Эволюция мозга человека

Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало, явля­ется сложнейшим органом, который прошел длительный путь эволюции.

У людей мозг устроен значительно сложнее, чем у животных и его масса тоже боль­ше. Так, если мозг обезьяны достигает 400—500 грамм, то у человека вес мозга (в среднем) — 1400 грамм. Насколько сложны функции мозга в жизнедеятельности орга­низма, видно из того, что мозг, составляя около 2% веса тела, потребляет свыше 18% по­ступающего в организм кислорода. Чем выше уровень развития животного, тем большую часть веса тела составляет его мозг. Так, у кита он занимает по весу всего 1/20 000 часть тела, у слона —1/400, у обезьяны—1/100, а у человека— 1/46.

Особое значение в жизни организма имеет кора больших полушарий мозга. У человека сна состоит в среднем из 14 - 15 миллиардов нейронов. Наиболее важную роль выполняют лобные доли коры. Чем более развито животное, тем большую часть коры занимают лобные доли. Например, лобные доли кошки занимают 3%, человека — 29%.

Сравнивая строение и функции мозга животных и человека, мы можем задать во­прос: в чем же заключается особенность мозга человека? Действительно, человек не имеет такого острого зрения, как у орла, не умеем бегать так быстро, как гепард, не уме­ем летать, как птицы. Но крылья, зоркие глаза, быстрые ноги — это дар природы. Человеку же дано другое, гораздо большее — разум, который восполняет все, недоданное природой. Нет осо­бой зоркости, но есть бинокль, телескоп и микроскоп, нет особой резвости — есть поезда, авто­машины, мотоциклы и велосипеды, нет крыльев — есть дельтапланы, самолеты и космические корабли. Разум человека компенсирует отсутствие любых природных приспособлений, имею­щихся у других животных.

Одним из наиболее интересных показателей нервной системы человека является ее измен­чивость. В частности, это характерно для головного мозга человека. (Савельев С. В., 1998). Ус­тановлено, что головной мозг различается у мужчин и женщин, у различных рас, этнических групп и даже внутри одной семьи. Эти различия весьма устойчивы. Они сохраняются из поколе­ния в поколение и могут быть важной характеристикой изменчивости мозга человека как биоло­гического вида.

Так, вес мозга у новорожденных составляет примерно 350 г, у взрослых мужчин он равен в среднем 1400 г, а у женщин — около 1250 г. Мозг достигает максимального веса между 18 и 30 годами. Удельный вес мозга с сосудами у человека равен приблизительно 1,03.

Исследователи собрали колоссальный материал и обнаружили, что каждая раса имеет «свой» средний вес мозга: европеоидная — 1375 г, монголоидная — 1332 г, негроидная — 1244 г, австралоидная — 1185 г. Существует устойчивая весовая и анатомическая разница между мужским и женским мозгом. Вот средние показатели веса мозга характерные для Европы: мужчины — 1375 г, женщины — 1245 г.

Масса головного мозга человека непостоянна. Она меняется на протяжении всей жиз­ни. Сразу после рождения головной мозг постепенно увеличивается. У европейцев начала XX века он достигал максимальной массы к 20-летнему возрасту. Между 20 и 50 годами масса мозга остается постоянной, а после 50 лет начинает постепенно уменьшаться. Это уменьшение составляет примерно 30 г на каждые последующие десять лет жизни. Между 50 и 85—90 годами оно может составлять 100-200 г. В настоящее время наибольшая масса головного мозга у большинства европейских народов и американцев отмечается в 25 лет. Интересно, что у японцев мозг достигает максимальной массы в период от 30 до 40 лет.

Хотя объем и вес мозга имеют некоторое значение в психической жизни индивида, но особенно важна структура мозга. Поэтому по весу мозга еще нельзя, например, судить об умственных способностях человека. Мозг некоторых выдающихся людей был значительно больше среднего веса. Так, у И. С. Тургенева он весил 2120 г, у И. П. Павлова—1653 г), а у других талантливых людей - меньше (например, у писателя Анатоля Франса мозг весил всего 1170 г).

Мозг человека прошел длительный путь эволюции и в настоящее время психологиче­ской науке известно:

Ø Человеческий организм является в высшей степени самоорганизующийся и саморегу­лирующейся системой.

Ø Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство - высочайшую пластич­ность, состоящую в умении приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным ус­ловиям существования,

Ø Благодаря высочайшей пластичности мозга истинные возможности психики, ее ре­зервы в саморегуляции организма и состояний тела огромны.

Начиная от простейшей физиологической раздражимости, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу человека с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись мно­гочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психиче­ское отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъектив­ного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий.

