Концепция Роберта Мертона
Другим важным представителем структурного функционализма является американский социолог, Президент американской социологической ассоциации - Р. Мертон. Его основные труды: «Социологическая теория и социальная структура», «Социальная структура и аномия», «Социология науки».
Главную суть своего подхода Мертон выразил комплексным понятием - функциональность. Согласно этому понятию, взаимосвязь общества в целом и его отдельных частей обеспечивается специфическими функциями, которые могут многократно повторяться в конкретных объектах и фактах. Для наблюдения и изучения функций Мертон предложил специальную методику, которую он назвал «Теорией среднего радиуса действия». Он считает, что именно на среднем уровне, социология выполняет свою основную роль в обществе, так как социология оперируют теориями и понятиями среднего радиуса обхвата, которые, концентрируют в себе реальные факторы управления социальными процессами.
Классическим примером социального анализа, построенного на «теории среднего радиуса действия» стало рассмотрение им отклоняющегося поведения или аномии. Социальная аномия - особенное нравственно психологическое состояние, которое может быть как на уровне общественного, так и индивидуального сознания. Аномия характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов. Причина аномии - противоречие между господствующими в обществе нормами и целями культуры (стремление к богатству, к власти, к успеху), которые являются установками и мотивами личности и существующими социальными институтами, которые практически лишают большинство людей возможности реализовать поставленные цели законным путем. Это противоречие лежит в основе преступности, а также потери жизненных целей, апатии, разочарования в жизни и т.д. Аномия - бунт индивидуалиста против сковывающих его законов и правил.
Все виды социального поведения в зависимости от того, принимает человек или нет культурные нормы, Мертон делит на 5 типов индивидуальной адаптации:
1.Конформизм.
2.Инновационность.
3.Ритуализм.
4.Ретризм (эскейтизм).
5.Бунт, мятеж.
Конформизм - приспособленческая модель адаптации. Она проявляется в том, что личность разделяет цели данной культуры и общества и стремиться осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами, то есть социальные цели и способы их достижения совпадают. Это лояльные, спокойные, законопослушные граждане.
Инновационность характеризуется тем, что личность принимает цели сообщества, но стремиться их реализовать не обычными, не признанными и возможно даже не одобряемыми средствами. То есть принимаются социальные цели, но не способы их достижения. Эта модель поведения распространена в новых стратах современного российского общества, которые характеризуются «достигаемой» мобильностью, связанной с обогащением. Главный тезис, установка этой модели поведения - «цель оправдывает средства». Это рэкет, обман, подлог, уклонение от налогов и т.д.
Ритуализм как форма личностной адаптации проявляется, напротив, в том, что человек не признает цели и ценности своего сообщества, но, тем не менее, соблюдаются «правила игры» и человек ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах достижения цели. То есть социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения считаются непоколебимыми и священными. В России это обычно жизненные установки детей из слоя интеллигенции.
Ретризм - отрицание и цели и средств их достижения. Это отстранение, уход от социальной реальности в свой мир. Он характерен для личностей, отрицающих и доминирующие цели и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы модель «параллельного существования», признание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам. Формами проявления этой модели являются наркомания, сектантство, бродяжничество. Предполагает обязательный уход личности от обыденной реальности повседневной жизни.
Мятеж, бунт - замена и первого и второго, то есть и целей и средств их достижения. Это такая форма адаптации, которая направлена на активное противостояние и опровержение существующих норм общества. Формами проявления этой модели является политический терроризм, революционность, радикализм.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 715;