Комиссия по составлению нового Уложения

Одним из ярких проявлений политики просвещенного абсолю­тизма была деятельность Уложенной комиссии. Открытая 30 июля 1767 г. с большой торжественностью в Успенском соборе в Москве, она должна была дать стране новые законы. В порыве всеобщего энтузиазма депутаты просили Екатерину II принять титул «прему­дрой и великой матери Отечества», который она отвергла, заявив:

«О моих делах оставляю времени и потомкам беспристрастно су­дить».

Работа Уложенной комиссии интересна с точки зрения истории русского парламентаризма: создателями новых законов должны были стать не государственная комиссия, не Сенат, а депутаты, созванные со всех концов страны. Депутаты избирались по сослов­ному принципу: своих представителей послали не только дворян­ство, но и горожане (купцы, ремесленники) и даже государствен­ные крестьяне, казачество, инородцы; составлялись наказы избирателей. Не позвали в Комиссию самую многочисленную часть подданных — крепостных крестьян, наказов у которых не спраши­вали: их голос в Комиссии не был услышан. Среди депутатов было немало известных людей и тех, кто прославился позже: четверо братьев Орловых, Г.А. Потемкин, князь А.М. Голицын, граф Я. Брюс, князь М.Н. Волконский, знаменитые историки — академик

' См.: Екатерина II. Сочинения. М, 1990. С. 23—31. 2 Ключевский В.О. Неопубликованные произведения. М., 1983. С. 49—50.

Г.Ф. Миллер и князь М.М. Щербатов и др. Путем «социального эксперимента» из лучших представителей страны Екатерина хоте­ла создать людей нового типа, наделенных всеми правами в том государстве, которое отвечает идеям Просвещения. Выборы «депу­татского маршала» (председателя Комиссии) проводились тайным голосованием на альтернативной основе (было 9 кандидатов). По­вестка каждого пленарного заседания объявлялась заранее: каж­дый из депутатов мог записаться на выступление (регламент — 30 мин.) или подать «мнение» в письменном виде. Для разработки законопроектов по отдельным вопросам создавались специальные депутатские комиссии (их было 19).

Большое внимание уделялось статусу депутатов и депутатской этике. Категорически запрещалось перебивать оратора. Нарушив­шие это правило более 2 раз подвергались штрафу в пользу Воспи­тательного дома для сирот и незаконнорожденных, утвержденного Екатериной в 1765 г. Аналогичное наказание было и за отсутствие на заседаниях без уважительной причины более двух недель. Ека­терина поставила депутата под особую юрисдикцию, наделив его достоинством и независимостью. Даже регистрация депутатов шла не по сословной значимости, а по мере прибытия депутатов и Москву, тем самым демонстрировалось равенство в правах и могу­щественного вельможи, и простого мужика. Как пожизненный знак отличия и как память об этом великом предприятии Екатерины депутаты получали жетон и ряд привилегий: депутат был лично неприкосновенен, сам он навсегда освобождался от смертной каз­ни, пытки и телесных наказаний, а его имущество — от конфиска­ций. О недопустимости оскорбления депутатом депутата свидетель­ствует эпизод с дворянским депутатом М. Глазовым, который оскорбил депутатов каргапольских крестьян. Решением Комиссии дело обошлось штрафом. Мало того, его заставили публично изви­ниться перед обиженными. В данном случае Екатерина демонстра­тивно встала на сторону крестьянства, сознательно унизила дворя­нина, последовательно проводя свою политику равенства людей перед законом. В наказание за деятельность, несовместимую со званием депутата, участники Комиссии лишались депутатского мандата. Так случилось с депутатом от приписных крестьян Ф. Ер­маковым, превысившим свои депутатские полномочия.

Как же справилась Уложенная комиссия с поставленной перед ней задачей — создать новый свод законов, основывающийся на «Наказе» императрицы? Комиссия не решила своей главной зада­чи в силу очень скоро обозначившихся глубоких противоречий между сословиями: дворянство ополчилось на купечество, купечество на дворянство, неродовитое дворянство на родовое, и наоборот. Дворянство выдвинуло ряд требований: исключительное пра­во землевладения и власти над крестьянами, отмена прохождения службы по Табели о рангах. Купечество потребовало предоставить ему исключительное право занятия промышленностью и торгов­лей, лишив дворян этого права. Оно также считало, что в интере­сах предпринимательства не обойтись и ему без крепостного труда, так как вольнонаемные рабочие разбегаются. Государственные кре­стьяне жаловались на чрезвычайно тяжелое положение и даже не прочь были купить своего крепостного собрата. Казачество тоже требовало себе крепостных. Духовенство их требовало организо­ванно — через Синод. В этой схватке сословий всех их объединяло одно — они хотели владеть крепостными крестьянами. В своих воспоминаниях Екатерина писала: «Не было и двадцати человек, которые бы по этому предмету мыслили гуманно и как люди»', а врагом могло стать целое сословие. Наибольшую активность проявили дворянские депутаты: дискуссии о правах дворянства шли в течение нескольких месяцев. Среди них выделялся представи­тель охранительного направления, идеолог дворянства князь М.М. Щербатов (выступал за время работы Комиссии 38 раз). Он настаивал на незыблемости крепостного права и необходимости расширения привилегий дворянской аристократии.

