Политико-правовые идеи Реформации (Лютер, Мюнцер).
16 века- начало мирового религиозного движения, охватившего ряд стран Западной Европы- Реформация. Первоначально деятели реформации хотели «очищения веры», возврата к Евангелическому слову, т.е. некоторое улучшение, реформирование. Католическая церковь все больше приобретала официальный характер, утрачивая нравственный ореол. Верующие хотели быть больше внутренней, личной, сокровенной религии жизни. Однако католическая церковь не хотела отдавать своих позиций. Поэтому задачи реформаторов изменились: они хотели изменений не только внутри, а уже и внешних, т.е. воздвигнуть новую церковь. Возникла новая форма христианства - протестантство, появившийся под знанием свободы.
Свобода эта выражалась в избавлении верующих от принудительного авторитета церкви, от всех церковных законов и обрядов. Все это заменялось личным отношением к Богу, требовалась только лишь вера в Христа.
Религия превращалась в круг личных воззрений в Бога, «христианин спасается исключительно верой».
Христос умер за нас, взяв на себя все наши грехи. Кто в него верит- тот и спасен. Требования же определенных дел и исполнения церковного закона- все это изобретено духовенством, чтобы держать верующих под контролем.
Чтобы оставаться в рамках христианства, новая церковь должна иметь общий фундамент, общую связь, т.е. признанное всеми учение. Протестантство объявило Священное Писание не подлежащим критике, привел учение в систему. Со временем сам протестантизм стал на место католической церкви, также преследовались «богохульники». В Женеве создали протестантскую инквизицию.
Реформация была переворотом не только в религии, мировоззрении, но и во всей общественной жизни. Как религиозное учение, протестантизм не был последовательным. В богословском отношении он не был шагом вперед, но зато имел много нравственных достоинств. Протестантизм возвысил знание человека, провозгласив принцип индивидуальной свободы. Свобода совести, мысли и слова именно в протестантских странах получили первоначальное распространение. Рождался свободный человек-деятель. Принципы частного предпринимательства, новая деловая этика, культ труда. Труд- наипервейшая человеческая обязанность, форма служения богу. Человек- творец собственной жизни.
Возникает новый тип личности и новый тип предпринимателя. Протестантизм определил рождение нового мировоззрения, предопределив бурное общественное развитие Европы.
Реформация подготавливает духовную почву для буржуазной революции. Была уничтожена церковная иерархия. «Все верующие должны участвовать в церковном управлении». Таким образом, церковь превращалась в чисто демократическую общину.
Отношения новой церкви с государством. Ведомство церкви ограничивалось одним лишь поучением и нравственной дисциплиной. Всякие вмешательства в светские дела признавались незаконными. Протестантская церковь становиться союзом, подчиненным государству, превратившись, по сути, в орган государственной власти по делам веры.
Реформации была революцией в делах веры свершались не сверху, а обычными частными лицами, руководствующимися своей совестью и Евангелием. Однако различие мнений среди протестантов сыграло ту роль, что протестантизм сразу распался на множество направлений:
- лютеранство
- кальвинистскую церковь
- англиканскую церковь
- секту анабаптистов
Основатель немецкого протестантизма был Мартин Лютер. Он происходил из крестьянской семьи. Его отец скопил достаточно денег на рудниках. Под давлением отца Лютер поступил в Эрфуртский Университет, но юриспруденция его не привлекала. В 1505 году он стал монахом Эрфуртского монастыря. В 1508 г. Лютер становиться настоятелем городской церкви в Виттенберге. Получил ученую степень доктора богословия. 1517г. на воротах Виттенбергской церкви прибили «95 тезисов против учения об отпущении грехов». В них Лютер разъяснял, что подлинное покаяние не может быть актом купли- продажи. Не может быть сделки между человеком и Богом, а у церкви нет власти над Чистилищем. Отвергались и церковные гарантии небесного оправдания и спасения. Полный разрыв его с Римом произошел в 1520 году, когда Лютер публично сжег Папскую Буллу об отлучении его от католической церкви.
