Единство противоположностей
Попробуем осуществить краткий анализ антиподальных пар на логическом уровне.
Честность - лживость. То и другое свойство широко распространено в людях, порой уживаясь совместно в одном и том же человеке, в одних обстоятельствах честного, в других - лживого. Даже поговорка "Лож во спасение" вроде бы оправдывает такую возможность. Между тем, честность на Руси ценилась высоко во всех слоях общества, особенно в купеческой среде, у промышленников, в дворянском сословии, офицерстве. Да и в экономике, ориентированной на товарно-денежные отношения, на рынок, призванный их регулировать, любой обман неизбежно приведет к потере доверия и, по большому счету, утратам гораздо большим, нежели приобретения, полученные на обмане. Безусловно то, что общество, государство не сможет существовать при систематическом преднамеренном нарушении договоренностей между управляющими структурами, равно, как и современный мир не может существовать на иных подходах. Однако на протяжении многих десятков лет после революции честность отнюдь не всегда ставилась во главу угла. Липовые отчеты о проделанной работе, рапорты о достижениях, реально не состоявшихся, изменения биографических данных, дабы выглядеть в соответствии с требованиями эпохи, приписки везде и всюду, начиная от отчетов о выполненной, в действительности порой вовсе и не выполняемой работы и кончая отметками успеваемости в школах и вузах - вот далеко не полный перечень реальной лжи на всех уровнях первого социалистического государства. Одной из формы этой лжи, наиболее опасной для граждан являлось сокрытие катастроф и аварий, даже таких, которые могли иметь прямое отношение к здоровью сограждан. Радиоактивный аварийный выброс на Маяке, на Южном Урале, попытка скрыть истинный масштаб Чернобыльской катастрофы, неудавшаяся из за того, что ее результатом стало повышение радиоактивного фона практически на всей земной поверхности, множество других случаев, о которых довелось узнать уже после исчезновения СССР. В определенной мере мы еще не изжили в себе эту "Лож во спасение", особенно если анализировать резко упавший ныне уровень школьного, и не только школьного образования.
Любовь - ненависть. Если касаться этих андиподов с экологических позиций, можно однозначно утверждать, что жизнь на Земле, во всяком случае в ее сегодняшних проявлениях есть следствие Любви, являющейся основой развития и образования биосферы нашей планеты. Любовь может породить только любовь и следовательно, укрепить, упрочить общество. Наоборот, ненависть порождает только ненависть, а значит разрушает общество. Эта истина была известна в далеком прошлом, не случайно Иисус в своей Нагорной Проповеди провозгласил "...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" [Матф.5.44]. Подумайте, будут ли существовать ненавистники и само понятие ненависти, если каждый попробует жить так, как рекомендует Нагорная Проповедь. И что может дать человеку ненависть, кроме кратковременного удовлетворения каким-то поступком, совершенным в отместку человеку, пусть и за реальное злодеяние в отношении вас. Крайним выражением ненависти является обычай кровной мести, до сего времени не изжитый у отдельных народов. Используемый в провокационных целях, этот обычай способствует формированию нестабильности в обществе, противостоянию отдельных группировок или родственных кланов. Тогда как Любовь может на всю жизнь околдовать человека, и не важно, будь это любовь мужчины и женщины или любовь к живописи, музыке, детям, своей работе. Только любовь к жизни является реальной двигающей силой и, возможно, именно она окажется способна спасти мир от противостояния и разрушения. Другого не дано. Ибо сказано: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего; но люби ближнего твоего, как самого себя..."[Матф. 19.19]. Таким образом любовь "является важнейшим из духовных свойств, которое человек может развивать, применять и совершенствовать в этой жизни" [Новые... 1992, с. 90 ].
