быть сведены к какому-либо одному простому положению, так как изменение проекции признаков внешности происходит в двух направлениях – в горизонтальном и вертикальном (212, с.39). При этом происходит «суммарное» изменение признаков внешности, которое может быть проанализировано отдельно, сначала, например, вследствие наклона головы, а затем и поворота.
Одновременный поворот, прямой и боковой наклон головы (приложение №3, фото 53 ). Такое положение может быть образованно в результате трех вращений головы: вокруг вертикальной (поворот) и горизонтальных осей (наклон вперед, назад; вправо , влево ).
Изменение признаков внешности при указанном сложном положении головы можно проанализировать, учитывая последовательно закономерности изменения признаков внешности в зависимости от одного какого-либо вида положения головы .
Оптические системы. В зависимости от того, какие и при каких условиях применены объективы, устанавливается достоверность отображения на фотоснимках признаков внешности исследуемых лиц.
При фотографировании лица фотоаппаратами с использованием разных объектов, например, универсального « Индустар-50» (приложение №3, фото 54 ) и портретного «Гелиос-40» ( приложение №3,фото 55) получаются в первом случае более контрастные, а во втором более мягкие снимки, что сказывается на четкости передачи мелких элементов лица и других его особенностей.
Кроме того, для понижения разрешающей способности объектива в профессиональной портретной съемке используют специальные рассеивающие приспособления: диффузоры различных систем, натянутые на объектив в несколько слоев сетки различной частоты, насадочные линзы, воздействие которых аналогично действию специальных портретных объективов.
Влияет на отображение признаков внешности и применение светофильтров при съемке. Так, при использовании желтого светофильтра на фотоснимке может быть понижена проработка или же полностью удалены веснушки изображенного лица.
Съемка с близкого расстояния фотоаппаратом с широкоугольным объективом, например, «Мир-I « (приложение №3 , фото 56), приводит к сильному искажению признаков внешности : лицо на фотоснимке выглядит очень узкими длинным, приобретает ромбовидный контур, те элементы лица, которые располагаются ближе к фокальной плоскости объектива, сильно увеличиваются ,а те, которые дальше-уменьшаются. Степень и характер оттопыренности ушных раковин при этом сильно изменяются в сторону прилегания. Мелкие особенности лица отображаются на его передней плоскости достаточно четко.
При съемке фотоаппаратом с длиннофокусным объективом, например «Юпитер-37» (приложение №3,фото 57) с расстоянием в полтора метра голова снимаемого получается несколько вытянутая в длину и уменьшенная в ширину, с большей, чем в действительности, степенью прилегания ушных раковин, с очень хорошей проработкой поверхности к кожи лица.
При использовании различных оптических систем в такой последовательности: « Юпитер-37», «Гелиос-40», « Индустар-50», «Мир-I» в процессе фотосъемки с одно расстояния (2,25) выявлено резкое уменьшение размеров изображений без изменений пропорций головы, лица и их элементов. Особенности лица при этом, помимо влияния характеристик самих объективов, утрачиваются пропорционально уменьшению размера головы на исследуемых фотоснимках.
Характеристики фотоматериалов.
Одним из наиболее сильно влияющих фотографических факторов на объективность передаваемой информации на фотоснимках является используемый материал. Его важнейшими классификационными свойствами являются:
- назначение(негативный, позитивный, обращаемый);
- вид получаемого изображения(черно-белое, цветное);
-вид подложки(фотопластинки, фотопленки, фотобумага);
- светочувствительность;
- контрастность;
- разрешающая способность;
- зернистость;
- портивоориольность;
- структура поверхности;
- формат.
При проведении криминалистической портретной экспертизы на исследование, как правило, поступают позитивные черно-белые фотоснимки, отпечатанные с негативных черно-белых фотопленок или фотопластинок. Поэтому необходимо рассмотреть основные свойства этих фотоматериалов и определить их влияние на достоверность отображения признаков внешности на фотоснимках.
