Теория социального обмена
Представитель Джорж Хоманс - американский социолог. Если во многих направлениях социологии общественные явления рассматриваются как социальные факторы, то американский социолог Дж. Хоманс подчеркивает важность психологии при объяснении социальных отношению Он определяет социальные действия как процесс обмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную и нематериальную) и минимизировать затраты.
По его мнению, это положение распространено на все поведение людей. Он не отрицает существования социальной структуры, которую называет структурой обмена, но считает, что функциональный анализ и экономическая теория, которые достаточно хорошо описывают эти системы, не способны их объяснить, поскольку объяснение может быть основано только на принципах, руководящих психологией участников обмена. Такие принципы он находит в психологической теории необихевиоризма. Эта теория рассматривает человеческое поведение как «оперантное», то есть тождественное коллективному поведению животных и предполагающее реакцию на такие регуляторы как взаимное подкрепление в процессе общения.
У Хоманса социологические системы состоят из людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена друг с другом, которые могут быть объяснены пятью взаимосвязанными положениями, основанными на психологическом бихевиоризме:
1. Положение успеха, которое состоит в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие вознаграждается, тем чаще человек стремится производить это действие.
2. Положение стимула, которое описывает отношения между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула или подобного ему, человек будет стремиться повторить и успешное действие.
3. Положение ценностей - согласно которому, чем более ценно для человека достижение определенного результата, тем больше он будет стремиться произвести действие, направленное на его достижение.
4. Положение насыщения-голодания, в соответствии с которым, чем чаше в прошлом личность получала особые вознаграждения, тем менее ценным будет для ней) повторение подобной награды, то есть развивается привыкание (насыщение) к награде, к вознаграждению.
5. Положение агрессии - одобрения, в соответствии с которым человек, не получивший вознаграждение, на которое рассчитывал или получивший наказание, которого не ожидал, стремиться продемонстрировать агрессивное поведение. И результаты такого поведения становятся для него более ценными, чем ожидаемая награда. Наоборот, если человек получил ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше того, на которое он рассчитывал, или же он не получил наказание, которое он предполагал, то он стремиться демонстрировать одобряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него более ценными.
Этот набор из пяти положений, согласно Хомансу, объясняет поведение человека в любой ситуации. Он пытается применить эти положения при объяснении всех социальных процессов. Теория социального обмена Хоманса представляет собой очень рационализированную модель человеческого поведения, детерминированного (жестко определенного) внешними обстоятельствами и внутренними мотивами. Рациональность действий при этом заключена не в сознательном выборе людей, а в следовании правилам социального обмена. Таким образом, свобода человека оказывается лишь иллюзией выбора, подчиненного психологическим правилам.
Конфликтология
В середине 20 века в современной социологии оформилась особое конфликтологическое направление, представители которого занимаются разработкой теории социального конфликта.
В противовес структурно-функциональным теориям, ориентированным на социальное равновесие и рассматривающим конфликт односторонне, как дисфункцию, как помеху или угрозу социальной системе. Сторонники конфликтологического направления видят в конфликте естественную и прогнозировала составляющую в развитии общества.
У истоков теории социального конфликта стоял американский социолог Карл Мидлс. Представители: Ральф Дарендорф, Л. Козер, Чарльз Кули. Опираясь на идеи Маркса и Вебера, он утверждал, что любой макросоциологический анализ имеет значение лишь в том случае, если он касается проблемы борьбы за власть между конфликтующими социальными группами.
Более четкие позиции в теории социального конфликта были разработаны в работах немецкого социолога, публициста и идеолога современного либерализма Р.Дарендорфа. В полемике с Т.Парсонсом, в частности с идеей равновесия социальной системы, он выдвинул в качестве центрального понятия социологии понятие конфликта как творческого начала общественной жизни и источника свободы в обществе.
Ральф Дарендорф
Он считал, что конфликт - важнейший элемент социального взаимодействия и каждое общество, хотя бы потенциально, содержит конфликты. В качестве основных функций социальных конфликтов можно отметить:
1.Интеграция социальной структуры.
2.Сохранение солидарности внутри групп.
3.Укрепление межличностных взаимоотношении.
4.Управление социальными изменениями
Неравенство ролей, порождаемое социальным неравенством (градация социального неравенства может проводиться по самым различным параметрам, такими как престиж, доход, уровень образование и т.д.)
Социальное неравенство неизбежно ведет к конфликту. Все сложные общества основываются на перераспределении власти. Люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти авторитета крайне ограничен поэтому члены любого общества борются за их перераспределение и картина «социального мира» представляет собой поле битвы множества социальных групп, борющихся друг с другом, возникающих и исчезающих, создающих и разрушающих альянсы.
Он признавал, что функция власти состоит в поддержании целостности и сохранении согласованности ценностей и норм. Дарендорф придает наибольшее значение не интегративному аспекту, объединяющему общество, а деструктивному аспекту, который взывает конфликтные интересы и соответствующие ролевые ожидания.
Сам социальный конфликт непосредственно связан с интересом, поэтому чтобы понять природу конфликта, необходимо понять природу интереса. Содержание всякого конфликта связано с отношениями господства и подчинения, речь идет, прежде всего, о доступе к ресурсам, которые являются средствами достижения социальных целей и которыми располагает власть.
