Специфика и структура этики
Специфика этики как теории морали заключается в самом ее предмете. Предметом этики выступает мораль. Этика изучает генезис морали, ее сущность, особенности; раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Она рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл категорий добра и зла, справедливости, долга, чести, совести, свободы и ответственности, счастья, смысла жизни.
Этика – не просто учение о морали, но и моральное учение, ибо в зависимости от того или иного понимания морали формируется и само моральное состояние субъекта. Этическое учение как бы создает, формирует свой предмет, наделяет его определенными характеристиками. Этика может полагать, что мораль дана человеку свыше, Богом, либо утверждать ее природное, эволюционное происхождение, либо вскрывать и анализировать ее общественно-историческую природу. И все эти концептуальные представления о своем предмете будут одновременно являться и разными состояниями морали, разными системами ценностей и требований к человеческому поведению. Поэтому некоторые ученые даже определяют этику как самосознающий моральный опыт, т.е. как теоретическую рефлексию морального сознания о самом себе.
Специфика этики заключается в методах исследования своего предмета. Философские (исторические) первоисточники исследуются с целью вычленения в них этического аспекта. Информация для этико-философского анализа добывается через изучение общественного мнения, историческую реконструкцию нравов не только по документам, но и на основании художественных памятников. Этика имеет свой особый язык, с помощью которого она описывает нравственные явления, формулирует свои принципы, этические концепции и теории.
Своеобразие этики состоит в том, что, с одной стороны, она осмысливает, обобщает и систематизирует, то есть отражает в виде этических доктрин и моральных кодексов те принципы, ценности и нормы поведения, которые формируются объективно, в процессе социальной практики. С другой стороны, будучи учением о морали, этика является одновременно частью самой морали. Ибо она не только отражает реальную мораль, но и задает ценностную основу человеческой деятельности, определяя ее направленность на достижение добродетели. Поэтому изучение этики необходимо не столько для того, чтобы знать, что такое добродетель (моральность), сколько для того, чтобы быть добродетельным (моральным). И Кант считал, что Мораль, собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья. Развитая этическая система, как правило, включает в себя нормативную программу достойного поведения, предусматривающую возможный синтез добродетели и счастья.
Занимая свое место в системе гуманитарного знания, этика вместе с тем тесно связана с другими науками. Этика тесно связана с эстетикой в плане исследования высших духовных ценностей. Психология «поставляет» этике конкретно-научный материал о механизме поведения и регуляции личности. Этнография помогает пролить свет на возникновение тех или иных норм морали. История дает объяснение их изменчивости и противоречивости.
Особо следует отметить связь этики и философии. Этика — философская наука, она представляет собой нормативно-практическую часть философии. Долгое время — например, в учениях Платона, Аристотеля, стоиков, Канта — она даже считалась ядром философии. Этика базируется на определенной философии, выражает ее основные идеи, является ее частью. И одновременно отличается от нее: если философия изучает предельно общие принципы отношений человека и мира, то этика — нравственные принципы отношений человека с миром и другими людьми. Причем в последнее время круг этических проблем стремительно расширяется: сегодня в него входят отношения человека и к природе, и к науке, и к политике, и к вопросам жизни и смерти, и к самому себе...
Сложность и многомерность предмета этики обусловливает задачи, стоящие перед ней. Их можно свести к следующим:
1) описывать мораль — ее историю, ее сегодняшние нормы, принципы и идеалы — нравственную культуру общества;
2) объяснять мораль — пытаться дать анализ сущности морали в ее «должном» и «сущем» вариантах;
3) учить морали — давать людям необходимые знания о добре и зле, способствуя самосовершенствованию человека и выработке им собственной стратегии «правильной жизни».
Последняя задача — одна из самых сложных и спорных. Дело в том, что можно и нужно учить морали, но ей нельзя научить: можно только научиться. Э. Фромм выделил два основных вида этики гуманистическая, ориентированная на то, чтобы человеку учиться добродетели, и авторитарная, которая ставит цельюнаучать ей.