Негативный материал. Светочувствительностью называется свойство фотослоя к химическому изменению под действием света с образованием скрытого изображения, которое после проявления превращается в видимое. Чем меньше количество света требуется для необходимого почернения негативной пластинки или пленки, тем она более светочувствительна.
Если объект исследования будет снят на разные по светочувствительности пленки, например, «Фото 32, Фото-65, Фото 250», а все остальные фотографические факторы будут максимально адекватными (выдержка, состав, концентрация, время, температура проявителя и др.), то получится, соответственно, менее контрастное (приложение №3, фото 58), нормальное (приложение№3, фото 59) и более мягкое, крупнозернистое изображение (приложение №3, фото 60).
Спектральной чувствительностью или цветочувствительностью фотослоя называется степень его чувствительности к воздействию лучей различных цветов.
В связи с тем, что лицо человека не отличается яркой окраской и цвет его, как правило, колеблется от розового до серовато-желтого тип негативных фотоматериалов, очувствленных к желтой зоне спектра, не должен оказывать значительного воздействия на отображение соматических признаков лица человека на фотоснимке.
Однако, негативные фотоматериалы, в частности, фотопленки, отличаются не только цветочувствительностью, но и другими своими свойствами, например, контрастностью, разрешающей способностью и по этому продемонстрировать влияние только спектральной чувствительности фотопленки на отображение признаков внешности на фотоснимках невозможно.
Отсюда изображения лица, снятые на пленки разной цветочувствительности, ортохроматическую «Микрат-200 (приложение №3, фото 62), изопанхроматическую «Микрат-ЗОО (приложение №3, фото 63), панхроматическую «фото-65 (приложение №3, фото 62), значительно отличаются друг от друга и по степени контрастности, и по величине разрешающей способности, и по многим другим характеристикам.
Передача цветовых оттенков одежда при портретной экспертизе не имеет большого значения, так как основное внимание уделяется элементам лица, а цветовые характеристики одежды на черно-белых фотоснимках описываются только по тону.
Контрастностью светочувствительных слоев называется их способность передавать объект съемки с тем или иным интервалом оптических плотностей (с большей или меньшей достижимой разностью между плотностями самого темного и самого светлого участков изображения).
Если на негативе яркости одежды передаются с тем соотношением, какое видит глаз, то контрастность такого фотослоя считается нормальной. Если яркости объекта передаются на негативе с большей разностыо между ними, чем наблюдает глаз в натуре, то это свидетельствует о повышенной контрастности фотослоя, если же с меньшей - то имеет место пониженная контрастность.
Фотослои с пониженной против нормы контрастностью называется мягкими с повышенной - контрастными. По степени контрастности негативные материалы делятся на шесть категорий; особо мягкие, мягкие. нормальные, контрастные, особо контрастные, сверхконтрастные.
Контрастность негативного материала в известных пределах зависит от состава проявителя и от времени проявления.
Кроме того, используя фотобумагу определенной контрастности, можно уменьшить или увеличить контрастность негативного изображения.
Тем не менее, фотоснимки одного и того же лица, изготовленные с негативов разной категории контрастности, например, с мягкого (приложение №3, фото 64), нормального (приложение №3, фото 65) и контрастного (приложение №3, фото 66) и напечатанные на однотипной фотобумаге (например, нормальной) будут отличаться по контрастности в большей степени и передавать несущую с большими искажениями, чем при фотопечати с одного (нормального) негатива на фотобумагу разной контрастности (приложение №3, фото 74 – 76).
Разрешающая способность - величина, характеризующая способность фотографического слоя раздельно воспроизводить мелкие детали объекта съемки.
При фотографировании человека на пленку с нормальной разрешающей способностью, например, на фото-66 (110 линий на мм, приложение №3, фото 68) и высокоразрешающую пленку, например, «Микрат-200» (196 линий на мм, приложение №3, фото 68), получаются фотоснимки, резко отличающиеся друг от друга как по степени контрастности, так и по особенностям отображения микрорельефа кожи лица.
