Философия науки, ее основные направления в ХХ – нач. XXI в.

 

В конце XIX – нач. ХХ в. произошло становление неклассической науки. Для последней было характерно стремление соотнести знания об объекте с особенностями самого субъекта, его средств и операций. Постнеклассическая наука, взяв на вооружение основные достижения неклассической науки и, прежде всего, ее стремление обеспечить адекватность знания, обратила свое внимание на соотнесение знания об объекте с ценностями и целями познающего субъекта. Ученые начали выявлять и изучать социальные и культурные условия познания. Особое место было уделено анализу сложных саморегулирующихся и саморазвивающихся систем. Они предпринимают очередную попытку обобщения научных знаний и создания общенаучной картины мира, создав концепцию универсального развития (эволюционизма).

Таким представителем историко-эволюционистского направления в науке был американский философ Томас Сэмюэл Кун (1922 – 1996). Наиболее известной работой Томаса Куна считается «Структура научных революций» (The Structure of Scientific Revolutions, 1962), в которой рассматривается теория о том, что науку следует воспринимать не как постепенно развивающуюся и накапливающую знания по направлению к истине, но как явление, проходящее через периодические революции, называемые в его терминологии «сменами парадигм» (англ. paradigm shift). Изначально «Структура научных революций» была опубликована в виде статьи для «Международной энциклопедии унифицированной науки» («International Encyclopedia for Unified Science»), издаваемой Венским кружком логических позитивистов, или неопозитивистов. Огромное влияние, которое оказало исследование Куна, можно оценить по той революции, которую она спровоцировала даже в тезаурусе истории науки: помимо концепции «смены парадигм», Кун придал более широкое значение слову «парадигма», использовавшемуся в лингвистике, ввёл термин «нормальная наука» для определения относительно рутинной ежедневной работы учёных, действующих в рамках какой-либо парадигмы, и во многом повлиял на использование термина «научные революции» как периодических событий, происходящих в различное время в различных научных дисциплинах, – в отличие от единой «Научной Революции» позднего Ренессанса.

Предложенная Куном модель исторической эволюции науки направлена как против антиисторизма неопозитивистов, так и критических рационалистов (Поппер). Кун отвергает общее для этих направлений убеждение в единственности, абсолютности и неизменности критериев научности и рациональности.

Эпистемологическая критика модели Куна отметила недостаточность обоснованности положения Куна о «несоизмеримости» парадигм, социологическая – искусственность понятия «научное сообщество». С свою очередь со стороны научного сообщества В.Л. Гинзбург отмечает в модели Куна: непонимание принципа соответствия между старыми и новыми теориями принципиального значения, отсутствие подлинного историзма, непонимание неоднородности развития науки.

 

Во Франции концепция Куна стала соотноситься с теориями Мишеля Фуко (соотносились термины «парадигма» Куна и «эпистема» Фуко), хотя Фуко скорее занимался историческими «условиями возможного» научного дискурса. (В действительности мировоззрение Фуко было сформировано под влиянием теорий Гастона Башляра, который независимо разработал точку зрения на историю развития науки, схожую с куновской.)

Работа Куна весьма широко используется в социальных науках – например, в постпозитивистско-позитивистской дискуссии в рамках теории международных отношений.

Философское направление неопозитивизма («аналитической философии», «лингвистической философии») существенным образом повлияло на философию ХХ в. Это направление мысли обратило свое внимание прежде всего на изучение вопросов роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, а также способов математизации и формализации знания. Отдельные идеи неопозитивизма получили критическое развитие в рамках другого философского направления – постпозитивизма. Его формирование началось с издания в 1959 г. английского варианта «Логики научного открытия» Карла Раймунда Поппера(1902 – 1994) – известного английского философа и социолога, который создал философскую концепцию критического рационализма, теорию роста научного знания. Карл Поппер внёс большой вклад в разработку принципов научного познания и стал основоположником критического реализма. В своих трудах Поппер опирался на концепцию истины Альфреда Тарского. Он считал, что истина объективна, а знание носит предположительный характер, может быть подвержено ошибкам и должно постоянно пересматриваться (принцип фаллибилизма).

Критический реализм появился как попытка Поппера решить философские проблемы демаркации (отделение научного знания от ненаучного) и индукции (допустимость индуктивных суждений из опыта). Поппер был знаком с решением проблемы демаркации членами Венского кружка (представители логического эмпиризма) — верификационизмом, согласно которому смысл имеют лишь проверяемые или верифицируемые суждения. В противовес этому принципу Поппер выдвинул принцип фальсификационизма, согласно которому теория является научной, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен.

Поппер утверждал, что научное знание рационально не из-за наличия обоснования, а из-за того, что мы способны критически его рассматривать. В своей работе «Логика научного исследования» (нем. Logik der Forschung) Поппер указывал на то, что научное знание появляется не из-за появления новых обоснований, а из-за критики гипотез, которые предлагаются для решения новых проблем. По мере рассмотрения потенциально бесконечного множества теорий, которые являются решением заданной проблемы, и последующего опровержения или фальсификации этих теорий одной за одной и рационального выбора из оставшихся (ещё не фальсифицированных), происходит накопление новых научных знаний и появление новых проблем.

Выдающимся представителем постпозитивистской философии науки был американский философ Пол Карл Фейерабенд (1924 – 1994). Его учение, испытавшее влияние марксизма, представляет собой сочетание критического рационализма, научного материализма и идеологии контркультуры.