По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной гибели организма, и позитивные, ко­гда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая сегодня называется эмоциями. Эмоция это уже не только физиологическое отражение (оно в ней непременно имеется), это уже переживание, т.е. субъективное явление.

В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу че­ловека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как "субъективный образ объективного мира".

Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами. Появляется и оперирование этими понятиями, т.е. появляется мышление.

Условно сравнивая мозг человека с достижения научно-технического прогресса можно отметить следующее. По современным данным мозг человека представляет со­бой сложнейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей ин­формации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает ко­манды и контролирует их выполнение.

Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы от­ражения объективного мира - человеческого восприятия, чувств, памяти и воли. Ученые давно стремятся к разгадке мозга — этого удивительного феномена приро­ды. В России существует Институт мозга, который был создан В.М.Бехтеревым. В США 90-е гг. были объявлены десятилетием мозга. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена и в настоящее время продолжаются обширные исследования по его изучению.

 

 

ЛЕКЦИЯ 4

Тема: СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

1. Сознание: понятие и возникновение.

2. Психика и сознание.

3. Основные черты сознания.

4. Сознательное и бессознательное.

5. Самосознание и самопознание, самооценка и самоопределение человека.

1. Сознание: понятие и возникновение

Утверждение о том, что человек - существо сознательно, известно всем. Человек спо­собен свою собственную жизнь, свое «Я», отделить от окружающей его среды, выделить свой внутренний мир и представить свою субъективность как предмет осмысления, как предмет практического преобразования. В этом просматривается фундаментальная характе­ристика способа бытия, жизни человека. Этим человек отличается от животного. Сознание собирает и интегрирует многообразные явления человеческой реальности в подлинно цело­стный способ бытия. Именно сознание делает человека - «Человеком».

Сознанием называют высший уровень психики как отражение реального мира, свойст­венный только человеку и развивающейся у него в процессе коллективной трудовой дея­тельности.

Сознание - это высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Возникнув вместе с появлением коллектив­ного труда и человеческой речи, сознание не оставалось неизменным у людей, а непрерывно развивалось из поколения в поколение. Развитие сознания отдельного человека всегда зави­село от хода общеисторического процесс, определялось общественным бытием, т.е. жизнью данного общества. Важнейшим условием этой жизни является уровень развития материаль­ных производительных сил, включая орудия труда. Так, например, сознание человека камен­ного века было намного примитивнее сознания людей, научившихся изготовлять орудия из бронзы и железа и пользоваться ими.

Важную роль в развитии сознания человека сыграла человеческая речь. Кроме устной речи, этому способствовало и появление речи письменной. Благодаря письменной речи лю­ди, живущие далеко друг от друга, стали обмениваться опытом, а знания, приобретенные од­ним поколением, передавались потомкам. Так проявляясь в деятельности, сознание в дея­тельности и формируется.

Таким образом, сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отра­жения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирова­ния у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Сознание является высшим уровнем пси­хического отражения и саморегуляции жизнедеятельности индивида, присущим только чело­веку как общественно-историческому существу. В то же время сознание, выступая как осо­бое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования и самой психики.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфиче­ских качеств сознания является язык. Низший уровень психики образует бессознательное.

С точки зрения системной концепции психики, сознание — специфическая особенность психики, позволяющая ей быть направленной на саму себя. Обрисуем основные факторы и предпосылки возникновения сознания (см. рис. ).

 

Становление сознания связано со становлением новой формы бытия - бытия челове­ческого, как новой формы жизни. Психическая деятельность выступает в новом качестве - сознании, или точнее, как отмечает С.Л. Рубинштейн, процесс осознания субъектом окру­жающего мира и тех отношений, в которые он с ним вступает, по мере того как из жизни и непосредственного переживания выделяется рефлексия на окружающий мир и на собствен­ную жизнь.

Практика сознания, собственно психологический анализ сознания заключается в пре­одолении сознанием полной поглощенности текущими делами, текущим процессом жизни, занятие позиции над ней. Иначе говоря, практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию или в рефлексивное сознание.

Таким образом, наличие сознания предполагает выделение человека из его окружения, появление отношения субъекта действия и познания к объективному миру. Сознание всегда предполагает познавательное отношение к предмету, находящемуся вне сознания. Этот про­цесс глубоко проанализировал выдающийся советский психолог С.Л. Рубинштейн.

Существуют два основных способа существования человека и, соответственно, два от­ношения его к жизни.

