Идентичности подростка.
Культура является коллективным выражением совокупной «личности» той или иной, её потребностей, ценностей и идей. Она представляет собой сумму знаний и установок, особенностей мышления, действий и эмоциональных проявлений. Культура формирует определённые модели восприятия действительности, обуславливающие человеческое поведение. Религиозные верования, расовая принадлежность и национальность влияют на модели взаимодействия людей друг с другом. Таким образом, окружающая среда и своеобразие социального и политического опыта во многом определяют способы контакта специалистов, работающих в сфере психического здоровья с их клиентами.
Культура определяет своеобразие чувства «Я» и является одним из факторов формирования психической ценности. Э.Эриксон одним из признаков здоровой самооценки считает чувство «Я». Акцент на культурной идентичности позволяет укрепить положительное представление человека о себе самом и тем самым способствует его психической интеграции. Э.Эриксон, характеризуя подростковую психического развития как период стремления субъекта разрешить конфликты, связанные с его психической идентичностью. Эриксон предполагал, что для формирования идентичности характерно наличие либо отсутствие кризисных состояний, а также в той или иной степени проявленной приверженности определённой системе ценностей, верований и стандартов. Члены разных этнических групп отличаются друг от друга по типу формирования у них психической идентичности. Кроме этого отмечают (М.Катанео), что для оценки правильности мыслительных процессов клиента, его проблем и верований специалист должен знать, каким образом его собственные ценности, культурный опыт и установки могут влиять на формирование конструктивных психотерапевтических отношений. Так как негативные эмоции и амбивалентное отношение могут быть результатом культурных различий. Этническая идентичность и уровень акультурации, семейная динамика, полоролевая социализация, религиозный и духовный опыт, а также опыт эмиграции являются теми переменными, которые следует учитывать при оказании психолого–психотерапевтических услуг.
Культурный опыт во многом определяет, что именно клиент считает своей проблемой, к кому он склонен обращаться за помощью и каким образом он представляет эту проблему в общении со специалистом. Культурный барьер может осложнить психотерапевтический процесс и вести к преждевременной терминации и ошибочной диагностике. В качестве составляющих этого барьера в кросс-культурной психотерапии можно считать различие языка, форм полового поведения, игнорирование системы поддержки клиентом, неверно построенную процедуру психологического обследования, а также опору специалиста исключительно на линейное мышление. Так, язык очень часто создаёт препятствие для психотерапевтической коммуникации и может быть причиной неверного понимания её участниками друг друга.
Религиозный и духовный опыт неотделимы от культуры и являются важным фактором, влияющим на верования и состояние психического здоровья клиента. Так, например, в одних случаях заболевание может связываться с особенностями поведения человека, в других— главным образом, с внешними факторами, такими как грязный воздух или резкие перепады температур. Учитывая всё это, следует признать, что характерные в культурном, духовном и социальном отношениях формы психотерапевтической интервенции имеют первостепенную значимость.
Изобразительное искусство является альтернативой вербальной коммуникации, с ним связаны иные модели психотерапевтической интеракции. «Арт-терапия обладает уникальным потенциалом в плане создания кросс-культурной теории психотерапевтической работы, основанной на признании универсального характера творческих процессов, поскольку воображение является важным фактором изобразительной работы» (М.МакНифф).
Все люди без исключения, независимо от возраста, расового и национального происхождения, обладают способностью к творчеству. В то же время форма художественной экспрессии во многом связана с культурой. В художественном творчестве проявляются культурные установки. Через визуальные образы люди передают представления о самих себе, свои чувства и то, в какой мере они идентифицируют себя с конкретной культурой. Важно осознать, что диагностическая функция изобразительного творчества может быть адекватно реализована лишь в условиях учёта культурной среды.
Художественные образы могут выступать, как известно, в качестве своеобразных метафор, позволяющих оценивать различные аспекты психической жизни ли условий существования их автора.
Краткосрочная арт-терапия является особенно эффективной в работе с подростками, имеющими эмоциональные или поведенческие нарушения. Она способствует укреплению их психической идентичности, что в свою очередь помогает достичь более реалистичного и менее дефензивного взгляда клиентов на ситуацию и самих себя.
