Политическая мысль античности
Политическая мысль античности и средневековья
Среди первых мыслителей, внесших существенный вклад в формирование политической науки следует выделить Демокрита, Аристотеля, Платона и Цецерона.
1. Согласно ДЕМОКРИТУ (460-370 гг. до н.э.), возникновение и становление человека, человеческого рода, общества и политической жизни является составной частью естественного процесса всеобщего развития, которое, в свою очередь, представляет собой ни что иное, как движение атомов в пустоте. Этот процесс осуществляется без божественного вмешательства и имеет прогрессивную направленность.
Ведущую роль в нем играет сам человек. Каждый обязан вносить свою лепту в это общее дело, с тем, чтобы таким образом обеспечивать достижение всеобщего благополучия, для чего существуют три пути:
- Первый - это воспитание, обучение и образование, в результате которых у человека формируется способность правильно мыслить, должным образом действовать и со знанием дела принимать нужные решения.
- Второй путь - это единомыслие, которое для Демокрита является синонимом моральной и социально-политической солидарности. Единомыслие не только не исключает, но и предполагает разнообразие мыслей, но в определенных пределах, а именно - пока разнообразие не превращается в междоусобицу.
- Третий путь - умелое управление, которое характеризуется Демокритом как наивысшее искусство.
2. Главным в творчестве ПЛАТОНА(427 - 347 гг. до н.э.) является учение о двух мирах, мире идей и мире явлений.
o Мир идей - это истинное бытие, вечно неизменный божественный проект изменчивого человеческого мира.
o Мир явлений - это нечто мнимое, несамостоятельное и подвижное, точнее, это искаженная копия мира идей.
С учетом сказанного Платон подходил к анализу всех проблем политики, в том числе к характеристике идеального государства, которое трактуется им как максимально возможное воплощение мира идей в земной общественно-политической жизни.
Раскрывая смысл этого государства, Платон выделял следующие его особенности:
Во-первых, разделение труда между гражданами, основанное на строгой иерархии основных сословий полиса: философов-правителей, воинов, ремесленников и земледельцев. Подобного рода разделение труда в государстве соответствует трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому.
Во-вторых, хорошо отлаженную систему воспитания, которая должна способствовать поддержанию и воспроизведению иерархии сословий.
В-третьих, аристократическую форму правления, которая обеспечивает приход к руководству государством лучших и благородных ее представителей.
Аристократической форме государственного правления Платон противопоставлял четыре других, каждая из которых представляет ту или иную степень отклонения от идеала: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Переход от одной формы государственного правления к другой обусловлен искажением тех принципов, на которых каждая из этих форм зиждется.
3. Громадный вклад в формирование политико-социологической традиции внес АРИСТОТЕЛЬ (384-322 гг. до н.э.), который по праву считает зачинателем политической науки как самостоятельной области знания.
- Суть его идей состоит в том, что политическая жизнь индивидов концентрируется в полисе, который является особенностью и продуктом эллинской культуры. Именно в полисе как городе-государстве, олицетворяющем подлинную политическую жизнь, происходит формирование человека как существа политического.
- Государство является результатом естественного развития, а не божественного предначертания. Его главная цель - достижение блага всех граждан.
- Аристотель подразделяет формы государства на правильные, при которых правители имеют в виду общую пользу, и неправильные, где в основе лежат только собственные интересы правителей.
- К правильным формам государства он относил монархию, аристократию и политию, а к неправильным - тиранию, олигархию и демократию.
- Аристотель отдавал предпочтение политии, полагая, что благодаря сочетанию в себе лучших качеств аристократии и демократии полития обеспечивает правление подлинного большинства в интересах общей пользы.
4. ЦИЦЕРОН (106 - 43 гг. до н.э.) Особый интерес представляют, в частности, его идеи:
- о формах государства,
- о смешанном правлении, сочетающем в себе достоинства личной, аристократической, демократической власти,
- о государстве как деле народа и правовом сообществе,
- о естественном праве и вечном, неизменном и неотъемлемом свойстве природы и человека,
- о гражданине как субъекте права и государства.
