История основания Константинопольской Церкви 9 страница

Распад Югославии сопровождался кровопролитными и разрушительными военными столкновениями на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины. Сербский народ был изгнан из многих районов на территории этих бывших республик СФРЮ вместе со своими епископами и священниками. В огне войны оказалось десять епархий Сербской Церкви. Как и во время Второй мировой войны, разрушению подверглось большое количество православных храмов. В одной Хорватии было взорвано 144 храма, 147 храмов было повреждено. Хорватские и мусульманские власти проводили планомерную политику вытеснения православных из края. Некоторые архиереи вынуждены были покинуть места своего служения. При этом храмы, монастыри, церковные здания и православные кладбища разрушались как в ходе ожесточенных боевых действий, так и после изгнания сербского населения в целях уничтожения памятников сербской культуры. К этому прибавились страдания СПЦ в Косово и Метохии, особенно после начала агрессии НАТО и размещения на этих территориях международных сил КФОР. По официальным данным, уже с июня 1999 г. по 2002 г. здесь уничтожено, повреждено и осквернено около 110 храмов и монастырей.

Истоки этой трагедии берут начало во время Второй мировой войны. Тогда от рук хорватов-католиков погибло до 700 тысяч православных сербов. После войны в 1945 г. глава коммунистического государства маршал Иосиф Броз Тито проводил такую религиозно-национальную политику, которая сталкивала православных сербов с другими национальностями на их территориях, в то время как исконные сербские земли заселялись преимущественно мусульманским населением. Так, в результате миграционной политики в Косово, крае, где происходили основные события сербской политической и церковной истории и где находятся главные святыни сербского народа, 90 % населения стали составлять албанцы. В отношении конфликта в Косово Сербская Церковь однозначно осудила как бомбардировки НАТО, так и применение военной силы против албанцев со стороны сербской армии. Вместе с тем Архиерейский собор 1999 г. подчеркнул, что Косово является родиной Сербской Церкви и самой Сербии, поэтому попытки отторгнуть Косово от Сербии обречены на неудачу.

В итоге находящаяся на территории Косова Рашско-Призренская епархия, после агрессии НАТО и размещения в Косово международных сил ООН практически полностью разгромлена албанскими экстремистами.

Одновременно с этим во многих епархиях СПЦ происходит возрождение и оживление церковной жизни, было построено значительное количество новых храмов и других церковных зданий. За время управления СПЦ Патриархом Павлом совершено большое количество епископских хиротоний. Основано несколько новых епархий. Возобновил свою работу ряд духовных учебных заведений. Несмотря на трудности, происходит постепенное восстановление церковной жизни в разоренных войной епархиях. Знаменательным событием является продолжающееся строительство в Белграде самого большого в Европе православного храма — собора Св. Саввы.

Осенью 2000 г. позиция Сербской Церкви сыграла значительную роль в предотвращении трагических событий во время смены власти в Югославии. В последнее время произошли серьезные изменения во взаимоотношениях СПЦ и государственных органов Югославии. Можно с уверенностью сказать о росте авторитета Сербской Церкви как внутри страны, так и на международной арене.

6.1.4. Автономная Македонская Православная Церковь

Особое место в истории СПЦ занимает Автономная Македонская Православная Церковь. Македония расположена у южной границы Югославии. Восточные области Македонии находятся на территории Болгарии, а южные — на территории Греции. Весь этот регион унаследовал древнее греческое название могущественного Македонского царства.

Начало христианства в Македонии относится ко временам апостольским. Св. апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины. Христианство интенсивно стало распространяться по всей Македонии после издания Миланского эдикта (313). Уже вскоре после этого в Скопье — административном центре Македонии — была основана христианская епископия. Первым известным епископом был Паригорий (347).

В IV–V в.в. Македония, входившая в состав префектуры Восточной Иллирии, в церковном отношении подчинялась то Риму, то Константинополю. А в годы правления византийского императора Юстиниана (527–565) Скопийскому епископу были предоставлены права самостоятельного управления своим округом. В VII в. он был подчинен Салонийскому архиепископу, находившемуся в юрисдикции то Рима, то Константинополя.