Откровенность - замкнутость - качества которые всегда сосуществуют в человеке с преобладанием либо одного, либо другого. В межличностных отношениях откровенность ценится несравнимо выше замкнутости. Более того, человек открытый, способный откровенно обсудить свои и не только свои проблемы в семье, в кругу друзей или коллег, чувствует себя значительно увереннее, нежели человек замкнутый и потому могущий рассчитывать только на собственные силы и разум. Иногда последнее бывает необходимо, но одно дело необходимость, и совсем другое - состояние постоянной внутренней изолированности. Сказанное вовсе не означает, что по всякому поводу и все свои действия стоит обсуждать с каждым встречным и поперечным. В откровенности тоже необходима мера, преступив которую можно вызвать недоброжелательное к себе отношение человека, перекладывающего свои проблемы на чьи то чужие плечи.
Откровенность - качество человека, которое весьма высоко ценится при формировании деловых взаимоотношений: оно вызывает доверие к партнеру. В отличие от скрытности, которая всегда оставляет подозрение в наличии какого-то иного, скрытого умысла. И не известно, как этот умысел скажется в дальнейшем на партнерских отношениях. Возбуждая доверие, откровенность способствует взаимопониманию и нередко выводит из затруднительных положений тем, что рисует прямо и истинно какположительные, так и негативные стороны той или иной ситуации, в которой мы находимся, ничего не скрывая и не приукрашивая. Она, в то же время, красноречива и убедительна, потому что идет всегда рука об руку с правдой: ее путь, прямой и твердый, гораздо лучше и скорее приводит к цели там, где хитрость теряется в лабиринтах окольных обходов. Окольные пути оказываются просто не нужны нужными для тех, кто обладает здравым рассудком и действительными способностями.
Наблюдательному человеку часто бывает нетрудно обнаружить под маской слов и поступков истинные, скрытые причины, их вызывающие. Одни уверяют, что добиваются каких-либо общих целей, а в сущности хлопочут лишь о своей личной выгоде. Другие кажутся идущими по вполне определенному пути, а между тем их случайно можно встретить совсем на другой дороге.
Разговор со многими людьми очень часто бывает труден именно потому, что они не решаются высказывать откровенно то, что хотят. Трусливые и льстивые люди обыкновенно считают честных и откровенных людей неблагоразумными и даже действующими против своих интересов. Между тем, откровенности нечего бояться быть заподозренной в чем-то дурном. Она чужда всякой принужденности, поскольку казаться тем, кто ты есть в действительности, гораздо легче, чем притворяться, играть не свою роль.
Откровенность должна корреспондировать с некоторой сдержанностью: излишняя доверчивость также способна принести вред. А в ином случае откровенность может перейти в неприятную для окружающих неделикатность или даже дерзость. Приходится также иметь в виду, что один из лучших видов откровенности составляет признание своих собственных недостатков.
Искренность - ханжество. Возможно, что эти понятия не в полной мере антиподальны. Уж очень велик диапазон между искренностью, столь высоко ценимой в людях и ханжеством, лицемерием, способностью думать одно, говорить другое, а делать что-то третье, подчас совершенно неожиданное. Надобно заметить, что искренность в прошлые годы тоталитарного режима могла стоить свободы и жизни. Режим учил скрывать свои мысли, если они не отвечали партийным установкам, потому, что даже мысли были под контролем. Соответственно говорить не то, что думаешь было для многих нормой. С этой нормой росли и вырастали поколения советских граждан, элементы ханжества вошли в нашу плоть и кровь, и мы далеко еще не избавились от этого состояния. Состояния, не совместимого с вхождением в нормальные человеческие взаимоотношения, основанные на ответственности и взаимном доверии.
