Место и роль эстетики в современном гуманитарном знании
Первоначально эстетическое знание было вплетено в систему общефилософских размышлений о мире, впоследствии, на протяжении тысячелетней историй эстетика не раз меняла лоно своего развития: античная эстетическая мысль развивалась в рамках философии, средневековая — в контексте теологии, в эпоху Возрождения эстетические взгляды разрабатывались непосредственно самими художниками, композиторами, т.е. в сфере художественной практики. До систематизации эстетических идей А. Баумгартеном Эстетика носила имплицитный характер, т.е. была включена в другие сферы знания и деятельности. Еще в XVII и XVIII вв. эстетика интенсивно развивалась на почве художественной критики и публицистики.
Этап немецкой классической эстетики, воплотившийся в творчестве И. Канта, Ф. Шиллера, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля был ознаменован созданием целостных эстетических систем, охвативших весь комплекс проблем эстетической науки – классической и неклассической (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр, К.Г. Юнг, А. Бергсон, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер).
Эстетическое знание своеобразно, поскольку, с одной стороны связано с умозрительным анализом сущности эстетического отношения к действительности, а с другой стороны касается осмысления реальных процессов искусства. Это породило мысли о том, что у эстетики как науки нет собственного места, она не прикреплена к определенному предметному полю, всякий раз меняет предмет своей рефлексии в зависимости от субъективной прихоти исследователей. Согласно этим взглядам, эстетика, выступающая, с одной стороны, компонентом всеобщего философского анализа, а с другой – естественным результатом искусствоведческих исследований, не имеет собственной территории.
Особая природа эстетики как науки заключается в междисциплинарномхарактере. Трудность владения эстетическим знанием состоит в том, что оно являет собою одновременно единство логической конструкции, высоких обобщений, известной нормативности, совмещающихся с проникновением в живые импульсы художественного творчества, реальные парадоксы художественной жизни, эмпирику социального и культурного бытия произведения искусства.
Однако такая «биполярность» эстетики не означает ее эклектичности. Эстетика ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии и постижении выразительных форм и проявлений окружающего мира. В широком смысле – это универсалии эстетического, в целом, и прекрасного, в частности, произведения и шедевры искусства, универсалии художественного творчества и восприятия, универсалии художественной деятельности вне искусства (дизайн, промышленность, спорт, мода и др.), универсалии эстетического восприятия природы.
Попытки выявления общих характеристик художественных стилей, порождающих принципов музыкального, изобразительного, литературного творчества (также своего рода универсалий) предпринимаются и в рамках отдельных искусствоведческих дисциплин – литературоведения, искусствоведения, музыковедения. Однако, по сути дела, всякий раз, когда речь заходит об анализе не одного произведения искусства, а об общих художественных измерениях группы искусств, специфики жанра или художественного стиля, – мы имеем дело с эстетическим анализом.
Эстетика – это философская наука, которая носит мировоззренческий характер, ибо трактует ценность предметов и явлений для человеческого рода. В отличие от философии, сосредоточивающейся на проблеме человеческого смысла бытия и его проявлений в природе, обществе и мышлении, эстетика сосредоточивается на проблеме человеческого значения бытия, его многообразных проявлений.
Эстетика – самостоятельная наука в системе гуманитарного знания. В то же время она граничит с такими родственными сферами как
· гносеология (исследует вопросыспецифики образного мышления, художественного метода как способа познания);
· культурология (выявляет особенности эстетического мировоззрения и искусства разных эпох, культур и цивилизаций);
· психология (охватывает вопросы психологии творческого мышления и художественного восприятия);
· социология (изучает специфику культуры слоев общества, их эстетических ценностей и представлений);
· герменевтика (занимается проблемами понимания художественного текста);
· искусствознание (рассматривает вопросы художественного процесса, его стадий, художественных направлений) и другими сферами науки.
Проблемное поле эстетики соприкасается с множеством наук, искусств, разными сферами человеческого существования. Методологическая база современной эстетики также богата и многообразна, так как эстетическое знание по сути своей междисциплинарно.
Общефилософская методология, на которую опирается эстетика, - это идеи историзма и самодвижения художественной культуры, сочетаемы со структурным и морфологическим подходами и идеями персонализма и герменевтики. Применимы также методы типологии, ретроспекции, математического анализа и т.д.
Итак, эстетика как научная дисциплина занимает важное место в системе гуманитарных знаний и играет определяющую роль в формировании мировоззрения и духовной культуры личности, так как она ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии и постижении выразительных форм и проявлений окружающего мира.
ЛЕКЦИЯ I
Тема ЭТИКА КАК «ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
ПЛАН
1. Предмет этики.
2. Специфика и структура этического знания.
3. Метаэтика и нормативная этика.
Основные понятия:этика, «практическая философия», мораль, нравственность, нравственное сознание, метаэтика, нормативная этика, авторитарная этика, гуманистическая этика, прикладная этика, этикет, обычай, нрав, идеал.
Литература
1. Гусейнов, А.А. Этика: учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. – М., 2004.