Использование техники «Портрет семьи» помогает понять роли её членов и их взаимоотношения. Семья является носителем определённых «истин», которыми руководствуются её члены, по мере того, как каждое поколение сталкивается с новой для себя социальной реальностью. Поскольку культура оказывает влияние на модели семьи, очень важно понять условия воспитания и происхождение клиента. Кроме того, реакции клиента на психотерапевтическую интервенцию могут во многом определяться семейной динамикой.
Техника «Журнального фотоколлажа» является эффективной методикой, обладающей большими возможностями при работе в мультикультурной среде, с разными по этническому происхождению клиентами. Она может быть использована как с терапевтической так и с диагностической целью. Выбираемые клиентом картинки способны выявить темы и проблемы, остающиеся нераскрытыми в вербальном общении с ними, и она позволяет преодолевать культурные различия между клиентом и психотерапевтом.
Создание автопортретов во все времена служило самоутверждению и укреплению психической идентичности. Подростки нередко создают изображения автопортретного характера, которые можно считать средством постижения ими своего «Я». Создание автопортретов в арт-терапевтической работе помогает выявить способность клиентов к принятию иного образа «Я» и их наиолее значимые проблемы. Кроме того, телесный образ «Я» выступает в качестве значимого показателя принятия человеком самого себя.
«Кинетический рисунок семьи» отражает внутренние дисгармонии гораздо более точно, чем вербальный опрос клиента или использование иных методов. Эта техника позволяет выявить чувства гнева и депрессии, бессилия и страха, а также дефицит доверия клиента к специалисту.
«Мой герб».
Во второй половине XV века крестоносцы в Европе стали использовать специальные эмблемы для обозначения своего положения в обществе. Эти эмблемы в виде гербов помещались на сбруе коней и щитах. Символы, используемые при создании гербов, были разнообразны и включали в себя изображения животных, растений, звёзд и т.д. Гербы не только означали идентичность того или иного человека и привилегии его семьи, но и говорили о его происхождении.
«Мандалы».
По мнению К.Юнга, мандала является отражение самости— организующего центра личности. Самость воплощает полноту психической жизни и включает в себя как сознание, так и бессознательное. Во многих культурах мандалы предстают в качестве музыкальных инструментов, используемых для решения задач психического роста. Эти циркулярные символы нередко отражают состояние просветления и духовной свободы, например в системе представлений дзен-буддизма. В христианской традиции разновидностью мандалы можно считать изображение нимба, а в языческой— солнца.
Создавая мандалы, мы творим наше личное жизненное пространство, в котором мы чувствуем себя защищенными и которое служит концентрацией нашей психической энергии. Спонтанная изобразительная деятельность , направляемая на заполнение пространства в круге разными цветами и формами может сопровождаться исцеляющим эффектом и расширением системы самосознания, а также вести к личностному росту.
Последний рисунок.
По мнению Х.Квятковска, последний рисунок всей серии работ клиента не только имеет большое диагностическое значение, но и выражает его сокровенные мысли, которые он пытается довести до окружающих. Завершающая работа является средством подведения итогов психотерапевтического процесса и позволяет клиенту обратиться к своим мечтам и надеждам. Спонтанный рисунок часто отражает работу воображения, направленную на удовлетворение глубинных потребностей человека. На последнем занятии суммируется всё то, что происходило с клиентом на предыдущих стадиях психотерапевтического процесса, но и закладывается фундамент нового этапа его жизни.
3.Арт-терапия в работе с семьей.
Семенная арт-психотерапия основана на сочетании двух подходов — динамически ориентированной арт-терапии (Landgarten H., 1980;Naumburg M., 1966) и семейной системной терапии (Ackerman N., 1950;Bell J. 1953; Bowen M. 1960; Haley J.1971). Она применяется как для диагностики так и для лечения. Конечной целью использования арт-психотерапии, как и любого другого метода семейной психотерапии, является решение имеющихся в семье проблем. Однако к зависимости от применяемых методов способы достижения этой цели различны.
