Деспотическая, тоталитарная и конституционная демократии
Анализ четвертого общего признака демократии (подчинение меньшинства большинству при принятии и осуществлении решений) позволяет выявить Важные отличительные качества различных демократических систем. Такое подчинение может не иметь границ и распространяться на любые стороны жизнедеятельности человека. В этом случае имеет местодеспотическая демократия. Она представляет собой абсолютную, ничем и никем не ограниченную власть большинства, связанную с преходящими настроениями масс и произволом в отношении как отдельных граждан, так и целых народов.
Если же власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению над ней постоянного всеобъемлющего контроля, то демократия становитсятоталитарной. Под контролем и силовым ограничением находится не только поведение гражданина и его личная жизнь, но и идейные искания и духовные ориентации.
Антиподом таких форм правления являетсяконституционнаядемократия. Демократический характер политической системы в основном определяется тем или иным основополагающим документом, прежде всего конституцией. Она фиксирует гражданские свободы и права человека, плюрализм, договорную систему и принцип представительства. Большое значение для развития демократической теории имело осмысление и утверждение идеи о необходимости ограничений на политическую власть, требуемых для того, чтобы правительство реализовало свои основные функции обеспечения общего блага.
Принцип конституционного правления, который прошел сложный и длительный путь формирования и эволюции, стал в некотором роде материальным воплощением идеи ограничения правительства в рамках народного согласия. Говоря о «конституции государства», Аристотель [7] имел в виду ее сущностное содержание, или структуру. В аналогичном духе говорилось о «конституции человека». В таком широком смысле любое государство имеет свою конституцию. У древних греков конституция (Politea) означала форму правления, следовательно, считалось, что все шесть форм правления, которые выделял Аристотель, имели конституции. Причем конституция, по представлениям античных мыслителей, включала не только абстрактный остов системы управления, но и некий этос (или дух), скрепляющий этот остов и наделяющий его живой плотью.
Конституция, независимо от формы, включает принципы организации, законы, правила, нормы, регулирующие деятельность государства. В узком смысле, когда говорят, например, о конституционном режиме, то имеется в виду, что этот режим или правительство подлежит определенным ограничениям и действует в соответствии с установленными правилами и нормами, а не произвольно, по своему усмотрению.
Под «конституционализмом», как пишет К.С. Гаджиев, понимается также комплекс теорий или идей, характеризующих и обосновывающих конституционные принципы. С самого начала конституция была призвана поставить закон выше личности правителя, кем бы он ни был. Главная идея конституции - это разделение и ограничение власти для оптимального обеспечения свободы. Заслугу основателей американской конституции лорд Эктон видел в том, что американцам удалось решить проблему, которая веками волновала многих политических философов и мыслителей. Суть данной проблемы состояла в следующем: как наделить государство достаточными властными полномочиями, чтобы оно было способно обеспечить общественный порядок и эффективность управления, и в то же время ограничить эти полномочия, чтобы исключить незаконное ущемление гражданских свобод [18 -106].
Конституция обеспечивает необходимый уровень и основу легитимизации государственного правового порядка. Любая конституция, заслуживающая это название, включает в себя следующие основополагающие положения: правление закона, конституционные права, реализация которых обеспечивается механизмом разделения властей, сдержек и противовесов. Конституция должна четко очертить формы и рамки политической борьбы.
Демократическая конституция выполняет три основополагающие функции:
· выражение согласия народа, в силу чего устанавливается само государство, его размеры, структура и т.п.;
· фиксация определенной формы правления;
· предоставление и одновременно ограничение властных полномочий правительства.
Конституция фиксирует фундаментальные принципы политического устройства, а не постоянно меняющиеся законы. Этим принципам подчиняются все законы государства и действия правительства, которые должны согласовываться с конституционными нормами. В этом смысле конституцию можно рассматривать как своеобразную узду на политическую власть, призванную не допустить неограниченного господства последней над обществом и людьми. Иначе говоря, ограничения составляют краеугольный камень конституционализма, и поэтому та или иная система ограничений занимает центральное место в любой конституции, заслуживающей это название. Утверждение тех или иных специфических путей и средств реализации правительственных действий уже по самому своему факту запрещает другие пути и средства. Но конституции, как правило, идут дальше и ограничивают власть, устанавливая пределы прерогатив правительства и фиксированные процедуры, по которым оно действует.
Рассмотренные выше и некоторые другие параметры демократии образуют своеобразную систему координат, позволяющую выявлять ее наиболее существенные черты и различать ее специфические модели, типы.
Вместе с тем ряд исследователей (в частности К.С. Гаджиев) считает, что мнение о том, что демократия может быть тоталитарной или авторитарной, явное недоразумение, основывающееся на подмене понятий. По мнению ученого, если рассматривать проблему с точки зрения форм власти, то очевидно, что при всей внешней схожести отдельных атрибутов (например, принцип избрания путем всеобщего голосования, который в тоталитарной системе был формальным и чисто ритуальным процессом, результаты которого заранее были предопределены), тоталитаризм (или авторитаризм) и демократия по подавляющему большинству системообразующих принципов представляют собой прямо противоположные формы организации и реализации власти[18 -104].
Автор в значительной степени присоединяется к этой точке зрения и считает, что реальные демократии – это государства, где форма, содержание и процесс имеют демократическую природу. Исключение даже одного элемента из этой триады делает разговор о реальной демократии неуместным.
Дата добавления: 2019-04-03; просмотров: 643;