Понятие и виды источников гражданского права

Источниками гражданского права являются различные норы, содержащиеся в нормативных актах, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, которые содержатся в международных правовых актах, федеральных законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, нормативных актах министерств и ведомств. Их нельзя путать с актами тех же органов, изданными в процессе правоприменительной деятельности.

Нормы, регулирующие гражданские отношения, находят свое внешнее объективированное выражение в статьях различных нормативных актов, которые принято именовать источниками гражданского права. В них закрепляется содержание норм.

Источники гражданского права могут быть классифицированны по следующим основаниям:

1) по форме акта — на законы, указы, постановления, правила, положения и т.д.;

2) по степени обобщенности — на кодифицированные и некодифицированные. К числу кодифицированных относится ГК.

3) по субъектам, к которым применяются источники гражданского права, — на общие и специальные. Общие призваны регулировать отношения с участием любых субъектов гражданского права, специальные рассчитаны на применение к определенным лицам;

4) по предмету правового регулирования — на регулирующие вещные, обязательственные, личные неимущественные отношения.

Нужно учесть, что правотворческая деятельность осуществляется рядом государственных органов. Поэтому целесообразно классифицировать источники гражданского права, прежде всего, по их юридической силе и органам, принимающим те или иные акты. Они расположены в зависимости от положения в системе источников гражданского права, обусловленного их юридической силой.

Нормы гражданского права могут быть закреплены как на законодательном уровне, так и на подзаконном. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам.

Гражданское законодательство и его система.В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Закрепление принципа единства гражданско-правового регулирования — это оптимальное правовое решение, отражающее объективную потребность обеспечения единства экономического пространства страны (ст. 8 Конституции РФ)[4].

Прежде всего рассмотрим понятие «законодательство». В теории права термин «законодательство» понимается в широком и узком смысле.

Современная позитивная тенденция в законотворчестве выражается в закреплении узкого понимания законодательства. Впервые ныне действующий ГК в п. 2 ст. 3 установил, что гражданское законодательство состоит из ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. На такой же позиции стоит и Конституционный Суд РФ. Понимание законодательства как исключительно совокупности законов позволяет придать гражданскому закону наибольшую юридическую силу. Указы Президента и постановления Правительства РФ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, касающиеся гражданско-правовых отношений, не создают норм гражданского законодательства, но являются источниками гражданского права.

Необходимо различать понятия «гражданское право» и «гражданское законодательство»: если первое представляет собой совокупность всех норм права, правовую отрасль, то второе — совокупность только законодательных актов, в которых нормы находят свое материальное закрепление. При этом указанные акты нередко имеют комплексную, межотраслевую природу, содержат не только гражданско-правовые нормы. В свою очередь, нормы гражданского права могут содержаться и в актах других отраслей законодательства. Например, жилищное законодательство состоит из законов, содержащих нормы как гражданского, так и административного права. Эти акты могут в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ приниматься и субъектами Федерации при условии их непротиворечия федеральным законам (ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ). Законы систематизируются по различным признакам, в результате чего система гражданского права и система законодательства не совпадают.

Законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, составляют весьма значительный по объему нормативно-правовой массив. Главное место среди законодательных актов занимает Конституция РФ. Будучи Основным законом, она обладает высшей юридической силой. Все другие законы и иные акты государственных органов издаются в соответствии с Конституцией РФ. Она является юридической базой действующего гражданского законодательства. Анализ конституционных норм, относящихся к сфере имущественных и личных неимущественных отношений, показывает, что они по преимуществу действуют прямо, определяя правовое положение (статус) участников указанных отношений. Первостепенное значение для гражданско-правового регулирования имеют конституционные нормы, определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 9, 34—36 и др. Конституции РФ), объем правоспособности граждан (ст. 17—25, 35, 44 и др. Конституции РФ). Вместе с тем, действуя непосредственно, они раскрываются и конкретизируются в отраслевом законодательстве.

Общепризнанными началами законотворчества являются, во-первых, целесообразность уменьшения количества принимаемых законодательных актов посредством их укрупнения и, во-вторых, унификация правового режима при регулировании однородных отношений. Как известно, высшая форма систематизации законодательства — его кодификация. Отличительной чертой кодифицированных законов является согласованное и взаимообусловленное сочетание норм общеправового регулирования (нормы-цели, нормы-дефиниции, нормы-принципы и т.д.) и норм конкретного правового регулирования, позволяющее определять такие законы в качестве нормативной основы отрасли законодательства[5].

Поэтому среди актов непосредственно гражданского законодательства особую роль играет ГК. Его структура выражает объективно существующую систему гражданского права. ГК не относится к числу федеральных конституционных законов, поскольку не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода актам, установленным ст. 108 Конституции РФ. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК (п. 2 ст. 3 ГК). При коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в Кодексе, других федеральных законах и иных источниках гражданского права, необходимо руководствоваться нормами ГК, если только в самом этом акте не предусмотрено иное[6]. При этом общие принципы действия законов, которые признают, что последующий акт вытесняет ранее изданный, а специальный — общий акт, в данном случае не применяются[7].

ГК содержит развернутую регламентацию всех важнейших отношений и институтов гражданского права, характерных для рыночной экономики.

