Учение Гуго Гроция о праве и государстве.
Гуго Гроций(1583-1645) – голландский юрист, государственный деятель, философ.
Естественное право издавна противопоставляется положительному праву как идеал. Любые положительные законы со временим утрачивают смысл. Результат – конфликт старых законов и новых прогрессивных стремлений. В этих конфликтах и зарождается естественное право как требование изменить существующий государственный строй.
Естественное право – это идеал для положительного, право должное, то, что обычно называют фсф права.
Ошибочно думать, что естественное право возникло в Новом времени, оно было раньше. Тем не менее, оно связывается с именем Гроция.
Он имел необыкновенные способности –в 11 лет стал студентом университета, в 14 лет защищал тезисы по юриспруденции, математике, фсф. В 16 лет стал доктором наук.
Его слава предопределила славу его произведений. Трактат «О праве войны и мира» (1625). В своих приемах использует априорный путь исследования (умозаключения) и научную обоснованность.
Гроций противник Макивелли по воззрениям «в политике должны быть нравственные стремления».
Основания естественного закона Гроций видел в самой природе человека, которую он назвал «матерью естественного права».Она влечет к общению, в котором и заключается основание естественного права, т.е. человеку свойственно стремление к разумному общежитию. Отсюда вытекают требования – нормы естественного права :
1) Воздержание от чужого и возвращение того, что принадлежит другому
2) Исполнение обещаний
3)Вознаграждение за виновное причинение убытков, наказание
Норм являются непоколебимыми. Они ясны, достоверны и искушены.
Позитивное право проистекает из свободной воли лиц, разделяется на человеческое(установленное людьми, произвольное) и божественное право(выражение воли божьей через откровения).
Человеческое право делится на :
1. Семейное право – предписания домашних властей
2. Гражданское право – установлено властью граждан или государственной властью
3. Международное право – исходит из воли многих наодов
Человеческое право источником имеет другое, ибо его силой люди подчинены власти, а т.к. обязательность его исполнять вытекает из естественного закона, то он также будет источником позитивного права.
Государство- совершенный союз свободных людей для сохранения прав и для общей пользы. В определении есть заимствования у Цицерона + новая мысль: государство союз вечный и верховный. Этот союз заключается на все времена и у государства нет права отчуждать власть без согласия народа, за исключением случаев крайней необходимости.
Верховная власть государства есть скрепляющая его связь. Она едина и неразрушима. Она принадлежит субъекту общему(государству) и собственному(лицу, облеченному властью). Отвергает теорию заключения договора народом и государем, в силу которого народ будто бы обязуется повиноваться монарху, когда он управляет хорошо, но сохраняет право свергать его.
Виды государств:
1. Вотчинные – ими владеют как своими собственными по своему усмотрению. Правитель может государство между своими детьми- наследниками
2. Государства, где верховная власть изначально вручена правителю волею народа: тут государю следует согласовывать свои действия с волей народа и непозволительно отчуждение даже части имущества. Наследование власти по праву первородства. Пресечение династии – власть возвращается народу.
В области международного права Гроций требовал гуманности при ведении войны (щадить женщин, детей, обращаться человечески с военнопленными). Отрицал, что в этой сфере все решает сила и был сторонником правил справедливости.
Книга Гроция –это целая эпоха в истории политической и правовой науки, ее появление начало новый отсчет.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 804;