Экологическое образование и воспитание, как духовно-нравственная альтернатива
Из анализа динамики состоянии окружающей природной среды в России и за ее рубежами становится очевидным, что экологическая ситуация на планете Земля продолжает ухудшаться. Это обстоятельство вызвано многими и очень разными причинами, анализ которых может составить отдельное самостоятельное исследование. Однако одну из них нельзя не отметить - это видимое неприятие экологических реалий многими руководителями производств, общественными и государственными деятелями, преобладающей частью населения развивающихся стран. Оно вызвано, с одной стороны, отсутствием экономических и технических возможностей, а с другой - должного понимания степени нарастающей экологической опасности и путей ее пpеодоления. Сложившуюся обстановку можно объяснить лишь отсутствием экологического мышления и адекватного восприятия окружающей действительности вследствие недостаточного экологического образования и воспитания. Его надо начинать очень, очень рано - экологическое воспитание малыша, приобщение его к природе, обучение бережному обращению с нашими меньшими братьями еще одно важнейшее направление формирования духовно-нравственного человека. Здесь нет мелочей. Более того, любая мелочь может послужить иллюстрацией того, что можно и чего нельзя делать. Вот картинка из жизни, которую довелось наблюдать в С.-Петербурге.
Малыш с мамой гуляет в садике. Топ, топ, топ - топают по дорожке сада маленькие ножки в ярких красненьких башмачках. И вдруг ножки остановились. Дорожку переползал жук. Маленький зелененький жучек с длинными усиками-антенками. Малыш подождал, пока жучек подполз совсем близко, поднял ножку и сильно топнул, стараясь жучка раздавить. Но промахнулся. Жучек от колебания почвы видимо испугался и замер на месте. Мама, которая видела эту сценку, окликнула малыша: "Вовочка, ну зачем ты хотел раздавить этого жучка. Он ведь такой маленький и беззащитный, а ты - большой и сильный мальчик. Представь себе, что этот жучек спешил домой, к своим совсем крошечным детям - жучатам. Они бы никогда не дождались своего папы и им было бы очень плохо..." Мальчик внимательно все выслушал, наклонился аккуратно двумя пальчиками поднял жучка, отнес его к газону и отпустил на траву. Жучек на мгновение зацепился за вершину травинки, благодарно помахал мальчику своими усиками-антенками и исчез. А мальчик широко улыбнувшись маме пошагал дальше... Кто знает, может быть, этот ее урок окажется началом осмысления ее сыном необходимости щадящего отношения к природе и меньшим нашим братьям.
Понятно, что такого рода действиями не исчерпывается воспитание любви к природе и формирование экологического мышления. Оно требует постоянного внимания и реализуется через рассказы и комментарии во время прогулок, просмотров детских фильмов, иллюстрированных изданий. Большие возможности в этом отношении имеют сельские детишки, которые с самого раннего возраста общаются с природой, домашней птицей и животными. Сложнее приобщить к природе городского ребенка, особенно если родители не имеют возможности вывезти его на лето за город. Понятно, что воспитание любви к природе должно происходить на фоне и в системе формирования таких способностей, как единство, доброта, аккуратность и чистоплотность. Приобщение к экологическим проблемам означает, что помимо общих и конкретных знаний, определяющихся потребным уровнем образования и спецификой деятельности человека, необходимо снова и снова возвращаться к переосмыслению предназначения и места человека и человеческих обществ в новых условиях существования на планете Земля, в условиях наступления эры информационной цивилизации, в условиях, когда "огромные научные и технические достижения приносят все новые виды зависимости, стесняют жизнь человека, создают новые опасности..." [Новые, 1992 с. 77], закрепляют дифференциацию изобилия и бедности, неоправданного интенсивного использования природных ресурсов, противостояния человека и природы. Проникаясь в предназначение и сущность Человека нельзя не видеть трагического тупика в направлении его нынешнего движения по избранному пути развития цивилизации, в котором техника и технология заместили собой духовность и культуру, погребли в свалках производственных и бытовых отходов экологические традиции прошлых этнотронных цивилизаций.