Доброта - жадность. Два эти качества вряд ли нуждаются в комментариях, однако доброта не должна превращаться в расточительство - приходится всегда иметь ввиду, что любое расточительство означает дополнительное расходование природных ресурсов, что при нынешней населенности нашей планеты недопустимо. То же самое относится и к жадности. Приобретение вещей ради приобретения, ради обладания ими, а не для полезного использования, накопительство богатства впрок ведет, как и расточительство, к дополнительному расходованию природных ресурсов, а потому не приемлемо для общественного блага. Это вовсе не призвание к аскетизму и отказу от достойной жизни, но призыв к разуму к целесообразности использования природных ресурсов и человеческого труда, запечатленного в материальных ценностях. Кроме того жадность, стремление к приобретательству медленно, но верно разъедает душу человека. В предельном своем качестве оно отображено в Н.В.Гоголем в образе Плюшкина, чье падение, как человека, стало следствием именно жадности, скаредности, стрксти к накопительству, ставшего символом и смыслом жизни.
Доброжелательность - злопыхательство. Доброжелательность качество исключительно высоко ценимое в людях, мощнейший фактор объединяющий людей даже очень разных по своему характеру, наклонностям и положению в обществе, религиозным убеждениям. Во всех мировых религиях доброжелательность ставится во главу угла. Золотое правило мировых религий состоит в том, что мы должны относиться к другим так, как мы желаем, чтобы они относились к нам, повторяется во всех великих религиозных учениях:
Буддизм: "Не причиняй вред другим, так же как ты ни хочешь, чтобы навредили тебе". Удана-Варга, 5:18.
Зороастризм: "Природа только тогда хороша, когда не делает другому того, что не хорошо для нее". Дадистан-и Диник, 94:5.
Иудаизм: "Не делай ближнему своему того, что плохо для тебя. Это Закон, все остальное - комментарии к нему". Талмуд, Книга Шаббат, 31а.
Индуизм: "Суть всех добродетелей в том, чтобы обращаться с другими так же, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой. Не делай своему соседу того, что ты не хотел бы, чтобы он потом сделал это же с тобой". Махабхарата.
Христианство: "Поступайте с человеком так же, как вы хотите, чтобы он поступил с вами". Евангелие от Луки, 6:31.
Ислам: "Никто не может считаться верующим, пока он не желает для своего брата того же, что желает для себя". Сунна.
Даоизм: "Хороший человек должен жалеть о злонравных поступках других; смотреть на удачи других, как на свои собственные, и на их беды так же, как на свои". Тай-Шанг.
Конфуцианство: "Максимум доброты - это не делать другим того, что не желаешь себе". Аналект, XV, 23.
Бахаизм: "Он не должен желать другим того, что не желает себе и не обещать того, что не сможет выполнить". "Крупицы".
Доброжелательность - важнейшая черта характера северного человека. Потому, что она предполагает постоянную готовность к взаимопомощи, особенно высоко ценимую в экстремальных условиях жизни в арктике и субарктике. Баха-Улла завещал нам "Высказывайте друг другу снисхождение, благожелательность и любовь. Если кто-то среди вас не может уяснить некую истину и тщиться постичь ее, проявляйте в беседе с ним дух крайнего мягкосердечия и доброй воли. Помогите ему узреть и признать истину, нимало не считая себя выше или одареннее его."[Крупицы, 1994, с. 15].
Диаметрально противоположным является злопыхательство - удовлетворение личных амбиций за счет чужих несчастий, чужого горя или хотя бы воображения того, что кому-то плохо. Однако, в первую очередь злопыхательство - несчастье как раз для того человека, в характере которого заложена эта черта. Ибо удовлетворение чужим несчастьем кратковременно, а оторванность от других людей, неразделенные ни с кем свои собственные проблемы остаются для завистливого человека, радующегося чужому горю постоянными.
Бескорыстие - корыстолюбие. Две категории плавно переходящие одна в другую, меняющиеся в своей значимости во времени и в зависимости от обстоятельств жизни общества. В сложнейших материальных обстоятельствах, в которых оказались граждане России в последние годы, особенно ярко проявилось корыстолюбие людей, приближенных к власти и получивших возможность улучшать свое благосостояние не трудом, но используя свое служебное или общественное положение. Улучшать за счет своего собственного народа, сограждан, многие из которых находятся далеко за гранью бедности. Таким образом, корыстолюбие стимулирует дальнейшее усиление дифференциации богатства и бедности, не способствующее консолидации общества. А лишь усиление в нем социальной напряженности.
