История развития флористики и общая характеристика технологии
Фитодизайн — разновидность декоративно-прикладного искусства, которое воплощается в создании флористических работ (букетов, композиций, панно, коллажей) из разнообразных природных материалов (цветов, листьев, трав, ягод, плодов, орехов и т. д.), которые могут быть живыми, сухими или консервированными.
Фитодизайн можно разделить на два больших направления: аранжировка растений и флористика. Первое предполагает работу с объемными растениями, чаще живыми, второе – с засушенными растениями при составлении объемных или плоских композиций.
Флористика— направление в художественном искусстве, связанное с составлением композиций из высушенных растений, их отдельных частей и других видов природного сырья.
Флористика - это один из видов визуального искусства, в котором художник вместо красок пользуется лепестками цветов или другими частями растений, где с помощью флористического сырья создается эстетический образ, наполненный содержанием.
История флористики.Цветы восхищали людей с древности, в их честь слагались стихотворные строки. Человек осознавал величайшее эстетическое значение цветов и стремился ввести их в свой быт. Именно восхищение цветами положило начало зарождению науки флористики.
Дошедшие до нас египетские фрески рассказывают об использовании цветочных композиций в религиозных ритуалах. Древние греки и римляне украшали цветами своими празднества и состязания, дома и общественные здания. Там цветы являлись атрибутами культа – их использовали при украшении статуй, святилищ богов, костюмов для церемоний, изготавливали из них венки и гирлянды. Упоминания об украшении цветами храмовых помещений встречается и в древних буддистских трактах.
У славянских народов цветы — точнее, сплетенные из них венки — считались не только украшением, но и обрядовыми элементами, которые использовались в обрядах и гаданиях. На праздник Ивана Купала нужно было сплести венок из 12 трав и пустить его по воде. Если венок пристанет к берегу, девушка в этом году встретит суженого, если поплывет дальше — будет одинока, если же венок утонет — ее ждет несчастье. Позднее этот обычай стал одной из особенностей праздника Ивана Купала, когда принято было сплетать венки из двенадцати трав.
Наличие определенных правил при создании растительных композиций уже говорит о начале становления искусства флористики.
Но родиной флористики является Япония, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции (икебана) считаются неотъемлемой частью культуры. Икебана в переводе означает «оживление цветов». Много веков назад в Киото буддийские монахи научились «оживлять цветы», создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции.
В Южной Азии ценность представляют не полностью цветы, а лишь их бутоны и лепестки, из которых составляют украшения в виде пирамид, крепят к лентам, которые затем используют для декорирования костюмов и помещений.
В период средневековья флористика приходит в упадок. Особую роль сыграла церковь, пытающаяся освободиться от воспоминаний о венках и гирляндах Античности. Цветы как дар Всевышнему напоминали о ритуалах жертвоприношений, поэтому считались недопустимыми и расценивались как «нечистые». Христиане вынуждены были отказаться от цветов не только во время религиозных обрядов, но и в обыденной жизни. Запрет распространялся даже на срывание диких цветов.
Однако в последующие времена сама церковь стала выступать ангелом-хранителем цветов. В средние века монастыри занимались искусством садоводства. Для обеспечения продуктами питания и врачевания монахи высаживали овощи, травы, а также цветы, разведение которых считалось приемлемым из-за их полезности: ноготки, мальва, нигелла и лилия.
Постепенно цветы стали считаться подарком Бога, поэтому радоваться их красоте больше не возбранялось, это уже не расценивалось как грех. Некоторые цветы вновь вернулись на алтарь теперь уже христианской церкви. Их использовали чисто в декоративных целях как алтарные украшения, но не придавали им литургического значения. Это объяснялось тем, что многие цветы с давних времен были связаны с колдовством и чародейством.
