Проблема истины и критерии истины
-1-
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладения тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного – ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека.
Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность является одной из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования природы с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. То есть, разнообразная деятельность человека невозможна без знаний. Познание следует отличать от понятия «знание». Они различаются как процесс и результат.
Познание – это отражение мира в научных представлениях, гипотезах и теориях. Будучи поначалу частью жизни человека, на определенном этапе развития общества познание обособилось в специализированное духовное производство человечества – науку(гр. – епистеме, лат. – сциентие),сложнейшую систему знаний, которая передается от поколения к поколению.
Познание не является нечто неизменным, раз навсегда данным, а представляет собой развивающееся знание. Истоки познавательной деятельности уходят в глубокую древность. При этом на каждом этапе своего развития знание выступало как совокупность всего многообразия форм человеческой деятельности. То есть, познавательная деятельность всегда имела всеобъемлющий характер.
В античной философии центральной выступала проблема отношения знания и мнения, истины и заблуждения. Они исходили из того, что знание есть своеобразная копия предмета. То есть, игнорировалась активная роль познающего субъекта – самого человека. А результат его познавательной деятельности признавался всего лишь его мнением.
Крупный шаг в развитии теории познания был сделан европейской философией ХVII-ХVIIIвв. Главной стала проблема связи познающего субъекта – человека спознаваемым объектом– внешним миром. Идет поиск достоверного знания, определяются пути достижения истины, выбор которых обусловил появление рационализма и эмпиризма. Так, Ф.Бэкон, основоположник экспериментальной науки этого времени, считал, что науки, изучающие мышление, являются ключом ко всем остальным, поскольку содержат в себе «умственные орудия».
В немецкой классической философии, в частности, в работе «Критика практического разума» И.Канта, познаваемый объект существует лишь в сознании познающего субъекта – человека. А объект – реальный мир, представляет собой «вещь в себе» и непознаваем.
Крупным шагом в разработке проблем теории познания стала философия Г. Гегеля. Он дал анализ важнейших законов, категорий и принципов диалектики, которые определили новый (после метафизического) метод познания – диалектический.
Последние 300 лет (возраст современной науки) человечество сделало такой огромный рывок, который даже не снился нашим предкам. В этот период было сделано 90% всех научно-технических достижений. Весь окружающий нас мир показывает, какого прогресса достигло человечество в сфере познания.
Таким образом, познание складывалось и продолжает развиваться далее, благодаря познавательным усилиям миллионов людей. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решали вопрос о познаваемости Мира. Однако существует такое направление – агностицизм(гр.- непознаваемый), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира. В истории философии наиболее известными агностиками были: немецкий философ И.Кант и английский философ Юм. За И.Кантом утвердилось мнение, как «первом агностике». Согласно ему, предметы, хотя и существуют объективно, но представляют собой непознаваемые «вещи-в-себе». В отличие от них, сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но, либо сомневаются в его возможностях, либо, не сомневаясь в этом, считают результаты познания отрицательными.
Основными особенностями научного познания являются:
- задача научного знания – обнаружение объективных законов реальной действительности (природных, общественных, мышления и др.)
- знание является «руководством к действию» по изменению окружающей действительности.
- процесс научного познания не возможен без применения специфических средств: приборов, инструментов, т.н. «научного оборудования», зачастую, очень сложного и дорогостоящего.
- научному познанию характерна строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем, здесь много гипотез, догадок, предположений, суждений и т.д.
- цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Еще А.Эйнштейн писал: «То, что мы называем наукой, имеет своей исключительной задачей твердо установить то, что есть».
-2-
Итак, как же конкретно осуществляется процесс познания? Из каких ступеней или этапов оно состоит?
Прежде всего, знание – это всегда информация, но не всякая информация – это знание. В деле превращения информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга и различных психических процессов. Поэтому познание – это сложный процесс, который последовательно проходит следующие этапы:
- получение информации через органы чувств (чувственное познание),
- переработку данной информации мышлением (рациональное познание),
- материальное освоение познаваемой действительности (общественная практика).
Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса:
- деятельность органов чувств всегда контролируется разумом,
- разум функционирует на основе исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то о них можно говорить, как о ступенях, этапах процесса познания.
Каждая из этих двух ступеней познания имеет свою специфику и формы.Так, основными формами чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления.
Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Каждый орган чувств представляет собой сложный нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который управляет периферийными рецепторами. Ощущения специализированы. Например, орган зрения – это не только глаз, но и нервы, ведущие от него в мозг, и соответствующий отдел в центральной нервной системе. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.
Ученые считают, что для познания мира вполне достаточно имеющихся у человека органов чувств. «У человек как раз столько чувств, - писал Л.Фейербах, - сколько необходимо, чтобы воспринимать мир в его целостности…». Отсутствие у человека какого-то дополнительного органа чувств, способного реагировать на какие-то факторы окружающей среды, компенсируется его интеллектуальными возможностями. Например, у человека отсутствует орган чувств, дающий возможность ощущать радиацию.
Но ощущения не могут существовать отдельно друг от друга. Они вбирают в себя бесчисленное множество факторов окружающей среды, однако образ предмета в его целостности формируется только благодаря способности мозга к восприятию.И это не просто механическая сумма ощущений. В восприятии они сливаются в единое целое, образуя образ предмета.
На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складывается представление. Если ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом, то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств. Даже через какое-то время после того, как предмет на нас воздействовал, мы можем вызвать его образ в своей памяти. Но этот образ будет «общим» и менее красочным, чем сам объект. Представление является большим шагом вперед по сравнению с восприятием, но эта форма принадлежит еще к первой ступени познания и является своеобразным мостиком, ведущим от чувственного познания к рациональному.
Рациональное познание(лат. – разум) – это мышление человека, способное проникать во внутреннюю сущность вещей и имеет формы (ступени) познания: понятия, суждения и умозаключения. В этом процессе познания происходит то, что мы называем пониманием. Понять (отсюда – понятие) означает выявить существенное в предмете. Мы можем понимать даже то, что не в состоянии воспринимать.
Таким образом, понятия– это исходная форма рационального познания. Она воплощает в себе общие, существенные (и несущественные) свойства предметов и явлений. Например, понятиями «твердое и мягкое», холодное и горячее» мы выражаем свойства тела. Особенно интенсивно возникновение новых понятий происходит в сфере науки. В научном познании функционируют понятия: частнонаучные(в физике: масса, энергия, заряд; в социологии – общество, личность, страты и т.д.), всеобщие(например, философские понятия являются общенаучными – бытие, количество и качество, человек, сознание, материя и т.д.).
Более сложной по сравнению с «понятием» формой мышления является суждение. Оно включает понятия, но не сводится к нему. Суждение – это такая форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами. Например, на небе туча: скоро польёт дождь. Или молодой человек часто сидит в библиотеке: он студент, он хороший студент и т.д. Суждение претендует на истинное знание, но не всегда может являться им.
Являясь формой выражения понятия, вместе с тем, суждение не может полностью отразить его содержание. Такой формой может служить лишь система умозаключений. Умозаключение содержит в своем составе и понятие, и суждение, но не сводится к ним: умозаключение предполагает их связь. Всякое умозаключение – это логическое следование одних знаний из других. В зависимости от характера этого следования, выделяются следующие два метода умозаключения: индуктивное и дедуктивное. Именно на основе умозаключений формируются знания о возникновении Солнечной системы и образовании Земли, о происхождении жизни на нашей планете, этапах развития общества и т.д. Они важны и для осмысления будущего, которое нельзя пока наблюдать.
При помощи понятий, суждений и умозаключений преодолевается ограниченность чувственного познания, то есть они незаменимы там, где органы чувств бессильны в постижении причин и условий возникновения какого-либо объекта или явления и т.д.
Научное познание не ограничивается формами познания. Существует совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, называемая методом(от гр. – путь к чему-либо). Учение о методе начало развиваться еще в науке Нового времени. Ее представители считали правильный метод ориентиром в движении к надежному, истинному знанию. Так, Френсис Бэкон сравнивал метод познания с фонарем, освещающим дорогу путнику, идущему в темноте. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов. Ее принято называть методологией(от гр. – метод и учение).Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, то есть по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщих методов (общефилософских методов) в истории познания известно два: метафизический, который с середины ХIХв. начал все больше вытесняться диалектическимметодом.
Существует понятие уровней научного познания: эмпирический (опытный, жизненно-практический) и теоретический (рациональный, на уровне разума). Но оба уровня, несмотря на существенные различия в подходах познания, взаимосвязаны между собой, а границы между ними условны и подвижны.
