Градостроительная культура Крита
Остров Крит расположен в восточной части бассейна Средиземного моря и приблизительно одинаково удален от материковой части Европы, Африки и Азии. Отличие географического местоположения и природно-климатические особенности определили его необычное развитие и уникальную судьбу в Древнем мире. Крит – крупнейший остров Средиземного моря, который отделяет его от бассейна Эгейского моря. Его площадь 8,3 км2 . В продольном направлении остров достигает 260 км, в поперечном – от 12 до 57 км. По всей длине острова проходят три массива известковых гор с максимальной высотой гор до 2450 м. Южная часть острова имеет долины, пригодные для земледелия, северная часть изобилует удобными для судоходства бухтами. Берега острова большей частью обрывисты, поэтому поселения с древнейших времен не имели оборонительных стен. Первые поселения возникли на Крите в III тысячелетии до РХ.
На позднеминойский или новый дворцовый период (1700-1400 до РХ) приходится самый сильный расцвет и самое мощное падение критской цивилизации. На начальной стадии происходит активное развитие экономики и военной мощи Кносского государства. Флот Крита становится самым могущественным в Средиземном море (минойская талассократия), культурное, политическое и экономическое влияние государства распространяется на весь бассейн Эгейского моря. В это время изобретается слоговое линейное письмо типа А, которое не разгадано до сих пор. Активное развитие получают города Крита, происходит их специализация. Например, небольшой город Гурния, который располагался на северном побережье восточной части острова Крит, стал одним из центров гончарного производства и обработки бронзы.
Кносский дворец стал центром города Кносс (Кноссос), который к XVI веку до РХ превратился в столицу могущественного морского государства и насчитывал свыше 30000 жителей. В окрестностях города находились богатые виллы, малый дворец, хоспис и сельскохозяйственные поселения, в 6 км от города располагался Кносский порт – Амнис. Город простирался на 4 км в длину, но застройка и планировочная структура практически не сохранилась. Однако дворец, также как и другие дворцы Крита были исследованы достаточно подробно. Критские дворцы в Кноссе, Малии, Фесте, Закросе и других городах Крита представляли собой сложные комплексы многоцелевого назначения.
Первый дворец на этом месте был построен в 1900 г. до РХ и занимал значительно меньшую территорию. Около 1700 года начинается активное строительство новых и реконструкция старых дворцовых комплексов по всему острову и прежде всего в Кноссе. Главный дворец острова расположился на пологой вершине холма и занял территорию около 22 тысяч м 2 . Многочисленные помещения, длинные переходы, частые подъемы и спуски, фресковые росписи продуманного гипертрофированного масштаба создавали впечатление необыкновенной сложности и запутанности дворца. Именно это, по-видимому, послужило основой для знаменитого мифа о Минотавре.
В тоже время, для обитателей дворца его структура была достаточно рациональной и понятной. Функционально основные зоны дворца группировались вокруг большого центрального двора размером 50х28 м. Еще один большой двор–площадь примыкал к дворцу с запада и являлся прообразом древнегреческой торговой площади (агоры). Западная часть дворца предназначалась для парадных и храмовых помещений, а также основных складов и темниц. К ней снаружи примыкали две относительно автономные виллы. Длинным коридором складская часть отделялась от дворцово-храмовой части. В восточной части, которая террасами спускалась вдоль холма, находились жилые покои и помещения ремесленных мастерских.
Дворец имел 3 парадных входа: южный, выходящий к дороге на Фест, северный и западный, которые выходили на королевскую дорогу, связывающую дворец с портом Амнис. В восточную зону парадных входов не было. Основным входом для иноземцев был, по-видимому, западный вход. Он начинался с парадной дороги. Через пропилеи посетители попадали в длинный коридор процессий, на стенах которого была роспись бесконечно движущихся юношей и девушек, несущих подношения критскому царю. Эти росписи были выполнены в несколько большем, героизированном масштабе, что не могло не давать определенного психологического эффекта. Через этот коридор, после двух поворотов, гости попадали в парадный зал, ведущий к большой лестнице.
Инженерное благоустройство дворца находилось на очень высоком уровне для своего времени. В жилых покоях были ванные комнаты, вода подавалась и удалялась в керамических трубах, водопроводная и канализационная системы были проложены под полом, осуществлялось отопление, освещение дворца и т.д. Фресковые росписи Кносского дворца вошли в мировую сокровищницу живописи и являются одним из свидетельств высокого развития искусства позднеминойского периода.
Согласно теории Спиридона Маринатоса, которая с течением времени получает все большую поддержку, около 1450 года до РХ на расстоянии 120 км от острова Крит на острове Санторин произошло самое мощное до сегодняшнего дня землетрясение и извержение вулкана, который похоронил Критскую цивилизацию. Анализ землетрясения на Санторине, проведенный греческим археологом Спиридоном Маринотосом, показывает, что в воду резко погрузилось 83,5 кв. км острова на глубину 300–400 метров. Это привело к образованию цунами высотой до 210 м, а когда эта волна менее чем через 1 час дошла до северного побережья Крита, ее высота должна была составлять более 70 м. Вулкан выбросил огромное количество пемзы и вулканического пепла, которые покрыли остров слоем толщиной 30 метров. Если основное извержение происходило днем – день должен был превратиться в ночь во всем бассейне Средиземного моря. От Стронгилы осталась самая большая (наряду с орегонской в Северной Америке) кальдера, в которой находятся четыре острова: Санторин, Фирасса, Неа и Палеа Камени (последний – с жерлом действующего и по сей день вулкана).