С поселением в VII в. на Балканском полуострове болгар, вскоре ассимилировавшихся со славянами, новообразовавшийся славянский народ стал играть на протяжении многих веков (вплоть до начала XX ст.) важную роль в церковной истории македонского народа.

Крещение болгар способствовало христианизации славян Македонии. Ученики свв. Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии, нашли приют в Болгарии и Македонии и своей деятельностью сблизили эти два народа. Св. Климент основал в год своей кончины (916) архиепископию в Охриде.

В начале XI в. все македонские земли и одновременно болгарские были захвачены византийским императором Василием Болгаробойцей. Центром церковной жизни Болгарской Православной Церкви после ряда перемещений стал г. Охрид. С этого времени история Православия в Македонии сливается с историей Охридской Архиепископии.

В XI–XII в.в. македонский народ выдвинул из своей среды ряд славных подвижников-молитвенников. Среди них — свв. Прохор Пчинский, Гавриил Лесковский и Иоаким Осоговский.

Во время турецкого господства на Балканах македонский народ разделил общую тяжелую участь славян. Часть македонян была вынуждена принять мусульманство, но большинство народа оставались верными святому Православию.

Вслед за подчинением Константинополю Печской Патриархии (1766) ему была подчинена и Охридская Архиепископия (1767). Лишение этих славянских Церквей самостоятельности вызывало их недовольство и стремление восстановить права. После провозглашения на Балканах Болгарского Экзархата (1870) в Македонии началось движение за объявление самостоятельной Македонской Церкви, но оно не было поддержано ни Константинополем, ни Экзархатом, ни русским послом в Турции графом Игнатьевым.

Решения Берлинского съезда в 1878 г. не принесли желанной свободы Македонии. Большая ее часть осталась под безраздельным турецким господством. Во время русско-турецкой войны со стороны македонцев были выражены симпатии по отношению к России, поэтому македонский народ подвергся после Берлинского съезда преследованию от мусульман. Особенно обрушилось гонение на православное сельское население. Положение усугублялось еще и стремлением Константинопольской Патриархии окончательно подчинить македонцев духовно путем установления своей юрисдикции. В свою очередь, старался сохранить церковную власть в Македонии и Болгарский Экзархат.

С расширением политических границ Сербии (согласно Берлинскому договору) и восстановлением автокефалии Сербской Православной Церкви (1879) последняя также стремилась приобщить к себе православных македонцев и подчинить их своему влиянию. С этой целью в начале 1880 г. был основан «Просветительный комитет для школ и церквей в Македонии и старой Сербии», открыты в отдельных районах Македонии сербские школы, было создано много церковно-школьных общин. Сербо-болгарская война (1885) приостановила сербскую культурно-просветительную деятельность в Македонии. Но уже в 1886 г. в Белграде было основано общество «Святой Савва», которое и продолжило начатое дело.

Одновременно в македонском народе росла и крепла мысль о церковной самостоятельности. В свете подобной церковной раздробленности и разобщенности становится понятным уход отдельных македонских церковных общин, особенно в южных городах Македонии, в унию с Римом. В македонских городах появились общины, принадлежащие разным церковным юрисдикциям. Создание двух или более церковных общин в одном месте и у одного народа привело к борьбе за храмы и их имущество, так как каждое село имело один храм, за который боролись общины.

Конец церковному плюрализму в Македонии был положен лишь после Балканских войн, в результате которых Македония была разделена между союзниками — Сербией, Болгарией и Грецией. К Сербии отошла территория нынешней Республики Македонии, к Болгарии — восточная часть (Пиринская Македония), а к Греции — южная часть до Эгейского моря. На территории каждой из этих частей разделенной Македонии была установлена юрисдикция соответствующей Церкви: Сербской, Болгарской и Константинопольской.

Во время Первой мировой войны Македония была оккупирована болгарскими войсками. Вслед за оккупацией сразу же была установлена и церковная власть Болгарского Экзархата (подобное явление было и во время Второй мировой войны). Но после окончания войны Македония снова была разделена и в политическом, и в церковном отношении между Сербией, Болгарией и Грецией. Церковная история православных македонцев Болгарии и Греции окончательно слилась с историей Болгарской и Греческой Церквей. Но иначе развивались события в Сербии.