Предметом гражданского права является достаточно широкий спектр общественных отношений. Урегулировать их только в ГК сложно, да и, что очевидно, нецелесообразно. Поэтому наряду с указанным Кодексом систему гражданского законодательства образуют специальные законы, которые:

1) определяют признаки и правовой статус отдельных видов юридических лиц, например федеральные законы «Об акционерных обществах», «О некоммерческих организациях», «О производственных кооперативах», «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», «Об общественных объединениях»;

2) регулируют отдельные виды общественных отношений, входящих в предмет гражданского права, например законы Российской Федерации «О защите прав потребителей», «Об организации страхового дела в Российской Федерации», федеральные законы «Об актах гражданского состояния», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О несостоятельности (банкротстве)». Некоторые законы принимаются в форме кодексов, регулирующих определенную узкую (отраслевую или межотраслевую) группу общественных отношений, например Кодекс торгового мореплавания РФ, Воздушный кодекс РФ, Кодекс внутреннего вод­ного транспорта РФ.

Принятие ряда специальных законов (примерно 30) установлено самим ГК. Этим, во-первых, обусловлена целостность структуры гражданского законодательства. Во-вторых, существенно расширена сфера прямой законодательной регламентации и исключено регулирование соответствующих отношений подзаконными актами. Но надо отметить, что, к сожалению, не все законы, издание которых прямо предусмотрено Кодексом, приняты. Например, нет законов об иммунитете государства и его собственности (ст. 127), о некоторых специальных видах страхования (ст. 970), об особенностях отдельных видов договора комиссии (ст. 990), о порядке возмещения вреда, причиненного действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда (ст. 1070).

Вместе с тем некоторые положения отдельных законов не действуют как не соответствующие ГК. Примером могут служить правила о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Иные источники российского гражданского права.Российская Федерация является частью мирового сообщества, она достаточно активно участвует в мировой экономике. Поэтому общепризнанные принципы и нормы международного права и заключенные ею международные договоры (в том числе как правопреемника СССР) являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Важное значение имеют международные соглашения, регламентирующие куплю-продажу, лизинг, интеллектуальные права. Указанные международные договоры применяются к отношениям, входящим в предмет гражданского права, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Конституция РФ, а вслед за ней и ГК придали более высокую юридическую силу этим актам по сравнению с российскими: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные отечественным законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 2 ст. 7 ГК). Международные акты обычно вводятся в действие путем принятия федеральных законов об их ратификации.

Среди подзаконных нормативных актов основную роль играют указы Президента РФ и постановления федерального Правительства, которые в нормах Гражданского кодекса РФ объединены единым термином «иные правовые акты» (п. 6 ст. 3 ГК РФ).

Указы Президента РФ не должны противоречить законам, они принимаются только при отсутствии специальных указаний законодателя на то, что данный вопрос может быть урегулирован исключительно законом и в соответствии с ним. Так, реализуя свои полномочия, Президент РФ издал 18 октября 2002 г. Указ № 1205 «О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий».[8]

На основании и во исполнение ГК и иных законов, указов Президента РФ Правительство РФ как коллегиальный орган вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права (например, во исполнение названного Указа Правительством РФ 23 апреля 2003 г. было приняло одноименное постановление № 231)[9]. При этом постановления Правительства РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, в противном случае они могут быть отменены Президентом РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 3 ГК министерства и иные федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, но только в случаях и пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами. Иными словами, нормотворческая деятельность этих органов существенно ограничена.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» было установлено, что на территории Российской Федерации нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РФ, российскому законодательству и данному Соглашению. Это правило обеспечивает определенную преемственность в правовом регулировании гражданских отношений. Как известно, в период существования Советского государства они упорядочивались актами Союза ССР и РСФСР. Российский законодатель не мог сразу признать утратившими силу все многочисленные нормативные акты, принятые в советский период, ведь современное гражданское законодательство создавалось постепенно. Не исключены были случаи, когда некоторые имущественные и личные неимущественные отношения на территории России оказались бы неурегулированными или урегулированными недостаточно полно. Таким образом, вопрос о применении либо неприменении положений бывшего союзного законодательства следует решать в каждом конкретном случае с учетом содержания нормы и ее сопоставления с источниками российского гражданского права, прежде всего с гражданским законодательством. Если не введен в действие федеральный закон, призванный регулировать определенные гражданские отношения, то нормативные акты Верховного Совета РСФСР, Верховного Совета РФ, не являющиеся законами, нормативные акты Президиума Верховного Совета РСФСР, Президента РФ и Правительства РФ, применяемые на территории России нормативные акты Верховного Совета СССР, Президиума Верховного Совета СССР, Президента СССР и Правительства СССР по этим вопросам продолжают действовать. Все неотмененные акты прежнего гражданского законодательства применяются постольку, поскольку не противоречат ГК и иным российским законам, принятым после 12 июня 1990 г. (см. ст. 4 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Вспомогательным источником права признаются обычай делового оборота, т.е. сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности (например, в транспортной, банковской, биржевой сферах) правило поведения, не пре­ду­смотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК). Обычаем не может считаться порядок взаимоотношений между отдельными предпринимателями, который может быть целесообразным, однако общим правилам обычая не отвечает. Обычай делового оборота не обязательно должен быть зафиксирован в нормативном акте, хотя нередко такие документы имеются (например, Кодекс торгового мореплавания РФ). К отношениям, входящим в предмет гражданского права, не урегулированным законодательством или соглашением сторон, применяется обычай делового оборота (ст. 6, 309 ГК). Вместе с тем обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК РФ).

Судебная и арбитражная практика не может рассматриваться в качестве самостоятельного источника гражданского права. Законотворческая и правотворческая деятельность не входит в сферу компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Поэтому формирование единообразной практики рассмотрения отдельных категорий дел не должно приводить к формированию прецедентов, противоречащего нормам гражданского законодательства.

 








Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 1649;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.006 сек.