Так, на фотоснимке, изготовленном с фотопленки «Микрат-200» тон лица человека выглядит темным. При этом наблюдаются яркие блики в центре лба, на переносице, на кончике носа, в области щек, носогубного фильтра. Наиболее затемнена область подбородка и шеи. Черными воспроизводятся волосы на голове и бровях. Светлые по тому каймы губ на указанных фотоснимках выглядят очень темными. Но основным признаком съемки объекта на высокоразрешающую пленку является отличная проработка микрорельефа лица человека. На таких фотоснимках хорошо видны не только мельчайте элементы поверхности кожи (родинки, оспинки, веснушки, угри), мо и даже поры (фото 69).
Зернистостью называется неоднородность каждой плотности фотоизображения. Зернистость позитивных фотослоев очень мала, так как они намного менее чувствительны, чем негативные. Эта зернистость практически при печати не имеет никакого значения. Та зернистость, которая видна на отпечатке, есть увеличенная позитивная копия зернистости негатива. Зернистость фотоизображения зависит от многих факторов, относящихся ко всем стадиям фотографического процесса - съемке, негативному процессу, печатанию фотоснимков, а также от свойств негативного и позитивного материала. Но в больней степени зернистость зависит от светочувствительности фотослоя. Чем больше светочувствительность фотослоя, тем больше зернистость на фотоснимке.
Мелкозернистыми получается фотоснимки при съемке на пленку малой и средней светочувствительности ( 32 и 65 ед. по ГОСТу), крупнозернистыми при съемке на пленку высокой и высшей светочувствительности (250 и 500 ед. по ГОСТу).
Неверный подбор светочувствительного материала, а также ошибки, допускаемые во время съемки (чрезмерно продолжительная выдержка) и обработки фотоматериалов (проявление без надобности в быстродействующих проявителях, употребление истощенных или имеющих повышенную температуру растворов) приводят к резкому увеличению зернистости и снижают качество фотографического изображения.
Чрезмерно крупные зерна металлического серебра обычно заметны уже при сравнительно небольших увеличениях изображения. Зернистость особенно видна в области средних плотностей на участках с равномерной плотностью; в местах с малой и большой плотностью она выражена не так явно. На портретных снимках зернистость заметна, прежде всего в мягких полутонах - на лице, одежде.
При экспериментальном получении мелкозернистого и крупнозернистого фотоснимков одного и того же лица (приложение №3, фото 70, 71) выявлено, что на крупнозернистом изображении (фото 71) скрадываются мелкие элементы внешности, а некоторые полностью утрачиваются.
Позитивный материал.
В криминалистической портретной экспертизе основным следо-воспринимающим объектом является черно-белая фотобумага общего назначения.
Фотобумага классифицируется по следующим фотографическим, химическим и физическим свойствам:
а) химическому составу эмульсионного слоя;
б) степени контрастности;
в) характеру поверхности фотослоя;
г) толщине и цвету бумажной подложки;
д) потребительским форматам.
Химический состав эмульсионного слоя влияет на тон фотоснимка, с помощыо которого можно ориентировочно определить тип фотобумаги. На отображение же признаков внешности на наиболее часто встречающихся бромосеребряных и хлоробромосеребрянных фотоснимках состав галоидного серебра в эмульсионном слое фотобумаги существенного влияния не оказывает (приложение №3, фото 72,73).
Контрастность.
Самым существенным качеством фотобумаги является степень ее контрастности, определяющая пригодность бумаги для печатания с того или иного негатива (184, с .175).
Вид фотобумаги довольно значительно изменяет отображения внешности лица сфотографированного человека. На мягких фотоснимках уменьшается степень выраженности мелких особенностей поверхности кожи лица, на контрастных - она возрастает, (приложение №3, фото 74-76).
