Опричнина и утверждение самодержавного правления

Через двадцать лет своего правления Иван Васильевич в марте 1553 г. тяжело заболел. Ему шел двадцать четвертый год. К этому времени он достиг многого: первым венчался на царство, покорил Казанское ханство, осуществил серию реформ и, казалось, мог претендовать на уважение и почитание. Будучи тяжело больным, царь почувствовал, что знатные бояре и часть его окружения не желают выполнять его волю. Иван Васильевич осознал, что нео­граниченность воли монарха на Руси лишь провозглашена, но фак­тически не установлена.

В августе 1560 г. судьба нанесла царю второй сильный удар — умерла его любимая жена Анастасия. Накануне от царя были уда­лены его особо приближенные: Алексей Адашев и духовник Силь­вестр. Оговоренные в том, что они извели жену Ивана Васильеви­ча, Сильвестр и Адашев были взяты под стражу, и оба скончались в заключении. Начиналась полоса преследований и массовых каз­ней. Так, были истреблены, включая подростков, все родственни­ки Алексея Адашева. Москва погрузилась в уныние и страх.

В апреле 1564 г. юрьевский воевода Андрей Курбский бежал в Польшу, предчувствуя близость расправы. Год назад он сменил на этом посту Алексея Адашева. Иван Грозный расценил этот посту­пок князя Курбского как государственную измену. Впрочем, пре­следования и казни вынуждали многих московских бояр и дворян спасать свою жизнь бегством в чужие земли. Царю же все бояре виделись теперь потенциальными изменниками и мнимыми врага­ми. Эта подозрительность, помноженная на крутой нрав самодерж­ца и скрытую злобность, предвещали России неведомую доселе форму правления — тиранию.

3 декабря 1564 г. царь Иван Васильевич в сопровождении двора покинул Москву. Столица оцепенела от страха. Тем временем, пробыв пару недель в Коломенском, царь отъехал в Александровскую слободу, где обосновался надолго. Через месяц Иван Васильевич составил две грамоты. В первой, которая была адресована митро­политу Афанасию, царь описывал беззакония боярского правле­ния. Вторая грамота предназначалась посадским людям и была рассчитана на поддержку народа. В Александровскую слободу от­правилась представительная делегация от духовенства, бояр, дво­рян, купцов и посадских людей. Выслушав посланцев Москвы, Иван IV дал согласие вернуться в столицу, но на определенных условиях — право неограниченной самодержавной власти и учреж­дение опричнины.

2 февраля 1565 г. царь торжественно въехал в Москву и на сле­дующий день объявил об учреждении опричнины. Что собой пред­ставляла опричнина? На наш взгляд, это была форма организации политической власти, опирающейся на насилие. Первоначально опричный корпус насчитывал около тысячи человек. Людей в его состав отбирали необычайно строго, по родственному признаку. Эта мера обеспечивала верность службы каждого опричника. Из­мена одного вела к царской опале всего рода или большой семьи. Поэтому среди опричного войска были целые роды едва ли не в полном составе. Здесь служили все мужчины Канчеевых, Безобра-зовых и многих других дворянских родов.

Основу опричного воинства составили лица царского двора, сопровождавшие Ивана Грозного в Александровскую слободу. Этот опричный двор включал четыре приказа: Постельный, обслужива­ющий царскую семью; Бронный, снабжавший оружием опричную дружину; Конюший, ведавший огромным конским хозяйством; Ситный, занимавший заготовками продуктов питания и приготов­лением пищи. Опричный двор насчитывал около 2 тыс. человек, а все опричное войско достигало 5 тыс. человек. Опричники в зави­симости от положения получали денежное жалованье. Наиболее высокооплачиваемые имели по 50 руб. годового оклада, рядовые опричники довольствовались пятью рублями в год. Оклад же зна­менитого Малюты Скуратова-Бельского достигал 400 руб. в год.

Среди руководства опричнины и вооруженной опричной охра­ны царя были Василий Умной Колычев, князь Борис Давидович Тулупов, Василий Григорьевич Зюзин, Богдан Яковлевич Бельский, будущий царь Борис Федорович Годунов и др. Опричники обеспе­чивались не только денежным жалованьем, но и властью над людь­ми, используя свою близость к царствующей особе. Опричный тер­рор наносил безжалостный удар не только по боярской и княжеской знати, но и по представителям всех других сословий.

С момента утверждения опричнины наиболее ответственные командные должности в царском войске занимали воеводы из оп­ричнины. Каждый второй воевода был опричником. Помимо заме­щения командных постов опричники выполняли особые поруче­ния, к исполнению которых другие служилые люди не допускались. В разрядной книге появились даже специальные наименования для опричников — «дворянин свой». Это были доверенные самодерж­ца. На практике опричники являлись вершиной пирамиды власти. Они осуществляли неусыпный надзор за всеми, кто находился за пределами личного взора царя. Можно представить, насколько велик был произвол этих ревнителей власти. Одновременно с уси­лением опричной прослойки в командовании армией происходила «пропитка» опричниками всего административного аппарата госу­дарства, начиная с Боярской думы. Постепенно в опричную столи­цу царя — Александровскую слободу — переместилось все управ­ление страной, заменив традиционно сложившиеся органы власти с вековыми правами и привилегиями высших именитых кланов, с претензией на государственную власть церкви, с вечевыми вольно­стями крупных городов, таких, как Новгород, Псков, Тверь. С вве­дением опричнины начались оттеснение российской аристократи­ческой знати от управления страной и замена ее опричной бюрократией.