В Европе составлять букеты с декоративными целями начали с 14-15 века. И родоначальницей этого искусства стала Франция. Вначале для оформления букетов использовались бутоны, которые закреплялись на проволоке. При составлении композиций применяли кружево, ленточки и даже благовония. Тогда же начал свое бурное развитие язык цветов. С течением времени цветы стали вновь приобретать символическое значение, но на этот раз уже с опорой на христианство. Наиболее распространенными цветами стали белая лилия – символ чистоты и непорочности, считавшаяся цветком девы Марии, ирис – знак страдания и боли; красно-оранжевые лилии символизировали кровь Христа, аквилегия (водосбор) – святой дух. Женщины на сельских праздниках прикрепляли к корсажу небольшие букетики, главным образом из душистых трав – мяты, руты, укропа, лаванды, базилика, чабреца. С возвращением цветов на пьедестал славы и почета вернулся и культ розы. Она была «нагружена» символами, ее изображали стилизованно в камне, на стекле, круглые окна в виде роз украшали готические соборы. Важная роль розы в готике знаменует начало флористической реставрации.
Само слово «букет» появилось во Франции. Оно означает собранную вместе красивую связку срезанных цветов. Букеты пришли на смену венкам и гирляндам из живых цветов. Если в Средние века украшения из цветов служили в основном только религиозным целям, то в эпоху Возрождения это искусство вновь обрело свободу и стало бурно развиваться. Одна из первых дошедших до нас книг по аранжировке вышла в 1633 году в Риме под названием «Флора или садовая культура цветов». Для европейских интерьеров того времени характерно большое количество цветов.
Французские правила предписывали использовать только венчики цветов. Отделенные от стебля, они «усаживались» на проволоку, декорировались ленточками, кружевами, щедро умащивались благовониями и составлялись в букеты. В центре — венчики определенного цвета, а вокруг них кругами размещали бутоны прочих оттенков, в зависимости от того символического значения, которое букет должен был выражать, согласно языку цветов. Получившуюся композицию упаковывали в специальный фарфоровый чехольчик или же просто помещали в накрахмаленную кружевную розетку. Традиция использовать только цветочные головки, прикрепленные к проволочке, была пересмотрена только в 1900 году. Флористы открыли для себя и для всего мира, что лепестки и стебли цветов способны стать полноправными участниками аранжировки, изысканно оттеняя красоту и пышность цветочных бутонов
В XVI - XVII веках в Европе начали появляться первые ботанические сады и специально оформленные парки. Настали времена пышных букетов, свое развитие получил и обычай дарения цветов. Владение «языком цветов» и искусством «цветосложения» стало считаться признаком хорошего тона знатной дамы.
В 18 веке существовало несколько типичных форм букетов – викторианский, помпадур. Для длительного хранения предназначались маккартовские букеты, носившие имя венского декоратора Ганса Макарта. Они составлялись из засушенных и подкрашенных цветов и плодов, различных трав, перьев экзотических птиц и хранились обычно под специальными стеклянными колпаками.
Вместе с 19 веком пришла мода на букеты в стиле бидермейер. В этих букетах использовали не только живые и засушенные цветы, но и различные кружева, рюши, бархат. В таком букете были видны только головки цветов, собранные плотно друг к другу и составляющие разноцветные кольца, расположенные одно в другом. В начале 20-го века цветочные композиции приобрели более строгий вид и элегантность. Большое внимание в букете уделялось свободе и пластике каждого цветка. Стиль модерн принес любителям цветов ассиметричный букет с небольшим количеством цветов.
В России аранжировки из цветов начали применять лишь в конце 19 века. В XIX веке сухие цветы были на пике своей популярности. Зимой, когда живые растения становятся редкостью, сухими цветами можно украсить комоды, буфеты, фортепьяно, подоконники. В XX веке мода на композиции из сухих цветов пошла на спад, такие букетики стали считаться признаками мещанства и дурного вкуса. Но уже на рубеже XX и XXI веков ситуация изменилась, и сухоцветы вновь заняли особое место в нашей жизни. В цветочных магазинах появился широкий выбор высушенных растений.
Так как международный вкус все больше унифицируется, то во всех уголках земного шара появляются привычные для Запада букеты, даже в регионах, где они до сих пор были не известны, а для Европы теперь не редкость икебана.
В европейских странах изготовление флористических композиций поставлено на поток. Они поставляются на рынок в готовом виде и в виде специальных наборов, предназначенных для самостоятельной сборки. Лидером по их производству композиций из сухого растительного материала является Италия.
