Средства воспитания.
С точки зрения философской средством обычно называют все то, что использует человек в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, заимствуются и извне для реализации деятельности, получения ее наиболее предпочитаемого результата, для усиления и повышения качества деятельности и отдельных ее элементов.
Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предметы, ценности материальной культуры, природные явления, достижения науки и техники, живая и неживая природа, разнообразные виды деятельности, человек и группы людей, знаковые символы.
Средства воспитания в современной педагогике трактуются по-разному, оттеняя различные аспекты их понимания. «Средства воспитания, — считает Т.А. Стефановская, - виды деятельности, типичные для данного возраста; среда в педагогическом плане (микросреда); предметы, приспособления для осуществления какой - либо деятельности».
Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры, который используется для решения воспитательных задач. К средствам относятся:
- знаковые символы;
- технические средства;
- материальные средства;
- способы коммуникации;
- мир жизнедеятельности воспитанника;
- коллектив и социальная группа как организующие условия воспитания;
- культурные ценности (игрушки, книги, произведения искусства...);
- природа (живая и неживая).
Средства воспитания отбираются педагогом в зависимости от цели и стратегических задач воспитания. Они опосредуются выбранным методом воспитания, набором используемых педагогом приемов воспитательного воздействия, избранных организационных форм воспитания.
При отборе средств воспитания главным для педагога выступают ключевые воспитательные функции, которыми потенциально наделен предмет или явление действительности:
• функция наглядности (обеспечивает наглядную опору детям при изучении явлений жизни: книга, фотография, вещественная реликвия, звучащая мелодия, человек — свидетель событий, слайды...);
• функция инициирования возбуждения духовной активности, мыслительной деятельности, обеспечивающая осмысление проблем жизни.
• функция инструментальная, обеспечивающая воспитаннику самостоятельное взаимодействие с предметами или явлениями окружающей действительности, а значит, усвоение и развитие умений: социальных, трудовых, интеллектуальных, нравственных, эстетических, экологических...
Для Реализации конкретных целей и задач воспитания педагог может использовать предметы и явления с одной из функций, но может подбирать средства, позволяющие использовать все три функции одновременно. Мы уже вели разговор о пяти точках опоры, которые позволяют выстроить особую логику воспитания Это природа , культура, дело (которое человек делает), люди (с которыми он вступает в самые разнообразные отношения), «Я сам» как наивысшая ценность.
Первое средство воспитания как жизненная «точка опоры» — ПРИРОДА. Человек сам прежде всего — плоть от плоти, кровь от крови — произведение ее; он — природное существо, а потому живет и развивается по ее законам. И если они, эти законы, нарушаются (к примеру, современным образом жизни, условиями развития детей, характером воспитания), то природа жестоко мстит за это: детской смертностью, болезнями, искажениями в развитии личности. Спасение одно — здоровый образ жизни растущего человека в гармонии с природой. И, с другой стороны, именно в природе он находит для себя гармонию жизни. Она — для радости, отдохновения, в ней он черпает силы и стимулы для творчества, она же для различных способов самоотдачи, самовыражения.
Вторая «точка опоры» - КУЛЬТУРА. Во всех ее ипостасях и проявлениях: наука и техника, предметы (материальная культура людей), литература, музыка, живопись, архитектура, театр, кино, культура общения и поведения, мода (в одежде, интерьере жилища и школы, стиле и тоне обращения с людьми...), культура труда, культура речи... При этом у растущего человека должна быть развита потребность в культурных ценностях и сформировано отвращение к бескультурью (во всех его провлениях), а равно и к столь активно заполонившей наше жизненное пространство псевдокультуре (низкопробному чтиву, псевдомузыке, разнузданности и «раскованности» поведения, безнравственности, заполонившей все рекламы, пошло оголенного секса вместо высшего человеческого чувства — любви и т.д.).
Приобщение к КУЛЬТУРЕ как «точка опоры» дает детям критерии оценки жизненных явлений, стимулирует развитие всех сторон личности. Следовательно, воспитательная, работа классного руководителя с детьми должна включать в себя посещение театров, музеев, выставок концертов, экскурсий, достопримечательным местам своего города, поездки, посещения культурных центров, а в школе проведение различных форм работы, связанных с культурными датами. Ребенок, выросший на произведениях прекрасного, сам пытается жить на этих образцах.
