Экономическая политика большевиков в период гражданской войны. Сущность военного коммунизма

Придя к власти, большевики получили деформированную в ходе мировой войны экономику. Росли инфляция и нехватка продоволь­ствия, нарушилось нормальное движение по железным дорогам, из-за недостатка сырья и по другим причинам останавливались многие предприятия.

Большевики не имели четкого плана борьбы с развалом народ­ного хозяйства, оздоровления экономики. Экономическая про­грамма, обнародованная накануне октября 1917 г., предусматрива­ла коренную ломку сложившегося экономического строя — национализацию земли, банков, основных отраслей народного хозяйства, установление рабочего контроля над производством и потреблением. После октября 1917г. Россия стала объектом утопического эксперимента ускоренного строительства социалистичес­кого общества, получившего название «военный коммунизм».

Осуществление этого плана началось сразу после октября 1917г. без учета развертывания гражданской войны. Решениями централь­ной и местной власти началась национализация многих предпри­ятий, железнодорожного и водного транспорта, банков.

К концу весны 1918 г. под контролем государства находилось 512 фабрик и заводов. Законодательное введение рабочего контро­ля парализовало нормальную производственную деятельность оставшихся частных предприятий. В декабре 1917 г. был образован Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), который был призван осуществлять централизованное руководство всей экономикой. Большевикам не удалось остановить развал экономики и голод, усугубившиеся после заключения Брестского мира и оккупации Германией важнейших промышленных и сельскохозяйственных районов. Весной 1918 г. обсуждаются предложения В.И. Ленина о некотором ослаблении так называемой «красногвардейской атаки на капитал», чтобы сосредоточить внимание на организации про­изводства и управления. В центре этого плана — государственный учет и контроль, привлечение буржуазных специалистов, борьба с мелкобуржуазной стихией, установление трудовой дисциплины, создание совместных частно-государственных предприятий с пре­обладанием государственного капитала. Последнее не удалось, и национализация промышленности при­нимает планомерный и всеобщий характер.

В конце 1918 г. был издан декрет о национализации всей круп­ной и средней промышленности. В августе уже зарегистрировано 9744 национализированных предприятия с количеством работаю­щих 1175 тыс. человек. Осенью 1920 г. национализация распространилась на мелкие кустарные заведения, использующие наемный труд. Кустари, не применяющие наемный труд, должны были объ­единиться в артели и подчиниться централизованному руководст­ву ВСНХ. Основы предпринимательства и рыночных отношений в промышленности были подорваны. Весной 1918 г. начинается широкое наступление на мелкокрестьянское хозяйство. В конце мая были изданы декреты о придании чрезвычайных полномочий народному комиссариату продовольствия. Крестьянам предписы­валось в трехнедельный срок сдать все излишки продовольствия. Укрыватели хлеба были объявлены врагами народа и подлежали суду революционного трибунала.

Для воздействия на крестьян стали формироваться продоволь­ственные отряды из рабочих промышленных центров. Летом 1918г. продовольственная армия двинулась в богатые хлебом губернии Черноземного центра и Поволжья. Часть изъятого продовольствия распределялась на месте среди бедных крестьян.

Была приостановлена деятельность сельских и волостных Сове­тов, избранных всем населением. Вместо них создавались комите­ты бедноты (комбеды) из деревенских коммунистов, городских рабочих, демобилизованных для этой цели красноармейцев. Глав­ная задача комбедов — изъятие хлеба у более зажиточных кресть­ян, так называемых кулаков, перераспределение земли и инвента­ря в пользу бедноты. Слово «кулак» стало расхожим для обозначения более удачливого и работающего крестьянина и всех, кто не был угоден местной власти.

