Диалектика добра и зла
Этика развивает учение о моральных понятиях и ценностях, знание которых помогает нам осуществить нравственный выбор, определить стратегию «правильной жизни», т.е. генеральную линию нашего бытия.
Центральное место в системе этических категорий занимают такие нравственные феномены, как Добро и Зло, Свобода и Ответственность, Долг и Совесть, Честь и Достоинство, Смысл жизни, Счастье и Любовь.
Добро и Зло относятся к наиболее общим понятиям морального сознания, разграничивающим нравственное и безнравственное. С точки зрения этики, Добро — это благо в сфере человеческого поведения, то, что способствует совершенствованию человеческой личности и гуманизации человеческого общества. Критерии добра— это любовь, вера и надежда, мудрость, гражданственность, гуманизм, терпимость, мир, уважение и внимание человека к человеку.
В категории Добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали, о том, что соответствует нравственному идеалу, а в понятии Зла — представления о том, что противоречит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья и гуманности в отношениях между людьми.
Добро всегда есть единство побуждения (мотива) и результата (действия). Добрыми должны быть как цель, так и средства ее достижения. Даже самая благая цель не может оправдывать безнравственные средства. Трудно, например, оправдать кровь, пролитую во имя победы социальной революции или жертвы во имя науки. (С. Франк. Этика нигилизма. Хрестоматия Зеленковой, с. 159 – 164).
Как качества личности добро и зло выступают в виде добродетелей и пороков. Как свойства поведения — в виде доброты и злобы. Доброта – это линия поведения и исповедуемая человеком философия. В сочинении философа XVIII в. Ф.Р. Вейсса «Нравственные основы жизни» (Мн., 1994), к лучшим качествам человека отнесены доброта, знание, настойчивость, доброжелательность, мудрость, твердость духа. Доброта или доброжелательность порождают сострадание, благотворительность, честность и справедливость, благодарность и дружбу, учтивость. Из знания или мудрости проистекают благоразумие, снисходительность, великодушие, умеренность, простота обращения, благородство души, терпимость.
Зло по своему содержанию противоположно Добру. Зло выражает наиболее обобщенные представления обо всем безнравственном, противоречащем требованиям морали, общую абстрактную характеристику отрицательных моральных качеств и оценку отрицательных поступков людей. К злу относятся такие качества, как зависть, гордыня, мстительность, высокомерие, лицемерие, злодеяние.
Представления о добре и зле исторически менялись у разных народов, оставаясь при этом краеугольным камнем любой этики. Уже древнегреческие философы пытались дать определение этих понятий. Сократ утверждал, что только ясное осознание того, что есть добро и зло, способствует познанию самого себя и добродетельной жизни. Зло есть результат незнания истины и, следовательно, добра. Даже знание о собственном незнании — уже шаг на пути к добру. Поэтому самое большое зло — невежество. Аристотель в Никомаховой этике связывал добродетельность с социальных отношениях человека. Эпикур считал, что добро заложено в природе человека: «Быть хорошим человеком — значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого».
Христианство идею высшего добра воплотило в Боге, а зла – в дьяволе. Зло связывается с врожденной «греховностью» людей. Начиная с первородного греха, выбор между добром и злом сопровождает человека. Евангелие дает нравственный кодекс, направляющий человека по пути добра (Нагорная проповедь Христа – Евангелие от Матфея, гл. 5).
Многие философы исследовали сущность, истоки и диалектику добра и зла. С точки зрения Г.В.Ф. Гегеля, взаимосвязанные и взаимополагающие понятия добра и зла, неотделимы от индивидуальной воли, самостоятельного личного выбора человека, его свободы и вменяемости. В «Феноменологии духа» Гегель писал: «Так как передо мною стоят добро и зло, то я могу сделать между ними выбор…». Характер морального выбора определяется самим человеком, поэтому его действия могут расцениваться соответственно как добро и зло, как его заслуга или вина — в первую очередь, перед самим собой. Наша жизнь и судьба есть результат нашего свободного морального выбора. Добро реализуется через индивидуальную волю, через самосознание человеческий личности, которое выступает как исток самосозидания через свободный выбор между добром и злом.