Во время Второй мировой войны большая часть православного македонского духовенства, невзирая на чинимые оккупантами репрессии, активно сотрудничала с Народно-освободительной армией. Вскоре после освобождения от оккупантов значительной территории страны Народно-освободительной армией при ее Генеральном штабе было сформировано Религиозное представительство, охватившее ряд приходов. Было принято решение, что в будущем упраздняется зависимость Македонии от церковных властей, находящихся за пределами Македонии, и вводится в храмах македонский язык.

После Второй мировой войны образовалась инициативная группа македонских священников с целью создания независимой православной Македонской Церкви. Священнический союз начал действовать независимо от Патриархии и епископов и пропагандировать идею организации Македонской Церкви. Начиная с 1945 г., в г. Скопье состоялось несколько Соборов, на которых поднимался вопрос о самостоятельности Македонской Церкви. Но ввиду разногласий сербских иерархов по данному вопросу решение его откладывалось. И лишь Охридский собор 1958 г. вынес постановление о том, что Македонская Церковь просит только автономию.

Новоизбранный Македонский Митрополит Досифей познакомил Патриарха Сербского с решением Собора. В 1959 г. Македонская Православная Церковь получила автономию и свою национальную высшую иерархию. Однако в среде духовенства продолжала вынашиваться идея автокефалии Македонской Православной Церкви. И в конце 1966 г. Св. Синод Македонской Церкви уже обратился с настойчивой просьбой к Сербской Православной Церкви о предоставлении самостоятельности. Св. Архиерейский Собор Сербской Церкви отклонил просьбу македонского духовенства и заявил, что если она, вопреки канонам, сама провозгласит себя автокефальной, то будет рассматриваться как раскольническая. Несмотря на это, «Церковно-народный собор» Македонской Церкви в июле 1967 г. в Охриде провозгласил автокефальность. Это решение не было признано ни Церковью-Матерью, ни другими Поместными Православными Церквами.

После происшедшего разделения Сербская Православная Церковь предпринимала и до последнего времени предпринимает шаги, направленные к умиротворению. СПЦ стоит на той позиции, что единственным канонически верным и полезным для всех православных верующих путем преодоления раскола в Македонии является предоставление епархиям, находящимся на территории этой страны, широкой церковной автономии под канонической юрисдикцией Сербской Православной Церкви.

На 1980 г. Македонская Церковь возглавлялась епископом, имела 8 епархий, свыше 200 священников, 225 приходов, около 30 монастырей с 10–15 монахами в некоторых из них. Паствы — 1.200.000. Имеются приходы за рубежом: в США 4 прихода, в Канаде 1, в Австралии 9, объединенные в новоорганизованную Охридским Собором 1967 г. Американо-Канадско-Австралийскую епархию. В сентябре 1967 г. в монастыре св. пророка Илии открыта первая Македонская Духовная Семинария имени св. Климента Охридского. В 1977 г. основан Богословский факультет.

6.2. Современное положение Сербской Православной Церкви

6.2.1. Каноническое устройство

В 1990 г. СПЦ была самой большой конфессией по числу верующих в Югославии. Она насчитывала 28 епархий, из которых 21 находилась в пределах Югославии и 7 — за ее рубежом: 3 епархии в США и Канаде, 3 епархии в Центральной и Западной Европе и 1 епархия в Австралии. Церковь имела более 4200 храмов, 6 духовных учебных заведений (более 600 учащихся), 10.500.000 паствы, около 140 монастырей. В настоящее время в СПЦ насчитывается более 3500 приходов, 204 монастыря, около 1900 священников, 230 монахов и 1000 монахинь.