Флористические композиции обладают рядом преимуществ:
§ доступность материала;
§ экологическая чистота материалов и композиций;
§ долговечность сохранения цвета и формы;
§ непритязательность в уходе;
§ декоративность, индивидуальность и красота композиций;
§ простота техники исполнения;
§ неограниченные возможности для самостоятельных занятий декоративно-прикладным творчеством.
В современном декоративно-прикладном творчестве флористические композиции чрезвычайно разнообразны по внешнему виду, содержанию и др.
По масштабности флористические композиции делятся на :
§ миниатюры;
§ крупные художественные работы.
В зависимости от видов используемого сырья выделяют:
§ композиции из целых форм растений;
§ композиции из частей растений:
из лепестков цветов или из соцветий
из трав
из листьев или частей листьев
Из веток
из семян
из пуха и т.д.
По содержанию композиций их разделяют на:
§ сюжетные;
Предметные;
§ декоративные.
По внешней форме все композиции во флористике классифицируют на три группы:
Плоские
§ полуобъемные;
§ объемно-пространственные.
2. Ассортимент растительного сырья и правила его заготовки
Для флористических композиций используется следующий материал:
§ естественно высохшие растения, к которым относятся некоторые садовые цветы, злаки, болотные растения, сухие ветки растений, а также корни, куски дерева;
§ объемно высушенные растения, которые сохраняют все свои качества для зимних букетов и других композиций;
§ растения, засушенные в плоскости, сохраняющие окраску и контур и используемые для создания художественных панно, фризов, экранов.
Основными источниками природного растительного материала для флористики являются следующие группы растений.
1. Культурные декоративные цветы и растения (сухоцветы, садовые растения (годеция, лютик, полынь, тысячелистник,), садовые и цветущие кустарники (гортензия, жасмин, роза)).
Цветы имеют стеблевую часть (цветоножка, цветоложе), листовую (лепестки, чашелистики) и генеративную (тычинки, пестик). К стеблю цветок прикрепляется с помощью цветоножки, которая затем расширяется, образуя цветоложе. К нему прикрепляются все части цветка. Зеленая внешняя часть цветочка называется чашечкой, она состоит из чашелистиков и выполняет защитную функцию. Венчик крупнее чашечки, состоит из разного количества лепестков, чаще всего имеет яркую окраску. Внутри венчика располагаются тычинки и пестик. |
2. Многолетние злаки (тимофеевка, мятлик, овсяница), травы (ковыль, пампасская трава, конский щавель), цветы луговые (колокольчики, васильки, лютики), культурные злаки (овес, рожь, пшеница, ячмень).
3. Плоды однолетних и многолетних цветов (ириса, лилии, льна, мака, борщевика, декоративных луков, чеснока, лунарии, нигеллы, спаржи, физалиса, рудбекии, пиона). Собирают их в сухую погоду до полного созревания. Луки срезают, когда цветоносы начинают слегка желтеть. У чеснока срезают стебли, когда верхушка начинает закручиваться. Соцветия летучек срезают не полностью созревшими, одуванчики — с закрытым соцветием, коробочки льна собирают после отцветания. Ветки спаржи необходимо срезать до наступления морозов.
4. Декоративные ягодные деревья и кустарники. (барбарис, роза, шиповник, боярышник, калина, облепиха, рябина, паслен, терн). Ветки с ягодами можно срезать в любое время, но лучше — до морозов, когда плоды приобретут интенсивную окраску, но не перезреют и не будут осыпаться.
5. Декоративные лесные и водные растения (ветки брусники, голубики, черники, багульника, вереска, пижмы; листья папоротника, стебли плауна; камыш, осока, ситник).
6. Декоративные ветви и листья (ветки сухие с листьями и без них, ветви сухие без коры, ветки замшелые, покрытые лишайниками, сухие ветки с плодами – ольха, клен, орешник) Интересны ветви фруктовых растений с узлами и утолщениями. Ветки можно очистить проволочными щетками. Ветви ивы можно закрутить спирально и высушить в таком положении – карэмоно.
