Современный механизм формирования правовой культуры в России
Прежде чем сформулировать свое видение механизма формирования правовой культуры в современной России, необходимо чётко определиться: что же понимается под данным механизмом. Достаточно ли, как полагали многие советские ученые, понимать под ним только правовое воспитание личности и общества? Или же с позиций приобретенного в постсоветский период опыта этот механизм всё же ближе к правовой политике (категории, которая появляется в исследованиях конца ХХ – начала ХХI века)?
Представляется, что второй подход является более адекватным современной реальности в силу того, что именно рассмотрение механизма формирования правовой культуры в тесной связи с правовой политикой позволяет выделить политический характер правовой культуры и процесса её формирования в обществе. Таким образом, в общефилософском плане под механизмом формирования правовой культуры в обществе предлагается понимать процесс выработки и реализации тактики и стратегии в области создания и применения права на общих принципах гуманизма и социальной справедливости в целях формирования у граждан и различных социальных групп определенных социальных качеств.
В политологическом ключе механизм формирования правовой культуры видится как деятельность, прежде всего, политических институтов, государственных, и муниципальных органов, общественных объединений и отдельных лиц, а также применяемых ими средств, идей, целей, способов и политико-правовых норм, обеспечивающих наименее конфликтное функционирование всех видов общественных отношений и правовой системы, и направленная на реализацию интересов, прав и свобод общества, личности и государства во взаимодействии с их обязанностями.
В теоретическом плане механизм может быть рассмотрен как определенная совокупность субъектов, их деятельности, норм и принципов, то есть, как структура процесса формирования правовой культуры российского общества. Основными компонентами механизма рассматриваемого нами процесса формирования правовой культуры в России являются различные политические и общественные субъекты, их мировоззренческие установки, ценности в сфере политики, а также формируемые на их основе цели и непосредственно сам процесс деятельности. Данный механизм весьма специфичен, поскольку правовая сфера в нашей стране довольна абстрактна и одновременно, как и сфера политическая, является в основном прерогативой государства. Поэтому механизм формирования правовой культуры по своему характеру является политическим механизмом. Субъектами механизма формирования правовой культуры в нашей стране являются высшие органы власти, причем, в первую очередь, власти исполнительной, а не законодательной или судебной. Почему? Исторически сложилось так, что в нашем государстве в политике всегда преобладала исполнительная власть и население всегда рассматривало власть как явление, с одной стороны, самодостаточное и практически независимое от общества, а с другой стороны – надежды большинства населения всегда были связаны с политической властью и, особенно, с её лидерами (вера в доброго «царя-батюшку» и т.д.). А поскольку до начала ХХ века в условиях самодержавия власть в нашей стране была практически не разделена, а затем самостоятельность законодательной власти в царской России и в Советском Союзе во многом носила декоративный, формальный характер, то и большинство граждан в современных условиях не воспринимает законодательную и судебную власть как полноценную власть.
Дата добавления: 2018-06-28; просмотров: 440;