Немецкий материализм и диалектика (Л. Фейербах и Л. Фейербах).
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был видным представителем объективного идеализма.
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное",то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:
• натурфилософию;
• практическую философию;
• иррационализм.
Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма.
• природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;
• природа есть вечный разум;
• природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью;
• движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие
Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории.
Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса.
Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение — противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности.
Шеллинг считал:
• ход истории случаен, в истории царит произвол;
• и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
2.Философия Людвига Фейербаха (1804 — 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии.
Главное направление философии антропологический материализм.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
• отвергает идею тождества бытия и мышления;
• не признает наличия абсолютной идеи
• не признает единства философии и религии;
Теория антропологического материализма.
• единственно существующими реальностями являются природа и человек;
• человек является частью природы;
• человек должен стать главным интересом философии;
• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека;
• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. Фейербах:
• выступает с атеистических позиций;
• Бога как самостоятельной реальности нет;
• Бог — порождение сознания человека;
• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности;
• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
| | Строение реальных металлов. Дефекты кристаллического строения |
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 601;