Актуальной проблемой сегодняшнего дня стала проблема воспитания у детей (особенно подростков) неприятия, противодействия псевдокультуре, псевдоценностям, а то и просто бескультурью и порнокультуре в музыке, в изобразительном искусстве, в культуре поведения и речи, в литературе... К примеру, вот чем заполнены книжные полки магазина «детский мир»: детективы (по аналогии с взрослой серией «Черная кошка» — «Черный котенок»), ужастики серии «Твой ужастик», любовные романы для детей или наряду с безусловно забавными и, может быть, даже полезными руководствами по этикету, плетению фенечек, кулинарии, гаданию... встречаются потрясающие по своей нахрапистости книжки: «Парень твоей мечты. Как его покорить», «Первое свидание для девочек (и соответственно для мальчиков), «Искусство поцелуя для девушек», «Как нравиться девчонкам» и т.п.
Третья «точка опоры» — ДЕЛО, которое человек делает. С наслаждением, радостью, профессионально, красиво, значимо... Причем не только работа, а любое дело.
В житейских буднях и повседневных специальных воспитательных воздействиях воспитывается отношение к делу. Начинается все с дела любимого. Интерес приобщает к делу, учит делать хорошо и вдохновенно. Но еще Л.Н.Толстой говорил: «доброе дело совершается с усилием; но когда повторено несколько раз, становится привычкой». Поэтому в практике воспитательной работы должны быть дела любимые, и дела, которые «совершаются с усилием». Хорошо «выручает» педагога в этом смысле метод И.П. Иванова: «Воспитатели не должны передавать готовый опыт, дети не должны быть в роли потребителей. Они вместе должны улучшать окружающую жизнь. Только тогда идет воспитание... Улучшать жизнь значит к каждому собственному подходить по принципу «Все дела — творческие, а иначе - зачем?». Чтобы учить детей творческому подходу к жизни, надо организовать творческую коллективную организаторскую деятельность. В ней развиваются способности детей.
Четвертая «точка опоры» — ОКРУЖАЮЩИЕ ЛЮДИ.
Школьный возраст – это период наиболее интенсивного общения с сверстниками, когда это общение становится важным. Вот почему так важно в содержание воспитательной работы вводить освоение в среднем звене школы «этической грамматики», в старших классах – уроков человековедения либо в воспитательной работе классного руководителя – тематические классные часы по этике и психологии общения под рубрикой «Я и другие люди».
Кроме этого возможны другие формы воспитательной работы: встречи с интересными людьми, конференции по произведениям художественной литературы, обзоры, поэтические вечера и т.д.
Очень важно проецирование высоких этико-психологических норм общения на повседневную жизнь и деятельность классного и школьного коллектива. И, что нередко нарушается в общении «учитель – учению», по меткому выражению В. Леви, «соблюдать неприкосновенность личности»: «Выражая неодобрение, определять только поступки, а не личность в целом. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо». Не ты жестокий», а ты поступил жестоко». Не негодяй, не предатель, а лишь поступил, повел себя».
И наконец, пятая «точка лпоры» - «Я САМ КАК НАИВЫСIIIАЯ ЦЕННОСТЬ». С осознанным высоким чувством собственного достоинства. С гордостью и скромностью. С действенной любовью к себе самому. Еще Пифагор призывал: «Прежде всего, не теряй самоуважения!» И еще мудрые мысли в защиту этой идеи: «...человек — сумма ценностей, которую надо бережно культивировать, укреплять, беречь...» (А. Экзюпери). «Человек может стать вполне человеком, лишь обретя живое чувство личности, научившись помещать точку опоры нравственного поступка внугрь себя» (В. Тендряков).
