Основное правило записи программ применительно к МПК 580

В соответствии с синтаксическими правилами языка ассемблера каждая команда в программах имеет четырехзвенную конструкцию:

ОПЕРАЦИЯ. В поле операции команды записывается мнемони­ческий код или директивы ассемблера. Код - это сокращение полного английского наименования выполняемого действия (ADD - сложить, SUB - вычесть, JMP - перейти, RLC - циклически сдвинуть влево, DB - определить байт).

ОПЕРАНД. В этом поле указывается операнд (операнды), кото­рый должен участвовать в данной операции. В зависимости от способа адресации, используемого в команде, поле операнда может содер­жать: непосредственный операнд (AN1 4FH), адрес операнда (LDA 01 AEN), адреса двух операндов (MOV W, С), адрес операнда и операнд (MV1D, 10011101В). Если в поле операнда определяются два объекта, то они разделяются запятой.

МЕТКА. Метка используется в качестве символического адреса передачи управления, например JNZ LABELI, она должна отмечать команду, которой в случае реализации заданного условия программа должна передать управление. В процессе трансляции исходной про­граммы ассемблирующая программа всем этим символическим адре­сам переходов поставит в соответствие их действительные значения. Метка всегда не число, а имя, и оно не является обязательной при­надлежностью каждой строки программы. После метки по правилам языка ассемблера ставится двоеточие.

КОММЕНТАРИЙ. Поле комментария может быть использовано для текстового и символьного пояснения логической организации при­кладной программы. Это поле полностью игнорируется ассемблирую­щей программой, поэтому оно должно начинаться со знака препина­ния «;» (точка с запятой).

Директивы ассемблера. Ассемблирующая программа трансли­рует исходную программу, записанную на языке ассемблера в объек­товые коды, с которыми может оперировать МП. Хотя ассемблирую­щая программа берет на себя многие из рутинных работ программи­ста (например, присвоение действительных адресов, преобразование чисел, присвоение действительных значений символьным переменным и т. п.)

Программист все же должен указать ей некоторые параметры: начальный адрес прикладной программы, конец ассемблируемой программы, форматы данных и т.п. Вся эта информация вставляется программистом в исходный текст своей прикладной программы в виде директив ассемблера, которые только управляют процессом трансля­ции и не преобразуются в коды объектной программы.Диpeктивa ORG 0200Н задает ассемблеру адрес ячейки памяти (0200Н), в которой должна быть расположена первая команда при­кладной программы.

 

Директивой EQU можно любому символическому имени, используемому в программе, поставить в соответствие определенный операнд. Например, записи PET (в поле метки, но без – двоето­чия), EQU (в поле операции) и 13 (в поле операнда) приводят к тому, что в процессе ассемблирования всюду, где встретится символическая переменная PET, она будет заменена на число 13. Директивы DB и DS используются программистом для определения байт и резервиро­вания ячеек памяти для переменных, соответственно. Директивой END программист дает ассемблеру указание об окончании трансляции.

 

 








Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 364;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.