Однако, и в эту пору, мы видим, и не мало, людей и организаций бескорыстно помогающих различным фондам, детским домам и больницам, телевизионным программам и передачам, даже научным разработкам и внедрению их в практику производства. Бескорыстное благотворительное и меценатское движения постепенно приобретают размах, приближая нас к дореволюционным традициям. Однако нельзя не заметить в этой связи, что истинно бескорыстен лишь тот, кто делится не от богатства, а лишь от возможностей что-то выделить от своего невеликого состояния.
Милосердие - жестокосердие. Способность к сопереживанию, готовность оказать при необходимости помощь, к чем-то отказывая себе особенно ярко проявляются в периоды социальных катаклизмов, когда в крайне неблагоприятном положении оказывается множество людей, изгнанных или ушедших из родных мест, потерявших дом, родных и близких. Именно на этой основе возникают семейные детские дома, милосердие движет молодыми людьми, помогающими старикам, инвалидам, больным людям, не способным к самообслуживанию. На встрече малочисленных народов в парке Кеннаи на Аляске в 1995 году мы встретили молодую супружескую пару, которая воспитывала пятерых малолетних детей, больных детским церебральным параличем. Дети посменно висели на руках своих приемных родителей, ковыляли рядом с ними, держась за руки и все время, в продолжении десяти дней они были вместе. Даже если эти родители обеспеченные, а может быть и богатые люди, воспитание стольких больных детей - великий подвиг бескорыстия и человеколюбия. Если же судить об уровне государственного милосердии по отношению государства к своим гражданам-инвалидам, то наша Россия перед ними находится в неоплатном долгу. Однако пока сильны традиции социалистического прошлого, она продолжает быть жестокосердной не только в отношении инвалидов, но, пожалуй, всех своих граждан, особенно пенсионеров, учителей, врачей, студентов, молодых ученых...
Любовь к природе - прагматическое отношение к природе и ее ресурсам. Выше уже говорилось о беспредельно прагматическом отношении к природе в бывшем СССР и тех экологических проблемах, которые возникли даже на территориях, казалось бы не несущих значительной производственной нагрузки. В частности, это относится к Вилюйской и заречной группам улусов в Республике Саха (Якутия), ко многим нефтегазоносным регионам российского Севера, Башкортостана и Татарстана, к территориям, примыкающим к предприятиям цветной металлургии, химии, нефтехимии, транспортным магистралям. Природа и ее интересы всегда были на задворках отечественной экономики, где они остаются и по сие время. И никак не доходит до руководителей Российского государства и всех государственных собраний простая мысль, что построить благополучное общество на разрушенной природе и исчерпанных ресурсов никому не дано.
Любовь к детям - безразличие к детям. Любовь к своему потомству, выпестывание родившихся, их подготовка ко взрослой жизни - основа всего живого, залог самой жизни. Потому нравственно все то, что делается для нормального роста, физического, психического и интеллектуального развития ребенка, если эти действия не приносят ущерба для других детей или людей. Однако именно у людей их собственные дети способны подчас вызывать неприязнь, нежелание уделить им требуемое время, оказать необходимое внимание. И это в лучшем случае. Пьющие родители, сожители, соседи, порой вышвыривают детей на улицу, выгоняют из дома, пропивают квартиры, оставляя свое потомство без средств и шансов на существование. Не уделяет должного внимания детям и государство. И вот уже в стране, претендующей на титул великой державы, на начало 1998 г. оказывается более двух миллионов беспризорных детей и только в ее столице их более пятисот тысяч. И бродят бездомные дети по стране, проживают в технических этажах, подвалах и на чердаках зданий, не учатся, болеют без оказания им медицинской помощи, живут попрошайничеством, воровством, проституцией.