В системе централизованного государства Иван IV выделил «опричь» всей земли важные торговые пути на север и восток, а также основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты на западных и юго-западных границах. В государев удел вошли Можайск, Вязьма, Козельск, Суздаль, Старая Русса, Галич, Волог­да, Устюг и другие города.

Верховное управление и суд в опричных землях осуществляла опричная Боярская дума. Остальные территории, которые не во­шли в государев удел, именовались земщиной. Здесь по-прежнему текущими делами занималась земская Боярская дума. Однако выс­шей инстанцией государственной власти был царь.

Образование опричнины знаменовало собой верхушечный по­литический переворот, имевший целью утвердить принципы само­державного правления в рамках ограниченной монархии в ущерб традиционным привилегиям аристократического боярства, непо­средственно участвовавшего в управлении государством. В 1533 г. на момент вступления Ивана IV в права наследника великокняже­ского престола Боярская дума состояла из 11 человек. Среди них были влиятельные представители старомосковского боярства: Во­ронцов, Захарьин, Тучков, братья Морозовы, Шуйские, Горбатые. Кроме великокняжеской Думы действовали удельные Думы в Тве­ри, Дмитрове, Волоколамске, Калуге и т.д. Удельные Думы были миниатюрной копией московской. Так же как удельные князья находились в родстве с великими князьями, удельные бояре были родичами московских бояр. По сути, это была власть родовой зна­ти. Первоначально целями опричнины были разрушение традици­онной формы правления и смена аристократии бюрократией. По­этому опричный террор изначально имел антикняжескую направленность. На другой день после провозглашения опрични­ны опале подверглись князья А.Б. Горбатый, С.В. Ростовский, А. И. Катырев. Князья Суздальские и Ростовские фактически были изгнаны из Боярской думы. Следует подчеркнуть, что расправы над знатными семействами сопровождались широкой конфискацией имущества и княжеских вотчин. Учреждение опричнины повлекло за собой крушение княжеского землевладения. Катастрофа была столь велика, что последующие амнистии не смогли ликвидиро­вать ее разрушительных последствий.

В 1566 г. в Москве правительством был экстренно созван Зем­ский собор. В него вошли члены Боярской думы, духовенство, дворянство, приказные люди и богатые купцы. И хотя Земские соборы как форма сословного представительства возникли задолго до опричнины, по иронии судьбы первые действительно предста­вительные соборы созваны были после ее учреждения. На этом Соборе прозвучало требование об отмене опричнины, оно отстаи­валось представителями феодальной знати Новгорода.

До середины XVI в. Новгород являлся вторым после Москвы торгово-ремесленным и культурным центром. Вскоре опричная политика приобретает антиновгородскую направленность. В конце 1569 г. Иван Грозный возглавил карательную экспедицию в Новго­род. Пятнадцатитысячное опричное войско через Клин, Тверь, Торжок продвигалось к Новгороду, подвергая жителей этих горо­дов грубому насилию. Под предлогом борьбы с чумой всякое пере­движение по новгородской дороге было перекрыто под страхом смерти. Никто не мог предупредить новгородцев о надвигающейся опасности. Передовые опричные отряды оцепили город. Спустя четыре дня в окрестности Новгорода прибыл царь и остановился лагерем в монастыре на Городище. Началась расправа над новго­родским духовенством и знатью. Суд над «новгородскими заговорщиками» явился центральным эпизодом новгородского погрома. Количество жертв этой драмы не поддается точному исчислению. Известно только, что общее число репрессированных было при­мерно 2 тыс. человек.

1570 год принес новгородцам страшный голод. За этот год от голода умерло несколько тысяч посадских людей. Дело доходило до каннибализма. Ущерб, нанесенный Новгороду опричным тер­рором и голодом, был огромен. Господин Великий Новгород и новгородские земли пришли в упадок. Опричнина утверждается в Новгороде. Город постепенно превращается в главный опорный пункт опричнины на северо-западе.

Существует мнение, что погром Новгорода был связан со стрем­лением царя покончить с удельной децентрализацией. Едва ли это справедливо. Новгородский сепаратизм был лишь побочным про­дуктом глубоких социальных противоречий и проблем. Массовый террор должен был усмирить население, истребить элементы недо­вольства.

Опричнина избавила Ивана Грозного от традиционной опеки аристократической Боярской думы. В стране был установлен но­вый режим. Самодержавный царь получил неограниченное право подвергать опале своих подданных, проводить земельные и иму­щественные конфискации. Государь становился владельцем огром­ных территорий, финансов, ему подчинялись правительство и ар­мия.