Сейчас СПЦ насчитывает 36 епархий: Белградо-Карловацкая архиепископия (кафедра Белград, Югославия, Сербия; правящий архиерей — Патриарх Сербский), Загребско-Люблянская митрополия (Загреб, Хорватия), Черногорско-Приморская митрополия (Цетинье, Югославия, Черногория), Дабро-Боснийская митрополия (Сараево, Босния и Герцеговина), Жичская епархия (Кральево, Югославия, Сербия), Шумадийская (Крагуевац, Югославия, Сербия), Шабацко-Вальевская (Шабац, Югославия, Сербия), Будимская (Будапешт, Венгрия), Нишская (Ниш, Югославия, Сербия), Горнокарловацкая (Велюн), Зворничко-Тузланская (Зворник, Босния и Герцеговина), Сремская (Сремские Карловцы, Югославия, Сербия), Банялукская (Баня Лука, Сербия, Босния и Герцеговина), Тимишоарская (Тимишоара, Румыния), Банатская (Зренянин, Югославия, Воеводина), Бачская (Нови Сад, Югославия, Сербия, Воеводина), Рашско-Призренская (Монастырь Дечани, Призрен, Югославия, Сербия, Косово), Бихачско-Петровачская (Бихач, Босния и Герцеговина), Осиечко-польская и Бараньская (Даль, Хорватия), Тимокская (Заечар, Югославия, Сербия), Враньская (Вранье, Югославия, Сербия), Славонская (Дарувар, Хорватия), Брани-чевская (Пожаревац, Югославия, Сербия), Далматская (Шибеник, Хорватия), Захолмско-Герцеговинская (Требинье, Босния и Герцеговина), Милешевская (При-еполье, Югославия, Сербия), Будимльско-Никшичская (Беране, Югославия, Черногория), Западноевропейская (Париж, Франция), Британо-Скандинавская (Стокгольм, Швеция), Среднеевропейская (Химелльстир, Германия), Канадская (монастырь Преображения Господня, Мильтон, Канада), Среднезападноамериканская (монастырь св. Саввы, Либертвилль, США), Восточно-Американская (Эджворт, Пенсильвания, США), Западно-Американская (Альхамбра, США), Австралийско-Новозеландская епархия, Новограчаницкая митрополия (монастырь св. Саввы, Холл, Австралия), Американская и Канадская епархия, Новограчаницкая митрополия (монастырь Покрова Пресвятой Богородицы «Новая Грачаница», Либертвилль, США).

Епархии Скопльская, Охридско-Битольская и Злетовско-Струмичская выделились в состав Македонской Православной Церкви в 1967 г. Администратором этих епархий в СПЦ является епископ Враньский.

6.2.2. Предстоятель и Синод Сербской Церкви

Главой СПЦ является Патриарх. Архиепископ Печский, Митрополит Белградо-Карловацкий, Святейший Патриарх Сербский Павел (в миру Гойко Стойчевич) родился 11 сентября 1914 г. в селе Кучанцы в Славонии (Югославия). Окончил гимназию в Белграде и семинарию в Сараево. Затем продолжил образование на Богословском факультете в Белграде.

Во время Второй мировой войны Гойко Стойчевич в числе беженцев оказался в монастыре Св. Троицы на Овчаре, где стал послушником. В монастыре будущий предстоятель Сербской Церкви преподавал Закон Божий детям беженцев. После окончания войны Гойко стал насельником монастыря Благовещения на Овчаре, где в 1948 г. на престольный праздник принял монашеский постриг и был рукоположен в чин иеродиакона. С 1949 по 1955 г.г. он состоял в братии монастыря Раче, где нес различные монастырские послушания. В 1954 г. был рукоположен в иеромонаха, а в 1957 г. возведен в сан архимандрита. С 1955 по 1957 г.г. изучал Священное Писание Нового Завета и литургику на Богословском факультете в Афинах. 29 мая 1957 г. в кафедральном соборе Белграда состоялась хиротония архимандрита Павла во епископа Рашско-Призренского.

В качестве главы этой епархии он активно занимался организацией строительства новых храмов и работ по реставрации и сохранению православных святынь Косово и Метохии. Часто совершал поездки и богослужения в различных храмах епархии. При этом епископ Павел не оставлял научную работу и преподавательскую деятельность. В 1988 г. Богословский факультет в Белграде присвоил ему степень доктора богословия.

В ноябре 1990 г. епископ Павел (Стойчевич) был избран предстоятелем Сербской Церкви, вместо заболевшего Патриарха Германа. Интронизация 44-го Патриарха СПЦ состоялась 2 декабря 1990 г. в кафедральном соборе Белграда.

За время своего первосвятительства Патриарх Павел посетил многие епархии СПЦ как на территории бывшей Югославии, так и за границей. Патриарх является автором нескольких книг. Более двадцати лет в «Вестнике СПЦ» печатаются его исследования по литургике. Долгое время он был председателем синодальной комиссии по переводу Св. Писания Нового Завета.