Основные реформаторские труды были созданы в 1520 году в ответ на буллу. Главные из них- тезис «Об оправдании веры». Каталицизм считал, что грешный человек может быть оправдан не верой, а добрыми делами, степень богоугодности которых оценивает церковь. Лютер объявил веру единственным путем спасения души, которая даруется человеку непосредственно богом. Лютер осуждал различия званий светского и духовного, исключительное право папства толковать Священное Писание. Он отстаивает «принцип всеобщего священства». Каждый верующий может быть толкователем и проповедником Слова Божьего.
Таким образом, все равны в делах веры. Тезис о всеобщем священстве освобождал человека от всяких авторитетов и посредников от незыблемых толкований, давая простор внутренней вере. Лютер отвергал авторитет Папских декретов и посланий. «Единственный авторитет - Священное Писание».
«Индульгенции, церковные наказания, богомолье, лишние церковные праздники должны быть упразднены». Лютер требует социальной реформы – уничтожения нищенства, правильное организация дела общественного призрения. «В университетах надо низвергнуть язычника- Аристотеля и основным предметом сделать Священное Писание». Лютер выражал требования к веротерпимости, настаивая на борьбе лишь силой убеждения, слова.
В сочинении 1520 года «О свободе христианина» Лютер строит церковный идеал. Церковная община должна иметь демократическую основу и все духовные лица должны назначаться и смещаться волею всей общины. Все церковные таинства он сводит к двум: крещению и причащению. Осуждает монастырский аскетизм, отвергает инстинкт монашества. «Богу не нужны пустые демонстрации, оторванные от жизни». В результате этого от католической церкви отпала масса недавних приверженцев. Бывшая монашка стала женой Лютера. На время Лютер стал символом немецкой нации, своеобразным мучеником, героем.
В 1523 году в работе «О светской власти» Лютер признает божественность этой власти и указывает, что она мечом должна охранять существующие порядки. Он отрицает за народом право на сопротивление власти. «Христианскую свободу следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода, включая крепостное состояние, вполне совместима».
Крестьяне напрасно надеялись на Лютера. Он выступал за безусловное повиновение власти, утверждая, что Евангелие проповедует страдание и терпение. Всякое восстание должно быть осуждено, как противное христианскому закону. В обращении «Против разбойников и кровопийц крестьян» Лютер предлагает властям не останавливаться не перед чем. От немецкой Реформации выиграли больше светские правители, которые были признаны «блюстителями веры и церкви».
Лютер отказывается от своей демократической теории выбора священников народом и признает князей главами местной церковной юриспруденции и управления. Он противник свободной организации церковных общин. Требует вмешательства государственной власти в борьбу против богохульства, напоминая, что недаром Бог дал меч властям.
«Из уважения к привычкам верующих» Лютер старался сохранить черты старого культа. Но Лютер все же был реформатором, создав первое победившее католическую церковь религиозное учение. Коренные преобразование культа привело к социально- политическим сдвигам в Германии:
1. Освобождение от засилья Рима, прекратил отток громадных денежных средств из страны
2. Стимулирование предпринимательской деятельности
3. Ликвидация многих церковных таинств упразднило огромную массу духовенства
4. Освобождение от больших расходов на церковь большинства населения
МЮНЦЕР (1490-25). Представлял плебейские направления. Первоначально был сторонником Лютера, но вскоре пришел к коммунистическим идеям. Его идея близка к атеизму, он не верил в ад, мучения грешников. Его сторонники жгли церкви, разрушали часовни.
Его реформация - преображение мира на началах справедливости и революционное устранение всех безбожников. Социальная программа близка к коммунистической - против роскоши, золота идолов в домах. За установление такого строя, где нет класс различий, частной собственности и чуждой народу власти.
Это программа скорейшего установления Царства Божьего на земле – установление строя, где должно быть равенство и братство. Наступить оно может только в результате революционной борьбы. Ремесленники, и пахари должны объединиться в союз, могут войти и князья, если они откажутся – должны быть уничтожены. Он хотел создать единую германскую республику.
21. Утопический социализм в Англии в 16 веке («Утопия» Т. Мора»).
