Лекция 15. Александр и Восток
В истории иногда бывают переломные моменты, переломные эпохи, для них характерно то, что большое число важных исторических событий происходит за сравнительно небольшой промежуток времени. Историческое время как бы "спрессовывается", и ученые при изучении давних эпох уделяют зачастую таким кратковременным периодам гораздо больше внимания, чем иным продолжительным, но малозаметным эпохам. В такие эпохи значительно возрастает личностный фактор, роль личности в истории. Личность, которая интуитивно понимает направление исторического процесса, может не только стать знаменитой, но и внести в этот процесс весьма существенные коррективы.
Именно такой личностью был македонский царь Александр, прозванный Великим. Александру было тринадцать лет, когда его воспитателем стал знаменитый греческий философ Аристотель и двадцать лет, когда он вступил на престол после убийства заговорщиками его отца Филиппа. Это случилось в 336 г. до н. э. К тому времени Македония стала уже гегемоном Греции, и все греческие государства, за исключением Спарты, признали в той или иной степени зависимость от македонского царя. Однако смерть Филиппа окрылила противников Македонии в Греции, и в Афинах даже стали высмеивать "мальчишку", правившего в Пелле, столице Македонии. Но Александр действует молниеносно: его армия разрушает восставшие Фивы и приводит к покорности Афины. Главный враг Македонии афинский оратор Демосфен вынужден был бежать из родного города.
Коринфский союз во главе с Македонией вновь подтверждает свою главную задачу - священную войну против Персии. Македонцы и греки стремились к завоеванию прежде всего малоазийских владений Персидской империи, их манили огромные богатства Востока. Слабость Персидской державы казалось очевидной - за три четверти века до этого десяти тысячам греческих наемников удалось пройти через всю Персидскую империю от побережья Малой Азии до Месопотамии и непобежденными вернуться обратно. Ксенофонт прекрасно описал этот поход в своем "Анабасисе", который был весьма популярен в Греции во второй половине IV в. до н. э.
Насколько подходил Александр для роли вождя и предводителя похода македонцев и греков на Восток? Александр был убежден, что по отцовской линии он происходит от Геракла (македонские цари считали себя его потомками), а по материнской (его матерью была Олимпиада, дочь царя Эпира) - от Ахилла и Приама. Рассудительность, полученная от отца, сочеталась в нем с материнской эмоциональностью. Но Александру было недостаточно чувствовать себя потомком героев, совершавших свои подвиги в легендарные времена, он хотел жить и действовать подобно им. История предоставила ему такой шанс. Александр был прекрасно образован как в военных искусствах, так и в философии и в других науках. В его правление Македония была на подъеме, и он мог рассчитывать на крепкое войско, состоявшее из македонских крестьян. Его отец Филипп внес изменения в греческую фалангу, в стратегию и тактику военных действий. Воины, стоявшие в первых пяти рядах фаланги, были вооружены копьями разной длины, что позволяло им одновременно сражаться с противником и как бы пятикратно увеличивало силу первого ряда. Македонские аристократы - гетайры - составляли прекрасную конницу, которая надежно прикрывала пехоту с флангов. Участие в войне греческих городов означало поддержку флота, а также отряды хорошо вооруженных и обученных греческих наемников. И Александр смог использовать все представившиеся ему возможности.
В 334 г. до н.э. сравнительно небольшая (40 тысяч воинов) армия Александра высаживается в Малой Азии. В это время Персией правил нерешительный Дарий III. Его советник, предводитель греческих наемников, состоявших на службе персидского царя, Мемнон Родосский, предложил персам отступать в глубь страны, чтобы соединиться с главными силами. Но малоазийские сатрапы (наместники) рвались в бой, и первая битва произошла в том же, 334 г. у небольшой речки Граник на северо-западе Малой Азии. Александр, лично возглавивший яростную атаку македонской конницы, наголову разбивает персов - а отряды греческих наемников, стоявшая в резерве наиболее боеспособная часть персидского войска, так и не смогли вступить в бой. В течение нескольких месяцев Александру покоряется почти вся Малая Азия, он штурмом берет Милет (Мемнон умер, как говорили, от яда) и во фригийском Гордионе Александр мечом разрубает знаменитый "гордиев узел", который, согласно легенде, мог распутать только повелитель всей Азии. Это должно было знаменовать успех его завоевательного похода.
И, хотя завоевание Малой Азии являлось первоначальной целью похода, Александр идет дальше. В 333 г. до н. э. в битве при Иссе, в горных проходах, отделяющих Малую Азию от Сирии, Александр разбивает самого "великого царя" Дария III, который первый покинул поле боя, бросив на произвол судьбы свою семью и обоз и дав знак персидскому войску к беспорядочному бегству.