Характер поверхности фотослоя, влияет на контрастность и максимальную плотность (наиболее достижимое почернение) фотобумаги. Так, при одинаковом номере контрастности глянцевая бумага примерно на 40%, а особоглянцевая, приблизительно, на 60% контрастнее бумаги с матовой и полуматовой поверхностями. Максимальная плотность фотоизображения при одинаковой степени контрастности фотобумаги также выше у глянцевой (приблизительно на 20%) и у особоглянцевой (примерно на 40%) бумаг по сравнению с матовой и полуматовой (186, с.176-177).
На фотоснимках изготовленных с одного негатива на глянцевую и матовую фотобумагу одной контрастности признаки внешности отображается, так же, как и на нормальных и мягких по контрастности фотоснимках (приложение №3, фото 77, 78).
Тисненая бумага отличается от гладкой, заметным объемным рельефом какого-либо мелкого рисунка. Отображение же признаков на ней происходит аналогично отображению их на крупнозернистых фотоснимках (приложение №3, фото 79).
Плотность и цвет бумажной подложки на информацию, передаваемую фотоснимком, как правило, влияния не оказывает. Различие фотоизображений, в данном случае, обусловлено влиянием других характеристик фотографического процесса (приложение №3, фото 80, 81).
Резкость изображения.
Большое влияние на отображение признаков внешности оказывает и такой фактор, как резкость изображения. Резкость - характеристика изображения, определяемая во ширине зоны перехода (границы) между расположенными рядом разными во контрасту участками изображения. Высокая степень резкости предполагает минимальную зону перехода, когда контуры элементов внешности по всему полю изображения четкие.
От степени резкости зависит степень контрастности и степень различимости мелких соматических элементов лица человека. Степень резкости может быть определена измерением ширины линий, представляющих границу между изображением лица и фоном. Важно бывает определить, какое из сравниваемых изображений менее резко и в какой степени, с тем, чтобы в дальнейшем выявить, поглощает ли не резкость изображения ряд признаков, заметных на другом более резком снимке.
Так, при получении резкого и нерезкого изображения одного и того же лица (приложение №3, фото 82, 83) наблюдается на нерезком фотоснимке «смазанность» всех основных элементов лица. При этом сглаживаются мелкие особенности, а также, родинки, подглазные и другие морщины могут совсем не отобразиться на фотоснимке. Не просматриваются на нерезких фотоснимках контуры красных каемок губ, мелкий рельеф поверхности кожы лица.
Экспозиция.
Количество освещения, которое при экспонировании получает фотослой, называется экспозицией (математически оно выражается произведением освещаемости на выдержку).
Величина экспозиции должна бить достаточной для того, чтобы в фотослое образовалось скрытое изображение снимаемого предмета вплоть до подробностей в наименее освещенных его местах (тенях). От точности подобранной экспозиции, главным образом, зависит успешный результат съемки, правильное тоновоспроизведение объекта.
Нормально экспонированная пластина или пленка после правильного проявления превращается в нормальный негатив, его тональности соответствуют ( обратно пропорционально) объекту съемки, все подробности которого отчетливо видны.
В случае чрезмерной экспозиции негатив будет передержанным: слишком темен (плотен), недостаточно контрастен (монотонен), темные места его (света объекта) лишены подробностей (186, с. 79).
Если же экспозиция была недостаточной, негатив получается недодержанным: слишком светел (прозрачен), излишне контрастен, без подробностей в прозрачных местах (тенях объекта съемки).
В позитивном процессе неточная экспозиция вызывает следующие искажения признаков внешности человека на его фотоснимках (приложение №3, фото 84-86).
В случае передержки лицо выглядит очень темным, густота волос головы и бровей увеличивается, рельеф поверхности кожи в более освещенных местах прорабатывается неплохо, а в менее освещенных может быть полностью утрачен. (приложение №3, фото 85).