Русский философ В.С. Соловьев в работе «Оправдание добра» дал анализ природу и сущность добра. Атрибуты добра – это 1) чистота или автономность, безусловность, самоценность добра, 2) полнота добра, 3) его сила. В. Соловьев считал, что идея добра присуща человеческой природе, а нравственный закон записан в человеческом сердце. Разум только развивает на почве опыта изначально присущую человеку идею добра, делает ее осознанной. Добро, по мнению Соловьева, коренится в трех свойствах человеческой натуры: чувстве стыда, жалости и благоговения.
Чувство стыда, специфически человеческое, должно напоминать человеку о его высоком достоинстве. Оно выражает отношение человека к творению низшему в сравнении с ним. Второе нравственное начало человеческой природы — чувство жалости – заключает в себе источник отношений к себе подобным, то есть к людям. Зачатки этого чувства есть и у животных. Соловьев писал: «Если человек бесстыдный представляет собою возвращение к скотскому состоянию, то человек безжалостный ниже животного уровня». И наконец, третье — чувство благоговения — выражает отношение человека к высшему началу.
Соловьев указал на три основных принципа добра и нравственности: принцип аскетизма, принцип альтруизма и религиозный принцип. Считая основой аскетизма чувство стыда «за излишнюю активность низшей природы», Соловьев утверждал: «Аскетизм возводит в принцип все то, что способствует победе духовного над чувственным». Но принцип аскетизма имеет нравственное значение лишь тогда, когда он соединен с принципом альтруизма, жалости ко всему живому, признания его права на жизнь, как и своего. Отсюда вытекает золотое правило нравственности, которое Соловьев расчленил на два частных правила: 1) не делай другому ничего такого, чего не хочешь себе от других; 2) делай другому все то, что сам хотел бы от других. Первое правило Соловьев назвал правилом справедливости, второе – милосердия. Эти правила нераздельны.
Поскольку нравственные правила справедливости и милосердия не охватывают всего многообразия отношений между людьми, необходим религиозный принцип, базирующийся на благоговении и вере: «Сознательно и разумно делать добро я могу только тогда, когда верю в добро, в его объективное, самостоятельное значение в мире… верю в нравственный порядок, в Провидение, в Бога». Соловьев считал, что добродетельный человек есть человек, каким он должен быть.
Сложности в понимании добра и зла коренятся в их особенностях: 1) всеобщем, универсальном характере Добра и Зла, 2) их конкретности и историчности, 3) их субъективности, 4) их относительности, 5) единстве и неразрывной связи добра и зла, 6) их постоянной борьбе.
Категории Добра и Зла проникают все бытие и социум. Зло в одних условиях и отношениях может представать в виде добра в других условиях и отношениях. Так, научно-технический прогресс принес не только много благ, но и много зла. Русский философ С.Л. Франк в работе «Крушение миров» писал, что «все горе и зло, царящее на земле, все бедствия, унижения, страдания по меньшей мере на 99% суть результат воли к осуществлению добра, фанатичной веры в какие-либо священные принципы…».
Добро ведет со злом постоянную и бесконечную борьбу. Н.А. Бердяев в «Философии свободы» писал, что «смысл этой борьбы в том, чтобы всеми возможными средствами уменьшать «количество» зла и увеличивать «количество» добра в мире, а основной вопрос — какими способами и путями добиться этого – насильственными или ненасильственными.
Приверженцы этики ненасилия (Л. Толстой, М. Ганди и др.) считают, что злом нельзя победить зло, а можно увеличить количество зла в мире. Ненасилие же разрывает «обратную логику» насилия, порождающего эффект «бумеранга зла» (Л. Толстой). Ненасилие ведет к торжеству добра, поскольку способствует совершенствованию человека и усилению добра.
Сторонники насильственной борьбы со злом утверждают, что насилие – вынужденная необходимость. Концепция ненасилия – это только мечта, следствие излишней идеализации человека. Зло безнаказанно в условиях ненасилия. Примеры в подтверждение этих аргументов весьма убедительны: насильственная борьба с оккупантом и агрессором есть добро (Великая Отечественная война), самооборона от преступника, его наказание и т. д.
В какой бы форме ни велась борьба добра со злом, но победа добра всегда расценивается как торжество справедливости.Справедливость – это адекватная мера воздаяния личности за совершенные действия.
Итак, проблемы Добра и Зла – центральные и вечные проблемы этики и вечные вопросы выбора человека. Знание помогает сделать правильный выбор.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 7992;