После сокрушительного поражения Дарий решился на переговоры и предложил Александру огромный выкуп за своих близких. Александр в ответ предложил ему покориться. Здесь уже окончательно проявляется стремление Александра к мировому господству, его нежелание останавливаться у какого-то промежуточного рубежа. Затем Александр поставил себе задачу уничтожить господство Персии на море, которое ей удавалось поддерживать благодаря большому финикийскому флоту. Александр со своей армией не стал преследовать Дария, а двинулся на юг вдоль побережья Средиземного моря, покоряя финикийские города. Серьезное сопротивление оказал только Тир, находящийся на острове. Однако после девятимесячной осады он был взят и разрушен.
После взятия Газы Александр в 332 г. вступил в Египет. Египет незадолго до этого вновь попал под господство персов после недолгого периода независимости. Поэтому египтяне встретили Александра как освободителя, и сатрап Египта без боя покорился новому завоевателю. За время своего пребывания в Египте он основывает недалеко от дельты Нила на берегу Средиземного моря новую столицу страны Александрию, которой было суждено блестящее будущее. Египетские жрецы возложили на него в Мемфисе двойную корону египетских фараонов, а в оракул Амона в оазисе Сива провозгласил Александра богом. Хотя македонские цари и вели свое происхождение от Геракла, в Македонии, а тем более в Греции не было распространено представление о божественности царей. Александр в данном случае порывает с эллинской традицией, поворачиваясь лицом к Востоку. Это начинает вызывать недовольство в его окружении. Македонские аристократы считали царя первым среди равных, но не признавали какое-то особое происхождение македонских царей.
Весной 331 г. до н. э. Александр отправляется из Египта на восток, для решительной схватки с Дарием. В том же году в Северной Месопотамии у местечка Гавгамелы произошло решающее сражение. За счет подкреплений из Македонии и Греции армия Александра к тому времени увеличилась и составляла, очевидно, около 80 тыс. человек, но все равно она по численности уступала персидской. Дарий использовал все резервы, его ударной силой были индийские боевые слоны и серпоносные колесницы, наводившие ужас на врагов. Эта битва была самой упорной из всех, и исход ее долгое время был неясен. Дисциплинированное греко-македонское войско расступилось в нужный момент, и серпоносные колесницы не нанесли ему заметного ущерба. Слоны были обращены вспять и внесли сумятицу в ряды персов. Александр рвался к Дарию, чтобы лично сразиться с ним, но это ему не удалось: Дарий не выдержал натиска и бежал.
После этого разгрома ни о каком организованном сопротивлении со стороны персов не могло быть и речи. Персидская держава рухнула, и ее столицы стали одна за другой сдаваться на милость победителя. В Вавилоне Александр был признан "царем четырех стран света" (этот город Александр впоследствии и избрал своей резиденцией); в Экбатанах и Сузах он также не встретил сопротивления. Из Суз им была возвращена в Афины знаменитая скульптурная группа тираноубийц, которая была вывезена с афинского Акрополя еще в 480 г. до н. э. по распоряжению царя Ксеркса. Этим символическим актом Александр стремился продемонстрировать свое уважение к Афинам и подчеркнуть провозглашенную цель своего похода - месть персам за поруганные греческие святыни.
Только Персеполь, центр заселенной персами Персиды, оказал сопротивление. В результате Персеполь был разграблен и сожжен. Сам Дарий был захвачен одним из сатрапов, Бессом, и казнен им по приближении македонян. Александр устроил ему пышные похороны, стремясь подчеркнуть, что он является подлинным наследником Ахеменидов. Александру покорился весь Иран и, после упорного сопротивления, значительная часть Средней Азии. Однако Александр был неудержим: в греческой мифологии существовало предание о походе бога Диониса в Индию. Если это было возможно для Диониса, то почему это невозможно для Александра? По представлениям греков того времени Индия была сказочно богатой страной. Александр заключает союз с одним из раджей (царей) северо-востока Индии и в битве с войском другого раджи - Пора - ему снова сопутствует успех. Казалось бы, можно двигаться дальше. Но войско устало. В индийском походе Александра сопровождало уже около 120 тыс. воинов, и воины-македоняне, "старая гвардия", прошедшая с Александром полмира, отказались идти вперед. Индия - огромная страна, они не знали, что их ожидает впереди, не видели цели в дальнейших завоеваниях. Александру пришлось примириться в этим и он скрепя сердце отдал приказ о возвращении. На том месте, где он остановился, на берегу реки Биас, которую греки называли Гифасис, были воздвигнуты двенадцать алтарей в честь двенадцати олимпийских богов.