На фотоснимках с уменьшенной экспозицией, примененной в процессе фотопечати, лицо получается очень светлым, более плоским, чем в действительности. Рельеф поверхности кожи лица не прорабатывается, исчезают или становятся менее выраженными мелкие особенности (морщины, родинки), уменьшается густота бровей, менее четкими становятся контуры носогубного фильтра, красных каемок губ (приложение №3, фото 86).
Негативный процесс.
Суть негативного процесса состоит в преобразовании невидимого изображения на экспонированной негативной пленке в видимое путем специальной химической обработкой негатива. При этом условия лабораторной обработки светочувствительного фотоматериала оказывают большое влияние на свойства получаемого изображения.
Наиболее существенное влияние на конечные характеристики фотоизображения оказывают условия проявления. Условия промывки и фиксирования сказываются, основном, не на фотографическом, а на техническом качестве материалов, главным образом, на его сохраняемости (300, с.202). Поэтому рассмотрим влияние только условий проявления.
Основными факторами, от которых зависит качество изображения, являются продолжительность проявления, состав и температура проявляющего раствора.
Продолжительность (время) проявления влияет на основные фотографические характеристики изображения: светочувствительность, контрастность, вуаль. При увеличении времени проявления негатива его характеристики и характеристики фотоизображения меняются следующим образом (приложение №3, фото 88):
I. Возрастает светочувствительность. Это выражается в том, что при постоянной экспозиции с увеличением продолжительности проявления происходит увеличение плотности негатива. Вначале светочувствительность возрастает (плотности увеличиваются) быстро, затем скорость ее возрастания замедляется и, начиная с некоторого времени, она практически не изменяется.
2. Возрастает вуаль. Вначале она растет незначительно, а при длительном проявлении может достичь больших плотностей.
3. Возрастает контрастность, но начиная с определенного момента, когда заметно увеличивается вуаль, она вследствие этого несколько снижается, особенно в малых плотностях.
4. Увеличивается зернистость изображения. Особенно она становится заметной в больших плотностях и в участках изображения с большими контрастами.
Уменьшение времени проявления негатива приводит к уменьшению плотности, контрастности изображения, (приложение №3, фото 89).
И перепроявление, и недопроявление негатива в равной мере отрицательно сказываются на отображении основных элементов лиц и их особенностей.
Установлено, что различимо по составу проявители для одно и того типа фотоматериала дает практически очень близкие значения максимального коэффициента контрастности. Основное различие в работе проявителей состоит в том, что значение максимального коэффициента контрастности в каждом из них достигается за существенно рваное время проявления, то есть, различна скорость роста контрастности изображения. При одинаковой же, сравнительно небольшой, продолжительности проявления каждый проявитель дает изображение различной контрастности (297, с.204 - 205).
Так, фотоснимки исследуемого лица, изготовленные с негативов, полученных при одинаковых условиях съемки, но проявленные в разных по составу проявителях, отличаются тоном лица и характером проработки поверхности кожи (приложение №3, фото 90-92). Лучше всего прорабатывается рельеф лица и его особенности при проявлении негатива в медленно работающем проявителе, хуже - в быстродействующем.
Температура проявителя влияет на скорость протекания химических реакций. С ее повышением уменьшается время проявления, за которое достигается предельное значение фотографических характеристик изображения - максимальной светочувствительности и контрастности, быстрее увеличивается и вуаль. При этом соотношении между степенью взаимного изменения основных характеристик в целом сохраняются, так как изменение температуры сказывается на них примерно одинаково. В связи этим изменение продолжительности проявления для достижения нужных значений фотографических характеристик на практике иногда заменяется соответствующим изменением температуры (300, с.207).