7. Лесные декоративные материалы – мох, кора деревьев, куски стволов, корни, шишки хвойных растений. Мох собирают летом, складывают слоями, совместив нижние стороны. Пни, коряги, корни вымачивают 24-48 часов, чистят металлической щеткой, удаляют ненужные части или кору. Корни бывают линейные и массовые. Грибы трутовики, чага, капы на деревьях
8. Экзотические материалы (листья пальм экзотические растения, камни, кожура и семена экзотических плодов)
Собирают растения в любое время года:
§ зимой — ветки, семена растений;
§ весной — ветки с почками, первоцветы;
§ летом — тополиный пух, цветы, мхи;
§ осенью — листья, семена плодов, ягоды.
Растения собирают в сухую солнечную погоду, после высыхания росы. Цветы летом можно собирать и в полдень, когда растения слегка привядшие, что помогает при плоском засушивании придавать им любую форму. Цветы должны быть свежераспустившимися (1-2 день цветения), листья и ветки — без повреждений, здоровые, красивых, динамичных форм. Разнообразных оттенков одни и те же цветы достигают тогда, когда их собирают в различных фазах развития (бутоны, цветы, семенные коробочки).
Для заготовки растений необходим следующий инвентарь:
коробка или корзина (для складывания заготовленных растений), нож, ножницы (для срезания цветов, листьев, стеблей трав), секатор (для срезания веток), шпагат (для увязывания срезанных растений в пучки), пористая бумага (для изготовления закладок и вкладышей), гербарная сетка или другой пресс (для хранения закладок с цветами и растениями).
Срезая растение, его помещают во вкладыш, расправляя и придавая нужную форму. Вкладыш помещают в закладку. В одну закладку можно поместить несколько вкладышей. Собрав и упаковав растения во вкладыши и закладки, их помещают в пресс или гербарную сетку. Твердое растительное сырье транспортируют в корзине или коробке. Длинные ветки, коряги и т.п. можно увязывать пучками.
3. Способы засушивания растений и их декоративной обработки
Растения, предназначенные для засушивания, должны быть без следов влаги..
Работать с ними необходимо в теплые, солнечные дни, т.к. в сырую погоду при дальнейшей обработке растения теряют естественные краски и блекнут, приобретая бурый оттенок.
Сушка должна производиться быстро, в темном проветриваемом помещении. Засушивание не должно занимать более 2-3 недель.
Виду получаемого материала различают два вида засушивания, каждый из которых можно осуществлять несколькими способами.
С сохранением естественной формы (объемное засушивание и консервирование)
1. Естественная сушка на воздухе – растения группы сухоцветов, семейства злаковых, дельфиниум, лук, тысячелистник, физалис сушат пучками, подвешивая вниз соцветиями. Цветы без листьев подвешивают вниз соцветиями, пучками, стянутыми резинкой. Растения развешивают на натянутой веревке или проволоке с металлическими крючками, расположенными на расстоянии 10 см один от другого. Стебли с плодами подвешивают головками вниз. Чтобы сохранить изящный изгиб злаков, их ставят в вазы без воды.
Помещение должно быть затененное, сухое, хорошо проветриваемое. Для сохранения окраски необходимо сушить быстро, а формы - без движения воздуха. Можно подсушить растения на воздухе в тенистых местах на разостланной бумаге. Если оставить травы на время сушки на солнечном свету – они станут золотистыми.
2. Сушка в гигроскопичных сыпучих материалах (песке, буре, манной крупе)
Таким способом сушат розы, ноготки, маргаритки.
Песок необходимо просеять, промыть, прокалить. На дно коробки насыпают песок слоем 3 см. На него укладывают плоские цветы – вниз соцветиями, махровые – вверх соцветиями, пропустив стебли в отверстия в дне коробки. Осторожно насыпают песок, пока он не покроет все соцветия. Коробки держат в теплом сухом месте около 15 дней. Если коробку с растениями поместить в сушильный шкаф, сырье высыхает при температуре 25-30 градусов через сутки. После высыхания песок ссыпают через отверстия в дне коробки. Песок с лепестков смахивают мягкой щеткой.
Лучше использовать для этой цели силикагель - тогда высыхание происходит быстрее. Перед применением его измельчают, просушивают в духовке. Затем берут картонную коробку, насыпают на дно слой силикагеля толщиной 2-3 см, на него аккуратно укладывают растение, расправляют, а затем очень тщательно засыпают силикагелем все растение, стараясь не деформировать лепестки и листья. Длительность просушки в зависимости от вида растений может быть от 2-х дней до месяца. Таким способом хорошо удается просушивать розы, лилии, орхидеи, георгины.