Однако, и во многих благополучных семьях низкий прожиточный уровень не дает возможным обеспечить нормальное физическое и умственное развитие ребенка у которого возникают трудности в школе и тем более - дальнейшем образовании. Трагическая картина трагического состояния российского детского населения. Невольно вспомнишь английский опыт организации семьи - вступать в брак лишь тогда, когда есть где жить на что содержать семью. Может быть этот опыт стоит перенять?
Уважение к женщине - пренебрежение к женщине. Отношение к женщине изначально отражало собой духовно-нравственный уровень общества или, по крайней мере отдельных его слоев. В памяти человеческой навсегда запечатлено преклонение перед любимой в Книге песни песней Соломона, любви - в шекспировском Ромео к Джульете, преданности в Дон-Кихоте Сервантеса. Н.Корякина [1997] предлагает вниманию читателей отрывки из опубликованных писем выдающихся мужчин XVIII-XIX веков: Герцена, Гюго, Наполеона, Пушкина, Чернышевского, написанных женщинам, полные безмерной любви, уважения, потребности быть вместе или безграничного сожаления, что это не может состояться. Поразительны глубиной содержания и доверия письма жене, написанные В.И.Вернадским.
Женщина - жена, мать, хранительница домашнего очага, во все времена и у всех народов была уважаемым и оберегаемым человеком. Такое к ней отношение отвечало фундаментальному экологическому предназначению женщины в человеческой популяции - рождать детей, выращивать и воспитывать их, во всяком случае в раннем возрасте. Выполняя это природное предназначение, женщина тем самым продлевает род семейный и человеческий. С другой стороны, подобное положение в чем-то ограничивало иные возможности женщины, в частности работы и заработка, участия в общественных делах. Оно, это положение, сделалось особенно нетерпимым в нашем социалистическом государстве, в котором заработка мужчины оказалось недостаточным, чтобы прокормить семью. То обстоятельство, что женщине пришлось включиться в процесс производства материальных благ и культурных ценностей, в работу общественных организаций материализовало мечту женщины о полной эмансипации. Однако эмансипация женщин была реализована Октябрьской революцией в совершенно извращенной форме: женщин стали постоянно, вместе с мужчинами, пpивлекать на тяжелую физическую, чисто мужскую, pаботу, на работу во вредных цехах химических производств, в результате чего женщины болели, лишались свей репродуктивной функции, не говоря уже о женственности и мягкости характера. В любой организации и на производстве в женщине видели только работницу, сотрудницу, в лучшем случае коллегу, и не более того. Потому, взирая на семейные обстоятельства, ее можно было на общих основаниях определить на сменную работу, в ночное дежурство, отправить в командировку. Подобное прагматическое отношение к женщине со стороны государства привело к столь значительному ущербу их восприятия со стороны мужчин, что даже законодатели, заседающие в Государственной думе России и формирующие законы российского государства, позволяют не только непарламентские выражения в отношении сидящих рядом женщин - депутатов думы, но и рукоприкладство, свидетельством чему была неоднократно многомиллионная телевизионная аудитория. Все это не могло не отразиться и на отношение к женщине в семьях, прежде всего со стороны мужей, которые видели в женщине уже не хранительницу домашнего очага, а днем - прислугу, ночью - наложницу, нередко битую и всегда - бесправную. Мужчины старшего поколения забыли, а более молодые, просто не знают о том, что Женщина - это всегда Ваше Величество, как справедливо написала в одном из своих стихотворений поэтесса и учительница средней школы г. Якутска Т.Баланова.
Ваше Величество Женщина,
Сколько Вам песен пропето.
Ваше Величество Женщина,
Вы - излучение света.
Вы Божества отражения,
Души, покрытые тайной.
К Вам всех веков обращения,
К Вам - неслучайно.