Фотоснимки, полученные с негативов, проявленных в проявителе одного состава, но разных температурных режимов, отличаются друг от друга, прежде всего, плотностью изображения, контрастностью, резкостью, зернистостью, а также характером проработки мелких особенностей лица (приложение №3, фото 93-95). Более приемлемы для криминалистических портретных исследований фотоснимки, изготовленные с негативов, проявленных в проявителе пониженной температуры. Такие фотоснимки, как правило, отличаются нормальной плотностью, контрастностью, высокой резкостью, мелкой зернистостью и отличной проработкой поверхности кожи изображенных не фотоснимках лиц (приложение №3, фото 95). Наоборот, фотоснимки, изготовленные с негативов, проявленных в проявителе с повышенной температурой, выглядят нерезкими, с увеличенной зернистостью и с уменьшенной степенью выраженности мелких особенностей лица (приложение №3, фото 94).
Кроме выше описанных, влияют на фотографические характеристики негатива и другие условия проявления. В первую очередь к ним необходимо отнести степень истощения раствора и условие его перемешивания при проявлении. Чем сильнее истощен раствор, чем хуже он перемешивается тем больше замедляется скорость проявления и тем большее время требуется для достижения одних тех же фотографических характеристик.
Позитивный процесс.
Целью позитивного процесса является получение с негатива окончательно позитивного изображения (как правило, фотоснимка).
Этот процесс включает в себя две основные группы операций: фотопечать и хмико-фотографическую обработку экспонированного позитивного материала.
Фотопечать может быть выполнена двумя способами: контактным и проекционным.
Способ печати влияет на передачу мелких деталей изображения. Контактный способ обеспечивает наибольшую при данном негативе четкость изображения, проекционный способ - меньшую четкость (приложение №3, фото 96-97).
При контактном способе печати неплотное примыкание эмульсионных слоев негатива и фотобумаги может вызвать также частичную или полную не резкость всего изображения лица или отдельных его элементов.
Ошибочное наложение бумаги на перевернутый негатив дает зеркальное и недостаточно резкое изображение, особенно, если оно получено с пластинчатого (стеклянного) негатива (212, с.56).
Химико-фотографическая обработка фотобумаг включает в себя операции проявления, промежуточного промывания, фиксирования и заключительного промывания. Изображение на фотобумаге может быть ослаблено, а также окрашено, то есть варьировано.
Изменение условий химико-фотографической обработки фотобумаги вызывает такие же изменения признаков внешности изображенного на снимке человека, как и изменения условий фотографической обработки негатива.
Процесс сушки позитива.
Сушка фотоматериала является ответственным талом его обработки, так как неправильное ее проведение может ухудшить качество фотоизображения и исказить в той или иной мере признаки внешности сфотографированного лица. Фотоматериал нельзя пересушивать, поскольку полностью высушенный (обезвоженный) эмульсионный желатиновый слой имеет повышенную хрупкость, легко трескается при деформациях. Очень важно обеспечить равномерность высыхания эмульсионного слоя на всей его поверхности и глубине. Только при этом условии можно обеспечить наименьшее искажение (различие) плотности и контраста изображения в равных его участках, которые могут возникнуть при неравномерном высыхании слоя.
Сушку отпечатка производят двумя способами: естественным и искусственным. При естественной сушке фотоматериал подвешивают в вертикальном положении или раскладывают на сетках эмульсией вниз в комнате, свободной от пыли. Искусственная сушка, как правило, также проходится двумя способами - посредством накатывания на стекло и с помощью алектроглянцевателей. На стекло фотоснимки нередко накатываются с помощью пластмассовой пластины или лезвия безопасной бритвы. Если применяется электроглянцеватель, то их накатывают на хромированные пластины чаще всего резиновым валиком через бумагу или ткань, впитывающие в себя излишки влаги с отпечатков. После накатывания снимки прижимают полотном, под которым они находятся до полного высыхания.
