Политические и правовые идеи Мелье и Мабли.
МЕЛЬЕ 1664-29
Француз. Родился в Шампании. Стал священником. Поссорился с дворянином, началась его травля- покончил жизнь самоубийством, уморив себя голодом. В 1762 году Гольдбах издал его произведение «Завещание». Появляются новые произведения - теоретические рассуждения о необходимости построенного коммунистического общества.
В мире царит неправда, два основных зла правят былом: частная собственность и сословное неравенство. Разоблачение ложной религии занимает важное место в его трудах. С особой силой критикует паразитизм служителей церкви. Чтобы уйти от этого, одного просвещения масс недостаточно, мало полагаться на мудрое законодательство, силу духовных и светских князей, надо противопоставить силу самого народа.
Призывает к насильственному свержению тирании, богатых, духовенства и королей.
Он рисует картину нового общественного строя, не знающего угнетения, частного присвоения земельных благ и дающего счастье всем людям. Это должно быть «общинным коммунизмом»: сельский приход и городская община составляют производственно-потребительскую группу, члены которой живут одной братской семьей, пользуются одинаково хорошей одеждой, питанием, жильем. Труд обязателен – этим ведуют Выборные старейшины.
ГАБРИЕЛЬ БАННО ДЕ МАБЛИ 1709-85
Родился в дворянской семье, был аббатом. Религиозное образование. Один из основателей учения о правах человека. В сочинении «О природе и обязанностях гражданина» обосновал необходимость радикальных преобразований общества. Восхваляет коммунизм, порядки древних..
Источник всех несчастий- частная собственность, приведшая к неравенству, нищете, рабству и порокам. Свою задачу видит в приближении общества к утраченному раю коммунистического века. В отличии от Морелли, сознает что в настоящее время при нынешнем состоянии умов нет возможности вернуться в тот коммунистический рай, а можно только в пустынных края из диких племен. Поэтому все, что пока можно сделать законодатель- обуздать жадность и стараться принять начала равенства к уже искаженному естеству человека.
В книге «О законодательстве и принципе законов» (1776) подробно излагает, которые будут направлены на искоренение двух главных пороков общества: жадность и стяжательство граждан и честолюбие сановников. Законы должны способствовать устранению простых потребностей.
1. Законы против роскоши должны распространяться на все имущество- жилище, мебель, одежду, слуг. Чем суровее они будут, тем более опасным будет неравенство имущества
2. Законы о порядке наследования, отмена завещаний и дробления состояний между наследниками.
3. Аграрные законы об ограничении величины земельных владений
4. Законы об отказе государства от покровительства торговле и купечеству и т.д.
Итак, Мабли осознавал невозможность установления коммунизма и отказывался от идеи общности имущества. Считает, что установление самой детальной регламентации всех сторон жизни, не оставляющей выбора, может обеспечить равенство при сохранении контролируемой и строго ограниченной частной собственности.
Личные претензии на счастье устраняются как абсолютное требование.
Дегтярева: У всех свобода человека, личности подчинена задаче всеобщего равенства. Требуется жесткая регламентация всех сторон жизни. Уничтожается свободный труд, блага распределяются государством. Создается «прокрустово ложе».
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 505;