Взаимосвязь и особенности письменной и устной речи
Письменная и устная речь находятся друг с другом в относительно сложных взаимоотношениях и теснейшим образом связаны между собой. Но их единство включает и существенные отличия, поскольку выполняют обычно разные функции. Если устная речь – вербальное общение при помощи языковых средств, то письменная речь – вербальное общение при помощи письменных текстов. Устная речь чаще всего проявляется как разговорная речь в ситуации беседы и рождается чаще всего из непосредственного переживания. Письменная речь проявляется, как речь деловая или научная и предназначена для непосредственно не присутствующего собеседника. Устная речь ситуативна: то, что мы говорим, понимается не сколько с содержанием самой речи, сколько на основании той ситуации, в которой находится собеседник. Так, иногда между близкими людьми достаточно одного намека, чтобы быть понятым.
Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации. Если в устной речи для смыслового выражения отношения к тому, о чем говорят, используют интонацию, то в письменной речи те же функции выполняют лексика (выбор сочетаний слов), грамматика и знаки препинания. В письменной речи также имеются синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура.
Письменная речь требует более систематического, логически связанного изложения. В письменной речи все должно быть понятно исключительно из её контекста, поскольку письменная речь отличается конкретностью. В условиях устной речи собеседники могут помогать друг другу регулировать речь, что отсутствует в письменной речи. В то же время письменная речь требует большей продуманности, плавности и сознательности.
Еще одно отличие устной речи от письменной заключается в том, что в устной речи слова строго следуют одно за другим, так что когда звучит одно слово, предшествующее ему уже не воспринимается ни самим говорящим, ни слушающими. В письменной речи дело обстоит иначе – как пишущий, так и читающий имеют в поле своего зрительного восприятия одновременно ряд несколько слов и в тех случаях, когда есть потребность, они могут вновь вернуться на несколько строк или даже страниц назад. Это создает определенные преимущества письменной речи перед устной.
Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между моментом ее порождения одним человеком и восприятия другим. Это дает возможность адресату выбрать стратегию для лучшего ее восприятия и понимания: прочитывать частями, читать все сразу или возвращаться к прочитанному.
ЛЕКЦИЯ 14
Тема: ЛИЧНОСТЬ
1. Понятие о личности.
2. Структура и развития личности.
3. Социализация личности и социально-психологические механизмы социализация.
4. Основные стадии социализации личности.
5. Я-концепция.
6. "Я-концепция" и самооценка личности.
7. Поведенческий компонент «Я-концепции».
ПОНЯТИЕ О ЛИЧНОСТИ
Реальность, которая описывается понятием "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (регsona) первоначально относилось к актерским маскам. Так, в римском театре маска актера называлась "личина" — лицо, обращенное к аудитории, которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль.
Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря жизни человека в обществе. Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Человек как общественное существо приобретает новые личностные качества тогда, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся "образующими" его личность. В момент рождения индивида еще нет этих приобретаемых впоследствии личностных качеств.
Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих (Немов Р.С.).
В настоящее время личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных в процессе целенаправленной деятельности качеств. В понятие "личность" обычно включают такие свойства, которые являются:
o более или менее устойчивыми,
o свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.
Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые:
o природно обусловлены и не зависят от жизни человека в обществе;
o психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.
Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". Содержательно эти понятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждой из этих понятий, их соотношение с понятием "личность" позволит более полно раскрыть последнее (рис.3).
Рис. 3. Соотношение объемов понятий "человек" "индивид" и "индивидуальность" с понятием «личность»
Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков качеств.
Человек, по мнению Б. Ф. Ломова [3, с. 78 ], «сложнейшая из известных науке систем, обладающая уникальными характеристиками, и прежде всего способностью к саморегуляции». Он находится как бы на пересечении многих «разнопорядковых систем», и поэтому «о его существовании можно говорить как о полисистемном процессе».
Так, человек живет в физической среде и является физическим телом, обладает определенными физическими характеристиками (массой, объемом, величиной и т. д.), что нельзя не учитывать при его изучении. По своей природе человек — природное, биологическое существо, и в этом качестве он выступает как носитель совокупности биологических свойств и характеристик. Главную роль в отношениях человека с миром, по мнению Б. Ф. Ломова, играют те, «которые определяются его принадлежностью к социальной системе», что в свою очередь обусловливает континуум социальных качеств человека. Именно в силу принадлежности человека к различным системам, разнообразия его отношения с миром человек предстает, то как субъект деятельности, познания и общения, то, как индивид, то как личность и индивидуальность. Каждое из указанных проявлений отражает определенный ракурс рассмотрения единого объекта и соответственно ту или иную предметную область исследований.
Природой человека как сложной саморегулирующейся системы определяются место и роль психического в системе жизнедеятельности. Согласно Б. Ф. Ломову, «психические свойства не сводятся ни к социальным, ни к биологическим и не находятся между ними (или над ними). Однако их нельзя оторвать ни от тех, ни от других: психические свойства как бы проникают и в социальные и в биологические, связывая, „пронизывая" их определенным образом. Вместе с тем многие как социальные, так и биологические качества человека реализуются в его поведении и деятельности через качества психические». Таким образом, очевидна системообразующая роль психических качеств в целостной организации человека.
Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая
деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются прижизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями. Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались логическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и различных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества.
Человек подчиняется как живое существо основным биологическим и физиологическим законам, а как социальное - законам развития общества.
Индивид — это единичный представитель вида "homo sapiens". Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
При всей многогранности понятия "индивидуальность" оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущностное определение индивидуальности связано не столько с понятиями "особенность", "неповторимость", сколько с понятиями "целостность", "единство", "самобытность", "авторство", "собственный способ жизни". Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме".
Становление индивидуальности происходит в процессе индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявляющий себя в жизни человек.
В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке.
Со словом "личность" обычно употребляют такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других.
Об индивидуальностимы чаще говорим: "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.
В психологии имеется несколько общепринятых положений относительно личности. Можно говорить о четырех аксиомах:
1) личность присуща каждому человеку;
2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
3) личность есть продукт исторического развития, т. е. возникает на определенной ступени эволюции человеческого существа;
4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, т. е. то, что отличает одного человека от другого. Общаясь с людьми, мы прежде всего ориентируемся на особенности их личностного склада.
С позиций современного системного подхода к пониманию личности в структуре личности можно выделить три основные её подсистемы:
а) общечеловеческие свойства (ощущения, восприятия, мышление, память, воля, эмоции);
б) социально-специфические черты (социальные установки, роли, ценностные ориентации);
в) индивидуально-неповторимые свойства, когда личность, наряду с общепсихологическими проявлениями, обладает индивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером, направленностью, способностями.. Это те свойства личности, которые составляют её индивидуальное своеобразие.
Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 2947;