Высшим законодательным органом по вопросам веры, богослужения, церковного устройства и внутренней организации Церкви является Святой Архиерейский Собор (священный Синод Иерархии). В состав Собора входят все епархиальные архиереи под председательством Патриарха. Его решения признаются действительными, если при их принятии на заседании Собора присутствует более половины епархиальных архиереев.

Постоянно действующим высшим исполнительным органом Церкви является Святой Архиерейский Синод (Постоянный Священный Синод, Патриарший Совет), в который входят Патриарх и четыре епархиальных архиерея в качестве членов, избираемых Святым Архиерейским Собором на двухлетнюю работу, по два ежегодно, а также декан Богословского факультета СПЦ, два представителя от монастырей, один ректор семинарии, по одному представителю белого духовенства от каждой епархии, вице-председатели епархиальных советов, десять представителей от мирян. Упомянутые члены назначаются Св. Архиерейским Собором.

Высшим судебным органом является Великий Церковный Суд СПЦ. ВЦС состоит из председателя, заместителя, двух членов — архиереев (членов Синода), двух протоиереев, двух их заместителей и одного референта в священном сане. ВЦС рассматривает вопросы лишения священного сана, отлучения от Церкви, споры церковно-брачные, пересматривает по жалобам решения Епархиальных церковных судов и проч.

Непосредственным главой каждой епархии является архиерей. Органом епархиального самоуправления является Епархиальный совет. От 300 до 500 православных домов составляют приход. У священников СПЦ стало традицией объединяться в союзы. Начало этому положено в 1889 г. В СПЦ создано свыше 20 епархиальных объединений, которые охватывают 85 % всего числа православных священников.

6.2.3. Святые и святыни Сербской Православной Церкви

Наиболее почитаемыми святыми Сербской Церкви являются святитель Савва, первый архиепископ Сербский, святитель Арсений — второй архиепископ Сербский (+1266), св. великомученик'Лазарь, царь Сербский, который пострадал во время сражения с турками в 1389 г., св. царевич Стефан Урош (+1370), святитель Василий Острожский (+1671), святитель Петр Цетиньский Чудотворец (митрополит Черногории Петр I Петрович-Негош, + 1830), преп. Стефан Пиперский (+1697), преп. Прохор Пчиньский мироточивый чудотворец (XI в.), святые сербские короли Симеон Неманя, Стефан Неманя, Давид и Владислав, а также новомученики Сербские, пострадавшие во время Второй мировой войны.

Ни один христианский народ в Европе не имел столько монастырей и церквей пропорционально к своей численности, сколько имели сербы. Из этих монастырей следует упомянуть следующие.

Хилендарский монастырь на Афоне в честь иконы Пресвятой Богородицы «Путеводительницы» был основан в 1199 г. св. Саввой и его отцом св. Симеоном, бывшим королем Сербским Стефаном Неманя. С первых же лет он стал не только местом подвигов иноков, но и культурным центром. Здесь изучали богословские науки, философию, церковное и гражданское право, литературу, географию, медицину и проч. Начиная с XIII в., большая часть сербов именно в Хилендаре получала духовное воспитание и образование, которое по своей глубине было на уровне образования тогдашних высших школ Европы и Византии. Поныне в Хилендарской библиотеке хранятся произведения древнейшей сербской литературы, свидетельствующие как о культурной роли монастыря в истории Сербской Церкви, так и вообще о высоком культурном уровне сербов в средние века. Сербы называют эту обитель первым сербским университетом.

Монастырь имел большое значение и в развитии сербской государственности. В тяжелые времена, когда страны Балканского полуострова были порабощены турками, именно здесь твердо сохранялся национальный дух; здесь воспитывались и возрастали поборники освобождения и других славян от иноземной неволи. Отсюда вышел основоположник болгарского возрождения, преп. иеромонах Паисий Хилендарский. Хилендарская обитель воспитала и первых борцов за церковно-национальную независимость болгар: архимандрита Неофита Возвели, выдвинутого Тырновской паствой на пост епископа (XIX в.), и епископа Макариопольского Илариона Стояновича, с деятельностью которого связано восстановление в 1872 г. автокефалии Болгарской Православной Церкви.