Сама власть представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе людей распоряжаться деятельностью других групп людей. Таким образом, захват дефицитных ресурсов, борьба за лидерство, власть и престиж делают социальных конфликт неизбежным. Обладающие властью или влиянием заинтересованы в сохранении статус кво (Status Cvo). Не обладающие ими заинтересованы в их перерас-пределении и изменении существующего положения. Всякая социальная система сталкивается с фактом ограничения ресурсов и имеет механизмы их распределения:
- экономическое распределение;
- властные отношения, чтобы предупредить любое нарушение системы экономического распределения;
- ценности, защищающие легитимность распределения власти;
- религиозные идеалы и верования, идеологические догмы, которые помогают соблюдать ценностные предписания.
В связи с этим конфликт занимает центральное место в жизни каждого общества, а порядок носит лишь черты «перемирия», являющегося следствием победы одной из сторон.
Способами разрешения социального конфликта не может быть ни его игнорирование, ни подавление. Конфликт вообще нельзя «разрешить», но на него можно воздействовать, его можно регулировать посредством переговоров, арбитража, посредничества и т.д.
Острота конфликта и оперативность его регулирования зависит от типа социальной структуры, степени ее открытости. Чем более жестким и закрытым является общество, тем меньше возможностей для социальной мобильности (как вертикальной, так и горизонтальной), тем меньше, следовательно, и вероятность конструктивного регулирования конфликта и тем выше потенциал социальной напряженности.
Сторонники конфликтологического направления в своих исследованиях раскрывают многочисленные причины и типологические истоки социальных конфликтов. Они утверждают, что в открытых демократических обществах, конфликт, который нацелен на снижение антагонистического напряжения, выполняет функции стабилизации и интеграции общества. Благодаря терпимости в отношении социальных конфликтов, такое общество получает в свое распоряжение важный механизм социальной стабилизации.
Социальный конфликт - это своеобразный страхующий клапан общественной системы, позволяющий через реформы на новом уровне привести общество в соответствие с изменившимися условиями. Но подобный механизм регулирования конфликта не возможен при тоталитарном режиме, так как, подавляя конфликт, структуры власти тоталитарного режима блокирует предупреждающий сигнал и тем самым усугубляют опасность социальной катастрофы.
Таким образом, наиболее адекватной для регулирования социальных конфликтов формой общества является демократическое, открытое и высокомобильное общество.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что представляет собой объект социологии?
2. Чем отличаются подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма к предмету социологии?
3. Сформулируйте понятие предмета социологии.
4. Какова структура социологии?
5. Какое место занимает социология в системе наук?
6. Каковы функции социологии в обществе?
7. Какие методы использует наука об обществе?
8. Когда и как зародилась социология?
9. В чем сущность закона трех состояний О. Конта?
10. Что представляет собой закон классификации наук и как он сочетается с законом о трех состояниях?
11. Каковы основные положения материалистического направления в науке об обществе?
12. Назовите принципы позитивизма.
13. Каковы взгляды на общество Г. Спенсера?
14. Что такое социальный дарвинизм?
15. Назовите основные положения географического направления в позитивистской социологии.
16. Какова философская основа антипозитивизма?
17. В чем сущность «понимающей социологии»?
18. Что такое антропологическое направление в антипозитивистской социологии?
19. В чем заключается психологический подход в социологии?
20. Перечислите направления психологического подхода и дайте характеристику каждому из них.
21. Назовите принципы неопозитивизма и его основных представителей.
22. Назовите основные этапы развития социологии в России.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (СРС)
1. Учение Аристотеля об обществе.
2. Идеи социальной справедливости в раннем христианстве.
3. Воззрения на характер общественного устройства гуманистов эпохи Возрождения.
4. Социальная доктрина О. Конта.
5. Социальная доктрина Г. Спенсера.
6. Предпосылки возникновения социологии, объективная необходимость ее возникновения как самостоятельной научной дисциплины.
7. Психологические школы в социологии.
8. К. Маркс и М. Вебер — общее и различное в понимании общества.
9. Достоинства и недостатки марксистской социологии.
10. Проблемы социокультурной динамики в социологии П.Сорокина.
11. Характеристика позитивистско-натуралистических течений социологии (И. Кэри, Освальд, Ш. Воден, Г. Монтескье, Ж. Бокль, Гобино и др.).
12. Критическая социология Франкфуртской школы.
13. Ф Фрейдизм и неофрейдизм в социологии.
14. Школа французского структурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррида).
15. Роль интеллигенции в возрождении России (по работам С. Булгакова, И. Ильина, Л. Карсавина).
16. Социология XX в.: эмпирия и теория.
17. Современный период развития социологии: ее парадигмы.
18. Перспективы социологической науки.
Учебная, учебно-методическая и дополнительная литература
1. Американская социологическая мысль: Тексты / Под. ред. В.И. Добренькова. М., 1996.
2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
3. ВеберМ. Избранные произведения. М., 1994.
4. Гайденко П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.
5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1997.
6. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX вв. М., 1995.
7. Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная социология.СПб., 1997.
8. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
9. История социологии: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Елсукова. Минск, 1997.
10. История социологии в Западной Европе и США / Отв. ред. Г. В. Осипов. М., 1993.
11. Комаров М. С. Введение в социологию. М.,2004. Гл. 2.
12. Медушевский А.Н. История русской социологии: Учебное пособие. М., 1993.
13. Монсон П. Современная западная социология: теория, традиция, перспективы. СПб., 1992.
14. Осипова Е.Г. Огюст Конт и возникновение позитивной социологии. М., 1995.
15. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
16. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 767;