Внешне спокойны, торжественны,
Внутренним миром согреты,
Вы как мечта, нам обещаны,
Светом далекой планеты.
Ваше Величество Женщина,
Сколько Вам строк завещано.
Ваше Величество Женщина,
Вы как Сама Божественность!
Полная беззащитность женщины в семье, в коммунальной квартире, да и на производстве тоже, нередко приводила к трагедиям, уже не только женщины, но и ее детей.
Все это не могло не сказываться и на самих женщинах. Все больше тянутся они к табаку, наркотикам и алкоголю, все меньше к детям, которых становится нечем кормить и не во что одевать. Но ведь женщины, помимо всего прочего - хранительницы важнейшей половины генетического фонда народов, населяющих Россию. И складывающаяся вокруг них и в их среде обстановка реально перерастает в проблему национальной безопасности России.
Уважение старости - пренебрежение старости. Нечто подобное тому, что происходит с женщинам, происходит и со старыми людьми. Аморально само бесконечное обсуждение вопроса о необходимости выплаты пенсий, поисков возможных источников пенсионных средств, напоминаний, что эти люди всю свою сознательную жизнь отдали государству. Аморально существование старых людей в пределах бедности, когда на жизнь не хватает и не может хватать. Старость - состояние которое ожидает каждого человек, если его дни неожиданно не прервутся болезнью или какой-то нештатной ситуацией. И потому в норме - отношение к старым людям должно быть по меньшей мере адекватным отношению к самому себе. Здесь не случайно сказано по меньшей мере. Потому, что в действительности старый человек, возможно, уже сейчас может нуждаться в поддержке и помощи, тогда, как человек молодой будет в этом нуждаться многие годы спустя. Потому, в принципе, к старому человеку должно относиться еще более внимательно, чем к самому себе. Именно в этой позиции, как в зеркале, видна действительная, а не показная нравственность и духовность. Вне зависимости от места действия. И вряд ли стоит снова и снова повторять, что нравственно уступить старому человеку место в транспорте или в очереди, помочь поднести тяжелую сумку с продуктами, уступить место в лифте, предложить перевести через дорогу. В равной мере безнравственно, сидя в автобусе "не заметить", что рядом с вами стоит старый человек, что бабушка, семенящая рядом с вами вся согнулась под непосильной для нее ношей, а пожилой преподаватель отправился по лестнице и с трудом отдышавшись начал читать лекцию студентам, заполнившим лифт прямо перед ним...
Вряд ли стоит повторять... Однако приходится напомнить, что сегодня ты молод, силен, но неизбежно время, когда все станет иначе и ты сам будешь с укором смотреть на молодых и сильных, с трудом удерживаясь на ногах в шатающемся автобусе. Нравственность, духовность, не есть нечто абстрактное, данное раз и навсегда. Нет, это качества человека которые требуют постоянного самоконтроля, постоянного внимания и постоянной тренировки.
Вера - неверие. Вера - особое состояние человека. Оно всегда индивидуально, даже при всем при том, что на религиозные праздники в Святые Места стекаются десятки тысяч верующих и одновременная их молитва представляет собой феномен единения множества людей различных возрастов, характеров, мест проживания и обличия. Вера способствует приобщению к морально-нравственным нормам, диктуемым соответствующей религией. Нормам, проверенным временем, жизненным опытом и традициями не одного поколения и народа. Потому верующему человеку легче прикоснуться к духовным основаниям, воспринять все лучшее из опыта предыдущих поколений. Тем не менее, вера сама по себе еще не освобождает от возможных ошибок, от прихода в псевдорелигиозную общину, секту, пребывание в которой может принести неисчислимые беды и тому, кто вольно или невольно там оказался и всем близким ему людям.
Поиски своего места в жизни, неустроенность судьбы, а порой и случайность приводит людей на сектантские собрания, а последующая умелая обработка психического состояния способна надолго, если не навсегда лишить его воли, похоронить в глубинах сектантских тенет, полностью зомбировать сознание.