Древнейшим монастырем, воздвигнутым около 1183 г. отцом святителя Саввы св. Симеоном, является Свято-Успенская Лавра Студеница (стоит возле реки Студеницы). «Мать сербских церквей», как называют эту обитель сербы, имеет несколько храмов, обнесенных высокой стеной. На протяжении долгой истории своего существования монастырь несколько раз разрушался, но всегда восстанавливался в первоначальном виде. Игумен его считался первым среди прочих. В настоящее время это один из крупнейших монастырей Сербской Церкви. В нем хранятся святые мощи его основателя.

Брат св. Саввы — сербский король Стефан Первовенчанный — в начале XIII в. построил недалеко от города Кралево монастырь Жича, который с первых дней своего существования стал резиденцией первого Сербского Архиепископа. Здесь, в монастырском храме, была провозглашена самостоятельность СПЦ, и здесь же святитель Савва возложил на его ктитора королевский венец. Главный храм монастыря освящен в честь Вознесения Господня. В Жиче находились частица Креста Господня, риза и пояс Богородицы, десница и часть главы Иоанна Предтечи, многочисленные мощи свв. апостолов, пророков, мучеников. Жичский монастырь много раз подвергался разрушениям и особенно пострадал во Вторую мировую войну. Теперь он отреставрирован и является женским монастырем, самым крупным в Сербии (45 насельниц), а также местом пребывания Жичского епископа.

Недалеко от г. Печ расположен ставропигиальный женский монастырь Печска Патриархия (с главным храмом в честь Вознесения Господня). Основание монастыря относится к середине XIII ст., когда преемник св. Саввы — святитель Арсений I в 1253 г. перенес резиденцию Архиепископии в предместье г. Печ, где тогда была только одна небольшая церковь. Название «Печска Патриархия» монастырь получил от того, что в 1346 г. Сербская Архиепископия была возведена в ранг Патриархии, предстоятель которой продолжал оставаться в данной обители. В память о многолетнем пребывании предстоятеля Сербской Церкви в Печском монастыре (до 1766 г.) в титул Патриарха Сербского после восстановления Патриаршества (1920) введено название «Архиепископ Печский». Кроме того, каждый новый Патриарх после интронизации в Белградском кафедральном соборе торжественно возводится в Печском монастыре на трон Архиепископов Печских. В соборе Печской Патриархии хранятся мощи сербских Архиепископов. В библиотеке имеется много древних рукописей.

В 17 километрах южнее г. Печ высится мужской монастырь Дечаны в честь Вознесения Господня. Он построен в 1323–1330 г.г. большим почитателем афонских подвижников сербским королем Стефаном Дечанским, святые мощи которого здесь же и находятся. Монастырь привлекает внимание своими богатыми фресками, а также архитектурными особенностями зданий, смешением восточного (византийского) и западного (готического) стилей. Поскольку архитектурные сооружения монастыря являются самыми высокими среди памятников средневековой Сербии, то его называют «Высокие Дечаны».

Замечательнейшим монастырем средневековой Сербии является и Сопочанская обитель в честь Святой Троицы, основанная в 1265 г. у истоков реки Раска царем Урошем I (1243–1276). Этот монастырь отличается своими фресками XIII ст., которые специалисты считают настоящим шедевром. В настоящее время это женский монастырь.

Недалеко от Белграда расположен женский (с 1959 г.) монастырь Раковица, основание которого датируется 1377–1385 г.г. Вначале это был мужской монастырь, занимавший в средние века. важное место в истории освободительного движения и возрождения сербского народа. В XVIII в. один из его иноков — архимандрит Григорий, состоявший на русской придворной и дипломатической службе, установил тесные связи монастыря с русскими людьми. Первый Патриарх восстановленного патриаршества в Сербии Димитрий избрал этот монастырь для своей резиденции. Здесь же он и похоронен. В годы фашистской оккупации монастырь стал местом заключения Патриарха Сербского Гавриила перед его высылкой в Германию в один из концлагерей.

В селении Завала находится мужской монастырь в честь Введения Божией Матери во храм. Он основан в XIV–XV в.в. На протяжении веков монастырь был не только местом молитвенного подвига, но и труда по переписыванию богослужебных книг. В монастыре хорошо сохранились фрески XVII в. В 1941 г. он был ограблен и пустовал до 1953 г., когда был восстановлен.