На рубеже ХIХ-ХХвв. человеческий рассудок все больше начал соприкасаться с предметами, взаимодействующими с другими материальными системами, со следствиями, которые уже нельзя отрывать от породивших их причин. Учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира называется детерминизмом (лат. – определяю). Основу этого учения составляет положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при определенных условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). Детерминизм позволяет отграничить необходимые связи от случайных, существенные от несущественных, установить те или иные повторяемости.
Формой научного познания, используемый на уровне эмпирического познания, является наблюдение и эксперимент.
Наблюдение(научное)– это чувственное, преимущественно визуальное отражение предметов и явлений внешнего мира. Научное наблюдение, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения, характеризуется рядом особенностей: целенаправленностью, планомерностью, активностью.
Эксперимент – более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Ученые утверждают, что умно продуманный и «хитро», мастерски поставленный эксперимент выше теории: если теория может быть опровергнута, то достоверно добытый опыт – нет.
В методологии широко используется термин«гипотеза».Он характеризует проблематичное, недостоверное знание, нуждающееся в доказательстве.
-3-
В гносеологии проблема истины является ведущей. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм ее существования.Многие ученые отождествляют понятие истины и правды. Этой же точки зрения придерживается и большой знаток русского языка Вл. Даль.
Понимание истины имеет большое значение не только в научном познании, но и в мировоззрении человека. От того, какой человек видит истину, зачастую зависит и его жизненная позиция, и понимание им своего назначения.Истина –это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф.Бэкон, «знание – сила», но лишь при том непременном условии, что оно истинно.
Так что же такое истина, истинное знание? Классическая концепция истины берет свое начало от Аристотеля: истина – это соответствие (корреспонденция) знания объекту, действительности. Она хорошо согласуется с диалектико-материалистической (марксистской) трактовкой истины. Истина с этих позиций – это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, «вне» и «независимо» от человека, его сознания. Конвенциональнаяконцепция истины считает истинное знание результатом соглашения.
Для Платона и Г. Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой,поскольку познание является, с их точки зрения, раскрытием духовной и разумной первоосновы мира. Р.Декарт предложил свое решение важнейших признаков истинного знания – это ясность. Джордж Беркли, а затем Эрнст Мах и Рихард Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Прагматическая концепция истинным признает все, что полезно (Ч.Пирс). Есть понимание истины, как свободы (М.Хайдеггер), или божьим откровением (религиозное понимание истины).
Постижение истины не может быть достигнуто в одном акте познания: оно есть процесс. Этот процесс идет через относительныеистины к истине абсолютной.Поэтому вопрос об истине – это вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины, которое выражает диалектику познания в движении от знания менее полного, к знанию более полному.
Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Оно достигается только в результате бесконечного движения мысли. Однако отношение к ней в науке неоднозначно. Есть философы, которые не допускают, что возможно существование абсолютной истины о явлениях и предметах. Это агностики, которые допускают только относительные истины, поскольку знания в мире постоянно меняются.Но, тем не менее, философы считают, что абсолютная истина существует. Ее надо понимать как тот предел, ту цель, к которой стремится человеческое познание.
Относительная истина – это неполное, приближенное знание о предмете, это ступень на пути к истине абсолютной. Оно справедливо на каком-то этапе развития познания и может быть дополнено в дальнейшем. Так, в средние века люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Как это назвать: истиной или ложью? Ведь человек наблюдал движение светил с единственного наблюдательного пункта, и при этом, многие века и многие поколения. И действительно, по их многочисленным наблюдениям, Земля была в их представлениях неподвижна, а все остальное, как и Солнце, вращалось вокруг нее. Поэтому для них это знание было истинным, пока не было опровергнуто научными выводами.
Относительная и абсолютная истины – это лишь разные уровни, или формы истины. Поэтому каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной.
С понятием «истина», как ее антиподы, сосуществуют такие понятия, как «заблуждение» и «ложь». Заблуждение– это непреднамеренноенесоответствие суждений (или понятий) объекту исследования. Это свойство непреднамеренности делает заблуждение существенно отличающимся от лжи. Ложь является преднамереннымнесоответствием, возведением заведомо неправильных представлений в истину. Но оба они – и заблуждение и ложь – ошибочные утверждения.
Тема 7: Общество как единый организм
План:
Понятие общества.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 609;