При обсуждении крестьянского вопроса были у Екатерины и единомышленники. Так, дворянский депутат Г. Коробьин крити­ковал крепостные порядки и выдвигал предложение ограничить по­мещичий произвол и сделать крестьянина собственником того, что он зарабатывает своим трудом. Его предложение было отвергнуто Комиссией. Также остался неуслышанным голос депутата, выска­завшегося за отмену пыток. Мощную опору Екатерине могло бы дать «третье сословие», «средний род людей» (нарождающаяся бур­жуазия), но этот слой был еще очень слаб и сам нуждался в помо­щи государственной власти. Противоречия оказались настолько острыми, что провал затеи с Уложенной комиссией был очевиден, а это означало невозможность реализации теоретических построе­ний европейских философов на русской почве. В декабре 1768 г. под благовидным предлогом начавшейся войны с Турцией Комис­сия была распущена, как говорилось в Указе, на время, а оказа­лось — навсегда, хотя частные комиссии и статус депутатов продол­жали существовать, поддерживая иллюзии о политике просвещен­ного абсолютизма.

1См.: Записки императрицы Екатерины II. М., 1989. С. 175.

Таким образом, побоявшись выступить против целого сословия дворян (что означало для нее смертный приговор), Екатерина II пошла по пути дальнейшего расширения дворянского землевладе­ния, привилегий дворянства, укрепления его власти над крестья­нами. Именно в период просвещенного абсолютизма был издан Указ (1765 г.) о разрешении помещикам отдавать крестьян в катор­гу, ссылать в Сибирь. После своей двухмесячной поездки по Волге (1767 г.), когда Екатерина получила около 600 челобитных от поме­щичьих крестьян, был издан Указ, запрещавший крестьянам под страхом жестокого наказания жаловаться на своих помещиков. Не приходится сомневаться в том, что в соответствии со взглядами просветителей на природу человека и его естественные права кре­постное право было Екатерине отвратительно. В этом плане пока­зательно дело и наказание известной московской помещицы-сади­стки Дарьи Салтыковой. Оставшись вдовой в 25 лет, она получала удовольствие от пыток и издевательств над людьми, особенно над женщинами: на ее совести убийство более 100 дворовых. В своем Указе (1768 г.) Екатерина назвала Салтычиху «уродом рода челове­ческого». Публично лишенная дворянского звания, она была при­говорена к смертной казни, замененной пожизненным тюремным заключением. Салтычиха провела 11 лет в подземной тюрьме Ива­новского монастыря, куда ей пищу спускали на веревке, затем еще 22 года до своей смерти она жила в пристройке этого же монасты­ря. Следствие над Салтыковой и постигшее ее наказание носили показательный характер и должны были служить к устрашению других крепостников-изуверов. Однако политика просвещенного абсолютизма не смогла предотвратить ни обострения социальных противоречий, ни перерастания крестьянских волнений в Кресть­янскую войну под руководством Е.И. Пугачева.

И все же принципы просвещенного абсолютизма, провозгла­шенные от имени верховной власти, нашли свое воплощение в законодательной деятельности Екатерины II. Все проекты законо­дательств непременно связывались с улучшением нравов, образо­вания и государственной пользой. Так, в связи с планами Екатери­ны II образования «среднего рода людей» значительный интерес представляет деятельность Комиссии о коммерции, в которой яв­ственно прослеживаются просветительские идеи. Комиссия была тем учреждением, где вырабатывались основы «большой полити­ки» по вопросам экономики, торговли и положения купечества. Основным из предложенных был проект Г.Н. Теплова, ориентиро­ванный на необходимость большего почтения к купечеству и боль­шей свободы их деятельности. Коммерция, подчеркивал Теплов, — это особая область, которая обеспечивает стране богатство наибо­лее быстрым способом; представители «третьего чина» (купечест­ва) будут образцами здравой морали, соответствующей интересам государства, т.е. достойными и благонамеренными его граждана­ми. Просветительский характер предложений Теплова (1764— 1765 гг.) виден в его концепции «приохотить» народ к образованию путем распространения книг, журналов, публикаций по сельскому хозяйству, а купеческих детей — к навыкам, как бы мы сейчас ска­зали, маркетинга. Просвещенный абсолютизм включил в свою универсальную систему и новое отношение к природе, проявивше­еся в России в XVIII в. В проекте Теплова содержится протест против неограниченного экспорта леса из России; то же можно сказать о предложении в полном объеме воспользоваться богатст­вами Белого моря, благоприятным климатом берегов Дона для развития там культур виноделия и т.п. Во всех этих эпизодах вы­свечивается проблема гармонии человеческой деятельности, осве­щенной подлинным разумом, и природы.

Рекомендации Комиссии были учтены в ряде указов Екатери­ны II, наносящих удар по системе монополий в торговле и промы­шленности. Разрешалось людям разного звания строить фабрики и заводы; запрещалось препятствовать развитию «ремесел и рукоде­лия»; провозглашался принцип свободной промышленности (от­менялись казенные сборы и объявлялась свобода производства любых видов промышленных изделий). Влияние идей Просвеще­ния ярко выражено и в «Учреждении об управлении губерниями» (1775 г.). Впервые создавались губернские приказы общественного призрения, в обязанности которых входило помогать населению в строительстве и содержании школ, больниц, богаделен, сиротских приютов и др. Итак, с Екатерины началась история русской благо­творительности, которая должна была способствовать созданию в обществе новой атмосферы, иных принципов во взаимоотношени­ях людей — воспитывать дух милосердия, заботы о ближнем.








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 258;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.