Мы забыли, что:
Все мы дети пpиpоды, ее малые части,
От ее основанья мы все поднялись,
Без живительных ветpов не ведать нам счастья
И без солнечных циклов закончится жизнь.
Hас влекут бесконечно таежные дали,
Облака над гоpами, течения pек,
В каждой ветке цветка видны наши печали,
В каждой клетке живого сокpыт человек.
Ты подумай об этом в свободное вpемя
И о том, что ты сделал за множеством слов?
Hа пpиpоду взвалив непосильное бpемя,
Разpушаешь, что создано ходом веков.
Разpывая пpиpодные сложные связи,
Ты не свой pазоpяешь, Божественный дом
И тем самым, быть может не вдpуг, и не сpазу,
Ты лишаешь себя пpебывания в нем.
Потому, что Природа, как и Бог - сущности, равно непознаваемые до конца. И самый воинственный атеист, не принимающий Бога и Божественное начало всего сущего, не может не принять природы, ее непознаваемого космизма и развития, приведшего, к образованию человеческого разума и, вместе с ним, человеческой души. Потому приобщение к природе через:
- изучение ее законов,
- наблюдение природных процессов,
- любование совершенством форм и соотношений природных объектов,
- сохранение всего того, что природа доверила человеку,
- восстановление ландшафтов, разрушенных антропогенными или природными катаклизмами - правомерно рассматривать, как одну из форм проявления духовности, которая может стать ведущим стимулом и мерилом жизненных ценностей и устремлений.
Нам всем необходимо подготовиться к осознанным ограничениям в нашей жизни и деятельности, которые вытекают из предела емкости биосферы и конечности pесуpсов Земли, нашедших отpажение в pешениях Конфеpенции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. в Рио-Де-Жанейpо. Они сфоpмулиpованы, как условия пеpехода к обществу устойчивого pазвития.
Hеобходимо охватить экологическим образованием всех граждан, значит экологическое образование и воспитание должно вестись, во всех учебных заведениях. Представляется полезным включить в программы комплексный курс экологии человека поскольку здоровье, состояние и pазвитие человека во многом определяются именно экологической обстановкой в шиpоком смысле этого понятия, включая здоровый образ жизни, рациональное питание, экологические тpадиции семьи и народов, населяющих территорию России и мира. Отсюда следуют известные и не в полной мере учитывающиеся до сего времени требования к экологическому образованию и воспитанию, которые, можно определить как всеобщность, непрерывность, комплексность, специализацию, региональную приуроченность, пpактическую напpавленность и междисциплинарность.
Очевидно, что такое образование и воспитание может быть реализовано лишь на основе системного подхода, который позволил бы учесть все лучшие приемы и достижения в этой области, уже достигнутые в других местах, позволил бы использовать опыт передовых педагогов, школ, кафедр вузов. Очевидно также, что экологическое образование должно иметь надежную организационную и научно-методическую базу, нормативно-правовое и материальное обеспечение.
Необходимо понять, что сейчас, в складывающейся экологической ситуации, с учетом экологических прогнозов, высшим гражданским долгом каждого человека, действительно желающего блага своей Малой Родине, России и планете Земля является не борьба за военное превосходство, а труд во имя сохранения природы, как основания всего живого, включая самого человека. На разрушенной природе все остальные победы будут бессмысленны. А единственной основой такого подхода может стать только экологическое образование и воспитание, ведь именно они могут способствовать пониманию проблемы, путей и средств ее решения.
В составе экологического образования должно быть резко усилено направление, относящееся к морально-нравственному, психическому и физическому здоровью населения, как следствию и, одновременно, причине экологического состояния, образа жизни, сложившейся социальной обстановки. Это направление может быть основано на верованиях, традициях, культуре, экологическом и духовном наследии всех регионов и жителей многонациональной России.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 339;