После 1572 г. территория опричного удела слилась с земщиной. Старая опричная гвардия была распущена. Были сформированы новое окружение царя, новый двор. Таким образом, формально оп­ричнина как учреждение в 1572—1573 гг. прекратила свое существо­вание. Но террористический режим мало изменился. Поэтому неко­торые историки полагают, что опричнина лишь получила новое наименование «Государев двор». Найденные в последние годы доку­менты подтверждают эту гипотезу. Новый двор был сформирован из бывших опричников, им было сохранено жалованье и т.д. Вместе с тем царь и его окружение начинали осознавать последствия массо­вого террора: армия лишилась талантливых воевод, воинские люди вымерли от голода и мора, страна слабела. И как результат, в 1571 г. татары вторглись в Москву. Опричные погромы деморализовали жизнь общества, но не изменили основных тенденций развития страны. Опричнина дорого обошлась народу. Бесчинства опрични­ков были беспрецедентными и не имели оправдания.

Иван Грозный был порождением своего времени. Он вместе с Россией переживал взлеты и падения. В 48 лет царь тяжело зане­мог. В слободу были спешно созваны старшие бояре и духовенство. Потеряв надежду на выздоровление, Иван Васильевич объявил наследником старшего сына князя Ивана. Когда же царь выздоро­вел, его доверие к 27-летнему сыну поколебалось. К недоверию прибавился страх за свою жизнь. Отношения отца и сына испорти­лись. Последняя их ссора разыгралась в Александровской слободе. В припадке ярости Иван IV нанес сыну удар жезлом по голове. Проболев 11 дней, наследник скончался. Так жестокость царя об­рекла династию на исчезновение.

Находясь в состоянии глубокого душевного кризиса, Иван Ва­сильевич решил посмертно простить всех опальных бояр, казнен­ных по его приказу Списки казненных опричниками лиц были разосланы монастырям для поминовения. Фактически царь в кон­це жизни признал бесполезность опричного террора.

Предчувствуя близость смерти, Иван Грозный составил новое завещание в пользу слабоумного сына Федора и образовал при нем регентский совет. В него вошли четыре человека. 18 марта 1584 г. Иван Васильевич скоропостижно умер. Так закончилось 50-летнее царствование Ивана Грозного.

История России в XVI столетии поражает своими контрастами. Страна то достигала экономического успеха, то переживала вели­кое разорение. Россия сумела проложить себе дорогу на Урал и в Сибирь, завязать торговые отношения с Европой. Но подъем промышленности и торговли сменился в конце века упадком. Россия оказалась на пороге крупнейшего национального кризиса, кото­рый разразился в самом начале XVII в.

ЛЕКЦИЯ VIII

РОССИЯ В XVII ВЕКЕ

Россия накануне грозных потрясений. Национальный кризис 1604—1612 гг. и народные движения. Утверждение самодержавия, становление династии Романовых. Государство и церковь

XVII век, по меткому определению Н.М. Карамзина, открывался для России адской игрою властолюбия, бедствиями свирепого голода и повсеместных разбоев, ожесточением сердец, развратом народа — всем, что предшествует ниспровержению государств. Россия пройдет через великую смуту, переживет очищение, возведет на престол династию Романовых. Это время формирования многонационального централизованного государства, оформления крепостнических отношений.

Термин «Смутное время» стал употребляться еще в годы царствования Алексея Михайловича. Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев, воссоздавая историю Российского государства, будут характеризовать смуту как время великих потрясений. Для С.Ф. Платонова Смутное время станет темой его монографических исследований. Его книга «Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI—XVII вв.» является наиболее полным результатом изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время. Ученый выделяет в развитии смуты три периода: первый — борьба за московский престол (боярская смута); второй — разру­шение государственного порядка (начало широкой общественной борьбы) и третий — попытки восстановления порядка в государст­ве и обществе. Среди историков, активно занимавшихся изучени­ем причин, развития и последствий смуты, следует назвать А.А. Зи­мина, Р. Г. Скрынникова, А.П. Павлова.

Другая кардинальная проблема общественного развития России в XVII в. — оформление крепостнических отношений. История создания и общая характеристика Соборного Уложения 1649 г. представлены работами М.Н. Тихомирова, П.П. Епифанова, К.А. Софроненко. Сам процесс окончательного закабаления крес­тьян в России, эволюция феодализма и феодального права основа­тельно исследованы Ю.А. Тихоновым, В.И. Бугановым, А.А. Пре­ображенским, А.Г. Маньковым, В.И. Корецким и др.

В XVII в. завершается процесс превращения церкви из орудия господства феодалов в орудие господства дворянского государства, когда после становления династии Романовых дворянство захва­тывает ведущее положение в российском обществе. По выражению крупнейшего специалиста по истории русской церкви Н.М. Ни­кольского, церковь в XVII в. приобрела ослепительный внешний блеск, но в сущности превратилась в один из московских приказов.








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 413;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.