Первый— жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей, в которых живет человек: сначала отец и мать, затем друзья и подруги, учителя, в дальнейшем - муж, дети и т.д. Здесь человек весь внутри жизни, всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям, а не к жизни в целом. Отсутствие такого отношения к жизни в целом связано с тем,, что человек не выключается из жизни, не может занять мысленно позицию вне ее для рефлексии над ней. Это есть существующее отношение к жизни, но не осознаваемое как та­ковое. Такая жизнь выступает как природный процесс, когда очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью. Она отличается крепкими непосредствен­ными связями человека с другими людьми, друг с другом и является надежным оплотом нравственности как естественного состояния человека. Здесь нравственность существует как невинность, как неведение зла, как естественное, природное состояние человека, состояние его нравов, его бытия.

Второйспособ существования связан с появлением рефлексии. Она как бы приостанав­ливает, прерывает этот непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пре­делы. Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент, когда кончается первый способ существования и начинается:

Ø путь к построению нравственной человеческой жизни на новой сознательной основе.

Ø либо другой путь - к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному скепти­цизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых формах — к моральной не­устойчивости),

Таким образом, благодаря рефлексии связано философское осмысление жизни. Созна­ние выступает здесь как разрыв, как выход из полной поглощенности непосредственным про­цессом жизни для выработки существующего отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. С этого момента каждый поступок человека приобретает характер философского суждения о жизни, связанного с ним общего отношения к жизни. С этого момента, собственно, и встает проблема моральной ответственности человека в жизни.


Психика и сознание

В процессе эволюции живых существ психика как отражение объективной действительности развивалась в зависимости от условий жизни и приобретала все более сложные формы. Высочай­ший уровень ее развития — человеческое сознание.

Психология объясняет возникновение человеческого сознания общественным способом бы­тия людей и трудовой деятельностью, которые обусловили его развитие. С переходом к общест­венным формам жизни коренным образом изменилась структура человеческого поведения. Вме­сте с двумя источниками поведения — а) наследственно закрепленной программой и б) собственным опытом самого индивида — возникает третий источник, который формирует человеческую дея­тельность, — передача и освоение общественного опыта. В удовлетворении этой важной социаль­ной потребности одним из решающих факторов был язык, ставший формой существования соз­нания.

Характерными структурными компонентами сознания являются:

1. Знание об окружающей действительности, природе, обществе. Уровень сознания находит­ся в прямой зависимости от уровня освоения знаний и опыта личности. В процессе общественно-исторического развития у человека развилась потребность в знаниях, которая является главной дви­жущей силой, мотивом познавательной деятельности;

2. Отделение человеком себя от предметного мира и разделение "Я" и "не Я", проти­вопоставление себя миру предметов. Характерно самопознание, ставшее основанием для самосоз­нания, то есть осознания собственных физических и морально-психологических качеств;

3. Целенаправленность, планирование собственной деятельности и поведения, предвидение ее результатов. Эта сторона со знания проявляется в самоконтроле и коррекции собственных дейст­вий, их перестройке, в изменении стратегии и тактики, если этого требуют обстоятельства;

4. Отношение к объективной действительности, к другим людям, к самому себе. Отношение личности к своему окружению, проявляется в оценке предметов и явлений и способности к критике своих действий, в которых важную роль играет эмоционально-волевая сфера.

Выделение и противопоставление себя предметам — миру, природе и общественным явле­ниям, а также переживание своего отношения к объективной действительности и самому себе — основные функции самовоспитания человека.

Во-первых, благодаря сознанию человек становится субъектом воспитания, то есть сам ставит перед собой воспитательные цели и достигает их. Во-вторых, благодаря активности сознания в процессе отражения действительности информация, поступающая к человеку, отра­жается не механически, а сознательно перерабатывается в соответствии с целью, задачами и опытом личности. В-третьих, уровень развития сознания у человека зависит от накопленных знаний, выработанного мировоззрения, идейных и моральных убеждений, отношения к другим людям и к самому себе.

Человеку свойственны также и неосознаваемые формы психической деятельности: инстинк­тивные и автоматические действия, влечения и т.п. Однако бессознательное включается в созна­тельное и благодаря этому может контролироваться человеком.

Таким образом, рассматривая формы психической деятельности, нужно иметь в виду, что психическая жизнь, сознание и деятельность личности всегда возникают в единстве. Это единство проявляется в целенаправленной деятельности человека, в его отношении к другим и к самому себе, в его разнообразных познавательных, эмоциональных и волевых реакциях. При этом человек взаимодействует с окружающей средой как целостный организм.








Дата добавления: 2017-11-04; просмотров: 907;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.012 сек.