Массовое сопротивление крестьян вынудило в конце 1918 г. ликвидировать комбеды и восстановить в деревне выборные Сове­ты. Но политика изъятия излишков продовольствия продолжалась еще более последовательно. В январе 1919 г. была утверждена раз­верстка на заготовку хлеба, а затем и других продуктов питания. Наркомпрод устанавливал твердый план заготовок, который раз­верстывался по губерниям, уездам, волостям. Каждая территори­альная единица должна была во что бы то ни стало выполнить установленный центром план разверстки независимо от наличия или отсутствия излишков. Ответственными за выполнение развер­стки являлись сельское общество и местные Советы. По существу были восстановлены сельская община и круговая порука. Развер­стка дала возможность увеличить заготовки. В 1918/1919 сельско­хозяйственном году (сельскохозяйственный год начинался 1 октя­бря) было заготовлено 108 млн. пудов хлеба, в 1919/1920 г. — 212,5млн., а в 1920/1921 г. — 283,3 млн. пудов. Рост происходил главным образом за счет новых территории, освобожденных от белых армий. Основная тяжесть продовольственных реквизиции выпадала на центральные хлебородные губернии. У крестьян были изъяты накопленные запасы на случай неурожая и стихийных бед­ствий, семенное зерно. По мясной разверстке изымались молоч­ный скот и молодняк. Таким образом, экономические основы нор­мального функционирования крестьянского хозяйства были подорваны.

Установление полного контроля государства над всей экономи­кой привело к ликвидации рынка рабочей силы, свободного найма и увольнению работников. Принятый в 1918 г. Кодекс закона о труде установил обязательную трудовую повинность для «нетрудя­щихся классов», которые использовались на самых тяжелых физи­ческих работах: рытье траншей, очистке снега, погрузке и разгруз­ке на железных дорогах и водном транспорте. Вскоре трудовая повинность распространилась на промышленных рабочих. По ре­шению IX съезда РКП(б) (апрель 1920 г.) стали создаваться трудо­вые армии с военной организацией и военной дисциплиной. Про­грамма РКП(б), принятая в 1919 г., рассматривала принудительный труд и право государства распоряжаться рабочей силой важнейшей составной частью социалистического планового хозяйства и обще­ственного нормирования труда. Свобода труда была объявлена пережитком эксплуататорского строя.

Была сведена на нет роль общественных организаций в регули­ровании трудовых отношений. Постепенно были ликвидированы созданные рабочими весной 1917 г. фабрично-заводские комитеты. Профсоюзы превратились в придаток государства по насаждению трудовой дисциплины, проведению трудовых мобилизации, нака­занию нерадивых рабочих. Центральные и местные профсоюзные органы находились под неустанным контролем партии.

В 1918—1919 гг. существующая система торговли была полно­стью ликвидирована и заменена государственным распределением. Были созданы громоздкий бюрократический аппарат и сложная система распределения пайков по классовому принципу. Все насе­ление городов делилось более чем на 20 категорий снабжения. Вне всяких категорий была партийная и государственная элита, полу­чавшая кремлевский паек.

Вопреки всем запретам продолжал существовать нелегальный «черный» рынок. Сотни тысяч людей отправлялись в деревни для обмена домашних вещей на хлеб. Это массовое явление обознача­лось специфическим термином «мешочничество». Правительственные органы вынуждены были разрешить провоз по железной доро­ге 1—1,5 пуда продовольствия. Без такого дополнительного снаб­жения большинство населения не могло бы выжить.

Столь же неуклонно проводилась ликвидация денег. Первыми шагами к этому являлись национализация в конце 1917 г. банков, изъятие драгоценностей из личных сейфов, ограничение и кон­троль государства за выдачей денег вкладчикам. Слово «деньги» вышло из употребления и было заменено термином «советские знаки» (совзнаки), печатавшиеся на серой бумаге в обычных типо­графиях. Была отменена плата за продовольственные пайки, квар­тиры, городской транспорт. Готовилось постановление о полной отмене денег.

Таким образом, большевики в короткий срок создали гигант­ское государственное хозяйство, объединявшее все сферы эконо­мической деятельности и материального обеспечения всех членов общества. Обычные стимулы экономического прогресса — собст­венность, предпринимательство, соревновательность и конкурен­ция, материальная заинтересованность — перестали действовать. Их заменили государственное принуждение, грубое насилие, не­компетентное командование государственных чиновников. В со­циально-психологическом плане это было наступление против че­ловека, его индивидуальности, наклонностей, вкусов, привычек, способностей. Человеческий индивидуум растворялся в социаль­ной группе, к которой он принадлежал. Чувство эгалитарности, всеобщего равенства в полуголодном существовании, роковая за­висимость каждого человека от государства и его учреждений вне­дрялись в сознание миллионов людей. Трудолюбие, мастерство, талант и знания как гарантия личного благополучия перестали существовать.








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 814;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.