Классические идеалы научности. Их методологическое значение
Структура классического идеала научности. Строится по модели научно-исследовательской программы И.Лакатоса. В его «твердое ядро» входят следующие базовые положения:
- истинность – главная нормативная характеристика науки;
- фундаменталистская обоснованность (подлинное научное знание должно быть обосновано абсолютно истинным, фундаментальным образом);
- методологический редукционизм (представление, по которому идеал научности должен формулироваться на базе наиболее совершенной области знания);
- социокультурная автономия науки, ее стандартов.
Классический идеал основан на абсолютизации роли в науки трех отраслей познания – математики, физики, гуманитарных наук.Отсюда выделяются: математический, физический, гуманитарный идеалы научности.Расцвет, господство каждого приходится на определенные исторические периоды.
Математический идеал. Формируется еще в античности. Тогда возникло представление, что научность наиболее полно выражена в математическом знании (законченное выражение – в «Началах» Евклида). Характеристики математического идеала: доказательность, непротиворечивость, логическая ясность, строго дедуктивный характер построений, научность - соответствие выводов основным посылкам, выраженным в аксиомах. В Новое время активно пропагандируется рационализмом (Декарт, Лейбниц, Спиноза). Спиноза пытался доказать «геометрическим способом» этику, иные философские дисциплины. Декарт полагал, что достоверное знание достижимо с помощью интуиции, дедукции. В итоге рационалисты приходят к выводу о необходимости создания универсальной науки, построенной по образцу математики. И. Кант: «в любом учении о природе можно найти науки в собственном смысле слова лишь столько, сколько имеется в ней математики». Постепенно математический идеал сходит на нет, заменяется (в 18-19 вв.) физическим. Хотя и в ХХ в. у математического идеала научности имелись сторонники (А.Стеклов, Д.Гильберт, М. Бунге). Как пишет М.Клайн, «нынешнее состояние математики не более чем жалкая пародия на математику прошлого с ее глубоко укоренившейся и широко известной репутацией безупречного идеала истинности и логического совершенства».
Физический идеал научности – представления о том, что доминирующей наукой, эталоном познания выступает физика классического типа (образец - механика Ньютона). Расцвет данного идеала – 18-19 вв. Опора на эксперимент. Как писал Ф.Бэкон, «самое лучшее из всех доказательств – опыт, если только он кренится в эксперименте». Отсюда для Бэкона математика – «приложение к естественной философии» (физике). Гельмгольц утверждал, что цель естествознания – «раствориться в механике». Под влиянием физического идеала в 18-19 вв. осуществлялись многочисленные попытки создания «социальной физики», «социальной механики» и т.д. (Конт). В настоящее время физический идеал в наибольшей степени проявляется в неопозитивизме (Поппер), настаивающем на решающем значении процедур верификации (фальсификации) для определения истинности знания о природе, которое получается через физические приборы.
Базовые положения физического идеала:
- центральная роль принадлежит эмпирическому базису (в физике аксиоматика опирается на факты, в математике допустимы любые логически возможные аксиомы);
- физическое знание – знание гипотетико-дедуктивное, а потому имеющее вероятностный характер (законы физики могут нарушаться, в отличие от математических формул);
- ценность гипотезы определяется ее прогностической силой, количеством новых явлений, которые она может предсказать (важнее не строгость, а объяснение большего числа явлений).
Недостатки данного идеала: стремление к объективности знания (в гуманитарных науках оно часто субъективно), так же нельзя распространять на познание в целом требование поиска универсальных законов, предсказания как цели познания.
Физический идеал начал уходит в прошлое в начале ХХ в., с появлением теории относительности, уменьшением значения классической механики Ньютона.
Гуманитарный идеал – представления о гуманитарных науках как базовом, эталонном типе знания. Предполагает учет активной роли субъекта познания в формировании научного знания, определении методов исследовательской деятельности, оценке ее результатов. Субъект познания: а) трактуется максимально широко (не только абстрактный «Разум», но и человек с его чувствами, интересами); б) оценивает его (познания) результаты, а не только участвует в нем; в) испытывает постоянное воздействие социокультурной среды. Берет начало в эпоху Просвещения (Руссо, Вольтер и др.), становится актуальным в ХХ в. из-за социальных катаклизмов.
В настоящее время классический идеал научности в любых его проявлениях находится в кризисе. Он выражается в:
- отрицательном отношении ученых к математическому, физическому, гуманитарному идеалам научности;
- в резкой критике их базовых (фундаментальных) положений;
- в выдвижении альтернатив классическому идеалу научности;
- наличии тенденций к антифундаментализации, плюрализации, экстернализации (междисциплинарности).
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 949;