Социология революции П.А. Сорокина

В 1925 г. вышла первая крупная работа П.А. Сорокина на английском языке – «Социология революции». Она была задумана еще в годы гражданской войны, но к написанию ее он приступил лишь в Праге в 1922-1923 г. Позднее текст книги был апробирован в США, когда российский ученый прочел несколько курсов по теме монографии в ряде американских университетов.

П.А. Сорокин отмечает, что социологическое исследование революции существенно отличается от исторического. Цель истории – описание конкретного исторического события во всем его своеобразии и уникальности. Цель социологии – описание и объяснение типических черт в совокупности социальных феноменов; социологу не так важно, где и когда произошло событие (в нашем случае, революция). Ему важно исследовать революцию как тип.

П.А. Сорокин в исследовании революции предлагает исходить из принципов позитивизма, то есть изучать революцию подобно тому, как натуралист изучает природу, объективно, оперируя лишь фактами, не привнося в исследование никаких оценочных суждений. Лучшим методом при этом он считает прямое наблюдение, так как в естествознании прямое наблюдение всегда предпочтительнее опосредованного. По П.А. Сорокину, не потомки, а современники – лучшие судьи и наблюдатели истории. Исторический опыт первых основан на документах и потому не адекватен. Опыт же современников ничем не опосредован. Они способны более объективно оценить происходящее у них на глазах событие.

Согласно П.А. Сорокину, исторический процесс в целом не повторяется. Однако повторяются отдельные его элементы. Война и мир, голод и процветание, захват и освобождение, рост и упадок религий – все эти явления неоднократно повторялись в разное время. Революция также нередко выдвигалась на сцену истории. Декорации и временные условия варьировались, но суть оставалась прежней.

Рассуждая о сути революции, П.А. Сорокин резко критикует те концепции революции, которые романтизируют ее и отделяют от реакции. Непременным признаком революции социолог считает борьбу одной части общества с другой. П.А. Сорокин на основе анализа многочисленных революционных событий (начиная с античности и заканчивая Октябрьской революцией 1917 года) выделил две основные стадии, на которые распадается каждая революция:

1) собственно революция, коренной переворот;

2) реакция, или «обуздание». Лишь после того, как реакция сходит на нет, когда общество вступает в фазу нормальной эволюции, революция завершена.

Революция, по П.А. Сорокину, предполагает:

1) смену в поведении людей, их психологии, идеологии, верованиях и ценностях;

2) изменение в биологическом составе населения, его воспроизводства и процессов отбора;

3) деформацию социальной структуры общества;

4) сдвиги в фундаментальных социальных процессах.

Далее автор анализирует причины революции.

1. Растущее подавление базовых инстинктов (рефлексов, импульсов): пищеварительный рефлекс, голод; инстинкт самосохранения; инстинкт коллективного самосохранения; потребность в жилище, одежде; половой рефлекс; собственнический инстинкт; инстинкт самовыражения; импульс к борьбе и соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта, потребность в свободе и др. и их всеобщий характер;

В результате, человеческое поведение начинает развиваться по биологическим законам. Репрессированные инстинкты разрушают условные фильтры поведения и начинают оказывать давление на все остальные инстинкты.

Октябрьская революция 1917 г., по мнению П.А. Сорокину, была неизбежна, так как у большинства населения были подавлены практически все базовые инстинкты. Февральская революция не смогла выправить ситуацию (война не прекратилась, голод усилился, крестьяне не получили землю, условия труда рабочих не улучшились и т.д.), и, как результат, события Октября.

2. Дезорганизация власти и социального контроля, что приводит к невозможности оказать действенное сопротивление подъему репрессированных масс.

Для П.А. Сорокина революция – это худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс. На словах обещается реализация величайших ценностей, на деле достигаются совершенно иные результаты. Революции не социализируют, а биологизируют людей; не расширяют, а сокращают базовые свободы; не улучшают, а ухудшают экономическое и культурное положение рабочего класса. Все фундаментальные и по-настоящему прогрессивные процессы – результат развития знания, мира, солидарности, кооперации и любви, а не ненависти, зверства, сумасшедшей борьбы, что неизбежно сопутствует любой революции.

Социальные реформы, по П.А. Сорокину, должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

1. Реформы не должны противоречить человеческой природе.

2. Прежде чем осуществлять какие-либо преобразования, необходимо провести тщательное научное исследование социальных условий.

3. Каждый эксперимент необходимо сначала тестировать на малом социальном масштабе.

4. Реформы должны проводится в жизнь правовыми и конституционными средствами.

 








Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 3401;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.