К сожалению, в практике современного воспитания (как семейного, так и детсадовского и школьного - при массовом обучении оно вынуждено быть коллективным) «Я личности ребенка сводится к весьма униженному состоянию: дома и в школе — требование послушания и дисциплинированности, подчинения канонам и нравственным нормам и правилам, не осознанным ребенком и не ставшим потребностью (так удобнее устроить домашнюю жизнь, эффективнее обучать массу детей и управлять ими в воспитательной работе). Последствия? Стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых, хождение в школу «по обязанности, а не для души», даже побеги из дома, чувство одиночества и неприкаянности.
Чувство собственного достоинства детей надо растить, бережно культивировать как точку опоры», пожалуй, важнейшую, ибо оно, это чувство является своеобразной мерой развития человека его самочувствия и самооценки, его способностей и уровня притязаний, его лучших черт характера. Из чего складывается уверенность в себе:
1. Научимся мыслить позитивно, думать о хорошем, ждать его, верить. Создавая гармонию и равновесие в своем уме, мы тоже самое начинаем находить и в жизни.
2. Освобождайтесь от отрицательных мыслей о себе. Ваше сознательное убеждение, что Вы недостаточно хороши, постоянно руководит вашими поступками.
3. Полюбите себя. Когда мы от души любим и уважаем себя, когда одобряем свои поступки, мы создаем определенную организацию ума, которая способствует возникновению самых чудесных взаимоотношений с людьми.
4. Старайтесь как можно меньше критиковать себя.
5. Не отрицайте сами и не давайте повод другим отрицать ваше совершенство. Как это блестяще умеют делать дети. Все хорошее в жизни начинается с принятия своего внутреннего «Я», которое весьма отличается он внешнего «Я». Не забывайте, что в нашем сердце достаточно любви, чтобы вылечить всю планету.
6. Ищите в себе хорошие качества. С этого начинается значительный прогресс в вашей жизни. Есть упражнение:
«Я одобряю в себе все». Чем больше вы будете говорить это, тем лучше.
7. Меньше обращайте внимания на то, что вам будут говорить другие. Каждый — уникален и своеобразен. Мы пришли на эту планету, чтобы выразить себя, а не для того, чтобы стать похожими на кого-то».
Как же эти советы могут быть внедрены в сознание и жизнь школьников? Через специальные классные часы по самопознанию и самовоспитанию, через пример самого педагога, через особые отношения учащихся с учителем, учащихся между собой.
Так все пять «точек опоры», являясь средством воспитания, заполняют нишу содержания воспитательного процесса и позволяют прийти к желаемому результату — формированию жизненной позиции человека, живущего по законам ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ.
МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
В современной педагогике метод воспитания определяется как способ определенным образом упорядоченной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанников. Существенным в таком понимании метода воспитания является не только (и даже не столько) воздействие, сколько взаимодействие, предполагающее активную позицию воспитанника в процессе воспитания, акцент на САМОвоспитание и САМОактуализацию в организуемой воспитателем жизнедеятельности детей.
В теории и методике воспитания выделяют два понятия, которые нередко в обыденной педагогической практике смешиваются и даже употребляются как синонимы. На самом деле это не так. Следует четко различать метод воспитания и метод воздействия. Если метод воспитания имеет своей конечной целью формирование запланированного отношения, определенных качеств личности школьника, то метод воздействия рассчитан на получение сиюминутной реакции ученика.
Любое воспитательное воздействие должно состоять из трех частей: предписывающей (что надо сделать?), аргументирующей (зачем надо сделать?) и методической (как лучше это сделать?). В этом случае ребенок (подросток) имеет возможность оспорить аргумент или внести в него изменения, избрать собственные пути реализации действия, скорректированного под свои желания и возможности.
Существует множество классификаций методов воспитания.
В нашей концепции воспитания, основанной на идее, что суть воспитания — формирование отношений к окружающему миру (а отношение выступает в трех формах: рациональной, эмоциональной и поведенческо-деятельностной. Л.И.Маленкова выделяет три основные группы методов воспитания: 1) убеждения; 2) стимулирующие (или возвратно-оценочные); 3) методы организации жизни и деятельности учащихся.
Методы убеждения прежде всего направлены на рациональную сферу отношения. Убеждение — это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. Убеждение предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Убеждение предполагает изменение сознания воспитанника, которое создает готовность защищать данную точку зрения и действовать в соответствии с ней. Нередко процесс убеждения представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких человек, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания.