В качестве основного инструмента диагностики и лечения арт-психотерапия опирается на художественное творчество. Именно художественное творчество даст участникам психотерапевтического процесса материал для исследования и решения их проблем. На начальном этапе психотерапии применяются директивные формы работы, позволяющие активизировать взаимодействие членов семьи и определит!, характерные для них особенности коммуникации. Это достигается путем анализа двух аспектов художествен нон работы — ее динамики и содержания (Landgarten H., 1980;1987). Даже в ходе одной сессии клиницист может увидеть способы реагирования участников психотерапевтического процесса, которые характеризуют семенную систему в целом. Когда члены семьи включаются в процесс изобразительной деятельности, их действия и переживания объективизируются в продуктах художественного творчества. Таким образом, можно наблюдать связь причин и следствий, оценивать сильные и слабые стороны семьи и ее отдельных членов.
Невербальный характер изобразительной деятельности делает арт-психотерапию удобным средством работы с семьями, обладающими различным культурным опытом, особенно в тех случаях, если у клиентов и психотерапевта разное этническое происхождение (Landgarten H., 1993). Чувства и мысли могут выражаться без слов. В тех случаях, когда существует культурный барьер, клиент чувствует, что его понимают, поскольку образы, отражающие его переживания, не требуют перевода на конвенциональный язык.
Приемы изобразительной работы достаточно просты, однако позволяют понять особенности конкретной семьи и помогают ее членам лучше осознать характер своих отношении. При этом задача создания высокохудожественной продукции не ставится, поскольку в арт-психотерапии эстетические критерии имеют вторичное значение. Чаще всего применяются такие материалы, как пастель, восковые мелки,фломастер1,1, газетная и хозяйственная бумага, фотографии из журналов (Landgarten H., 1993), пластилин, ножницы и клей.
Динамически ориентированная арт-психотерапия протекает на двух основных уровнях. Первый из них связан с непосредственным проявлением ведущих потребностей членов семьи, в то время как второй связан с их репрезентацией и удовлетворением на символическом уровне.
ОЦЕНКА
Начало психотерапевтического процесса связано с исходной оценкой внутрисемейных отношений. С этой целью на первой сессии членам семьи предлагается вместе создать какую-либо несложную художественную работу. Это может быть совместный рисунок, коллаж, скульптура из бумаги или пластилина.
Психотерапевт наблюдает за процессом создания, обращая особое внимание на следующие моменты.
1. Кому принадлежит инициатива, кто завершает работу, в какой последовательности работают члены семьи.
2. Чьи творческие идеи находят поддержку у других членов семьи, а чьи — нет.
3. Кто предпочитает работать на собственной ограниченной территории, а кто стремится работать на всем пространстве.
4. Кто из членов семьи пытается «вытеснить» других, в частности располагая свой образ поверх уже созданных рисунков.
. 5. Кто проявляет инициативу в установлении партнерских отношений в процессе художественного творчества, а кто демонстрирует агрессивность и избегает контактов.
6. Кто стремится обособиться от других.
7. Где и кто ил членов семьи располагает свои рисунки (в центре, в углах, сбоку, но всему пространству).
8. Сколько места занимают рисунки каждого.
9. Кто проявлял независимость кто больше полагался на других.
10. Чьи рисунки провоцировали сильные чувства и как другие на них реагировали.
11. Изменялась ли позиция и характер рисунков лидера.
12. Кто работал наиболее продуктивно, а кто — наименее.
13. Носило ли взаимодействие членов семьи хаотический характер или имело определенную структуру.
14. Работали ли члены семьи в определенной последовательности или одновременно.
15. Работали ли они сообща или их действия и рисунки противоречили друг другу.
Оценка перечисленных моментов позволяет психотерапевту оценить особенности взаимодействия членов семьи, наличие внутрисемейных альянсов, стили коммуникации и роли отдельных членов семьи, а также общую структуру внутрисемейных отношений.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 654;