Индийский поход Александра привел к интенсивным греко-индийским контактам, взаимовлияниям и взаимосвязям, и даже сравнительно непродолжительное пребывание армии Александра в северо-западной Индии дало толчок к образованию в 313 г. там могущественной державы Маурьев, которая в течение двух столетий доминировала в Индии. Греки и македоняне впервые напрямую познакомились с индийской мудростью, и она произвела на них неизгладимое впечатление.
Трудным было возвращение армии Александра: сначала вниз по реке Инд, а затем через безводную пустыню Гедросию. Когда Александр вернулся в Вавилон, в его распоряжении было около 80 тысяч воинов. Александр почти полностью перенимает придворный церемониал Ахеменидов, и требует для себя божественных почестей. Однако то, что было совершенно естественным для восточных подданных Александра, казалось абсолютно неприемлемым грекам, которых особенно возмущал обычай "проскинезы" (земного поклона царю). Племянник Аристотеля историк Каллисфен оказывается в темнице за свои независимые взгляды. Все греческие полисы, за исключением Спарты, признают Александра богом и посылают к нему в Вавилон в 324 г. до н. э. специальных послов-феоров, которых ранее посылали лишь к богам.
Вскоре во время подготовки к новому походу, после непродолжительной болезни (современные ученые считают, что это была малярия) в 323 г. Александр умер в Вавилоне, оставив маленького сына-наследника. Власть в державе оказалась в руках полководцев - сподвижников Александра (диадохов). В упорной борьбе между ними, длившейся два десятилетия, держава Александра распалась на несколько новых царств. Все родственники царя были убиты, и его династия прервалась. Началась эпоха эллинизма - период активного взаимодействия и взаимовлияния эллинской и восточных культур.
Интереснейшие результаты это взаимовлияние имело в Индии и прилегающих областях Южной Азии. Реальные знания об Индии появились у греков после похода Александра. Онесикрит, Неарх и другие спутники Александра описали Индию в своих трудах. Около 300 г. до н. э. посол одного из эллинистических царств - государства Селевкидов - Мегасфен побывал в Индии и оставил свои записки. Греки и македоняне поселились на территории нынешнего Афганистана и Северо-Западной Индии, где возникли соответственно Греко-бактрийское и Греко-индийские царства. Они просуществовали около двух столетий, пока не пали под ударами кочевников. От них остались монеты с профилями царей, удивительно напоминающие греческие, с надписями на греческом и местных языках.
Сохранились замечательные произведения "гандхарского искусства" - скульптуры, в которых греческий реализм слился с индийской духовностью. Большое влияние на греков оказали религиозно-философские системы индийцев. Еще Александр столкнулся с индийскими мудрецами и просил их сопровождать его в походе. Один из них, которого греки называли Калан, воочию показал Александру, что представляет собой его царство. Как повествует греческий биограф Плутарх, Калан бросил перед царем высохшую и затвердевшую шкуру и стал ступать по ее краям. Все время шкура как бы вздувалась в центре, и только когда Калан сел в центре ее, она вся осталась ровной. Таким образом мудрец хотел показать, что Александр должен утвердиться и основать столицу в центре своего царства. Большое впечатление на современников произвело самосожжение Калана на большом костре, когда он, страдавший тяжелой болезнью, решил принести себя в жертву богу.
Индийский царь Ашока из династии Маурьев в середине III в. до н. э. принял буддизм. Некоторые из его декретов, призванные способствовать распространению буддизма, были выбиты и на греческом языке. Но тесное взаимодействие греческой культуры с индийской продолжалось сравнительно недолго. Войны, нашествия кочевников и большие расстояния препятствовали ему. В принципе история не занимается вопросом о том, "что могло бы быть, если...". Однако в историческом процессе бывают такие периоды, когда развитие может пойти в ту или иную сторону. Знаменитый английский ученый Арнольд Тойнби написал статью "Если бы Александр Македонский прожил дольше". Одним из следствий такого поворота событий он считал распространение буддизма (индийской религии, основанной на почитании Будды) по Ближнему Востоку и Европе. Буддизм в таком случае становился мировой религией. Конечно, такой поворот событий далеко не бесспорен. Историки могут привести много возражений против этого, но совершенно ясно, что завоевания Александра и его личность сыграли большую роль в сближении культур Европы и Азии, что ход мировой истории значительно изменился после начала похода Александра на Восток в 334 г. до н. э. На огромных просторах бывшей Персидской империи были основаны десятки, если не сотни, новых городов, заселенных греками и македонянами. Образ Александра вошел в легенды и сказания многих народов Ближнего Востока и Средней Азии.
Дата добавления: 2018-03-01; просмотров: 368;