Знания, понятия, представления подрастающего человека об окружающем мире отличаются своей неполнотой, несформированностью в силу небогатого его жизненного опыта, не развитого в полную меру сознания. С некоторыми предметами и явлениями ребенок вообще встречается впервые. А иногда в житейском опыте уже сформировались неправильные понятия и представления, основанные на житейско-обыденном опыте общения с миром. Методы убеждения, — и словесного, и примером собственного поведения взрослых, и всей окружающей ребенка атмосферой должны постоянно сопровождать процесс организапии его жизни и деятельности.
В целенаправленном воспитательном процессе палитра методов убеждения может и должна быть разнообразной. Вариативность их — главное условие успешности. За основу может быть положено выделение четырех основных групп метода убеждения:
- информационные (когда учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о добре и эле, истинности и ложности, прекрасном и безобразном...);
- поисковые (когда учащиеся включаются педагогом в поиск ответов на поставленные проблемы: что есть добро и зло, истинное и ложное, прекрасное и безобразное);
- дискуссионные (когда учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, эстетических, экономических и т.д. проблем; предлагается самим в ходе дискуссии прийти к правильному ответу);
- взаимного просвещения (когда понятия о мире обогащается взаимно через различные организационные формы участия самих сверстников: доклады и выступления учащихся, устные журналы, выставки творчества, рукописные альманахи, стенгазеты). Можно отметить тенденцию современной методики
воспитания к технологизации каждого педагогического явления. Это позволяет претворять педагогические рекомендации и идеи в практические действия воспитателя. Приведем для примера две модульные технологии.
Конкретные «шаги» по реализации метода убеждения при индивидуальной беседе:
1. Ясно сформулировать в одном предложении то, что вы хотите сказать.
2. Сказать воспитаннику, что вы чувствуете по поводу этой ситуации, использовав при этом «Я-высказывание».
3. Указать на те последствия, которые могут быть.
4. Признать свою беспомощность, одновременно высказав свое желание, что следует сделать воспитаннику.
5. Напомнить ему, что вы могли бы помочь и в чем, не стесняя при этом инициативы воспитанника.
6. Высказать убеждение в том, что ваш воспитанник может принять и примет верное решение.
Педагогу, использующему дискуссионные методы убеждения, могут пригодиться такие советы. Процесс поисковой мыслительной деятельности проходит несколько стадий исследования проблемы:
- информирование (вступительное слово ведущего, в котором замысел дискуссии);
- аргументация (выступление учащихся - докладчиков с обоснованием альтернатив по обсуждаемой проблеме);
- замечания (стадия возражений, сомнений и вопросов со стороны учащихся-оппонентов);
- опровержение (докладчики-учащиеся нейтрализуют возражения и сомнения, защищая свои альтернативы);
- критика (проверка предложенной идеи, реконструкция аргументации с целью проверки ее на прочность);
- контраргументация (защита альтернативы после критического анализа ее, т.е. противодействие другой или исключающей первую альтернативы);
- завершение (осуществляется ориентация учащихся на практическую деятельность).
Организуя и ведя дискуссию, воспитатель постоянно имеет в виду цель, которую избрал: обменяться мнениями, прийти к согласию, найти выход из сложного положения, разобраться в жизненных проблемах, приблизиться к истине, отобрать конструктивные предложения, пополнить банк идей...
Выбор и результативность методов убеждения определяются особыми методическими правилами. Назовем здесь некоторые из них: компетентность и убежденность самого педагога в предмете убеждения; актуальность (для процесса воспитания и для школьника) избранной темы; опора на имеющийся у школьника опыт; тщательный отбор содержания (интересность и увлекательность, уход от банальности); обеспечение активной позиции каждого ученика (проблемные вопросы, участие в действиях и ритуалах, дискуссионность); общий позитивный фон (обстановка, такт, тон, стиль); учет возрастных и половых особенностей, ставка на индивидуальность; оснащенность пособиями, техническими средствами; этико – эстетическая выразительность педагога (речь, внешний облик, мимика, пантомимика, организационная четкость, педагогический такт...).
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 434;