В поисках выхода
В поисках выхода из сложившейся ситуации с упадком духовности общества, мы вновь обpащаемся к pелигии, к общечеловеческим ценностям жизни, возвpащаем людям веpу с ее непpоходящими догмами добpоты и всепрощения, хpамы (рис.14.1), являвшиеся некогда источниками милосеpдия, духовности, культуpы в самом шиpоком понимании этих категоpий, опpеделявших наши нpавственные начала. Hаpяду с буддизмом, исламом и пpавославием - тpадиционными pелигиями многонационального наpода России, в последние годы шиpокое pаспpостpанение получил католицизм, pелигии востока, молодая совpеменная объеденяющая человечество pелигия бахаи.
Вновь печатаются и находят своего читателя забытые, запpещенные и не до конца уничтоженные пpоизведения литеpатуpы, нpавственной филосовской и pелигиозной мысли, музыки, живописи и гpафики. В подобных условиях чpезвычайно важно суметь, пpеодолевая все объективные тpудности нашего вpемени, воспитать новое поколение, обладающее достаточно высоким интеллектом, твеpдыми нpавственными устоями, четкими пpедставлениями о чести, совести, обязательности выполнить данное в чем-то слово, ответственности пеpед окpужающими людьми, вне зависимости от их служебного положения или pодственных отношений и ответственности пеpед человечеством в целом и пеpед состоянием окpужающей сpеды. Ибо на pазpушенной пpиpоде, это становится все более очевидным, никакого счастливого и здоpового общества постpоить не удастся. Правомерно ли в этой связи уповать на церковь, как на безальтернативную возможность возрождения духовности и нравственности россиян?
Это вопрос не новый, он уже неоднократно обсуждался религиозными наставниками. В частности, Святитель и ученый Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, просветитель Аляски, Дальнего Востока и Якутии (рис. 14.2) в феврале 1869 года составил Записку с изложением его взглядов на этот вопрос. К составлению записки его побудили "Небрежность, неумълость, шаткость и ошибочность въ воспитанiи дътей, и даже вредное направленiе въ дътскомъ образованiи..." [Барсуков. 1997, с.623]/
"Нътъ надобности говорить,- писал в ней Святитель,- что всякiй православный обязанъ учиться закону Божiю или знанiю своихъ обязанностей въ отношенiи къ Богу, ближнему и самому себъ; но мы хотимъ обратить вниманiе во первыхъ на то, на комъ лежитъ обязанность учить народъ? Обязанность эта лежитъ, во первыхъ на родителяхъ, потомъ на воссприемнiкахъ и, наконецъ, на пастырях Церкви... Изъ родителей очень, немногiе исполняютъ эту обязанность...
Нынъшнiя училища, не исключая и самыхъ высшихъ, просвъщаютъ и образуютъ только умъ, а не умъ и сердце вмъсте, какъ это извъстно и всъмъ... Послъднему, повидимому, противоръчит то, что есть немало личностей, кончившихъ курсъ въ училищахъ, которыя, по своим, нравственно-христiанскимъ качествамъ, составляютъ наше украшенiе, yашу надежду, нашу славу. На вопросъ: въ училищахъ ли онъ прiобръли таковыя качества? ... Если разсмотръть внимательнъе, то окажется что самая большая часть из таковыхъ личностей, если не всецълое, то начало образованiя сердца своего получили в дътствъ отъ своихъ родителей, или кого-либо своихъ, родныхъ и близкихъ..