2. Зеленкова, И.Л. Этика: учебное пособие для вузов / И.Л. Зеленкова. – Мн., 2008.
3. Золотухина-Оболина, Е.В. Современная этика: истоки и проблемы / Е.В. Золотухина-Оболина. – Ростов-на/Д., 2000.
4. Кондрашов, В.А. Этика. Чичина, Е.А. Эстетика / В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина. – Ростов-на/Д., 2000.
5. Мишаткина, Т.В. Этика: экспресс-курс / Т.В. Мишаткина. – Мн., 2008.
6. Зеленкова, И.Л. Этика: тексты, комментарии, иллюстрации / И.Л. Зеленкова. – Мн., 2001. (Ч. 1. Оригинальные этические тексты).
7. Этика. Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова. – М., 2001.
8. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. – М., 1989.
9. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.
10. Этика и Эстетика. Словарь ключевых терминов / Сост. Хамитов Н., Крылова С., Минеева С. – Ассоциация Философского Искусства © 2008-2013. - http://aphy.net/
11. Этика: учеб. пособ. / Т.В. Мишаткина и др.; под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С. Яскевич. – Мн.: 2008.
Предмет этики
Со словом «этика» ассоциируется много представлений. С понятием этика мы связываем то, что имеет отношение к поведению людей, определенный способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения. Под этикой мы подразумеваем особый регулятор отношений между людьми.
Термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем для обозначения особого раздела философии, представляющего собой учение о нравственной деятельности и добродетелях. Происхождение этого понятия связано с древнегреческим словом «этос» (нрав, обычай, уклад, характер). Отсюда «этикос» — имеющий отношение к нравам.
Латинское слово мораль (mores – нрав, обычай, привычка, мода) этимологически совпадает с греческим термином «этика» и было образовано по аналогии с ним. Латинское moralitas обозначает все относящееся к нравам, характерам, привычкам, складу души, определяющему поступки, поведение людей – нравственное или безнравственное в деятельности людей.
Таким образом, «этика» в буквальном значении — теория нравственности. Мораль или нравственность и есть центральный предмет изучения этики как науки. Со временем этика из раздела философии превратилась в самостоятельную философскую дисциплину, «практическую философию», а именно — философию морали.
Этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми. Еще Аристотель утверждал, что главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.
Этика – это гуманитарная дисциплина, объектом которой является человек общающийся. Общение рассматривается этикой как фундаментальная предпосылка и основа человеческой жизни, как насущная необходимость, как важнейшая потребность людей, как способ человеческого существования и жизнедеятельности.
Вся человеческая жизнь есть система отношений, в которую должен «вписаться» каждый человек, ищущий верное, оптимальное соотношение Я и не-Я. Этику как «философию практической жизни», интересует жизненная практика, повседневное поведение людей. Целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых отношений, обеспечивающих высокое качество общения.
Главный вопрос этики – это определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей — это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, обществу в целом).
Этика является наукой о ценностях. Ценность — философское понятие, обозначающее значимость чего-либо для субъекта, а также нормативную, предписательно-оценочную сторону феноменов человеческого сознания. К моральным ценностям относятся общественные установки, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.
Общество всегда осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и коллективов, найти «баланс» общественного и личного блага. Исторически сложились «социальные регуляторы» поведения (традиции, право, мораль, этикет), которые содержат нормы, программные установки, приемлемые формы взаимодействия. Этическая оценка поступков и отношений делается в зависимости от нравственного ориентира на достижение людьми добра или зла. Категории добра и зла – центральные в этике. Они выступают критерием этического суждения.
Итак, этика— гуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой — соотношение Добра и Зла. Этика исследует вопросы о происхождении и природе морали, об источнике и содержании нравственного долженствования, о содержании и критериях добра и зла, долга, чести и других нравственных ценностей. Как «практическая философия» этика исследует также проблемы моральной свободы и ответственности, морального выбора, моральной оценки, морального конфликта, смысла жизни, счастья.
Этика призвана способствовать формированию самосознания личности, выработке таких моральных качеств как человечность, честность, справедливость, патриотизм, гражданственность. Этические знания являются теоретической основой культуры общения на всех уровнях. Это – одно из необходимых условий становления интеллигентного человека. Интеллигентность обусловливается не только высшим образованием и развитым интеллектом, но и высокой нравственностью. В культурологическом аспекте этика приобщает человека к истории формирования нравов как к элементу мировой культуры, способствуя этим расширению его кругозора.
Итак, этика – весьма специфическая философская наука, призванная искать ответы на вечные вопросы человеческого бытия: Что такое Добро и Зло? В чем смысл жизни? Что такое счастье? «Практическая философия» не только предлагает определенную информацию, но, прежде всего, раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений, способствует формированию осознанного выбора тех или иных норм поведения в различных ситуациях жизни.
Этике нужно учить всех. Однако этическое знание тесно связано с моральным самосознанием личности, и этике нельзя научить никого, если человек сам не стремится к моральности и не желает изучать, осваивать накопленные тысячелетиями мудрость и нравственный опыт.
Дата добавления: 2017-04-20; просмотров: 136305;