Философия Фр. Бекона.
Итак, первая задача — разрушительная, задача "очищения", освобождения разума, подготовка его к последующей позитивной творческой работе. Эту задачу Бэкон стремится решить в своем знаменитом учении о "призраках", или "идолах".
УЧЕНИЕ О ПРИЗРАКАХ
"Наше учение об очищении разума для того, чтобы он был способен к истине, заключается в трех изобличениях: изобличении философий, изобличении доказательств и изобличении прирожденного человеческого разума", — пишет Бэкон. Соответственно этому Бэкон различает четыре рода "призраков" — помех, препятствующих подлинному, истинному познанию:
1) призраки рода,имеющие основание "в самой природе человека, в племени или в самом роде людей";
2) призраки пещеры,заблуждения отдельного человека или группы людей, обусловленные "малым миром", "пещерой" индивида или группы;
3) призраки рынка,проистекающие из взаимного общения людей, и, наконец,
4) призраки театра,"которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательств" ((История философии: Запад-Россия-Восток книга вторая: Философия XV-XIX вв . Под редакцией проф. Н. В. Мотрошиловой — М.: «Греко-латинский кабинет»-® Ю. А. Шичалина, 1996. Раздел II, гл.1).
Философия Бэкона
… Главные философские интересы Бэкона сосредоточены на практике и науке. … Бэкон резко критикует созерцательный идеал знания. Знание — сила, а сила эта выражается прежде всего в стимулировании ею человека к действию. Бэкон стремится к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельности человека. "Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно ". Таким образом, знание замыкается на действие, а действие — на знание… В чем выразилось новаторство Бэкона? Пожалуй, прежде всего в понимании практико-экспериментальной обусловленности знания... Совершенно справедливо он указывает на необходимую связь знания с экспериментом. .. По Бэкону, знание не возникает в голове человека само по себе, его нужно получить в результате осмысления данных эксперимента. Раз так, то он вполне последовательно утверждает, что эксперимент индуцирует знание, "наводит" на него. Латинское "индукцио" означает выведение, наведение. Но Бэкон имеет в виду не просто наведение на новое знание, а конкретный философский метод индукции , логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям (заметим, что в противоположность индукции дедукция есть умозаключение от общих суждений к частным).
Итак, по Бэкону, надо сравнивать данные эксперимента, находить общие черты в них и в результате получать знание общего характера, на основе которого уже без затруднений можно объяснить новые случаи, которые не противоречат общим положениям. Бэкон сознает, что у метода индукции есть пределы применимости. Уже в силу своей конечной природы человек может иметь контакт лишь с какой-то частью явлений, следовательно, индукция будет неполной. С другой стороны, может случиться так, что одни данные будут подчиняться общему правилу, а другие — противоречить этому правилу. Даже из-за одного отрицательного результата придется отказываться от применения общего правила. Рассмотренные ограничения не поколебали веру Бэкона в силу метода индукции. Да, считает Бэкон, метод индукции имеет свои пределы применения, но это не недостаток, а его особенность. Метод индукции дает знание таковым, каковым оно является… (Канке В.А. Философия Учебник»: «Логос»; Москва; 2007. Часть I, гл. 1.5)
Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 407;