В какой-то мере основы гуманистической этики были провозглашены Кантом в знаменитом категорическом императиве, который требует не относиться к другому человеку «только как к средству, но и всегда в то же время и как к цели». Гуманистическая этика опирается на веру в человека, его автономность, свободу и разум, считая, что человек способен самостоятельно различать добро и зло и правильно давать этические оценки. В авторитарной этике авторитет определяет, в чем благо человека, и устанавливает законы и нормы поведения, которые люди лишь исполняют.
При этом и гуманистическая этика не отрицает значения нравственного авторитета. Однако она различает рациональный и иррациональный авторитеты. Разумный авторитет основан на знании, компетентности. Он не только допускает, но и требует внимательного анализа и критики со стороны тех, кто его признает; его признание зависит от его действенности. Источником иррационального авторитета служит власть над людьми, с одной стороны, и страх — с другой. Такой авторитет не нуждается в критике, запрещает ее. Рациональный авторитет основывается на равенстве между авторитетом и субъектом, которые различаются только уровнем знания, опытом, умениями (учитель—ученик). Иррациональный авторитет по своей природе строится на неравенстве и подчинении, которые предполагают приоритет ценностей авторитета, признание его права на одобрение или осуждение с позиций его собственного интереса.
С гуманистической точки зрения нет ничего выше и достойнее, чем человеческая жизнь. Однако это не означает, что человеческие цели могут быть достигнуты в отрыве от окружающего мира. Напротив, человек обретает себя и свое счастье только в родстве и солидарности с людьми, миром, природой.
Вместе с тем авторитарная и гуманистическая — это не две разные этики, а две стороны одного феномена. Одна и та же этическая доктрина может сочетать в себе и гуманистические, и авторитарные начала, особенно когда речь идет о ее реализации (христианская этика, категорический императив Канта). Гуманистические ценности могут внедряться в жизнь авторитарным путем (например, воспитание детей). Наконец, возможны ситуации, при которых наиболее эффективным и действенным выступает авторитарный способ морального регулирования (чрезвычайные ситуации). В нынешних условиях гуманистическая этика выступает скорее как теоретическая модель, рассчитанная на перспективу гуманизации общества. Современное состояние этики — переходное от авторитарной, к гуманистической этике.
Как наука этика имеет свою упорядоченную структуру, в которой можно выделить следующие блоки.
1) История этики и морали, описывающая процесс развития этических учений, а также генезис морали с древности до наших дней. Здесь можно выделить также дескриптивную (неписанную) этику, выявляющую социально-исторические типы морали (рыцарская мораль, буржуазная мораль и др.).
2) Теория морали — учение о сущности морали, ее основных принципах и категориях, структуре, функциях и закономерностях, объясняющее эволюцию и механизм действия морали.
3) Нормативная этика — обоснование моральных принципов и норм, которые выступают как теоретическое развитие и дополнение морального сознания общества и личности, базируются на высших моральных ценностях и предписывают человеку с позиций долженствования (деонтологии) определенные правила поведения во взаимоотношениях и общении людей, помогая ему выработать общую стратегию «правильной жизни».
4) Прикладная этика — совокупность принципов, норм и правил, выполняющих практическую функцию научения людей должному поведению в конкретных ситуациях и в определенных сферах их жизнедеятельности. Прикладная этика, в свою очередь, включает в себя:
— экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде,
— этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к обществу;
— ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности — как к публичным (этика политических действий), так и к интимным (этика семейных отношений);
— профессиональные этики — системы моральных принципов, норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности и конкретной ситуации;
— этику делового общения, выступающую как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).
Итак, этика как практическая философия обладает своей спецификой как учение о морали и моральное учение, направленное на формирование нравственных норм, как теоретическая рефлексия морального сознания. Мораль проникает все сферы социума, этика теснейшим образом связана с философией, эстетикой, психологией, правом и т.д. Этика включает историю и теорию этики. Теория морали состоит из метаэтики, нормативной и прикладной этик, которые имеют свою структуру. Изучение этики предполагает знакомство с этими разделами, их усвоение, оценку и личный выбор — принятие или отторжение тех или иных положений, выработанных этикой.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 6313;