Отстаивая примат легально существующих республиканских учреждений над всеми другими политическими силами и группами, выступая ярым поборником идеи всеобщего согласия и блага государства, Цицерон на протяжении всей своей практической деятельности вел активную борьбу против полновластия отдельных лиц, в том числе и против режима личной военной диктатуры.
-
2. Политическая мысль средневековья
Представители этого направления:
1. Классический вариант религиозной традиции в истории политической мысли представлен в учениях средневековья, переходной ступенью к которым была политическая теория АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА (Блаженного Августина) (353 – 430г.г.).
В его теории были сформулированы важнейшие догматы христианской церкви, положенные в основу господствующего мировоззрения новой общественно-экономической формации:
- По мнению Августина, там, где государство не подчиняется церкви, оно ничем не отличается от шайки разбойников;
- там, где нет поклонения Богу, нет и права, нет общей пользы.
- Все политические и государственные порядки являются следствием греховности человека. Сама же эта греховность предопределена Богом, наделившем человека свободной волей, т.е. способностью жить по-своему, а не по-божески.
2. Вершиной религиозной политической мысли эпохи средневековья стало учение ФОМЫ АКВИНСКОГО (Аквината) (1225 - 1274), который после смерти причислен католической церковью к лику святых.
Фома Аквинский различает три элемента власти: сущность, форму (приобретение и устройство) и использование.
- По своей исконной сути власть есть установление божественное, а поэтому всегда несет людям хорошее. Однако конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми. Отсюда повиноваться властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога.
- Несомненной заслугой Фомы Аквинского является разработка специальной теории закона. Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему и существует сам по себе.
- Что касается других законов, то они являются производными от вечного закона и связаны с ним особыми отношениями субординации. К числу таких законов относится естественный закон, который есть не что иное как отражение вечного закона в человеческом разуме.
- Конкретизацией естественного закона является человеческий закон (апозитивный закон), основное предназначение которого состоит в том, чтобы силой, страхом побуждать людей избегать зла и достигать добродетели.
3. Крупнейшим идеологом Реформации был немецкий ученый-богослов МАРТИН ЛЮТЕР (1483-1546), положивший начало лютеранскому (протестантскому) вероисповеданию.
В политическом плане основные идеи Лютера сводятся к тому, что человек живет в двух мирах - духовном и земном.
- В духовном мире, который охватывает только верующих в Христа, господствует Бог. - В земном, к которому принадлежат все люди, господствует власть.
- Благополучие духовного мира зависит от мира земного, который в свою очередь зиждется на естественном, а не божественном праве.
- Отсюда задача власти, господствующей в земном мире состоит в том, чтобы руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом: не допускать совершения грехов, всячески препятствовать, в том числе с помощью насильственных мер, осуществлению злых намерений людей и т.п.
- В противоположность римско-католической церкви М. Лютер стремился доказать, что человек и его светская жизнь не должны рассматриваться как греховные в своей основе.
- Его знаменитые тезисы содержали основы нового понимания христианства. Они были восприняты многими социальными слоями и группами как призыв освободиться от политического и идеологического гнета церкви, придать мирским учреждениям и светскому государству силу религиозного авторитета.
Получив свое классическое выражение в средние века, религиозная традиция не утратила значения и в последующие эпохи. Ее влияние на политическую жизнь народов разных стран, в том числе на политическую жизнь современности, состояло в следующем.
Во-первых, религиозная традиция поддерживала и укрепляла веру людей в возможность установления справедливого общества на земле.
Во-вторых, религиозная традиция накладывала своеобразный отпечаток на политическое сознание людей, на формирование их политической культуры. Так, например, именно с протестантизмом, который исповедуют 57% населения США связывается идеология американского бизнеса. Трудолюбие и успех в бизнесе провозглашаются ими в качестве способа служения Богу, а успех или неуспех в экономической деятельности - в качестве ключа к пониманию духовного состояния индивида.
В-третьих, религиозная традиция зачастую определяет характер и идеологическую направленность того или иного государства. В качестве примера можно сослаться на социальную доктрину ислама, которая выступает как теоретическая основа национально-политического развития многих стран.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 501;