Цветы, засушенные в песке, хранят в плотно закрывающихся коробках, поскольку во влажной среде лепестки опадают.
3. Сушка в вате
Таким образом засушивают объемные соцветия. Заготовленные ватные жгутики при помощи пинцета прокладывают между слоями лепестков, ватным валиком, диаметром толщиной, равной высоте соцветия, обкладывают его по контуру. Затем нетяжелым грузом прижимают растение и помещают в сухое проветриваемой место. По мере необходимости жгутики заменяют.
4. Консервация в водном растворе глицерина. Таким образом заготавливают барбарис., ветки березы, боярышника, брусники, листья винограда, листья гладиолуса, драцены, ириса, клена, лавра, кипариса, можжевельник, орхидеи, плющ, пион, ветки сосны, туи, эвкалипта.
Достижение кожистой, блестящей фактуры достигается выдерживанием растительного материала в водном растворе глицерина. Он, проникая в листья, изменяет их цвет, высушивает листья, вытесняя из них естественную влагу и сохраняя форму, придает материалу маслянистый блеск.
Ветки с листьями бука, дуба, каштана, предназначенные для консервации, необходимо срезать до августа, т.к. потом, при появлении осенних красок листья плохо впитывают раствор. Листья гладиолусов и ирисов связывают пучками перед сушкой.
Ветки отбирают, отсекают ненужные части, промывают в воде. Разминают концы. Если кора толстая, ее снимают, чтобы обнажить древесину. Концы веток надрезают на 5-7 см. 1-2 раз в неделю подрезают для обновления клеток среза стебли на 1-2 см.
Пропорции: для мягколиственных 1:2
для жестких 1:3,
иногда смешивают в равных частях
Глицерин смешивают с кипящей водой и ветки с листьями ставят в горячий раствор на глубину 15 см. Можно погружать листья в раствор глицерина полностью. Место, где стоит сосуд с ветками, должно быть светлым. Так быстрее всасывается глицерин.
Время сушки зависит от вида растения и температуры помещения. Чем дольше (от нескольких дней до 2-3 недель) растение находится в растворе, тем интенсивнее окраска. Важно уловить момент, когда листья станут маслянистыми, т.к. если передержать, они будут клейкими. Когда листья изменят свой цвет, их надо вынуть, промыть, быстро высушить на промокательной бумаге в теплом месте.
Хорошо обрабатывать глицерином такие растения как камыш, тростник, астильба, ветки магнолии, шиповника, клена мелколистного, тысячелистник, луговые злаки и другие
5. Консервация в воске: разогреть воск, на короткое время окунуть в него растения и затем остудить их в холодной воде.
2. Плоское засушивание (без сохранения естественной формы)
Засушивают как целые растения, так и анатомированные, т.е разделенные на отдельные части: тычинки, стебли, листья, лепестки.
А) Сушка под прессом.
Между двумя крышками раскладывают слои промокательной или газетной бумаги. Растительный материал укладывают в закладки между двумя слоями гигроскопичной бумаги. Двойные газетные листы с растениями перекладывают вкладышами – стопками газет толщиной 5 мм или кусками сукна.
Чередуя закладки и вкладыши 7-10 раз, укладывают их друг на друга, после чего зажимают с двух сторон специальными фанерными крышками, в которых проделано множество отверстий для циркуляции воздуха. На верхнюю доску пресса кладут груз 5-10 кг. Выдерживаю 7-10 дней, регулярно меняя вкладыши, но не открывая закладки
Под прессом, помимо листьев и лепестков можно сушить стебли и листья чеснока, сухую шелуху с чесночных и луковых культур, кожуру апельсина и мандарина (удалив внутренний слой)
Б) Сушка утюгом.
Влажные листья протирают, помещают между верхним слоем промокательной бумаги и стопкой газетных листов. Проутюживают негорячим утюгом. Так сушат осенние листья, некоторые цветы, обертки початков кукурузы и др.
Обработка высушенных растений
Отбеливание – обесцвечивание красящих веществ в растениях при сохранении их формы.