Первоначально идеи социализма облекались в мысли христианско-этических авторов о царстве божьем. Идея социализма одна из самых древних и вечных. Как законченная идея сложилась в 16-17 веках, в эпоху религиозных войн и реформации, накопления капитала, появления новых форм гнета. Это время зарождения новых капиталистических форм эксплуатации.
Т.МОР (1738-45) родоначальник идеи. В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. Автор книги – англичанин Томас Мор (1478–1535 гг.), правовед по образованию, прославился как блестящий адвокат, был избран в парламент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лондона и другие должности. “Утопия” создана во время поездки во Фландрию в составе посольства.
1 часть - критика политических и социальных пороков современных европейских государств
2 часть - о несуществующем острове утопия.
Указывает на большое количество знати, обирающей народ, власти, вместо наказания виновных, обрушивающейся на бедняков кровавыми законами.
Государство - заговор богачей, ратующих над своим благополучием под вывеской государства. Частная собственность есть зло, т.к. сосредоточена в руках немногих и дает им почести и власть. Для уничтожения бедности и прочих зол необходимо уничтожить частную собственность.
«Утопия»- в переводе с греческого «место, которого нет».
Остров Утопия недалеко от Америки, на нем 54 города живут в условиях полного коммунизма. Семья - основная общественная ячейка. В городе семья занимается определенным ремеслом. В деревенской семье 40 взрослых человек ( в городе от 10 до16 человек), если ребенок хочет заниматься другим ремеслом, он должен быть усыновлен другим семейством. Семья – это как бы общественная мастерская.
Вокруг города - поля, которые обрабатываются горожанами поочередно. Часть горожан переселяются туда, уступая место тем, кто по истечении 2 лет работы на полях возвращаются в город. Все произведенные продукты перевозятся в общ дома, отсюда глава семьи получает все необходимое по потребности на семью. Обедают в общих столовых. Рабочий день 6 часов.
Рост производительности и изобилие объясняется:
1.Отсутствием праздных людей (богачей, воинов, здоровых и нищенствующих, т.е. паразитов)
2. Женщины работают как и мужчины
2..От физического труда освобождаются должностные лица и те, кто призван заниматься наукой. Если себя не оправдывают – их возвращают к физическому труду.
4.Самих нужд меньше, т.к. нет пустых прихотей и мнимых потребностей. Каждый носит одинаковую одежду из грубой ткани 2 года, во время работы - шкуры и кожа (1шт на 7 лет).
Дома определяются для проживания по жребию каждые 10 лет, они не перестраиваются и не запираются. Золото и серебро хранятся на случай внешней войны. В мирное время из них делают цепи для рабов. Кольца носят преступники. Драгоценные камни- игрушки для маленьких детей. Избыток произведенного отправляется за границу для приобретения золота и серебра на случай войны.
Общности жен нет. Браки строго охраняются законом, они нерасторжимы. Моногамные семьи, прелюбодеяния до брака наказываются. Развод возможен в случае прелюбодеяния супруга, либо нестерпимо тяж характера. Виновный в разводе не может вступить в брак вторично. Оскорбление брачного союза - пожизненное рабство.
Неприятные работы выполняют рабы и посвятившие себя этому люди. Рабы - осужденные за преступление и выкупленные за границей осужденные к смерти, а также военнопленные, взятые с оружием в руках. Народ миролюбивый, войны предпринимают для отмщения обид, для самообороны и освобождения других народов от тирании. Войско - добровольное, но своих граждан надо беречь=> наемники.
Управление 54 городами осуществляется на выборной основе. Все должностные выбираются на 1 год за исключением князя, который избирается пожизненно. Важные дела города решаются Собранием должностных лиц, а иногда- Народным собранием.
30 семей избирают филарха. Во главе 10 филархов стоит протофиларх.
Во главе государства князь и Сенат (находится в столице для решения общих дел) по три депутата от каждого города. Важные дела решаются при собрании всех должностных лиц. Вне Собрания и Сената обсуждать государственные дела запрещено под страхом смерти.