На берегу р. Рогозги (возле Косовской Митровицы) находится монастырь Баньска. Он построен в 1312 г. королем Милутином.

У Влашской горы, возле г. Гребена, с XIV в. стоит обитель во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Сейчас это женский монастырь.

В 1478 г. был основан монастырь Бочан (назван по имени ктитора) далматинцем Богданом в благодарность за исцеление от болезни глаз, которое он получил после омовения их водой из ключа, на месте которого ныне стоит соборный храм.

Монастырь Лепавина, находящийся в одноименном селе в Хорватии, был построен около 1550 г. Его основателем стал монах Ефрем (Вукобрадович) из монастыря Хилендар, который был родом из Герцеговины. Вскоре турки сожгли монастырь; в 1598 г. он начал восстанавливаться хилендарским монахом Григорием, в 1642 г. окончательно восстановлен. Со времени его восстановления велась нелегкая борьба против попыток введения унии и окатоличивания краинских сербов. В 1672 г. братия монастыря вместе с монахами из Гомирии были отправлены в оковах на галеры и на каторжные работы на Мальту. В монастыре существовала школа, переписывались книги. Во время Второй мировой войны братия монастыря была отправлена в концлагерь, монастырь подвергся бомбардировке; после войны коммунистическая власть отобрала все монастырские земли, что вызвало трудности при восстановлении монастыря — только с 1977 г. начались работы по его восстановлению. В монастыре находится чудотворная Лепавинская икона Божией Матери.

Монастырь Милешево — один из самых известных и древних сербских монастырей. Он находится недалеко от г. Приеполье. Обитель построена в 1218–1219 г.г. по благословению св. Саввы его племянником сербским королевичем св. Владиславом. Соборный храм — Вознесения Господня. В 1237 г. в Милешево из Тырнова были перенесены мощи святителя Саввы. Милешево больше других сербских монастырей пострадал от турок, которые неоднократно сжигали, грабили и опустошали обитель на протяжении XV–XVIII в.в. В монастыре существовала мастерская по переписыванию церковных книг и типография. В XVIII в. обитель после очередного турецкого разорения полностью опустела и была восстановлена лишь в 1863 г. В настоящее время в монастыре находится резиденция епископа Милешевского.

Известен также мужской монастырь Ораховица с соборным храмом во имя Святителя Николая. Он основан около 1570 г. Обитель стала центром переписывания многих книг и печатания гравированных икон. В монастыре собрана богатейшая библиотека и большое число икон. Во время Второй мировой войны почти все это было утеряно. В 1943 г. монастырь был сожжен, восстанавливаться начал с 1952 г.

Первое упоминание о монастыре Беочин относится к 1566–1567 г.г. Он был разорен во время австрийско-турецких войн, затем восстановлен. После Второй мировой войны обитель стала женской, была реставрирована.

С 1600 г. в Гомирье (Славонийская епархия) действует Иоанно-Предтеченский монастырь, основанный иноками монастыря Крка в Далмации.

Знамениты также и действующие с XIV в. женские обители Грачаница (1321), Раваница (1381), с XV в. — Любостиня (1402–1405), Манасия (1407–1418) и многие другие.

Из монастырей Карловацкой митрополии известны Крушедол, Раваница, Гергетег. Крушедол, расположенный близ Карловцев и бывший резиденцией Сербских Митрополитов, был основан еще в середине XV в. В этом монастыре хранились все древности, принесенные сюда Патриархами Сербскими из прежней своей столицы — г. Печ. Раваница — воздвигнут сербами в воспоминание одноименного монастыря в Сербии. Он был основан сербским царем Лазарем, где он и был похоронен. Гергетег был основан в XV в.

В Боснии и Герцеговине известны монастыри Моштаница во имя архистратига Михаила (на месте мученичества св. Феодора Тирона, по местному народному преданию), Ловница во имя св. Георгия Победоносца (основан Неманичами), Милешево в честь Вознесения Господня. Последний монастырь был построен в середине XIII в. сыном Стефана Первовенчанного Владиславом. Здесь был похоронен святитель Савва Сербский. Этот монастырь в годы турецкого господства был центром освободительного движения.








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 225;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.019 сек.