Отбеливают в закрытом сосуде в растворе хлорной извести (1,8%) и соды (0,8%) при комнатной температуре в течении 4-5 дней. Высушенные растения можно отбеливать бытовым хлорным отбеливателем.
Окраска – производят методом погружения или методом опрыскивания. Красители – пищевые, чернильные, анилиновые. После окраски промывают. Ветки можно окрашивать кистевой росписью.
Кристаллизация – составленный букет поливают раствором квасцов (500 г. на 1 л.воды) и высушивают 12 часов. Можно травы держать подвешенными в сосуде, окунув в 4% горячий раствор квасцов: при охлаждении на травах образуются кристаллы. Они будут цветными, если в раствор добавит красители.
Для имитации снежинок – замочить на сутки в перенасыщенном соляном растворе (2 части поваренной соли на 1 часть горячей воды) – быстрее опустить в кипящий раствор и быстро остудить на морозе.
Скелетизация – один из способов обработки растений для дальнейшего их использования во флористике, получение прозрачной кружевной структуры из жилок листа или стебля. Листья должны быть грубые, с прочной скелетной структурой (иначе они просто развариваются). Принцип скелетизации растений основан на специальных методах обработки с целью разрушения мягких тканей (листьев, плодов, корнеплодов) без повреждения сети плотных жилок. Например, интересные формы каркаса дают: плоды дурмана, крыжовника; тонкие разросшиеся чашечки плодов физалиса; корнеплоды редьки и редиса, собранные и обработанные после созревания семян.
Наиболее простой способ скелетизации листьев заключается в следующем. Берётся лист, высушенный обычным плоскостным способом. Нужно положить сухой лист на кусок резины и мягко постукивать по нему одёжной щеткой. Сухие ткани листа при этом рассыпаются, а жильчатый "скелет" остаётся.
Более длительным способом обработки является скелетизация листьев в воде. После погружения в воду мясистая ткань растения через несколько недель распадается. А оставшийся жёсткий остов нужно осторожно и тщательно промыть под струей воды. Затем остов просушивается между слоями фильтровальной бумаги.
Процесс разрушения мягких тканей можно существенно ускорить, если проварить листья в растворе соды и гашеной извести. Подобная процедура в среднем не превышает 1 часа. Рабочий раствор изготавливается из расчёта: 9 ст.л. соды и 4 ст.л. извести на 1 л воды. Перед обработкой материала полученный раствор предварительно нужно прокипятить 10 мин. Листья кипятить 20-30 мин, переворачивая. Обрабатываемые листья периодически нужно аккуратно переворачивать. По мере испарения воды её добавляют в рабочий раствор.
После проваривания лист должен быть скользким, а мякоть легко счищаться оставляя скелет листа. Цвет готового листа скорее всего будет тёмно-коричневым.
Листья готовы и теперь по одному, аккуратно берём в руки и промываем под струёй воды. При этом лист кладётся на ладонь одной руки, а пальчиками (подушечками) другой руки аккуратно проводим по листу. Если мякоть отделяется с трудом, тупым ножом или жесткой щеткой соскабливают мягкую часть листа и прополаскивают в воде.
Листовой скелет запрессовывают в бумагу и сушат под прессом несколько дней.
Хранят высушенное сырье в сухом, прохладном, хорошо проветриваемом помещении, без доступа прямых солнечных лучей.
Сухие цветы – в плотно закрытых коробках.
Злаки, сухоцветы – в сосудах без воды, накрыв марлей.
Цветы, высушенные в подвешенном состоянии – в мешках с отверстиями, подвесив вниз соцветиями.
Заглицериненные растения – в холодном месте.
Стручки, шишки, плоды, семена – в коробках.
Хранить до использования следует не более 6-8 месяцев, потом материал становится хрупким.
4. Законы и правила составления цветочных композиций
1. Существуют два основных способа создания флористических работ - симметричная и асимметричная постановка материала. Если основной мотив композиции помещается в ее геометрическую середину, а справа и слева образуются две стороны, имеющие одинаковую длину, мы имеем дело с симметричной композицией. Если основной мотив расположен не в центре, и получаются разные длины сторон по его краям, то получаем асимметричную композицию.
Дата добавления: 2019-02-07; просмотров: 3904;