Религии у утопийцев разные, но все сходятся к поклонению единому божеству. Те, кто не верит ни в проведение, ни в бессмертие души не допускаются к должностям. Священников немного, это почетные люди , они занимаются воспитанием детей.
Законов мало, адвокатов нет, т.к. каждый знаток законов. Вопрос о наказании решает Сенат. За воровство казнить нельзя.
Фсф состоит в достижении честного и согласного с добродетелью счастья как цели человеческой жизни.
Мор вдохновился идеями Платона. Сходство исключительно внешнее: у Платона общность имущества требуется не для всего общества, а лишь для меньшинства – лучших (правителей). Он считал это лишением, необходимым для общественного блага. У Платона большинство трудящегося народа живет вне коммунизма, а у Т. Мора именно эти классы выдвигаются на первый план. Общественное устройство Утопии строится на 2 началах, отрицавшихся в античном мире: равенство людей и святость труда.
Таким образом, у Платона отказ от частной собственности - жертва, у Мора - выгода и верный путь к счастью.
Критический анализ «Утопии»
Игнорируется индивидуальность человека, его страсти, пороки и наклонности. Предполагается наличие лишь добродетельных граждан. Если же предположить недостаток чего- либо, то вся коммунистическая система начнет рушиться. Уже сама общность имущества предполагает несправедливость !!! Все мельчайшие детали жестко регламентированы (одежда, время сна и время подъема, вопросы о друзьях). Заблуждение, что никто не будет брать лишнего, т.к. все в изобилии. Остается в стороне и вопрос о правах и свободах личности.
«Утопия» не являлось программой действия !!!!!
22. Политико-правовые идеи раннего коммунизма ( «Город солнца» Томмазо Кампанеллы).
Идеи Т. Мора получили дальнейшее развитие в произведениях Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568–1639 гг.). Доминиканский монах Кампанелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах, где он провел около 27 лет, Кампанелла написал, в числе других произведений, “Город Солнца” (издано в 1623 г.).
"Город солнца". Город расположен близ экватора у берегов Индии на острове. Верховная власть вручена одному лицу, которого зовут ГОГ (Солнце), он самый умный в государстве. При нем три помощника: ПОН ( сила - война и мир), САН (мудрость – налоги, искусство, воспитание детей), МОР (любовь - деторождение, медицина, земледелие).
Кандидат на должность рассматривается сначала в Большом Совете (все граждане от 20 лет, заседают 2 раза в месяц), затем на Малом Совете (все старше 50 ).
Чтобы быть ГОГом (метафизиком), надо обладать знанием во всех областях, т.е. быть гением. Его и его помощников смещают, если найдется превосходящий по знанию. Их даже не смещают- они сами уступают свое место.
Остальные должностные лица могут смещаться по воле нар.
Таким образом, Город Солнца – аристократическая республика, многое в его устроении напоминает монашеский орден.
Солярии живут в условиях совершенного коммунизма, спят в общих спальнях, едят в столовых, все общее, даже жены. Существует подбор молодых людей для воспроизводства.
Воспитание детей - дело общественное. В руководители детям назначают ему ремесленников соответствующих характеру и созвездию под которым он родился.
Производственной ячейкой является мастерская (бригада). С/х работами занимаются все в определенное время. Против рабства. Тяжелый труд - самый почетный. 4-х часовой рабочий день. Потребление носит обществ характер. Военное дело обязательно для всех, даже женщин.
Всех соляриев отличает высокий патриотизм. Законы немногочисленны, кратки и ясны. Наказание за преступление - исправление, но для умышленных преступлений - принцип идеального талиона (возмездие). Наказания разные: телесные повреждения, смерть, удаление от общественного стола. Тюрем нет. Преступление отождествляется с грехом. Судят за безнравственные поступки, малодушие, гордыню (т.е. имеет место смешение норм права и морали).
За духовными лицами признается право творить правосудие.
Итак, изображаемое им политическое устройство еще менее сообразуется с человеческой природой, является еще более далеким от реальной жизни действием, чем у Т. Мора.
Дата добавления: 2017-12-05; просмотров: 1099;