Искусство Западной Европы в Средние века. Романский стиль и готика

Романское искусство - выразитель взлета христианского мира после тысячного года - в XII веке стало преображаться. Новое - готическое - искусство появилось в городе и достигло своего пика в строительстве именно городских соборов. Иконография городских соборов отразила дух именно городской, а не монастырской культуры. Здесь деятельная и созерцательная жизнь искала равновесия, и корпорации ремесленников украшали эти церкви витражами и с иллюстрациями богословских мыслей, и с прославлениями собственных ремесел. Сельские церкви скромно и не всегда удачно подражали городским. С другой стороны, и деревенские мотивы были слышны в городе - тема помесячных сезонных трудов оставалась традиционной в украшении любой церкви.

Лишь один представитель техники достиг, может быть, наивысшей ступени - архитектор. Архитектура была главной промышленной отраслью в Средневековье. По правде говоря, лишь в век готики искусство строить превратилось в науку, а сам архитектор стал ученым, да и то не во всем христианском мире. Он добился того, чтобы его величали «мэтром», и пытался даже добиваться звания «магистр каменного строения», как другие носили звание магистра искусств или докторов права. Производя расчеты по правилам, он противопоставлял себя архитектору-ремесленнику, применявшему традиционные рецепты, то есть каменщику. Сосуществование, а иногда и противостояние двух типов строителей длилось до конца Средневековья, и на переходе от XIV к XV в. на строительной площадке миланского собора произошел знаменитый спор между французским архитектором, для которого «нет искусства без науки», и ломбардскими каменщиками, для которых «нет науки без искусства».

Взлет христианского мира после тысячного года выразился в романском искусстве. Термин «романское» условен и неточен. Сначала под ним подразумевали памятники архитектуры, выполненные по римскому способу (modo romano) - то есть из камня со сводчатыми перекрытиями, а не из дерева, как древние варварские постройки. В наше время романским считают все западноевропейское искусство XI и первой половины (кое-где и второй) XII вв. Основой романского искусства была в первую очередь сложившаяся на Западе местная художественная традиция, обогащенная влияниями Сирии, Византии, Месопотамии и Ирана. К этому же времени относится и усиление интереса к античности.

Укрепления различались и по внешнему виду, и по размерам, и по происхождению. Главным строительным материалом оказывалось, наверное, все-таки дерево. Некоторые замки были огромными, включавшими в себя баню, крепость и ограждение, некоторые - крошечными. Самое значительное достижение романской архитектуры - собор. Основная задача его - служить местом, где община соприкасается с высшими силами. Считалось, что божество незримо присутствует при службе, что понималось буквально. Бог воспринимался как таинственная сила, вероятность проявления которой особенно велика в священных местах, он был благом и справедливостью и, одновременно, гарантом клятв, даваемых в его присутствии. Карл Великий ввел в судебную практику ордалии (Божий суд), которые церковь осуждала. Вообще, основным видом романского искусства является архитектура: романская архитектура развивала церковное пространство во всех направлениях. В истории развития романской архитектуры первое место принадлежит Франции. Здесь сложилось особое явление - паломнические церкви - базилики.

В период готического искусства блеск и великолепие неудержимо влекли к себе человека той эпохи. Причем пышность порой побеждала красоту. Без внимания не оставалась ни одна малейшая деталь, что вело к перегруженности. Понятие и чувство меры той эпохе было чуждо. Тому примером и архитектура - пламенеющая готика: каждая деталь прорабатывается без устали, каждой линии противопоставляется контрлиния, форма дробится и множится. Форма безудержно прорастает за пределы идеи, детали становятся узором, захватывают всю поверхность и все линии. В этом искусстве господствует страх пустоты, который, может быть, можно назвать характерным признаком близящихся к концу духовных периодов.

Монаршья роскошь напоминала о варварстве. Вершина этого - придворные празднества. Въезд Изабеллы Баварской в качестве супруги Карла VI в Париж в 1389 г. сопровождался исполнением сцен на священные сюжеты, в празднестве принимал участие белый механический олень с позолоченными рогами и короной на шее; с башни Нотр-Дам спускался ангел, и, проникая через прорезь в пологе из голубой тафты с золотыми лилиями, которым был перекрыт мост, он увенчивал новую королеву короной и возносился обратно.

Граница между вкусом и безвкусицей у современного человека и у человека того времени не совпадает. Художественное видение и страсть к роскоши и раритетам еще не были обособлены. Простодушное воображение легко могло наслаждаться чем-нибудь редкостным, как будто это представляло собой нечто прекрасное.

Страна, где наиболее сильными были влияния французской готики, - Германия. В первых десятилетиях XIII в. многие выходцы из Германии работали на строительстве готических соборов во Франции - они-то и стали насаждать у себя новые формы и конструктивные приемы. В ранних готических памятниках влияние доходит до подражательности, но, привитая на новую почву, немецкая готика развивалась затем по-своему. Немецкая готическая архитектура сложилась позднее французской: конец XIII – начало XIV вв. - рубеж ранней и высокой готики, конец XV – начало XVI веков - граница высокой и поздней. Немецкая готика обладает рядом специфических признаков. Соборы в плане проще французских. Капеллы и обход хора и алтаря, как правило, отсутствует - пространство становится более единым и легко обозримым. Нефы выше, аркбутаны почти не используются, вместо двух башен на главном фасаде часто находится только одна, увенчанная высоким шпилем. Здание вообще сильно вытянуто по вертикали. Вместо розы в центре фасада появляется большое стрельчатое окно. Крупнейшая готическая церковь в Германии - собор в Кельне (начат в 1248 г.) - строился до XVI в. (башни возведены в XIX в.). План его был разработан под воздействием французского собора в Амьене, даже есть венец капеллы и аркбутаны, но своды выше - высота центрального нефа составляет 46 м., башен - 160 м. Это огромное здание с пятью нефами, трансептом и двумя колоссальными башнями на западном фасаде, увенчанными остроконечными ажурными шпилями, вместо розы - стрельчатое окно.

Для готических соборов Германии XIV в. характерны так называемые зальные церкви: центральный и боковые нефы имеют одинаковую или почти одинаковую высоту, два ряда столбов делят храм на три части, но они стоят так широко, что не в силах отгородить друг от друга части здания; весь интерьер воспринимается как единое пространство, как выражение спокойного бытия (Гмюнд, Динкельбюль, Нюрнберг, Любек, Данциг, Расток). Северная Германия вырабатывает самостоятельный стиль кирпичной архитектуры - с большими плоскостями стен, прерываемые стрельчатыми оконными или дверными проемами, фасады увенчаны ступенчато очерченными фронтонами.








Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 684;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.