Застройка поселений на Санторине до сегодняшнего дня сохраняет исторические черты, появившиеся в минойский период. Существует много видов одно–трехэтажных зданий – «скафта» (врытые в скалу на два-три этажа дома, имеющие на поверхности один этаж). Давний постоянный дефицит дерева на Кикладских островах привел к тому, что не только стены, но и перекрытия зданий с минойских времен возводились из камня. Поэтому для застройки «скафта» характерны сводчатые перекрытия. Только очень богатые островитяне могли устроить себе в доме плоское перекрытие из дерева, которое надо было завозить издалека. Про эти здания часто говорят, что они «имеют не высоту, а глубину». Многие здания имели раньше и имеют сегодня деревянные перевязки в стенах и фундаментах, что позволяет им противостоять небольшим землетрясениям, которые периодически происходят на этих островах и в сегодняшнее время.
Сравнительная характеристика градостроительных культур | ||
Крито-микенская культура | Древний Египет | Древняя Месопотамия |
Хронология | ||
3-е тыс. л. до РХ -1500 до РХ. | 10-е – 6-е тыс. л. до РХ – IV в. | Расцвет (XIX – XVI, XII – VI века до РХ). |
Территория | ||
Центр территории – остров. Пересечение морских связей. | Долина Нила, ограниченная плато Ливийской и Аравийской пустынь. Пересечение в основном сухопутных связей. | Пересечение в основном сухопутных связей. |
Основа – торговые связи, развитие ремесленного производства. | Хозяйственная жизнь подчинена годовому циклу разлива Нила. | Хозяйственная жизнь подчинена годовому циклу быстрого разлива Тигра и медленного разлива Евфрата. |
Экономика | ||
Земледелие, не связанное с большим преобразованием территории. | Необходимость строительства и содержания крупных ирригационных систем (т. е. централизация государства). | Необходимость строительства и содержания крупных ирригационных систем (т. е. централизация государства). |
Культура | ||
Развитие многоступенчатого героического эпоса (Минотавр, боги, титаны, герои…). | Развитие многоступенчатого героического эпоса (боги – фараоны). | Развитие многоступенчатого героического эпоса (Гильгамеш). |
Высокий уровень декоративного искусства и монументальной живописи. Начало развития реалистического искусства. | Высокий уровень декоративного искусства и монументальной живописи. Развитие символического искусства. | Высокий уровень декоративного искусства и монументальной живописи. Развитие символического искусства. |
Архитектура | ||
Создание крупных дворцовых комплексов (Кносский дворец и др.). | Создание уникальных архитектурно-градостроительных ансамблей (пирамиды, колоссы, храмовые комплексы, башни). | Решение проблемы главного монументального здания (зиккурат). Многоэтажные дома для бедных (до 7 этажей). |
Использование местных и привозных строительных материалов. | Использование местных строительных материалов. | Использование местных строительных материалов. |
Медленное развитие и шлифовка навыков и приемов. | Медленное развитие и шлифовка навыков и приемов, наиболее сложное отражение жизни в градостроительстве Древнего мира. | Медленное развитие и шлифовка навыков и приемов. |
Градостроительство | ||
Экономичное использование земли. | Географическое мышление в использовании земли. | Экономичное использование земли. |
Хорошая транспортная связь всех поселений. | Пространственная связь крупных градостроительных ансамблей (Фивы). | Планировочные модули (ашлу) при разбивке городов (Борсиппа). |
Неукрепленные города на острове Крит – центре культуры. | Укрепленные города, особенно столицы и пограничные крепости. | Укрепленные города, особенно столицы и пограничные крепости. |
Появление различных населенных мест (столицы, крепости, села). | Появление развитой типология городов: столицы, некрополи, крепости, поселки рабочих, торговые города, села… | Появление различных населенных мест (столицы, крепости, села). |
Центр города дворец или акрополь, включающий в себя дворец. | Центр города дворец. | Центр города дворец с зиккуратом. |
Наличие хорошего внутригородского благоустройства. | Высокий уровень инженерной подготовки в зоне дворцов и храмовых комплексов. | Высокий уровень инженерной подготовки территории города в целом (водоснабжение, канализация, освещение). |
Наличие хорошего внешнего благоустройства (мощеные внешние дороги шириной 3,7 м). | Отсутствие внешнего благоустройства. | Отсутствие внешнего благоустройства. |
[1] Халдеи -семитские племена, обитавшие на юге Месопотамии, в области устьев рек Тигра и Евфрата, на северо-западном берегу Персидского залива с конца X по IV век до н. э. Вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 710;