И наконецъ надобно вспомнить, что въ училища могут поступать дъти не моложе 7-6 лет... Что же дълать с дътьми меньшаго возраста? Ужели онъ, до поступленiя въ школу, должны оставаться въ томъ же положънiи, как онъ находились и находятся нынъ (мы разумъемъ дътей простаго народа), т.е. безъ всякого ученiя и образованiя, тогда какъ этотъ-то возрастъ и есть самое золотое время для съянiя и укорененiя въ нихъ всего добраго, а также и всего худаго? Само сабою разумъется, что сердце человъка, как и поле не можетъ оставаться навсегда безъ растенiй. Если въ нем не будутъ съять добрыхъ растенiй, въ немъ непремънно выростутъ худыя..."[Барсуков. 1997, с.627 ].
Говорят: забота объ этомъ есть дъло собственно родителей... а родители не хотятъ или тоже не могутъ."
Цитированные мысли Святителя Иннокентия настолько современны и глубоки, что заслуживают дополнительного обсуждения. Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что им объединяется обучение своим обязанностям в отношении к Богу, своему ближнему и самому себе. Второе, решающее обстоятельство состоит в том, что училища просвещают и образуют только ум, а не ум и сердце вместе. Вдумайтесь еще раз в смысл сказанного "образуют ум и сердце"! Могут ли сегодня образовывать сердца наши школы, наши училища, унаследовавшие духовно-нравственные основания школ тоталитарного режима, помноженные на экономическую стогнацию и экологический беспредел. Стоит привести одно сравнение. Символом предательства всех веков и народов стал Иуда, заложивший римским воинам за мизерную плату своего учителя Учителя, Иисуса Христа. Имя Иуды стало нарицательным словом, отражающим предел человеческого падения. Еще большее предательство, предательство своего родного отца совершенное пионером Павликом Морозовым во времена раскулачивания богатых крестьян десятилетия преподносилось, как подвиг.
Кто же может воспитать духовно-нравственное поколение? Святитель Иннокентий полагает, что может церковь. Что воспитание духовности и нравственности - ее прямая обязанность. Наверное тогда, когда он писал свою "Записку" оно так и было. Однако прошедшее столетие многое изменило и уповать на церковь представляется неправомерным. Ее значение можно рассматривать лишь как одну из возможностей, приемлемую для какой-то части населения. Хотя бы потому, что помимо церквей православных христиан, в России существуют католически костелы, исламские мечети, буддийские храмы, еврейские синагоги, центры общин бахаи, без культовых сооружений и офисов обходятся представители древних языческих верований, включая шаманизм. Кроме того, все традиционные мировые религии ограничены жесткими рамками религиозного догматизма, практически не воспринимают параллельно функционирующие конфессии и, расчленяя мировое сообщество по религиозным признакам, объективно не способствуют единению людей и, соответственно, воспитанию в них единства, как важнейшего качества духовности. Уильям С.Хетчер отмечает, что "...большинство систем традиционных верований ныне превратились в застывшие социальные модели и догматические стереотипы мышления и веры, которые абсолютно не соответствуют духу нашего времени с его быстротечными изменениями в социальной и интеллектуальной сферах."[Хетчер, 1994, с.4].
С другой стороны, само воспитание ребенка, а главное, формирование его актуальных способностей, важнейших для последующих нравственных подходов в жизни, должно происходить в самые ранние месяцы и годы жизни, а это как раз то время, когда до школы еще далеко. Но близко семья, мать, отец, представители старшего поколения. Вот почему говоря о воспитании нравственного человека главный упор приходится делать на семью. В первую очередь - на мать.
"Да осознают матери - что бы ни было связано с воспитанием детей, все имеет важнейшее значение. Пусть они не жалеют трудов своих, ибо пока ветвь зелена и нежна, ее рост можно направить в нужную сторону. Потому надлежит матерям пестовать своих детей подобно тому, как садовник пестует нежную молодую поросль. Пусть денно и нощно радеют они о том, чтобы воспитать в чадах своих веру и убежденность..., а также все добродетели и совершенства". [Абдул-Баха, 1995, с.112] Как этого достичь? Попробуем поделиться своими рассуждениями на эту тему.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 334;