Он выдвигает тезис «теоретического реализма», который означает, что принятие какой-либо теории детерминирует способ восприятия явлений, т. е. опыт всегда теоретически нагружен. Рост знания, по мнению ученого, происходит в результате размножения теорий, которые являются несоизмеримыми, т. е. дедуктивно не связанными, использующими разные методы и понятия. Он, сторонник теоретического и методологического плюрализма, считал, что существует множество равноправных типов знания, а данное обстоятельство способствует росту самого знания и развитию личности. Для науки наилучшее время — в период борьбы альтернатив. Сами знания идеологически нагружены, благодаря различиям условий, в которых находятся ученые. Он отказывается от понятий истины и объективности знания, подчеркивая относительность критериев рациональности в познании и деятельности.

Видным философом и историком науки был живший в Великобритании Имре Лакатос (1922 – 1974). Он разработал универсальную концепцию развития науки. Его основная идея заключалась в том, что такое развитие основано на конкуренции научно-исследовательских программ. Такая программа представляет собой серию сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов, она является основной единицей научного знания и состоит из ядра программы, защитного пояса и позитивной и негативной эвристики. Рост зрелой теоретической науки Лакатос рассматривает как смену исследовательских программ, представляющих собой непрерывно связанную последовательность теорий. Каждая теория программы возникает как результат добавления вспомогательной гипотезы к предыдущей теории. Лакатос выделяет в развитии исследовательских программ две важнейшие стадии – прогрессивную и вырожденную (регрессивную).

Австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951) заложил основы аналитической философии, много делал для изучения вопросов логической структуры языка, устранения неясностей в обозначении. Необходимо, по мнению философа, сконцентрировать активность, направленную на прояснение языковых выражений. Задача исследователя заключается в устранении путем анализа естественного языка философских и иных обобщений, оцениваемых им как своего рода заболевания.

Одним из основных направлений современной философии является феноменология(направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт). Ее основателем был известный немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938). Первым и наиболее значимым его трудом по феноменологии стала работа «Логические исследования». Главным отличием феноменологии является то, что она отказывается от любых идеализаций в качестве исходного пункта и осуществляет принятие единственной предпосылки – возможности описания спонтанно-смысловой жизни сознания. Это учение провозглашает неразрывность и в то же время взаимную несводимость человеческого бытия, личности и предметного мира. Необходимо высвобождение сознания и предметного мира из причинных и функциональных связей между ними, а также из диалектико-мистического их взаимопревращения. Чистое сознание, как чистое смыслообразование, отъединяется от основывающихся на этих связях мифологических, идеологических и повседневно-объединенных установок и схем. Необходимо движение к самим предметам, т. е. воссоздание непосредственного смыслового поля, поля значений между сознанием и предметами. Истина же – это тождество предмета самому себе.

Еще одним важным направлением в области социальных и гуманитарных наук ХХ в. стал структурализм. Его философия связана с выявлением структуры, т.е. совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях. Второй волной структурализма стал сформировавшийся в 70 – 80-е гг. XX в. постструктурализм, который изучает все «неструктурное» в структуре, выявляет парадоксы, возникающие при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, и направлен на новые модели смыслообразования, создание новой практики «открытого» чтения, преодолевающей герменевтические и аналитические модели истолкования. Представителем этого течения являются Жан Бодрияр, Жиль Делез и Жан-Франсуа Лиотар. Учения данных мыслителей одновременно можно отнести и к сформировавшемуся в 70 – 80-е гг. направлению постмодернизма. Формирование этого направления в философии связано, прежде всего, с деятельностью Лиотара. Постмодернизм возник в результате появления сомнения в возможности философии систематизировать мир. Последний не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не умещается ни в какие теоретические схемы. Постмодернизм утверждает, что объективно невозможно зафиксировать наличие жестких, самозамкнутых систем, будь то в сфере экономики, политики, государства и права и т. п.

Весьма важный вклад в современную философию и историю культуры внес французский ученый Мишель Поль Фуко (1926 – 1984) – представитель философии структурализма. В своей работе «Слово и вещи. Археология гуманитарных наук» (1966) он выделяет главное ее понятие – эпистему. Которое представляется как общее пространство знания, способность фиксации «бытия порядка», скрытая от непосредственного наблюдения сеть отношений между «словами» и «вещами», на основе которой строятся свойственные той или иной эпохе коды восприятия, практики познания, порождаются отдельные идеи и концепции. В соответствии с этим он выделяет в европейской истории три эпистемы (познавательных поля) – Возрождения, классического рационализма и современности (XIX – XX вв.). Основанием для их сопоставления и противопоставления у Фуко выступает специфика означающего механизма, соотношения «слов» и «вещей» (перипетии языка в культуре): язык как вещь среди вещей в период Возрождения, язык как прозрачное средство выражения мысли – классический рационализм и язык как самостоятельная сила в последней эпистеме.

Переживает второе рождение и учение Зигмунда Фрейда (1856 – 1939) о психоанализе, возникает неофрейдизм. Так происходит его соотнесение с выдвижением различных философских теорий (феноменологией, герменевтикой, структурализмом). Возникли психоаналитическая философская антропология, экзистенциальный анализ культурного психоанализа. Представителем последнего является Эрих Фромм (1900 – 1980).

Продолжает свое развитие и марксизм, отличный от его советского варианта «марксизма-ленинизма». Оно имеет два основных течения: диалектико-гуманистическое (Д. Лукач, А. Грамши) и сциентистское (Э. Балибар, Д. Лекур и др.). Первое критиковало марксизм-ленинизм за недостаточную человечность, второе – как недостаточно научное учение.

 








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 1282;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.