Во многих фотолабораториях вместо небольших электроглянцевателей применяют специальные машины АПСО. Отпечатки помещают на движущееся полотно, которое подает их на подогретый хромированный барабан и прижимает к нему. Давление, оказываемое на отпечатки прижимным полотном АПСО, значительнее давления, достигаемого на электроглянцевателе (32, с.34).
Отсюда можно сделать вывод, что наименьшая деформация фотобумаги будет наблюдаться при естественной сушке, на воздухе и наибольшая - при искусственной сушке на приборе типа АПСО.
Кроме того, размерные характеристики признаков внешности на фотоснимках, изготовленных в одинаковых условиях и отглянцованиых на одном приборе, могут значительно различаться между собой. Это происходит вследствие неадекватного размещения фотоснимков на глянцевателе, например при положении вдоль изображения, а других поперек. Проследим это на иллюстрациях (приложение №3, фото 96 - 103). На фото 98 помещено изображение лица, высушенное в естественных условиях (лежа на ровной плоскости). На фото 99 и 100 - в искусственных условиях, с помощью прибора АПСО, причем фотоснимок №99 располагается на полотне глянцевателя вдоль изображения, а фотоснимок - 100 - поперек. Размер изображенных лиц в процессе печати был одинаковым, а именно 29 мм между центрами зрачков. После процесса сушки все исследуемые фотоизображения подвергались тщательным измерениям. При атом были получены следующие данные: общая высота головы на фото 98 - 107,5 мм; на фото 99 - 110 мм; на фото 100 - 109 мм; наибольшая ширина на уровне скул, соответственно, 63 мм; 63,5 мм; 64 мм.
Однако, указанные небольшие различия в размерах головы и лица визуально не воспринимаются, поэтому для их иллюстрации были изготовлены композиционные снимки (приложение №3), составленные: на фото 101 - из левой половины фотоснимка, высушенного естественным способом, и правой половины фотоснимка, отглянцованного поперек изображения; на фото 102 - из левой половины фотоснимка, отглянцованного вдоль изображения, к правой, высушенной естественным способом; на фото 103 – соответственно из половины фотоснимков, отглянцованных поперек изображения. Такие композиционные фотоснимки наглядно показывают несовпадение продольных размеров головы, лица и его элементов одного и того же человека, возникшие только вследствие разных условий сушки позитивного изображения.
Изменение размерных характеристик элементов лица необходимо особо учитывать при применении таких методов сравнения криминалистического портретного исследования, как сопоставление на биологическую асимметрию лица и совмещение по медиальной и ломанной линиям.
Вуаль изображения.
Для того, чтобы правильно оценить элементы внешности на фотоснимке, не надо забывать и такой фотографический фактор, как влияние вуали на изображение лица человека. Вуаль на фотоснимке получается вследствие проявления галогенида серебра неосвещенных микрокристаллов. Это ухудшает качество изображения, так как приводит к нежелательному потемнению тех деталей негатива или позитива, которые должны остаться светлыми.
В данное работе вуалированный снимок был получен вследствие использования «старых» фотоматериалов.
На таком снимке значительно снизился контраст изображения и степень выраженности мелких особенностей лица.
Репродукция иди оригинал. Решение вопроса, какой фотоснимок поступил на исследование: репродукция или оригинал может оказать значительное влияние на ход криминалистического исследования.
Признаки, указывающие на то, что исследуемый фотоснимок – репродукция, можно условно подразделить на три группы:
- к первой относятся признаки, характеризующие внешнее строение оригинала и отобразившиеся на его копии. Это различные дефекты эмульсионного слоя фотоснимка в целом: трещины, потертости, разрывы, отсутствие отдельных частей, разволокненность слоев и т. д.
- ко второе группе относятся признаки, указывающие на несоответствие качества фотоснимка и времени изображенных событий. Например, свежий вид фотоснимка при значительной давности запечатленного на нем события свидетельствует о том, что изображение копия, а не оригинал.
- к третьей группе признаков, указывающих на то, что фотосни
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 3044;